Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Oravaskvirel thumb
8/10

Галопом по Толстому

Рецензия на фильм «Анна Каренина»

14516 thumb

Вам никогда не приходило в голову, чем были бы и как воспринимались "Семнадцать мгновений весны", будь они сняты не в двенадцать серий, а в две? Когда я смотрю фильмы, в которых есть много "о чем сказать", я каждый раз испытываю огромную благодарность Татьяне Лиозновой за ее подвиг: пробить в эпоху дефицита фильм такой длины, какой она считала нужным для неторопливого анализа героев и сюжета, не побоявшись наскучить зрителю и вызвать неудовольствие властей наверно требовало мужества и большого - не только художественного -

таланта.

Излишне говорить, насколько хороша литература Толстого. Прочтите, если по каким-то причинам пока этого не сделали - вы удивитесь тому, насколько не права школьная программа, навязывающая детям книги, которые не для детей писались и не детям их бы надобно читать. Ощущения от чтения Толстого можно сравнить только с чувством насыщения в хорошем ресторане после тонн мимоходом сжеванного фастфуда. Десятки главных и второстепенных персонажей, образ мыслей и действий которых прописаны настолько психологически и художественно точно, что иное кино не сравнится по силе воздействия. Поразительное знание человеческой психологии не просто в разделении на мужскую и женскую, что само по себе - довольно большая редкость,  но на множество психотипов: у Толстого даже описания природы разные, в зависимости от того, глазами какого персонажа он ее описывает. А еще он удивительно современен, захватывающ и очень кинематографичен.

Трудно сказать, почему после столь ярких и мощных словесных описаний мозг желает увидеть живую картинку: удостовериться ли в том, что созданные в твоей голове образы совпадают с теми, что возникли у других людей или еще раз пережить историю, но уже в другом - визуальном - ракурсе. Однако факт остается фактом - экранизации литературных произведений являются одним из тех китов, на которых прочно держится планета кинематографа.

"Анну Каренину" снимали в общей сложности около сорока раз. Экранизация Александра Зархи 1967 года была далеко не первой: до него Анна успела побывать немой и освоить театральные подмостки, но до сих пор эта киноверсия считается одной из лучших, в ней наиболее точно угаданы внешние образы героев и отображена атмосфера времени. Трудно представить себе Анну - не Татьяну Самойлову, Стиву - не Юрия Яковлева, Каренина - не Гриценко и Вронского - не Ланового. Удивительно, как, в разгар Советской России Зархи умудрился так точно воссоздать ушедшую эпоху, буквально раздвинуть занавес из комсомольских строек, задора "оттепели" и надвигавшегося застоя и ненадолго вернуть как будто никогда и не существовавший фантом дворянской Москвы. Экранизацию вполне можно было бы причислить к разряду безоговорочно гениальных, если бы не одно жирное но... Она очень схематична. Вместо вдумчивого психологического анализа с нагнетанием страстей на фоне неторопливой жизни аристократической деревни и двух столиц - талантливый, но беглый пересказ великого произведения в духе краткого содержания, аннотации к книге, шпаргалки для тех, кто хочет знать, "про что", не задумываясь над тем "как" и "почему". Да, все верно, практически скрупулезно следуя Толстому, но - невозможно раздражающим беглым пунктиром: три минуты у Облонских, пять - охота и скачки и по паре минут на каждую значимую сцену, включая наитрагичнейшие сцены с Вронским и Карениным... Не успеешь опомниться, как Анна уже у развязки на вокзале.

Я очень люблю этот фильм, но я любила бы его гораздо, безоговорочно больше, будь он снят многосерийным и не вызывал бы у меня досаду за великих актеров, за неподражаемую Самойлову, которая и рождена-то была всего для двух ролей, включая Каренину. Впрочем, он в любом случае хорош до невозможности, этот "глубокий поверхностный" шедевр просто потому что он есть и что в нем так многое и так верно угадано. Он как будто был снят самим Толстым, но затем какой-нибудь бездушный чинуша Каренин подверг его безжалостному монтажу, руководствуясь двумя главными принципами советского государства: "В СССР секса нет" и "Старое - на слом, нужно дать дорогу новому". Я и пересматриваю его сейчас все больше фрагментарно, ради картинки, чтобы далее ее самой дорисовывать, ибо только возникнет внутри необходимое ощущение, как тебя уже галопом протащили к следующему сюжетному эпизоду...

@ Mon, 09 Apr 2012 22:33:22 +0400

Комментарии к рецензии (9)

cvetikkk
  • Киновед
  • Mon, 09 Apr 2012 23:59:36 +0400

Полностью соглашусь с рецензентом: как можно 2 тома "запихнуть" всего в 2 часа просмотра?
"Краткость- сестра таланта"; "Галопом - по Европам"- это не для таких великих произведений! arrow

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Apr 2012 01:20:47 +0400

Спасибо за столь почтительное отношение к творчеству Льва Толстого! Из экранизаций «Анны Карениной» видел только 4 – с Гретой Гарбо, Татьяной Смойловой, Жаклин Биссе (сериал) и с Софии Марсо. Фильм Сергея Соловьева еще не видел. Недавно заметил здесь фильм Александра Зархи и захотелось скачать и пересмотреть. Так вот, Вы не совсем правы в том, что формат двух-серийный маловат для экранизации великого романа. Представьте себе эти годы – конец 60-х, начало 70-х. Телевизоры с экраном размером в пол-листа писчей бумаги, черно-белые. Ну и каков бы был эффект! Да, уже тогда были великие экранизации, например британская «Сага о Форсайтах», или даже Ваши любимые «17 мгновений». Так что кинофильмы снимали для большого экрана кинотеатров и только. Вот «Войну и мир» выпустили в 4-х сериях. И это был максимум для того времени. Альтернативы просто не существовало. Ни видео, ни ДВД, ни Интернета с Кинокопилкой. Возможно в будущем снимут и еще один сериал по «Анне Карениной», но где она - вторая Самойлова?

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Apr 2012 14:34:54 +0400

Мне очень понравилось.
Я полностью согласна с тем, что школьники не могут в полной мере воспринять этот роман. Подобные казусы со школьной программой нередки. Не знаю, как сейчас, но, помнится, лет восемь назад, когда мой брат был в 7 классе, им задали сочинение по рассказу Куприна "Любовь"! Я была просто в шоке - на какое понимание расчитывали составители пресловутой программы! confused

Oravaskvirel
  • Киновед
  • Tue, 10 Apr 2012 19:43:56 +0400
Bars2009 писал:

Спасибо за столь почтительное отношение к творчеству Льва Толстого! Из экранизаций «Анны Карениной» видел только 4 – с Гретой Гарбо, Татьяной Смойловой, Жаклин Биссе (сериал) и с Софии Марсо. Фильм Сергея Соловьева еще не видел. Недавно заметил здесь фильм Александра Зархи и захотелось скачать и пересмотреть. Так вот, Вы не совсем правы в том, что формат двух-серийный маловат для экранизации великого романа. Представьте себе эти годы – конец 60-х, начало 70-х. Телевизоры с экраном размером в пол-листа писчей бумаги, черно-белые. Ну и каков бы был эффект! Да, уже тогда были великие экранизации, например британская «Сага о Форсайтах», или даже Ваши любимые «17 мгновений». Так что кинофильмы снимали для большого экрана кинотеатров и только. Вот «Войну и мир» выпустили в 4-х сериях. И это был максимум для того времени. Альтернативы просто не существовало. Ни видео, ни ДВД, ни Интернета с Кинокопилкой. Возможно в будущем снимут и еще один сериал по «Анне Карениной», но где она - вторая Самойлова?

Спасибо за отзыв! Не соглашусь с Вами, так как усматриваю в Вашем комментарии противоречие: Вы пишете о том, что формат не мал, так как, мол, время тогда было такое, малоформатное. Формат мал в любое время, все прочее - лишь отговорка. Да Вы и сами, во-первых, вспомнили о "Войне и мире" и, во-вторых, написали "но где она - вторая Самойлова." Именно это я и имела в виду: был уникальный актерский материал, который не удалось в полной мере использовать. И не важно, кто в этом виноват: чиновники, режиссер или время. Возможность упущена навсегда.

Есть еще один фильм (кстати, современный), который вызывает у меня те же чувства досады: весьма точно угаданы и хорошо играют актеры. Но там вообще абсурд - одна серия и это смотреть практически невозможно, а ведь можно было сделать просто шикарную экранизацию: "В августе сорок четвертого".

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Apr 2012 21:12:59 +0400

Возможно я повторяюсь, но взгляните на дату создания этого прекрасного фильма - 1967 год.
Стало быть, вы отсылаете упреки в уже далекое прошлое. Другой возможности смотреть кинокартины, кроме похода в кинотеатр за 35 коп., 70 коп.-за двух серийный фильм тогда НЕ БЫЛО!

И дело не только в переложении литературной основы в полуторачасовый сеанс, или в две серии. Адекватно экранизировать можно только пьесу и то приходится сокращать текст. И задача кинематографистов состоит не в этом. Если человек впервые увидит Каренину, Вронского, Облонского, Левина, Китти на экране то потом, читая роман, они будут продолжать в его воображении доигрывать те же роли, но уже в тексте великого романа. Так же и с фильмом "В августе 44-го". Читать книгу "Момент истины" можно и нужно саму по себе.

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Tue, 10 Apr 2012 22:33:11 +0400

Вернее, рассказ назывался "Первая любовь", конечно. Да простит меня Куприн! mrgreen

Oravaskvirel
  • Киновед
  • Tue, 10 Apr 2012 23:56:36 +0400
AZZYMUT писал:

Мне очень понравилось.
Я полностью согласна с тем, что школьники не могут в полной мере воспринять этот роман. Подобные казусы со школьной программой нередки. Не знаю, как сейчас, но, помнится, лет восемь назад, когда мой брат был в 7 классе, им задали сочинение по рассказу Куприна "Любовь"! Я была просто в шоке - на какое понимание расчитывали составители пресловутой программы! confused

Составители, безусловно, рассчитывают просто познакомить школьников с классикой, так как иначе большинство вообще за всю жизнь ни разу с ней не соприкоснется (пусть хоть так!), но на самом деле прививают к ней стойкий иммунитет, потому что ни Куприна, ни Толстого в четырнадцать-пятнадцать лет, конечно, не то понять - дочитать до конца крайне сложно. Я сама чуть не до недавнего времени считала Толстого жутким занудой и была уверена, что тратить время на него ни за что больше не буду как раз благодаря школьным опытам. Спасибо за отзыв!

lara77
  • Кинокритик
  • Wed, 11 Apr 2012 19:31:08 +0400

Если смотреть после прочтения, фильм кажется не беглым поверхностным изложением, а хорошим дополнением. А если вместо книги – тогда, конечно, да…

HelenQueen
  • Кинолюбитель
  • Wed, 17 Oct 2012 01:23:19 +0400
Oravaskvirel писал:

Составители, безусловно, рассчитывают просто познакомить школьников с классикой, так как иначе большинство вообще за всю жизнь ни разу с ней не соприкоснется (пусть хоть так!), но на самом деле прививают к ней стойкий иммунитет, потому что ни Куприна, ни Толстого в четырнадцать-пятнадцать лет, конечно, не то понять - дочитать до конца крайне сложно. Я сама чуть не до недавнего времени считала Толстого жутким занудой и была уверена, что тратить время на него ни за что больше не буду как раз благодаря школьным опытам. Спасибо за отзыв!

Рецензия отличная, спасибо!
А вот про Куприна не скажите. В свои 15-16 лет я его просто обожала. smile Уж не знаю, что я там понимала, но читала и перечитывала. Так что все индивидуально.

Добавить комментарий