Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Vaxmurka thumb
10/10

"Не сотворите кумира себе!" Трагедия в обертке фарса на музыку Моцарта.

Рецензия на фильм «Амадей»

3649 thumb

 

 Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет и – выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

И слышите безумный смех... Чей ???

Очередной шедевр Формана, в его список входят такие картины как «Полёт над гнездом кукушки», «Призраки Гойи», «Вальмонт», «Призраки Монаха», «Регтайм», «Если бы здесь не играла мелодия». Один  из немногих режиссеров,  которому дано право высказать свою точку зрения

на тему борьбы личности против общества  и конфликта  личности с собой.

Свет...Занавес...Оркестр!!.....зазвучал  "Дон Жуан... Да! Тот самый «аморальный»  «Дон Жуан»! Впрочем, как и сама жизнь Моцарта. Но всевидящее око не дремлет!..  (гром и молния  ) И каждый получает по заслугам - возмездие!

Уже с раннего возраста Сальери стал завидовать Моцарту, завидовал их отношениям с отцом, который во всём поддерживал его.  У Сальери  же отец не понимал его богатую возвышенную духовность. Торгаши!.. Именно менталитет сыграл злую шутку с Сальери. Он решил сторговаться с Богом.
«Господи, сделай меня великим, позволь мне прославить Тебя и Себя!.. А за это я отдам тебе  трудолюбие, целомудрие, себялюбие!».
Так  продают себя не богу, а другому - дьяволу. И  чем больше Сальери старался, тем  хуже себя чувствовал, болото  противоречий засасывало его. Увидев первый раз Моцарта (Том Халс), в облике дауна, с таким противным смехом, таким похотливым, таким бесстыжим, Сальери онемел. Как можно? Ведь музыка это божество! Это «слова» бога и он, Амадей - «возлюбленный богом»,  должен выглядеть полубогом… Отец был прав?! Это обезьянка! Так в  чем же правда и справедливость?
Кому же как не Ф.Мюррейю Абрахаму, полуитальянцу, сыграть Сальери?  Медлительность, всезнающий мудрый взгляд и, не побоюсь этого слова, архичуствительная игра актера. Он заставил почти всех в этой картине  жалеть Сальери, а не Моцарта, ОН оправдал Сальери!

 Ах, Сальери! Сама  грация, самое олицетворение воспитанности, сама галантность, композитор, его ученики - Лист, Бетховен, Шуберт!

С другой стороны Моцарт - весельчак, неугомонный  фигляр, музыкант, композитор, способный к импровизациям, скрипач, органист, беспечный транжира и… мот, шут, самовлюбленный, вызывающий, наглый, раскрепощённый… и с таким дебильным смехом.

 

Борьба противоречий - он любил то, что делал Моцарт, но ненавидел самого Моцарта, а ведь Бог просил только одного от Сальери – смирения.  Сальери получил неправильно растрактованный урок в детстве – он обещал воспеть бога, и бог  дал ему шанс, забрав его отца, но так и не дав ему полной силы таланта (увы, так считал Сальери). Почему Моцарт может писать такие партитуры? Такие наполненные фиоритурами оперы? Он забрал его Любовь  - мадам Кавалери! Антонио так желал её!.. Но появился  Моцарт и мало того, что она запела в неприличном ампула - Гарем! (Это же бордель!!!) Но и посягнул на неё . И тогда Сальери решил наказать (пауза) Бога. Он решил показать ему, как тот не прав,  ведь человек,  которому тот  подарил дар - настоящий урод  во всех смыслах,  без дара он никто!
«Я продал тебе всё, а ты, показывая своё величие, высмеял меня».
Он же пишет грязным пером, пьяный, нищий, он бросает вызов всем - видом, париками, музыкой на запрещённую пьесу, запрещенным балетом. Он бросает вызов итальянскому языку - всемирному языку опер.  Всё кричит вульгарностью за чистотой музыки! Какофония во всём! Моменты,  которые я никогда не забуду в этой картине - это вопли тёщи,  побудившие Амадея на такой шедевр как «Волшебная флейта». Как истинно... простота рождает шедевры.
Другой момент - это когда Моцарту стало плохо. Бог мой! Сальери все-таки его любит! Он испугался!!! И такая надежда затеплилась у меня в душе... ведь Амадей всегда восхвалял  любовь и всю свою музыку нес через  это, он верил, что только любовь спасет все!
Третий момент - это больной Моцарт,  диктующий Сальери реквием, и тот не успевает…
На миг я сама стала Сальери. Возмущение, растерянность, непонимание, восторг...Человек слышит у себя целый оркестр… переходы... слияние эмоций  в одну стихию - вечный огонь…
Сальери решил умно ударить Моцарта, в точку - отцовская любовь... Именно со смертью отца Моцарт потерял ту реальность  жизни, в которую его возвращал отец, и Антонио удалось … или нет?

Похороны на общем кладбище. Поездка в туалет как бога посредтсвенности и смех Моцарта … Так чем же убил Антонио Амадея?  Ядом?.. Ядом слов?  Ядом действий и поступков?? Ядом любви???

«Я написал сорок опер!»  В этой фразе есть все – гордость, тщеславие, себялюбие, уважение, но нет одного! Смирения.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.»
(Соборное послание Святого апостола Иакова. IV, 7)

Смиритесь  грешники и возлюбите ближнего как самого себя, а иначе дом смирения вас ждет как и Сальери.

Смотрите фильм, и получайте  незабываемое удовольствие  от музыки  Моцарта и Сальери  («Страсти Христовы» «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Реквием», «Фигаро» Симфония № 25), от игры актеров, от прекрасно донесенной версии трагедии  Пушкина, и от вечного вопроса …
Так чей же Реквием звучит???

Ха – ха – ха – ха… (мой истеричный смех)

@ Fri, 01 Jun 2012 00:51:42 +0400

Комментарии к рецензии (45)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sun, 10 Jun 2012 23:17:52 +0400

Поздравляю!
Эмоциональный, свежий взгляд на формановский шедевр!
Кстати, запятых в заголовке с избытком...

vaxmurka
Bars2009 писал:

Поздравляю!
Эмоциональный, свежий взгляд на формановский шедевр!
Кстати, запятых в заголовке с избытком...

в реверансе
мерси мон сеньор ) redface

d43kv3

Из фильма не следует, что Сальери - учитель Шуберта и Бетховена, а следует, что он посредственность. Посредственности нечего передать Бетховену. Фильм - вымысел, и некорректно смешивать без оговорки реальность и историю, выдуманную Пушкиным, Шеффером и Форманом.

theghostka
  • К.Модератор
  • Fri, 22 Dec 2017 06:50:10 +0300
нИк...То писал:

Из фильма не следует, что Сальери - учитель Шуберта и Бетховена, а следует, что он посредственность. Посредственности нечего передать Бетховену. Фильм - вымысел, и некорректно смешивать без оговорки реальность и историю, выдуманную Пушкиным, Шеффером и Форманом.

почему это посредственностъ?
где это в фильме показано?
да, не гений, но очень талантливый композитор, которому просто не повезло, что в то же время и в том же месте появился ОН...

d43kv3
theghostka писал:

почему это посредственностъ?
где это в фильме показано?
да, не гений, но очень талантливый композитор, которому просто не повезло, что в то же время и в том же месте появился ОН...

В конце фильма он сам себя называет покровителем всех посредственностей мира. Этого разве мало, или вы давно смотрели фильм?

theghostka
  • К.Модератор
  • Fri, 22 Dec 2017 20:35:49 +0300
нИк...То писал:

В конце фильма он сам себя называет покровителем всех посредственностей мира. Этого разве мало, или вы давно смотрели фильм?

Мало, конечно же)) Находясь рядом с гением, он чувствовал себя посредственностью, но отнюдь не был таковым.
Фильм смотрел три раза, но давно, вы правы))

d43kv3
theghostka писал:

Мало, конечно же)) Находясь рядом с гением, он чувствовал себя посредственностью, но отнюдь не был таковым.
Фильм смотрел три раза, но давно, вы правы))

Видимо даже сам Сальери-Формана более адекватно оценивал свой потенциал и смысл категорий "талант-посредственность", чем вы. Само-уничтожающая, разрушающая душу зависть от осознания собственного бессилия достичь свои же мечты - это что, от гармонии творчества и личности в Сальери, по-вашему?

Сальери в реальности был хорошим композитором и мог что-то передать Бетховену. Сальери из фильма писал примитивные марши, достойные издевок Моцарта при императоре, сам это понимал и мучился.
Так о чем вы спорите?

Талант - щедр, а зависть - удел посредственностей. Этот афоризм придумал я только что. Оспорите?
Дарю wink

mironistars
  • Зритель
  • Fri, 22 Dec 2017 23:33:45 +0300
нИк...То писал:

Видимо даже сам Сальери-Формана более адекватно оценивал свой потенциал и смысл категорий "талант-посредственность", чем вы. Само-уничтожающая, разрушающая душу зависть от осознания собственного бессилия достичь свои же мечты - это что, от гармонии творчества и личности в Сальери, по-вашему?

Сальери в реальности был хорошим композитором и мог что-то передать Бетховену. Сальери из фильма писал примитивные марши, достойные издевок Моцарта при императоре, сам это понимал и мучился.
Так о чем вы спорите?

Талант - щедр, а зависть - удел посредственностей. Этот афоризм придумал я только что. Оспорите?
Дарю wink

Синдром Сальери?

theghostka
  • К.Модератор
  • Sat, 23 Dec 2017 01:28:27 +0300
нИк...То писал:

Видимо даже сам Сальери-Формана более адекватно оценивал свой потенциал и смысл категорий "талант-посредственность", чем вы. Само-уничтожающая, разрушающая душу зависть от осознания собственного бессилия достичь свои же мечты - это что, от гармонии творчества и личности в Сальери, по-вашему?

Сальери в реальности был хорошим композитором и мог что-то передать Бетховену. Сальери из фильма писал примитивные марши, достойные издевок Моцарта при императоре, сам это понимал и мучился.
Так о чем вы спорите?

Талант - щедр, а зависть - удел посредственностей. Этот афоризм придумал я только что. Оспорите?
Дарю wink

Афоризм оценил, он действительно хорош)) Но максималистичен, как и большинство афоризмов.
Я бы таки провел черту между талантом и гением. Разница огромная, и именно талантливый человек наиболее остро ее чувствует. Таланту нужна ежедневная кропотливая и изнуряющая работа, гений же одарен свыше. Все то, чего достиг Сальери благодаря своему труду и стараниям, было низвергнуто гением выскочки Моцарта. Естественно, что его могла посетить зависть и обида.
Талантливый человек никак не застрахован от посещения зависти, если рядом находится более талантливый.
Это уже попытка афоризмировать от меня

wink

d43kv3
theghostka писал:

Афоризм оценил, он действительно хорош)) Но максималистичен, как и большинство афоризмов.
Я бы таки провел черту между талантом и гением. Разница огромная, и именно талантливый человек наиболее остро ее чувствует. Таланту нужна ежедневная кропотливая и изнуряющая работа, гений же одарен свыше. Все то, чего достиг Сальери благодаря своему труду и стараниям, было низвергнуто гением выскочки Моцарта. Естественно, что его могла посетить зависть и обида.
Талантливый человек никак не застрахован от посещения зависти, если рядом находится более талантливый.
Это уже попытка афоризмировать от меня

wink

В фильме Сальери обладал талантом видеть красоту музыки. Но он не был музыкальным критиком, а хотел быть композитором, поэтому в нашем споре этот его талант учитывать не корректно. Мы ведь о способности писать прекрасную музыку, а не о любом таланте вообще, не так ли? Он может быть талантлив в постели, но сам этого не знает, оттого что отказался от женщин))) А где талант писать музыку проявился в его достижениях? Теплое место при дворе? Так этого множество людей добиваются другими талантами - дипломатичностью, хитростью, иногда подлостью. А музыка? Приведите примеры моментов из фильма, где его музыка звучит и она нравится людям? Есть моменты, где она либо скучна, либо откровенно высмеивается. А вы слышали музыку настоящего Сальери? Я специально послушал. Не знакомая слуху, но не плохая. Его лучших работ в фильме нет. Тогда Форману не удалось бы создать образ посредственности.

Добавить комментарий