Для К.
Маленькое отступление, для создания настроения, ведь для трагедии страсти, а к этому стремился режиссер картины «Горькая луна» Роман Полански, нужно определенное, томное настроение и настрой, серьезный, без ухмылочек - смех сопровождающий порыв страсти часто бывает губительным для обоих.
Дыхание… Я слышу твое дыхание. Твой рот медленно раскрывается, просыпаясь ото сна, спокойный долгий выдох и вдох. Я не сдержался и дотронулся пальцами до твоих губ, легкое теплое дуновение – твой выдох. Я иду ниже:
подбородок, шея, грудь. Очень осторожно, еле прикасаясь. Я чувствую под своими пальцами движение жизни, твоя теплая кожа, биение сердца, я представляю, как циркулирует кровь в твоих сосудах, как воздух наполняет легкие. Целую в ложбинку между грудями, грудь поднимается при вздохе, будто мне навстречу, только ради меня. Моя ладонь накрыла оставленный поцелуй. Выдох. Пересохшие губы. И мои руки обнимают твою шею, сжимаясь, ногтями впиваясь в белую кожу, до крови, останутся отвратительные синяки и кровоподтеки, но это после, сейчас…. Сейчас и больше никогда, грудь, с запечатлённым поцелуем, не поднимется снова.
Трагедия страсти – звучит то как, высоко и гордо. К сожалению эти вот высоты Полански не покорились. Изначально фильм взял душный мелодраматический тон, к середине курс сменился на жанр эротического триллера, и заканчивается повествование опереточной пафосной точкой.
Американский писатель, живущий в свое холостяцкое удовольствие в Париже, случайно встречает девушку: сексуальную, молодую танцовщицу, француженку. Между ними вспыхивает всепоглощающая страсть, да столь ярко, что своим светом она ослепляет обоих. Они тянутся, щупают друг друга, как слепые щенки, не стесняясь своей нежности. Но потаенная страсть, как некий материальный зверь, требует от пары намного большего, как сказал главный герой – «Мы требовали слишком многого друг от друга». В какой-то момент, они пресытились и даже устали. Стремясь вернуть былое исчезнувшее желание, они окунулись в изощренные глубины своей фантазии. Так они упивались друг другом, переходя границы, превращая свою связь в борьбу уязвленных самолюбий.
Эту историю собственной страсти к молодой танцовщице, писатель рассказывает чопорному «слишком англичанину» и порядочному мужу Найджелу (Хью Грант), не стесняясь интимных деталей, но только на словах, к сожалению эротичных сцен, в фильме мало, но это не суть. По средствам этих самых детальных рассказов, Найджел попадает под магию молодой танцовщицы и грезит перспективой яркого, ни к чему не обязывающего секса.
Полански точно попал в типажи. Питер Койот в роли циничного не удавшегося писателя, Эммануэль Сенье – невостребованная танцовщица, чей прекрасный лоб за весь фильм не омрачит ни одна складка какой-нибудь мысли. Доходит до того, что их вообще трудно представить в других образах, но это ни в коем случае не говорит о актерском таланте – просто режиссер действительно попал.
Несмотря на дешевый мелодраматизм, в фильме Полански достаточно много и с задором иронизирует. Тупик отношений главных героев он иллюстрирует не удачной ролевой игрой, в которой герой играет роль свиньи, а героиня соответственно... хозяйку свиньи. Достаточно карикатурные герои и цинизм, как героя, так и самого автора, ведь у Полански всегда «просто люди», кому-либо сопереживать и требовать сопереживания от зрителя он не будет. Но почему-то иронизирующий тон не взят за основу, ведь рассказ писателя, главного героя, происходит на полном серьезе. Вполне логичным было бы ожидать, что герой продолжает, несмотря на свое состояние, свои изощренные игры со своей танцовщицей. Рассказывая историю своей страсти, он ей наслаждается, рассказывает о ней не без удовольствия, находясь еще под той же самой магией танцовщицы, как в принципе и она под его магией. Но Полански выбирает другой путь, другое окончание и столь тягучее, долгожданное для героев, что очевидно в конце фильма и подтверждается в начале, и только ради скучной пары англичан, чья семейная жизнь зашла в тупик – дешево как-то.
Кстати, рассказывает свою историю писатель на корабле, плывущем в Индию, туда собираются наши англичане, Найджел и его жена Фиона (Кристиан Скот Томас). Запад в их лице предстает в фильме, как забредший в тупик романтик, плохо понимающий, что дальше делать, оттого он пускается в поиски чего-то инородного и решает - почему бы не Индия, таки достаточно инородное место. Восток в фильме - это практичный индус, самый настоящий, в тюрбане. Он возвращается домой со своей дочкой. Важно то, что он практичный. Допустим, любовь длиться три года, когда эти года подходят к логическому концу, любовь становится предметом трудной работы обоих. Полански любовь материализует в дитё. Ребенок является логическим сосудом, в который эту самую потухающую любовь, заливает влюбленная в друг друга пара и таким образом их любовь продолжает жить. Об этой идее прямо заявляет индус в разговоре с англичанами.
К сожалению, до трагедии страсти именитый режиссер не дошел, довольствуясь высматриванием вдалеке, на вершине, мастеров не дюжих страстей – Бертолуччи и Нагаси Осиму. В своей подаче основному массовому зрителю, он проигрывает другим эротическим триллерам, точнее не проигрывает, а не попадает. И в принципе получается, что перед нами никуда не попадающий, но интересный, хоть и плавающий между стульев, авторский взгляд, что всегда приятно видеть в кино и не только в нем.
@ Sun, 05 Aug 2012 15:47:42 +0400
"+"
Зодиак, держи марку ! +
Хорошая рецензия (+). Правда, моё мнение и оценка фильма несколько иные.
Мне очень фильм понравился. Он -не шедевр Полански, но, близок к тому, что можно назвать "комедия согласно Полански" : чёрная, мрачноватая, с элементами извращённости, но всё равно комедия.Мне понравилось, как Полански сбалансировал тёмное и смешное. Горькая Луна исследует, конечно, скрытый от постороннего глаза аспект сексуальности, непрестанную борьбу в отношениях между полами и он (фильм) размывает границы между приемлимым и немыслимым в том, что касается близости, но я бы не брала его в качестве серьёзного исследования во всех упомянутых темах. Я не думаю, что целью Полански было серьёзное исследование. Слишком уж много в фильме юмора и иронии. С особым юмором, пусть и мрачно-непривычным, Полански выставляет на экран крупным планом на всеобщее обозрение сцены "извращённого", странного секса. Он как бы говорит нам, что всё, что можно увидеть, теряет некий ореол таинственности и извращённости, развенчивается, делается смешным и нелепым.
И ещё, я не могу без невольной усмешки смотреть на героя Петера Койота, потерпевшего полное жизненное крушение и не вспомнить Стива Мартина в фильме "Отпетые Мошенники", стонущего сквозь слёзы:"Они танцуют! О! Они танцуют!" Тот, кто видел оба фильма, поймут, о чём я.
Так что, я лично оставляю серьёзные аспекты империй страстей Бертолуччи и Осиме и получаю удовольстие от корриды страсти Полански, как от перезакрученной комедии.
А до чего же хороши Хью Грант и Кристин Скотт Томас в фильме. Хью играет ту самую роль, которую ин играет практически в каждом фильме, но довёл он её до совершенства. А Томас - её героиня наиболее интересная, умная и очаровательная в фильме.
Если бы Полански не завершил Горькую Луну в жестоко-мелодраматической манере, она могла бы быть шедевром чёрной кмомедии, но и так, как есть - хорошее кино, которое вызвало скорее негативную реакцию у критиков, когда оно вышло в 1992 году. Но как написал Роджер Иберт (ему как раз фильм понравился): "Критики его распинали, но пока смотрели, от экрана не отрывались, и было слышно, как муха пролетит".
Je ne regrette rien, вам)
если бы Полански выдержал черную ироническую манеру, тогда да, и уверен, я бы не остался равнодушным, но онсознательно от нее ушел.
в Хью Гранта он то же хорошо попал, и в Кристиан Скот, но я бы правда здесь хвалил бы только Полански, за то что он такой молодец и выжимает из актеров соки, без вреда для них самих, а то бывают такие режиссеры, к которым актеры идут как на каторгу, принося себя в жертву)
это лучшее..живое..плюс.
2 второй абзац
Полански = 10 +сов и говорить можно только о своем отражении.
Саша = 10 +сов!
*смех сопровождающий порыв страсти часто бывает губительным для обоих* -
поделюсь опытом: самая любимая - любим и ржем, смеемся и ...этоваемся, радость вместе!
*смех сопровождающий порыв страсти часто бывает губительным для обоих* -
поделюсь опытом: самая любимая - любим и ржем, смеемся и ...этоваемся, радость вместе!
что-то ты серьезней меня относишься) конечно, с любимой ржать можно иде угодно)
за музыку спс!
ну и конечно про сов, плюсы и 10 - не очень понял)) извини)
Хорошая резецнзия, живой жизненный фильм