Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
9/10

И Питер слезам не верит

Рецензия на фильм «Кококо»

16302 thumb

Андрей Сергеевич Смирнов  выстрадал и выпустил на экран в прошлом году выдающийся во всех отношениях фильм.  Эпическую, историческую народную драму «Жила-была одна баба». Авдотья Андреевна Смирнова, его дочь, могла бы назвать свой новый фильм, остросоциальную актуальную трагикомедию - «Жили-были две бабы», но окрестила его неожиданным междометием «Кококо». Заинтриговала, однако! И пропустить новое кино от Дуни Смирновой я посчитал для себя невозможным, тем более что мне ее творчество весьма

импонирует. О ее «Ошибке Базарова» и о «2-х днях» я уже писал в Кинокопилке, что же мы увидим теперь?

 

Увидим трагикомедию из самой современности нашей, что само по себе уже редкость. Трагикомедия умную, тонкую, искрометную, грустную и смешную, но не ржачную. Увидим замечательный дуэт двух контрастно ярких современных актрис – Анны Михалковой (Изображая жертву) и Яны Трояновой (Волчок).  Уже в предыдущем своем фильме «2 дня» Дуня Смирнова  начала разговор о взаимоотношениях прекраснодушной русской интеллигенции с непостижимым  миром реальной российской жизни. В первом фильме - с властью, во втором, в «Кококо» – с народом. Что еще сближает эти две картины - так это профессия двух главных героинь. Обе - научные сотрудницы музеев.  Лиза (Михалкова) – человек из «Кунсткамеры». Тоже символично, в своем роде. По образованию и специальности она – этнограф, кандидат наук. Но не только по службе, а по душе она тянется к народу – этносу. Этнос этот однажды врывается в ее одинокую жизнь вихрем, в виде разухабистой уралочки Вики (Троянова).

 

Дорожная встреча двух женщин в купе поезда, идущего в Санкт-Петербург. Встреча, во время которой они даже толком не познакомились, внезапно оборачивается ЧП – обеих ночью обокрали. Само собой, одновременная потеря сумочек с деньгами и документами сближает. Товарки по несчастью не расстанутся до самого конца картины. До конца, которым как бы закольцовывается сюжет. Полтора столетия назад, в те самые времена, когда собственно и появилось слово – интеллигенция, участились случаи хождения образованных горожан в народ. Часто случалось, что темные мужики этих самых «народников» били, вязали и сдавали уряднику. Ну а что делать кандидату наук, пропитанной знанием многовековой культуры с необузданной витальной силой этого самого народа, который хозяйственно отгородил себе местечко для личной жизни в ее просторной захламленной студии? Сама виновата, что пригрела под своей крышей провинциальную авантюристку. Кое-чему даже успела научить, чтобы получить однажды в лицо цитату из Антуана де Сент-Экзюпери: «Человек в ответе за тех, кого он приручил!». Нет, пересказывать сюжет - дело неблагодарное.

 

Впечатление такое, что картина рассказывает о делах совсем недавних, разве что на немногочисленную манифестацию протеста питерские интеллигенты еще не повязывают белые ленточки. Обсуждаются новости на канале «Рэн ТВ» и суд над Михаилом Ходорковским. Попытки пристроить по-своему обаятельную подругу на телевидение напоминают недавний прорыв на НТВ небезызвестной Светыизиваново. Режиссер, много лет выпускающий авторскую передачу в тандеме с Татьяной Толстой, видимо, хорошо знакома с нравами родного телеканала.  Кстати, это единственная передача на НТВ, которую я стараюсь не пропускать. Запасы язвительного злословия у ведущих за многие годы поиздержались, да и людей они приглашают  славных и симпатичных. Поэты, переводчики, философы, историки – народ в основном бескорыстный и совершенно не медийный, разговоры ведут чрезвычайно умные и содержательные.

 

«Античность, Среднвековье, Ренесанс, Барокко, Рококко… » - попыталась начать искусствоведческий ликбез бедная Лиза из Петербурга. «Кококо» - подхватывает смышленая Вика из Екатеринбурга (Ёбурга). Актриса Яна Троянова, кстати, сама урожденная свердловчанка и мастерски владеет  местным говорком. Режиссер Смирнова жалеет, но нисколько не щадит своих героинь. Воодушевление народническим порывом, рано или поздно приводит к раздражению, усталости, а то и к ненависти от напористой безвкусицы и победительной женственности подруги-соперницы.  Картина Дуни Смирновой во время просмотра вызывает то и дело аналогии из классической литературы, где в центре сюжета дружба полярно противоположных характеров. Дон Кихот и Санчо Панса, Печорин и Максим Максимыч, Обломов и Штольц. Базаров и Кирсанов, Рогожин и Мышкин. Правда, это все примеры дружбы между мужчинами. Здесь режиссер-сценарист Смирнова доказывает что между женщинами дружба не возможна. Что ж - ей виднее. Иногда вспоминался и «Пигмалион» Бернарда Шоу, и вызывал определенные ассоциации недавний французский фильм «1 + 1», но ближе к концу, почему то, вспоминалось  уже «Собачье сердце» Михаила Булгакова.

 

Сначала хотел я даже озаглавить свои заметки на манер вудиалленовского «Вики Кристина Барселона». «Вика Лизавета Санкт-Петербург», но потом, досмотрев до конца, понял, что место действия принципиального значения не имеет. Наша культурная северная столица выглядит как-то серо и тускло, как, впрочем, и сама добросердечная петербурженка. Это я не в упрек замечательному оператору Максиму Осадчему, который великолепно показал психологические портреты обеих героинь и тех людей, которые к жизни молодых женщин имеют некоторое отношение. Очень точные и тонкие актерские работы.  Музыка Сергея Шнурова (без слов) весьма тактично сопровождает развитие сюжета, хотя к концу срывается в некий какафонический диссонанс. Что собственно и оправдывает весь этот неожиданный, хотя и предсказуемый финал.

@ Sat, 11 Aug 2012 09:14:08 +0400

Комментарии к рецензии (14)

Brida_Da
  • Киновед
  • Mon, 13 Aug 2012 20:23:16 +0400

Bars2009, большое спасибо за рецензию, не прочитав ее, наверное бы прошла мимо этого замечательного фильма.
Интересно написано, и основной посыл вы уловили, но все-таки взгляд у вас несколько однобокий, как мне показалось. Посредством общения двух женщин из разных социальных слоев нам представлен некий творческий дайджест на тему русской интеллигенции. Центральный персонаж здесь не Вика, провинциалка, а именно петербурженка Лиза. В ее образе запечатлен извечный русский бич - изматывающая внутренняя борьба, поиски себя, вселенская тоска, базаровские метания и т.д., в этом суть фильма, а не в постижении "непостижимого мира реальной российской жизни". И классику вы упомянули правильно, нашу и зарубежную, и "Собачье сердце", но рефлексии авторов фильма в отношении "высшего света", по-моему, носят намного более изобличительный характер, чем в упомянутых произведениях.
Обратите внимание, умная, интеллигентная Лиза не может навести порядок даже в собственной квартире, что легко и непринужденно удается невежественной и вульгарной Вике. Про Лизу можно с "уверенностью" сказать по-зощенковски "Они сами не знают, чего они хочут" и в этом, по сути, состоит социально-философская трагедия ее круга.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 14 Aug 2012 01:26:28 +0400
Брида писал:

Bars2009, большое спасибо за рецензию, не прочитав ее, наверное бы прошла мимо этого замечательного фильма.
Интересно написано, и основной посыл вы уловили, но все-таки взгляд у вас несколько однобокий, как мне показалось. Посредством общения двух женщин из разных социальных слоев нам представлен некий творческий дайджест на тему русской интеллигенции. Центральный персонаж здесь не Вика, провинциалка, а именно петербурженка Лиза. В ее образе запечатлен извечный русский бич - изматывающая внутренняя борьба, поиски себя, вселенская тоска, базаровские метания и т.д., в этом суть фильма, а не в постижении "непостижимого мира реальной российской жизни". И классику вы упомянули правильно, нашу и зарубежную, и "Собачье сердце", но рефлексии авторов фильма в отношении "высшего света", по-моему, носят намного более изобличительный характер, чем в упомянутых произведениях.
Обратите внимание, умная, интеллигентная Лиза не может навести порядок даже в собственной квартире, что легко и непринужденно удается невежественной и вульгарной Вике. Про Лизу можно с "уверенностью" сказать по-зощенковски "Они сами не знают, чего они хочут" и в этом, по сути, состоит социально-философская трагедия ее круга.

Большое и Вам спасибо!
Возможно моя рецензия и однобока, тем более приятно, что Вы своим комментарием добавили ей объема.
На самом деле - это тот редкий случай, когда я написал и опубликовал сей текст в тот же день, когда этот фильм скачал и посмотрел. Такое со мной случается редко. Иногда рецензии пишутся неделями, месяцами, а то и годами.

moviefan_us

Спасибо и за рецензию и за комментарий к ней. Заинтересовали, заинтриговали, растормошили. Бегу скачивать. smile

BAartyom
  • Кинолюбитель
  • Wed, 15 Aug 2012 16:13:15 +0400

заранее прошу прощения, что ощущения от фильма переношу на мнение по рецензии. тем не менее ...

фильм не сыгран - идея (вероятно) верная, а вот реализация крайне посредственная. актрисы играют, не попадая и в эту самую "идею", и даже друг в друга - каждая сама по себе, отдельно от фона и партнёра по кадру.

в итоге картина получилась ... оболочечной: Дуня в титрах, КОКОКО в названии - и пустышка внутри. поскольку рецензия "... смотреть-смотреть" - от меня "-", и фильму, и рецензии

P.S. пропала у Дуни концентрация, похоже. рыжий во всём виноват, негодяй idea

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 15 Aug 2012 19:44:46 +0400
BAartyom писал:

заранее прошу прощения, что ощущения от фильма переношу на мнение по рецензии. тем не менее ...

фильм не сыгран - идея (вероятно) верная, а вот реализация крайне посредственная. актрисы играют, не попадая и в эту самую "идею", и даже друг в друга - каждая сама по себе, отдельно от фона и партнёра по кадру.

в итоге картина получилась ... оболочечной: Дуня в титрах, КОКОКО в названии - и пустышка внутри. поскольку рецензия "... смотреть-смотреть" - от меня "-", и фильму, и рецензии

P.S. пропала у Дуни концентрация, похоже. рыжий во всём виноват, негодяй idea

Ваше мнение о фильме "Кококо" не совпадает с моим и с мнениями кинокритиков (большинства), и с мнением жюри фестиваля "Кинотавр", присудившим одновременно двум актрисам - Михалковой и Трояновой приз за лучшую женскую роль. Ничего страшного winkБывает...

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 15 Aug 2012 19:45:45 +0400

Не перевелись еще на Руси павлики морозовы :-)))

Solver
  • ~
  • Зритель
  • Thu, 16 Aug 2012 00:16:22 +0400
Bars2009 писал:

Не перевелись еще на Руси павлики морозовы :-)))

Да вы правы, ведь мало того что, сволочи, отечество и совесть продают ради красного словца (лишенцы) так ещё и гордятся этим.

BAartyom
  • Кинолюбитель
  • Thu, 16 Aug 2012 15:34:24 +0400
Bars2009 писал:

Ваше мнение о фильме "Кококо" не совпадает с моим и с мнениями кинокритиков (большинства), и с мнением жюри фестиваля "Кинотавр", присудившим одновременно двум актрисам - Михалковой и Трояновой приз за лучшую женскую роль. Ничего страшного winkБывает...

да, именно. насколько я помню - у "цитадели" тоже масса призов и наград ... и такое случается

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Thu, 16 Aug 2012 16:25:24 +0400
BAartyom писал:

да, именно. насколько я помню - у "цитадели" тоже масса призов и наград ... и такое случается

Насчет "Цитадели" - это Вы не по адресу. Читайте http://www.kinokopilka.tv/reviews/8420
Выхлопотал киномагнат себе путевочку на Оскар, а мериканцы его и прокатили... Да и в Отечестве не собрал Анин папа больших призов и славы...

borsiknet
  • Зритель
  • Sun, 02 Sep 2012 23:51:50 +0400

Лучше бы ты назвал свою рецензию "Список мною просмотренных и прочитанных произведений" И выложил бы это пронумеровав предварительно. Легче бы читалось тогда... Рецензии минус. cry

Добавить комментарий