Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
9/10

Потомки Чингиз-хана

Рецензия на фильм «Орда»

17106 thumb

Интересная все-таки штука - историческая география. Открываем статистический справочник или находим данные в интернете, смотрим и размышляем. Современная Монголия – площадь 1 564 116 кв. км. Население  невелико для такой площади – 3,1  миллиона человек. Соседний с Монголией Китай – площадь 9,6 млн. кв. км. Население – 1,3 миллиарда чел.  Российская Федерация, северный сосед – крупнейшее по площади государство на земле, с населением 148 миллионов. Что же такое случилось в начале второго

тысячелетия новой эры? Что понудило кочевые монгольские племена пойти войной на соседние земли – сначала в Китай, затем в Центральную Азию и в Европу и раствориться среди  их народов, оставив свои родные монгольские холмы и степи практически безлюдными?  Раствориться не без следа, а оставив весомое наследство, состоящее не из материальных артефактов или памятников архитектуры, а запечатлевшись в названиях многих московских улиц: Арбат, Балчуг, Басманные, Татарские переулки, Ордынка; «обогатив» русский язык словами, которые я не стану здесь употреблять, но, главное - сохранением и применением до наших дней сугубо азиатских методов правления, состоящих главным образом в вероломстве и необузданной жестокости к покоренным народам и к своим подданным.

 

«… Действия власти становятся в полной мере понятными и объяснимыми только как действия власти чужой по отношению к народу: власти оккупационной, «ордынской», да к тому же еще нелегитимной и криминальной (то есть, говоря по-русски, беззаконной и преступной).  Даже когда есть полная уверенность и вполне устоявшиеся убеждения на сей счет, подкрепленные фактами, всем ходом развития событий, куда дальше обратиться с таким пониманием? Казалось бы, вполне понятно куда: не к власти же – к народу.  Но ощущение пустоты исходит и от самых широких «народных масс», против которых направлены мрачные действия властей. Они, «массы», не просто молча переносят действия властей. А начинают в последнее время с энтузиазмом поддерживать их, как было уже, например, в 30-х годах прошлого века».  Так писал историк Юрий Афанасьев об «ордынстве, растворенном в крови» многих российских народов и всей российской истории. Может быть, мы найдем ответ на все эти вопросы в этом новом фильме?

 

Андрей Прошкин по сценарию Юрия Арабова поставил исторический фильм «Орда». Интересная тема, которая не часто затрагивалась в нашем кино. А ведь это немалый кусок русской истории. Триста с лишним лет наши предки терпели татаро-монгольское иго и на почти 500 лет были оторваны от Европы.  Золотая орда (Улус-Джучи) – огромная территория, которая простиралась от Иртыша до Дуная и от Камы до Терека.    Славяне давным-давно окрестили народы среднего и нижнего Поволжья и южных степей  - татарами (выходцами из ада - тартара). На первых картах Российской империи огромные пространства от Волги до Тихого океана так и именовались – Великая Тартария. Малой Тартарией обобщенно называли южные степи, Приазовье, Крым, Северный Кавказ. В кавказских повестях и рассказах Льва Толстого всех местных жителей: ингушей, чеченцев, аварцев называют татарами. Собственно Московия занимала на этой карте, начертанной голландцами в XVII веке, весьма скромную площадь. Это документ петровской эпохи, а что и как было в середине 14 века, достоверными документами не подтверждено. Столица Золотой Орды – Сарай-Бату (Дворец Батыя), расположенная в низовьях Волги, где-то в районе современной Астрахани, исчезла без следа. Ее в 1390 году сравнял с землей другой великий завоеватель – хромоногий Тимур. Поэтому авторам повествования о той далекой эпохе хватало простора для фантазий на исторические темы. Но ясных ответов на вопросы так и не последовало.

 

Высокобюджетная, очень добротно и крепко сработанная картина как бы затягивает в себя своим неторопливым ритмом и вызывает больше вопросов,  на которые каждый зритель, в меру своей любознательности, будет пытаться найти ответы после просмотра. Вот вам характерный хронологический пример из той самой эпохи, к которой относится фильм «Орда». 1357 год. В столице Орды погибает от рук собственного брата Великий хан Тинибек. Он и года не успел повластвовать. Узурпатор Джанибек тоже недолго правил. Во время его ханства чума опустошила Золотую Орду, а в 1357 году его убил его собственный сын Бердибек. Отцеубийца тоже прожил совсем недолго, и в Орде произошло великое смятение. Она раскололась на две части.  На Руси, в московском княжестве правил тогда Иван II Красный,  сын Ивана Калиты. Митрополит московский Алексий, один из первых русских святых, был инициатором постройки московского Кремля и станет позднее воспитателем его сына Дмитрия, который, как известно, в 1380 году прославится под прозванием Донской. Всех этих исторических личностей, кроме Дмитрия, который еще не родился, мы и увидим в фильме Андрея Прошкина «Орда».

   

Жутковатая историческая фантазия о хождение в Орду московского митрополита  Алексия представлена в фильме весьма правдоподобно и красочно. Послы великого хана, два довольно таки наглых типа, прибывают в Москву (убогий деревянный городок), верхом въезжают в храм во время службы и, угрожая нашествием на столицу, требуют у князя Ивана (Виталий Хаев) отослать в Сарай митрополита Алексия (Максим Суханов), который способен творить чудеса. Князь так и говорит святителю: «Поезжай в Орду и сотвори там чудо, а не то татары грозят Москву пожечь. Мы-то в Вологду уйдем, там отсидимся, а город жалко». «Чудо – только и всего?».  Не так давно тот же Юрий Арабов также с режиссером по фамилии Прошкин сделали очень неплохой фильм «Чудо». Простите, но то был отец автора «Орды» - Александр Прошкин.

 

Так, как показана столица Орды в фильме Прошкина (оператор Юрий Райский, художник Сергей Февралев),  действительно приводит на ум слова о Тартаре, с  печами огненными, с котлами кипящими, с чертями, копошащими в грязи и навозе. На жестоких чертей похожи и правители Орды.  Грязный пыльный город на берегу реки Ахтубы похож на библейский Вавилон с глинобитными стенами, хижинами, мечетями и минаретами, с роскошными дворцами, изукрашенными изразцами, с банями и лазурными бассейнами. Музыка Алексея Айги поддерживает эмоциональный тонус. По эстетике фильм можно сравнить с исторической фантазией о средневековой Америке Мела Гибсона «Апокалипто». Эффектно приправленная  экзотическими подробностями,  жестокая привычная обыденность. Орда на пороге большой смуты. Вдова Великого хана Узбека - Тайдулла (Роза Хайрулина) – стала внезапно терять зрение. Усилия местных лекарей – шаманов, а также китайцев и индусов успеха не имеют. Решено послать за московским «колдуном» - митрополитом Алексием.

 

Кто есть кто в этом кино?  Хан Тенибек (Андрей Панин) – правитель Орды, был убит родным братом на пиру в присутствии посланцев Папы из Авиньона. Русский артист весьма искусно загримирован монголоидом. Хан Джанибек (Иннокентий Дакаяров, актер из Якутии), убийца брата, колоритный главный герой картины, позднее тоже будет убит собственным сыном Бердибеком (Моге Ооржак).   Старая ханша (Роза Хайрулина),  вдова хана Узбека, властная правительница – матриарх, соблюдая традиции Чингизидов,  живет за пределами города  в войлочной юрте. Актриса получила главный приз московского фестиваля, хотя собственно играть ей в фильме с густо набеленным малоподвижным лицом особенно нечего. Знающие люди, как например, ведущий радиостанции «Эхо Москвы» - Ринат Валлиулин, который прекрасно знает не только русский язык и португальский, но и родной – татарский, отметил, что актриса изъясняется на чистейшем языке казанских татар (тюркской группы), что в ту эпоху вряд ли было возможным. Потомки Чингис-хана еще не забыли родного монгольского. Запоминающийся образ создает еще один якутский актер Ефрем Львов. Посланец хана Темир – исполнительный слуга, презирающий своего хозяина.  Русский же слуга – Федька (Александр Яцко), церковный служка, сопровождавший Алексия в Орду, совсем не крепок в своих моральных устоях.

 

Центральным героем картины, конечно же, станет Святитель Алексий, который путем невероятного духовного напряжения свою нелегкую миссию исполнит, правда эффект воспоследует не сразу, да он и сам не понимает, каким образом он сотворил чудо. «Я ведь ничего не сделал». Алексий подвергнется неслыханным мукам и издевательствам, но позднее будет вознагражден тем же Джанибеком ярлыком на киевский и московский священный престол. Алексий здесь представлен совсем не религиозным фанатиком, а интеллектуалом, который часто сомневается в божественном промысле. Максим Суханов грандиозен в этой роли. Вообще-то в фильме и ордынцы, и русские часто предстают язычниками. Вот и князь Иван высказывался – не обратиться ли ему за помощью к Перуну?

 

P. S.  Андрей Прошкин, автор этой незаурядной и чрезвычайно своевременной картины, был признан лучшим режиссером Московского кинофестиваля. Фильм, снятый под патронажем ассоциации «Православная энциклопедия» получил  также приз NETPAC - Ассоциации азиатского кино, которая одобрила художественно-историческую концепцию фильма. Огромный комплекс декораций Сарай-Бату, построенный в Астраханской области, теперь станет ядром туристического центра. До этого любознательные следопыты-историки довольствовались следами раскопок вблизи поселка с прозаическим названием Селитренный.

@ Sat, 27 Oct 2012 13:16:49 +0400

Комментарии к рецензии (106)

1956soe

...ничего не поставил за рецу!
...думаю, сам фильм, настолько мутен и невнятен, что и рецензировать то собственно нечего!

...он с "Апокалипто" по визуальному ряду и динамики и рядом не стоял!
...Барс верно ухватил закос под "Апокалипто", с намеком, по вялотекучести, на "Андрея Рублева"...
...в итоге - побольше грязи и крупных планов и пипл схавает!

...очередная провальная попытка, как и у Бодрова, снять историческое кино...

...по развернутой Барсом теме "господства монголов", ваще "не понятно о чем, но бодрит..!"

fjlsdfkvl

Опередили) Плюс и большая благодарность от меня.
Русь периода монгольского ига действительно характеризуется моральным и духовным разложением народа, стонавшего под игом монголов. Я имею ввиду не только простых смертных, но и князей, братоубийственно боровшихся за власть, и духовенство, погрязшее в пьянстве и сопутствующих грехах - об этом есть куча свидетельств(постановления Владимирского поместного собора, например). Другое дело, что в подобном опускании монголы виноваты опосредованно. Новгород не был разрушен, ему были дарованы определенные свободы, коих не было у др. русских городов, и тем не менее именно Новгород тогда прославился своим бунтарством, жестокостью и дикими нравами. Да что там Новгород - вы историю Византии почитайте, о ее невежестве и суевериях т.н. "народного православия", о кровавой борьбе за престол святых Константина и Юстиниана, о запретах Трулльского собора содержать иереям публичные дома(!)и еще куча всего. А что творилось в поздневизантийский период в Константинополе? - это уже отдельная тема.
В общем, тут нужно учитывать общую поправку на время, а время тогда было темное - Темное Средневековье, да еще плюс ментальность руссов, еще не успевшая остыть от жестокости язычества. Возрождение нравственности наших предков начнется чуть позже смерти святителя Алексия, когда на общественное служение встанет "величайший подвижник земли Русской" преподобный Сергий, обладавший громадным авторитетом и влиянием на все соцслои тогдашней Руси. Стало на кого равняться.
Лично я этот фильм воспринял как некий реверанс католикам, как попытку объединения(в умах)перед общей угрозой - радикальным исламизмом, все явственнее проявляющий себя как в РФ , так и в Европе. Недаром показана поздняя Орда - мусульманская. Недаром Патриарх Кирилл зачастил в Европу и сделал совместные с Бенедиктом XVI заявления.
Что касается ваших выкладок против власти, которые я расценил как банальный эхомосковский антипутинизм, то вряд ли Прошкин преследовал ту задачу, о которой вы недвусмысленно намекнули в рецензии, имея поддержку "Православной Энциклопедии". Хотя, может быть это малый шажок на пути к гражданскому сознанию посредством вытравливания из нас рабской ментальности - но лично я в этом сомневаюсь.
В любом случае, огромное спасибо за качественный текст, из которого я почерпнул новое. Фильм мне тоже очень понравился.

1956soe
Кржемилек писал:

Опередили) Плюс и большая благодарность от меня.
Русь периода монгольского ига действительно характеризуется моральным и духовным разложением народа, стонавшего под игом монголов. Я имею ввиду не только простых смертных, но и князей, братоубийственно боровшихся за власть, и духовенство, погрязшее в пьянстве и сопутствующих грехах - об этом есть куча свидетельств(постановления Владимирского поместного собора, например). Другое дело, что в подобном опускании монголы виноваты опосредованно. Новгород не был разрушен, ему были дарованы определенные свободы, коих не было у др. русских городов, и тем не менее именно Новгород тогда прославился своим бунтарством, жестокостью и дикими нравами. Да что там Новгород - вы историю Византии почитайте, о ее невежестве и суевериях т.н. "народного православия", о кровавой борьбе за престол святых Константина и Юстиниана, о запретах Трулльского собора содержать иереям публичные дома(!)и еще куча всего. А что творилось в поздневизантийский период в Константинополе? - это уже отдельная тема.
В общем, тут нужно учитывать общую поправку на время, а время тогда было темное - Темное Средневековье, да еще плюс ментальность руссов, еще не успевшая остыть от жестокости язычества. Возрождение нравственности наших предков начнется чуть позже смерти святителя Алексия, когда на общественное служение встанет "величайший подвижник земли Русской" преподобный Сергий, обладавший громадным авторитетом и влиянием на все соцслои тогдашней Руси. Стало на кого равняться.
Лично я этот фильм воспринял как некий реверанс католикам, как попытку объединения(в умах)перед общей угрозой - радикальным исламизмом, все явственнее проявляющий себя как в РФ , так и в Европе. Недаром показана поздняя Орда - мусульманская. Недаром Патриарх Кирилл зачастил в Европу и сделал совместные с Бенедиктом XVI заявления.
Что касается ваших выкладок против власти, которые я расценил как банальный эхомосковский антипутинизм, то вряд ли Прошкин преследовал ту задачу, о которой вы недвусмысленно намекнули в рецензии, имея поддержку "Православной Энциклопедии". Хотя, может быть это малый шажок на пути к гражданскому сознанию посредством вытравливания из нас рабской ментальности - но лично я в этом сомневаюсь.
В любом случае, огромное спасибо за качественный текст, из которого я почерпнул новое. Фильм мне тоже очень понравился.

ВАНО.., чё ты несёшь? mad

...как можно подходить к тому времени с современными мерками, плюс еще и религию приплел!
...бред какой-то! wall

...пример - только в конце 100-летней войны произошла самоидентификация французов и англичан как наций! а до этого был слоеный пирог из германцев, остатков кельтов и черти кого, под управлением графов-разбойников! все воевали против всех! мораль была тогда иной!
...так и с русским, каждый князь за себя! чё тут блудить то?

...я порой на тя поражаюсь, чесно слово... cry

fjlsdfkvl
Лотерейный билет писал:

ВАНО.., чё ты несёшь? mad

...как можно подходить к тому времени с современными мерками, плюс еще и религию приплел!
...бред какой-то! wall

...пример - только в конце 100-летней войны произошла самоидентификация французов и англичан как наций! а до этого был слоеный пирог из германцев, остатков кельтов и черти кого, под управлением графов-разбойников! все воевали против всех! мораль была тогда иной!
...так и с русским, каждый князь за себя! чё тут блудить то?

...я порой на тя поражаюсь, чесно слово... cry

Билет, по-моему ты изрядно здесь придраматизировал) Впрочем как обычно..
Религия хотя бы при том, дражайший, что в те далекие времена каждый кто говорил "несть Бога" автоматом причислялся к безумцам - и таких тогда было очень мало. А стойкость и сила морали, не позволяющей обществу погрузиться в хаос, напрямую зависела и зависит! от степени и качества проникновения т.н. "религии" в обыденное сознание.
И что значит каждый князь сам за себя? Ты как раз ща рассуждаешь с позиций философии Гоббса и западноевропейского индивидуализма (если не с позиций современного потребительства), а фильм охватывает, во-первых, период до его рождения(до Реформации - это важно), а во-вторых, совсем иной уклад жизни в неевропейской Евразии. Чтобы понять, что падение княжеских нравов во время ига было не нормой, связанной с дифференциацией народов, а аномалией, пусть и закономерной(но по другим причинам), достаточно почитать Русскую Правду или Поучения Мономаха.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sat, 27 Oct 2012 20:10:00 +0400
Лотерейный билет писал:

ВАНО.., чё ты несёшь? mad

...как можно подходить к тому времени с современными мерками, плюс еще и религию приплел!
...бред какой-то! wall

...пример - только в конце 100-летней войны произошла самоидентификация французов и англичан как наций! а до этого был слоеный пирог из германцев, остатков кельтов и черти кого, под управлением графов-разбойников! все воевали против всех! мораль была тогда иной!
...так и с русским, каждый князь за себя! чё тут блудить то?

...я порой на тя поражаюсь, чесно слово... cry

Как ни странно, но тут с Билетом я согласен. Можешь почитать ("погуглить", кому что нравиться), к примеру, битву на р. Калка, где войска двоих князей бросилось в бой, войско одного князя ждало на другом берегу (потом их монголы перерезали, а на князя и других полководце поставили доски, уселись на них и начали пировать), а войско четвертого князя "опоздало" на место сбора.
________________________
В отношении падения нравов, тоже не согласен. Нравы не могли упасть, поскольку они еще даже небыли на уровне. Христианское мировоззрение как догма в умах не то что простых людей, а феодальной элиты еще не сформировалось. Язычество еще процветало, вернее случаи его встречались часто (не помню уже в какой книге читал, но случаи язычества у славян имели место быть и в 16 веке; я говорю не о христианских сектах, а именно о язычестве).

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sat, 27 Oct 2012 20:14:01 +0400
Кржемилек писал:

Билет, по-моему ты изрядно здесь придраматизировал) Впрочем как обычно..
Религия хотя бы при том, дражайший, что в те далекие времена каждый кто говорил "несть Бога" автоматом причислялся к безумцам - и таких тогда было очень мало. А стойкость и сила морали, не позволяющей обществу погрузиться в хаос, напрямую зависела и зависит! от степени и качества проникновения т.н. "религии" в обыденное сознание.
И что значит каждый князь сам за себя? Ты как раз ща рассуждаешь с позиций философии Гоббса и западноевропейского индивидуализма (если не с позиций современного потребительства), а фильм охватывает, во-первых, период до его рождения(до Реформации - это важно), а во-вторых, совсем иной уклад жизни в неевропейской Евразии. Чтобы понять, что падение княжеских нравов во время ига было не нормой, связанной с дифференциацией народов, а аномалией, пусть и закономерной(но по другим причинам), достаточно почитать Русскую Правду или Поучения Мономаха.

Русская Правда (это заявляю довольно авторитетно, поскольку читал все три редакции) в основном базируется на обычаях, что были превалирующими до христианства, тоесть до Х века (особенно Первая Редакция, где был закреплен нехристианский закон Талиона - глаз за глаз, зуб за зуб).

1956soe
Кржемилек писал:

Билет, по-моему ты изрядно здесь придраматизировал) Впрочем как обычно..
Религия хотя бы при том, дражайший, что в те далекие времена каждый кто говорил "несть Бога" автоматом причислялся к безумцам - и таких тогда было очень мало. А стойкость и сила морали, не позволяющей обществу погрузиться в хаос, напрямую зависела и зависит! от степени и качества проникновения т.н. "религии" в обыденное сознание.
И что значит каждый князь сам за себя? Ты как раз ща рассуждаешь с позиций философии Гоббса и западноевропейского индивидуализма (если не с позиций современного потребительства), а фильм охватывает, во-первых, период до его рождения(до Реформации - это важно), а во-вторых, совсем иной уклад жизни в неевропейской Евразии. Чтобы понять, что падение княжеских нравов во время ига было не нормой, связанной с дифференциацией народов, а аномалией, пусть и закономерной(но по другим причинам), достаточно почитать Русскую Правду или Поучения Мономаха.

ты так умудряешься отвечать, что в этом клубке словоблудия, нить истины не найдешь! mrgreen

...поясни про какое падение нравов ты пишешь?
...во времена Киевской Руси, князья, в борьбе за власть, резали родственников как курей, не хуже чем в Золотой орде и ни какая вера в Христа в этом им не мешала!

...религия всегда шла на поводу у власть придержащих и являлась их опорой!

...все просто как апельсин! люди рано или поздно устают от Старых богов и на смену приходят Новые боги! а у тя куда ни плюнь - везде промысел Божий! не смеши! razz

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sat, 27 Oct 2012 20:46:25 +0400

Вано, особенно Вам благодарен за весьма близкую с моей оценку этого фильма. Я тоже хотел было порассуждать о "византийстве совокупно с "ордынством", доставшимся нам в наследство, но решил все-таки написать покороче.
А насчет современных аллюзий, вот прямо-таки с ленты сегодняшних новостей: "Участников одиночных пикетов против репрессий и пыток доставили в Басманное ОВД".

antoniy22
  • Киноман
  • Sat, 27 Oct 2012 22:43:19 +0400

В фильме особенно порадовали некоторые яркие моменты: проезд хана и ханши с "мигалкой", рубка пальца, огромный мегаполис татар! И на последнем я бы заострил момент применительно к этой рецензии и последующим комментариям. В фильме очень хорошо показано (в рецензии тоже есть, но автор почему-то сделал странный вывод) о громадном опережении монголов по сравнению со всеми другими народами.
1. Огромный, мощный мегаполис, который не может сгореть в раз, как захудалая Москва;
2. Тотальное военное преимущество над всеми народами Старого Света;
3. Освоение передового инновационного опыта (когда еще на Руси пушки появятся?);
4. Туда же можно отнести котельную (?), в которой тяжко трудились рабы. Были такие на Руси?
5. Очень практическое мышление. Не помогает местный шаман? Тащи другого! Мало ли, какая вера у него.. Такого образа мыслей и в Европе не сыскать в то время
Так что не стал бы я делать вывод о тяжёлом влиянии монголов на Русь. Не было его. Для того времени это влияние было передовым! Новаторским! А что так у нас потом и не развилось дальше - это уже другой вопрос. Другой эпохи и для другого поколения русских. Ну, так не все потеряно ведь, да? Из такой жопы как иго вылезли, и ничего. Глядишь, и из жопки выберемся mrgreen

draiff

от хорошо .. прочел рецензию и кино смотреть не надо.. всё ясно... mrgreen

Добавить комментарий