Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Франц + Полина

Франц + Полина

Франц + Полина
  • 7.27747
7.3/10 (199)1

Описание

1943 год. В одной из белорусских деревень останавливается подразделение СС. Вместо того, чтобы уничтожить жителей, эсэсовцы становятся их добрыми и милыми постояльцами. Но успеет ли самый юный из солдат Франц объясниться с Полиной, дочерью своей хозяйки, до того, как поступит новый приказ?..

Кадры из фильма

кадр из фильма Франц + Полина - 1 кадр из фильма Франц + Полина - 2 кадр из фильма Франц + Полина - 3 кадр из фильма Франц + Полина - 4 кадр из фильма Франц + Полина - 5

Рецензии фильма

Bars2009 thumb

Лично меня очень взволновала эта скромная по постановке, но обжигающая по достоверности картина. Словно вернулся в свою юность, лет на сорок назад, когда довелось мне более двух лет из трех прослужить в небольшом белорусском городке, в гарнизоне. И белорусский язык я с тех пор не забыл, и кое-что вспомнил из школьных уроков немецкого. А после армии, вернулся и увез в Москву свою тамошнюю дзявчыну. И с тех пор мы муж и жена, и родилось три дочери, одна другой краше. И трое внуков теперь, ну это так – лирическое отступление.

Тема тяжелая, тема долгое время замалчиваемая, - как прожили советские люди долгих три года, под оккупацией? Прожили по-разному. Очень многие не дожили. Кто-то сумел выжить и пережить потом унижения и подозрения, а то - и несколько лет отечественных лагерей. Там, где служил я - бывшая Польша, Западная Белоруссия, куда Вторая мировая война ступила 17 сентября 1939 года - 70 лет тому назад. А передовые немецкие части мои тесть с тёщей видели уже в первую же неделю Великой Отечественной.

Литературная основа принадлежит замечательному писателю и гражданину Алесю Адамовичу. "Война под крышами", "Иди и смотри", "Блокадная книга" и последняя его повесть "Немой", экранизированная в 2006 году Михаилом Сегалом из Белоруссии. Немой, так испокон веков на Руси называли всех иностранцев, Не мы – чужой. Немой, немец – говорить по-нашему не может. Почему-то, это прозвище накрепко прилипло именно к представителям германских народов. Повесть Адамовича имеет подзаголовок – БЫЛЬ.

Затерянная в белорусских лесных просторах деревня Петухи удобно расположена, на горке. От леса отрезана озером и рекой. Именно потому выбрана на временный отдых спецбатальоном СС - айнзацкоманде. В этом партизанском "змеином гнезде" они занимаются методичным уничтожением сел и деревень , со всех их населением. Исключение составляет только крупный рогатый скот, которым должен заняться специальный отряд отгонщиков. Солдатам, размещенным по двое-трое по домам, приказано ликвидировать своих квартирных хозяев и сами дома, как только наступит условленный час, а пока не притеснять их, платить за услуги и выявлять точное количество обитателей деревни. Более того, несколько семей даже вернется из леса, видя, что немцы никому ничего плохого не делают.

Молодому солдатику Францу, сыну протестантского пастора и воспитаннику гитлерюгенда, вроде бы повезло. Его послали не на линию фронта, а в глубокий тыл. Он прибывает в батальон прямо с Бобруйского вокзала. Его прикрепляют к напарнику Отто, бывшему деревенскому жандарму, имеющему уже некоторый опыт. В хате пожилой Кучерихи и ее дочери Полины им предстоит прожить дня два-три до рокового часа назначенной экзекуции. Живут в мире и согласии. Молодой носит воду. Отто, мужик хозяйственный, прибивает рассохшиеся половицы, починяет хозяйские часы и вешает на стену дома, который завтра они должны спалить. Наставник инструктирует новичка. Поручает глаз не спускать с девушки, а тот и рад – сопровождает ее всюду, в хлев, в сад, на речку. Да и 16 летней Полинке тоже не безразличен этот голубоглазый, вежливый паренек. Беда в том, что он знает, что произойдет завтра в 9 утра, а сказать ей не сможет. Не говорит по-русски. А она не разумиет по-немецки. И настанет завтра, и все ближе стрелка часов к 9. И когда этот миг наступит, Франц выпустит первую свою автоматную очередь на этой войне - в грудь своего напарника Отто…

Не буду дальше пересказывать сюжет этого обостренно правдивого и вместе с тем лирического фильма, где ярко и самоотверженно играют своих юных героев Светлана Иванова и Адриан Тополь. Их совместное хождение по мукам начнется на неостывшем пожарище деревни летом 1943 года. Нигде, ни в лесу, ни на болоте невозможно укрыться от карателей и их подручных – власовцев. Да и встреч с народными мстителями - партизанами тоже хотелось бы избежать. Хорошо, если разуют или позаимствуют часы, а то и прикончат, коли узнают, что немой парень – немец. Скитания по лесам, вместе со сбившимся в стадо разноплеменным людом, ранения, холод и голод, болезни - все это тогда называлось "быть в блокаде". И верные своей любви, ради зарождающейся новой жизни, они пройдут через нечеловеческие испытания.

События в фильме охватывают примерно половину повести Адамовича, в сценарии сюжет несколько изменен, Через полтора года Франц и Полина вернутся на пепелище деревни Петухи, где они чудом выжили тогда втроем, и сейчас их трое. На руках у Полины сынок Павлик. Брат-Партизан (А. Мерзликин), в честь которого назван мальчик, в книге упоминается, но лично не появляется. О том, что Павел ушел в действуюшую армию и погиб под Варшавой, Полине расскажет ее отец, тоже бывший партизан, история которого – не менее яркий сюжет для фильма или сериала. Для семьи колхозного счетовода Кучеры, это уже не первая экзекуция в их жизни. В деревню они с женой приехали в конце 20 -х с Беломорканала, где находились не по комсомольской путевке. Поздно родили двоих детей. В 37-м отца снова забрали как агента польской разведки, а 22 июня 1941 года выгнали всех заключенных Минской тюрьмы во двор, под пулеметы. Но бомбежка германской авиации помешала осуществить расстрел. Отцу чудом удалось добраться до семьи. И он, и старший сын Павел уйдут в лес, то -ли просто "ховаться", то ли в партизаны. А после победы в их заново отстроенный дом явятся вездесущие чекисты...

«Партизанам и партизанкам слава! Которые отдали жизнь за честь и независимость советской родины. Ну, а кто примазался, на этих у нас есть проверенные большевистские методы.»
И.В. Сталин



В книге эта полесская одиссея заканчивается в восьмидесятых годах, и автор лично встречался с нашими героями и их пятью детишками. Затерялась ли эта интернациональная семья на стройках Сибири или вернулась nach Vaterland - неизвестно? Что касается не совсем ясного финала фильма с одержимым местью мальчиком Казиком – то такова уж авторская воля молодых создателей фильма! А был ли мальчик? В повести Алеся Адамовича мальчика не было.

Комментариев: 21 | Положительных отзывов: 20 | Отрицательных отзывов: 7
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 934352 thumb

    Наше новое "важнейшее из искусств"

    Film289 Followers66

    Российские фильмы (полнометражные и многосерийные), сериалы и мультфильмы, созданные начиная с 1991г., которые лично я смотрела, смотрю и буду пересматривать много раз.

    Теги: все в подряд.

    Обновила ner110475 @ около 7 лет назад.

  • # 889909 thumb

    РОССИЙСКОЕ кино

    Film668 Followers49 Comment15

    Теги: драмы, комедии, детективы, триллеры, боевики

    Обновила ninanika @ почти 10 лет назад.

Комментарии к фильму (98)

lora_palmer
  • Зритель
  • Wed, 20 Jan 2010 15:05:57 +0300

Смотрела этот фильм несколько лет назад. Очень понравился. Не самый легкий в просмотре, но сюжет захватывает. Показывают, на что способен человек, когда любит по-настоящему

am123456
  • Зритель
  • Wed, 20 Jan 2010 15:58:48 +0300
Grannichka писал:

Разрушили.. Не без того.. Только почему-то эти же большевики через 20 лет практически полностью искоренили безграмотность в той самой величайшей империи, в которой одна не очень большая часть населения относилась к основной части населения, как к быдлу.. Эти же большевики развили мощнейщую экономику, подняли престиж страны не небывалый уровень, практически полностью решили проблему безработицы и т.д. и т.п. Те самые, которые еще недавно были быдлом, стали иметь возможность получать образование и рассчитывать на какие-то блага.. Да, с кровищей, с красным террором, со всеми теми историческими реалиями... Стало быть, по вашей же логике, это была тоже реакция народа страны, изможденного бездарным монархическим правлением, поражениями России в Первой Мировой, тотальным невежеством основной массы населения, огромным провалом между уровнем богатства и бедности разных классов и т.д. и т.п. Не так ли?

А про фильм.. Фильм явно идеологический, несмотря на пафосный драматизм; к кино как к искусству имеет такое же отношение, как книга Брежнева "Малая Земля" - к литературе..

-1

ай молодца !!!!! держи пять!

Gribtsov
  • Зритель
  • Wed, 20 Jan 2010 20:19:01 +0300

Говорят что класс, надо качнуть punk

marihuanistas

качнем пасмотрим cool

Grannichka
  • Зритель
  • Wed, 20 Jan 2010 23:11:36 +0300
Hugo писал:

Здесь я отчасти согласен,да мы лешились одной империи,но преобрели другую!Нужно отметить и сказать спасибо за бесплатную медицину,образование и многое другое(и сказать хорошего можно много)!Отдельное спасибо за великую победу!Но не нужно забывать вакханалию большевиков и геноцид собственного народа во время гражданской войны,кстати они же после изгнания белогвардейцев начали жрать друг друга,а все описанные выше досижения большевиков стали достижениями ни при большевиках,а при коммунизме когда страна оказалась в железных руках!Отсюда вывод России хорошо,когда у нее есть хозяин(это мое личное мнение)!!!

Интересный взгляд на историю. Только я не совсем поняла про "коммунизм", в котором мы жили. По-моему, это называлось "развитой социализм". И начали строить его еще на заре развития СССР. Помните, первые пятилетки, план ГОЭЛРО и электрофикации всей страны? О таком ни одно государство даже и мечтать не смело в то время, а большевики не просто мечтали, но запланировали и принялись осуществлять (правда, какими средствами, это разговор отдельный). Но, все-таки, получается, что большевики не только разрушали, а и созидали, причем очень активно и последовательно. К слову сказать, при социализме в конце 80-х, СССР занимал одно из 30 мест среди стран с самым лучшим уровнем жизни - кроме СССР все остальные были страны "развитого капитализма"...Но однако ж, и эта величайшая супердержава СССР рухнула. И все по той же причине - бездарная импотентная власть руководства страны, как в свое время рухнула "величайшая" Российская империя..

Но я бы предложила бы свернуть эту дискуссию о печальной истории нашей многострадальной Родины.. Как грицца, обсуждать историю в сослагательном наклонении - что бы могло бы быть, если бы, да кабы - не имеет ни малейшего смысла - что свершилось, то уже свершилось..Анализировать можно и нужно, но строить какие-то реконструктивные модели, как это сделали вы - дело безнадежное и упадническое, ИМХО. smile

Schmaisser
  • Зритель
  • Wed, 20 Jan 2010 23:57:14 +0300
Grannichka писал:

Интересный взгляд на историю. Только я не совсем поняла про "коммунизм", в котором мы жили. По-моему, это называлось "развитой социализм". И начали строить его еще на заре развития СССР. Помните, первые пятилетки, план ГОЭЛРО и электрофикации всей страны? О таком ни одно государство даже и мечтать не смело в то время, а большевики не просто мечтали, но запланировали и принялись осуществлять (правда, какими средствами, это разговор отдельный). Но, все-таки, получается, что большевики не только разрушали, а и созидали, причем очень активно и последовательно. К слову сказать, при социализме в конце 80-х, СССР занимал одно из 30 мест среди стран с самым лучшим уровнем жизни - кроме СССР все остальные были страны "развитого капитализма"...Но однако ж, и эта величайшая супердержава СССР рухнула. И все по той же причине - бездарная импотентная власть руководства страны, как в свое время рухнула "величайшая" Российская империя..

Но я бы предложила бы свернуть эту дискуссию о печальной истории нашей многострадальной Родины.. Как грицца, обсуждать историю в сослагательном наклонении - что бы могло бы быть, если бы, да кабы - не имеет ни малейшего смысла - что свершилось, то уже свершилось..Анализировать можно и нужно, но строить какие-то реконструктивные модели, как это сделали вы - дело безнадежное и упадническое, ИМХО. smile

Согласен

gopher86
  • Зритель
  • Thu, 21 Jan 2010 01:30:02 +0300

Прочитал все 12 страниц, много смеялся.
Ну народ вы и горе историки smile.
Опереровать в споре по СС Википедией - это круто smile.
Конечно иметь свое ИМХО, основанное на кусках где-то услышанной информации, никому не запретишь, но это уж черезчур.

1. Читаем исходники - оцифрованные подлинники документов по СС и прочим структурам рейха - есть в архивах ФРГ (правда к сожалению на немецком).
2. Если нет сил и умения работать с архивами, то читаем признанных историков. Сходу могу посоветовать Heinz Huhne "Der Orden Unter dem Totenkopf" (Гейнц Хене "Орден Мертвая голова. История СС" Смоленск:Русич, 2002. Перевод А. Уткина. Осторожно! 576 страниц!)Довольно неплохая книга, для серьезного исторического исследования написана довольно живо, читается легко, кто читал Гальдера и Миллера-Гилленбрандта поймет о чем я. Есть ссылки на документы, указаны принципы отбора от образования до разгрома, даются цифры официальной статистики рейха, а также материалы Нюрнберга.

Есть ещё много других книг хороших историков, но их найдете сами.
Для более-менее объективной картины прочитайте 3-5 книг (исторических исследований признанных историков) по теме.

Вперед Господа! Читайте книги и занимайтесь самообразованием.

По фильму - не очень приемлю позицию авторов и рассказываемую историю - не сочетается она с моим восприятием истории. Хотя в жизни всякое бывает.

Assur88
  • Новичок
  • Thu, 21 Jan 2010 01:44:47 +0300

Э, как бы это помягче охарактерезовать сие творение, всмысле фильм....ну словом больной бред наверное будет как то грубо, хотя наверное самое приближенное по смыслу. Тому кто писал сценарий срочно на процедуры в ближайшею клинику по лечению паранои. Консультанту по истории 2 с глубоким минусом....Где там фильме любовь надо постараться найти и понять, если тока аффтар не начитался де Сада. Боевой дух картины пронизывает до костей и сворачивает зубы от безграмотности, я молчу про хоть какоето соответствие в амуниции и знаках отличия у противоборствующих сторон, садрали смиру понитке....ну остальное тоже не бог весть как wall

Schmaisser
  • Зритель
  • Thu, 21 Jan 2010 01:52:36 +0300
gopher86 писал:

Прочитал все 12 страниц, много смеялся.
Ну народ вы и горе историки smile.
Опереровать в споре по СС Википедией - это круто smile.
Конечно иметь свое ИМХО, основанное на кусках где-то услышанной информации, никому не запретишь, но это уж черезчур.

1. Читаем исходники - оцифрованные подлинники документов по СС и прочим структурам рейха - есть в архивах ФРГ (правда к сожалению на немецком).
2. Если нет сил и умения работать с архивами, то читаем признанных историков. Сходу могу посоветовать Heinz Huhne "Der Orden Unter dem Totenkopf" (Гейнц Хене "Орден Мертвая голова. История СС" Смоленск:Русич, 2002. Перевод А. Уткина. Осторожно! 576 страниц!)Довольно неплохая книга, для серьезного исторического исследования написана довольно живо, читается легко, кто читал Гальдера и Миллера-Гилленбрандта поймет о чем я. Есть ссылки на документы, указаны принципы отбора от образования до разгрома, даются цифры официальной статистики рейха, а также материалы Нюрнберга.

Есть ещё много других книг хороших историков, но их найдете сами.
Для более-менее объективной картины прочитайте 3-5 книг (исторических исследований признанных историков) по теме.

Вперед Господа! Читайте книги и занимайтесь самообразованием.

По фильму - не очень приемлю позицию авторов и рассказываемую историю - не сочетается она с моим восприятием истории. Хотя в жизни всякое бывает.

Держу в руках книгу Хайнца Хёне,"Черный орден СС.История охранных отрядов".Перевод с немецкого Ю.Д.Чупрунова,О.И.Лемехова 2004г.,542стр.+архивные фотки.Помоему одна и таже книга(или покрайней мере очень рядом) и дествительно хорошая!согласен стобой полностью! smile

misschka
  • Зритель
  • Thu, 21 Jan 2010 02:12:09 +0300

У майора, командира спецназа МВД, во время проведения будничной спецоперации без вести пропадают двое бойцов -- рядовой и сержант. А ему пофигу. И всем в подразделении пофигу -- ну были, а щас нет, то ли они бабу трахать пошли, то ли это незаконные бандформирования шалят.

Вообще, чем меньше будет таких фильмов про войну, тем лучше.

Крепкие четыре балла из десяти.

Добавить комментарий