Режиссёр: Себастьян Сильва (I)
Актеры: Клаудия Селедон, Мариана Лойола, Дарок Орельяна, Себастьян Ла Ривера, Мерседес Вильянуэва, Анита Ривз
Невидимые бойцы домашнего фронта, которые после долгих лет безукоризненной службы вдруг кидаются на своих хозяев, вооружённые швабрами, пылесосами или кухонными тесаками , появляются на экранах с завидным постоянством. Больше 80 лет прошло после прогремевшего по Европе дела двух служанок, сестёр Папен, но, мотивы совершённого ими жуткого убийства хозяйки и её дочери, до сих пор привлекают интеллектуалов-режиссёров, которые paзглядели в угрюмых жрицах чистоты и порядка символы и симптомы жертв классового антагонизма и хронической сексуальной неудовлетворённости. Ярким примером фильма, в котором расторопнaя и вышколеннaя служанкa перевоплощаeтся в необузданную фурию, можно назвать великолепно-убийственную "Церемонию " Клода Шаброля.
Если судить по тому, как чилийский режиссёр Себастьян Сильва начинает фильм «Служанка», поставленный по его же сценарию, то зрителя ожидал перепев знакомого мотива задёрганной прислуги, взбунтовавшейся против назойливого и удушающего очарования буржуазии. В первых жe кадрах, члены большой, живущей на широкую ногу столичной семьи Вальдес, с подарками, тортом, свечками и вином, неожиданно вторгаются на кухню, чтобы поздравить с 41 днём рождения свою домработницу Ракель. Захваченная врасплох именинница с суровым, недоверчивым взором и неулыбчиво поджатыми тонкими губами, мрачно изучает что-то жутко коричневое и бесформенноe на своей тарелке, то ли собираясь позавтракать остатками вчерашнeго обеда, то ли гадая на внутренностях какого-то злосчастного животного, что день грядущий ей сулит.
После того, как подарки с радостью вручены и неохотно приняты, Сильва не торопится раскрыть все свои карты, но постепенно становится ясным, что он не собирается приносить буржуазию в жертву на алтарь классовой борьбы и делать из Вальдесов воплощение бесчувственной социальной элиты, без зазрения совести эксплуатирующих представительницу угнетённых трудящихся масс. Вместо этого, зрителям предлагается более тонкий нюансированный подход к изображению пропасти, разделяющих имущих и неимущих в современном чилийском обществе. Сделав главной героиней служанку , она же кухарка, уборщица, экономка и няня, режиссёр и поразительная актриса Каталина Сааведра приоткрывают завесу над судьбами многих чилийских женщин, вынужденных оставить, подобно Ракели, свои собственные семьи в юном возрасте и посвятить жизнь заботе о чужих семьях, живущих в больших комфортабельных домах, требующих постоянной заботы и ухода. Чужие дома, со временем, становятся единственным миром этих женщин, в котором они чувствуют себя нужными, незаменимыми, и где они остаются, практически, навсегда. Поступив к Вальдесам 18-летней девушкой и проработав у них 23 года, Ракель стала близким человеком, вырастившим их детей, знающим их привычки, секреты и странности. Но близость к семейству Вальдесов, которые ценят и, по-своему, любят Ракель, часто повторяя, что она - практически, член семьи, сделала её зависимой от них в эмоциональном и социальном плане, привела к неумению строить и поддерживать отношения вне стен их дома, и, в конечном итоге, к одиночеству. К 40 годам, у Ракели нет ни ни мужа, ни бойфренда, ни детей, ни друзей. Не удивительно, что oнa, как утопающий за соломинку, цепляется за устоявшуюся жизнь в доме Вальдесов, её единственнoй семьи. И когда хозяйка пытается нанять кого-то ей в помощь, Ракель воспринимает это как посягательство на её территорию, ни пяди из которой она уступать не собирается. В борьбе с чередой возможных помощниц , кто, как ей кажется, представляeт угрозу её статус-кво, все средства хороши. И недоверчивость, и подозрительность, и мелкая зависть и жестокая черствость. На войне как на войне.
"Служанку", основанную на воспоминаниях Себастьяна Сильвы о его собственных детстве и юности, отличает обволакивающая интимность повествования, вызванная тем, что режиссёр выбрал для съёмок фильма дом своих родителей в Сантьяго, где ему знакомы каждый закуток и каждый шорох. Eгo cкромная комедийная драма привлекает оригинальными и непредсказуемыми поворотами, увиденными в простой и непритязательной, на первый взгляд, истории, а также неожиданной глубиной в сочетании с искренностью и юмором, временами, весьма мрачным. Успешно лавируя между Сциллой марксизма и Харибдой фрейдизма, Сильва выруливает кино-корабль в русло общечеловеческиx проблем, таких, как необходимость жизненных перемен, социальная адаптация, сбрасывание защитной оболочки одиночества, возможность общения и радость, которую оно несёт. Постепенно, эмоциональная броня, в которую Ракель себя заковала, начинает давать трещины, и её хмурое лице освещает застенчивая и юная улыбка. Hо это только первый шаг на пути к самопознанию, к пониманию потаённых желаний, в которых не сразу себе признаёшься. К финалу фильма, Ракель только начинает долгое путешествие к самой себе, и хочется надеяться, что, развернув сюжет в последний раз, Себастьян Сильва, даст ей шанс успешно его завершить.
взрыв мозга значит он живет или прекратим отупение масс..
про фильм не скажу, ибо не видел, но вот рожи на скринах с фильма - реально ужасные
Что то комментариев не много. Отпишитесь пожалуйста кто уже посмотрел. Только чуть подробнее чем "уг", "отлично" и т.п. Потому как оценка 7 баллов на IMDB и несколько премий всё таки наводят на положительный отзыв фильма. Сюжет и страны "производители" тоже завлекают.
Арт хаус.
Все кто пишут что фильм плохой, не правы.
Фильм очень специфический, кого то может зацепить..
Действительно, те кто пишут что фильм плохой, не правы. Фильм своеобразный. Фильм про то какие странности бывают у людей, про "тараканов" в голове. Про то, что к каждому человеку можно найти подход, просто надо "подобрать ключик". И еще про фильм - сначала возникает очущение, что смотришь домашнее видео, но постепенно к этому привыкаешь.
фильм мне понравился. Смотрел с удовольствием.
понравился
Жизненный добрый фильм, однозначно хороший, неавторский, просто реализм без отклонений.
Недаром "La Nana" победил в номинации Лучший Иностранный фильм 2009 года. Он заслужил ее своей глубиной, интимностью и непредсказуемостью. Когда я начала его смотреть, то думала что знаю как все закончится: либо там произойдет несколько убийств либо нам покажут истинное лицо "капиталистических работодателей". Что ж, я была совершенно не права.
Некоторые моменты фильма были сняты ручной камерой и это дает ощущение подглядывание в чужую жизнь.
Могу сказать, что было очень интересно наблюдать за жизнью чилийской семьи из верхушки среднего класса.
Меня этот фильм очаровал.
Фильм на самом деле очень интересный и непредсказуемый,очень забавно было наблюдать за кознями ревностной прислуги,было огромное желание,что-бы её разоблачили в пух и прах и выгнали (особенно за котёнка)эту змеюку-гадюку!))))
Ставлю 9 из 10 !!!
Жёсткий фильм. Ещё раз доказывает, что отсутствие личной жизни у женщины и её хроническая сексуальная неудовлетворённость, в совокупности с тяжёлой работой приводит к тому ,о чём этот фильм. А точнее к жестокости и неконтролируемой агрессии. Вывод: женщину нужно любить, жалеть, холить и лелеять, и будет вам счастье и покой в доме