Pододендроны намного счастливее нас, ибо не знают ни любви, ни ненависти, и даже не умирают. А если и умирают, то ни о чём не жалеют, им не обидно. И дереву, и траве, и собаке - им тоже. Лишь человеку, обремененному эгоистической жалостью к самому себе, умирать и обидно, и горько*.
В центре двухсерийного телефильма «Отпуск в сентябре» (1979), снятого по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» (1967) - инженер Зилов, прошедший путь от Печорина до «до лампочки». Казалось бы, жизнь удалась: вполне себе приличная работа по перекладыванию бумажек в Бюро технической информации, друзья-приятели, покорная и терпеливая жена, любовницы и как бы новые чувства. Опять же – не всякому такое счастье выпадает – квартиру дали. Казалось бы, идеалы, стремления и цели соединились с жизнью и вот-вот обретут в ней вес и смысл. Вот только откуда доносится неясный и пронзительный, мучительный, тревожный звук? Звук лопнувшей струны, который превращает всё в тоскливые сумерки. В новой, но безликой, пустой и необжитой квартире. За окнами которой идёт безнадёжно тягучий дождь…
Конечно, те «знатоки», для которых экзистенциальный вакуум инженера Зилова сродни хипстерским усикам, будут играючи трясти постмодернами и цитировать Шопенгауэра, мол, человечество обречено вечно колебаться между двумя крайностями - нуждой и скукой. Тем более, во время необратимых процессов размежевания провозглашаемых ценностей и реальной жизни, когда уничтожается не просто смысл идеалов, а уничтожается смысл нравственности вообще.
О погоде. Вернее, о сумерках. Вот они наступают. Жить невозможно, и невозможно отойти от окна. Уроки на завтра не сделаны ни по одному из предметов известных. Мечтательная пустота сердца, солнечного сплетения. Грусть всего человека*.
Режиссёр Виталий Мельников своим «Отпуском в сентябре» выводит кино на уровень метатекста в формате французской идиомы entre chien et loup**. Между волком и собакой. Сумеречное время. В пору между собакой и волком трудно различить образы людей и людские судьбы. Сумерки размывают черты…
Сумеречное время. Превращение человека в тень. Следы на песке. Странный союз полусвета и полутьмы как бы итожит и как бы пророчит. И за всяким «я» начинает маячить сумеречное «мы». «Мы» не краснозвёздное, не из советских агиток, а древнее, лесное. От Гостомысла до Петушков. Живущее в неуютном мире. Терзаемое страстями. С головой, набитой традиционными ценностями и с неизбывной тоской в глазах. Камо грядеши ничтоже сумняще?
Мы отлетаем всё дальше, растворяясь в мире вещей, звуков и красок, и с каждым движением все более проникаем в песок, в кору деревьев, становимся оптической ложью, вымыслом, игрой света и тени. Мы преломляемся в голосах птиц и людей, мы обретаем бессмертие несуществующего*.
«Отпуск в сентябре» построен как исповедь в формате временного стыка воспоминаний героя и их осознания в настоящем. Механическое изживание суток, редкие подстёгивания себя. Попытка разорвать привычный круг жизни: «Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Плевать я хотел на ваши приличия! Слышите? Ваши приличия мне опротивели! Убирайтесь, я вам говорю!». Пустота и бессмысленность существования, ставшего всего лишь времяпрепровождением, суета, враньё, лень. Тошнотворное ощущение бессилия перед собственной вялостью и безволием. Выжигающая изнутри потребность избавиться от тупости чувств и эмоциональной внутренней оцепенелости. И утиная охота – как надежда на возрождение: «Мы поднимаемся рано, ещё до рассвета. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты ещё не родился. И ничего нет. И не было. И не будет».
Неприхотливая манера съемки, минимум музыкального фона. Наглядно и просто ретроспективная последовательность воспоминаний складывается в цельную и всеобъемлющую картину жизни. Картину-зеркала, из которой на зрителя поочерёдно смотрит то рефлектирующий циник Зилов, то его альтер-эго, безупречный в своей уверенности официант Дима.
Наши календари слишком условны и цифры, которые там написаны, ничего не означают и ни чем не обеспечены, подобно фальшивым деньгам. Да и могут ли вообще дни следовать друг за другом, это какая-то поэтическая ерунда - череда дней. Никакой череды нет, дни приходят, когда какому вздумается, а бывает, что и несколько сразу. А бывает, что день долго не приходит. Тогда живешь в пустоте, ничего не понимаешь и сильно болеешь*.
«Отпуск в сентябре» - это кино о системе. О той системе, которая конструирует человека по своему подобию. Или человек конструирует себя по её подобию. И дело не в том, что человеку не дают выскочить из некой сетки координат. А в том, что выскочив, человек немедленно начинает строить такую же сетку.
Ты маленький. Но уже знаешь. Детство пройдет, как оранжевый дребезжащий трамвай через мост, разбрасывая брызги огня, которого не существует*…
Персонаж Зилова, которого совершенно блестяще сыграл Олег Даль, по сути, является проверкой для зрителя. Проверкой на собственную честность. Проверкой зрительской похмельной памяти. Проверкой воспоминаний и реальности. Проверкой места в жизни. Проверкой на целостность. У черты, за которой вопросы не имеют привычного ответа.
Хлеб наш насущный дай нам днесь, гласный звук сделай шипящим, предотврати крушение поезда, машинист которого спит, спой мне песню, как синица за водой по утру шла, объясни юность и старость*…
_______________________________________________
* - Саша Соколов, «Школа для дураков».
** - данный оборот дословно перевёл А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»: «Люблю я дружеские враки и дружеский бокал вина порой той, что названа пора меж волка и собаки, а почему, не вижу я…».
ФИЛЬМЫ и СЕРИАЛЫ с рейтингом IMDb 8.0 и ВЫШЕ
Популярной возможностью IMDb являются онлайн-голосования. Любой зарегистрированный посетитель сайта может голосовать за фильмы и сериалы, выставляя им рейтинг: от 1 («худший фильм»/«худший сериал») до 10 («шедевр») баллов.
www.imdb.com
Ой, где был я вчера - не найду, хоть убей,
Только помню, что стены с обоями.
Помню, Клавка была и подруга при ней,
Целовался на кухне с обоими.
А наутро я встал,
Мне давай сообщать:
Что хозяйку ругал,
Всех хотел застращать,
Будто голым скакал,
Будто песни орал,
А отец, говорил,
У меня генерал...
Фильм о бездельнике... Или бездельниках... Сколько их тогда было... В отделе 15 человек, а работали 3-4... Но было весело, поэтому 9+. Мне фильм нравится.
Этот фильм у меня давно есть.
Это самая ЛУЧШАЯ вещь с ОЛЕГОМ ДАЛЕМ.
Он в принципе и сам так считал, и очень добивался роли Зилова.
Качать всем любителям НАСТОЯЩЕГО КИНО!!!
Простите, но какой му...он сделал музыкальное сопровождение к трейлеру. Это верх неуважения и просто мрак какой-то. Заменить дорожку о даже не любви к охоте, просто человеческие отношения, низкопробным комиксом. Ведь иам же есть прекрасная музыка, дополняющая видеоряд.... Разочарован!!!
Обожаю этот фильм. Одна из лучших ролей Олега Ивановича Даля!
Зилов.Человек ищущий себя.Жена, квартира...что нужно для счастья? Но... что- то не хватает для полного счастья.Увлечение охотой? Знакомство с новой женщиной?Поиски себя,переоценки того, что мы имеем.Очень тонкая и заставляющая задуматься роль Олега Даля. Что нас ждёт в будущем? Чего мы хотим и хотим ли чего то? Зилов нуждается в сострадании, но нужно ли ему это? Его разгульная жизнь говорит о другом...но в минуты, когда ты остаёшься наедине с собой происходит периоценка того, чем ты жил, чего желал.Фильм о том, что часто мы ищем ответы на вопросы, которых не можем найти.Кто для нас есть друзья...что мы хотим от этой жизни?
Спасибо за встречу с Далем!
Первый раз посмотрел ещё пацаном, но до настоящего времени этот фильм оставил в душе отметину.
Даль - и этим все сказано! Обнаженная душа, честное сердце, талант от Бога, жаль, что многое не успел!..
Худые далевские колени, потрёпанное верблюжье одеяло и извлекаемая из холодильника кепка – первые кадры фильма, а, значит, добро пожаловать в советскую реальность! Хрестоматийные крупные планы Векслера, тоскливые глаза предельно автобиографичного Даля и наполненная "маленькими трагедиями" пьеса Вампилова в постановке Виталия Мельникова – добро пожаловать в "Отпуск в сентябре"!
У каждого человека (даже если он книжный или кино- герой) должна быть мечта. Нет, не так – МЕЧТА! У Остапа Бендера это – Рио-де-Жанейро, у Холли Голайтли – место, где можно чувствовать себя, как у Тиффани, у Ассоль – капитан на корабле под алыми парусами, а у Виктора Зилова – утиная охота в сентябре. Только когда он говорит о ней, его усталое, испитое лицо преображается и начинает светиться. Редкие минуты! А в остальном – тоска, замкнутый круг.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь. (С.Есенин)
Работа, друзья, любящая жена, недавно полученная квартира, женское внимание – наносное, кажущееся благополучие.
"Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство". (С.Есенин)
Разговор Зилова с женой Галиной, которая заперла его и тихонько уехала, натерпевшись мук семейной жизни, – лучшая сцена в фильме. И Даль в ней по-особенному проникновенен, и брезжит до поры до времени в туманной жизни его героя смутный солнечный просвет…
Не имей сто рублей, и сто друзей не помогут, если твоя неприкаянная душа ищет чего-то до конца непонятого – такой лейтмотив, надо думать, заложен в фильме Мельникова и пьесе Вампилова.
Худые далевские колени, потрёпанное верблюжье одеяло и извлекаемая из холодильника кепка – первые кадры фильма, а, значит, добро пожаловать в советскую реальность! Хрестоматийные крупные планы Векслера, тоскливые глаза предельно автобиографичного Даля и наполненная "маленькими трагедиями" пьеса Вампилова в постановке Виталия Мельникова – добро пожаловать в "Отпуск в сентябре"!
У каждого человека (даже если он книжный или кино- герой) должна быть мечта. Нет, не так – МЕЧТА! У Остапа Бендера это – Рио-де-Жанейро, у Холли Голайтли – место, где можно чувствовать себя, как у Тиффани, у Ассоль – капитан на корабле под алыми парусами, а у Виктора Зилова – утиная охота в сентябре. Только когда он говорит о ней, его усталое, испитое лицо преображается и начинает светиться. Редкие минуты! А в остальном – тоска, замкнутый круг.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь. (С.Есенин)
Работа, друзья, любящая жена, недавно полученная квартира, женское внимание – наносное, кажущееся благополучие.
"Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство". (С.Есенин)
Разговор Зилова с женой Галиной, которая заперла его и тихонько уехала, натерпевшись мук семейной жизни, – лучшая сцена в фильме. И Даль в ней по-особенному проникновенен, и брезжит до поры до времени в туманной жизни его героя смутный солнечный просвет…
Не имей сто рублей, и сто друзей не помогут, если твоя неприкаянная душа ищет чего-то до конца непонятого – такой лейтмотив, надо думать, заложен в фильме Мельникова и пьесе Вампилова.
Идеально сказано про этот удивительный фильм!