Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
10/10

Между волком и собакой, или Мы сами с вибриссами

Рецензия на фильм «Отпуск в сентябре»

12335 thumb

Pододендроны намного счастливее нас, ибо не знают ни любви, ни ненависти, и даже не умирают. А если и умирают, то ни о чём не жалеют, им не обидно. И дереву, и траве, и собаке - им тоже. Лишь человеку, обремененному эгоистической жалостью к самому себе, умирать и обидно, и горько*.

В центре двухсерийного телефильма «Отпуск в сентябре» (1979), снятого по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» (1967) - инженер Зилов, прошедший путь от Печорина до «до лампочки». Казалось бы, жизнь удалась: вполне

себе приличная работа по перекладыванию бумажек в Бюро технической информации, друзья-приятели, покорная и терпеливая жена, любовницы и как бы новые чувства. Опять же – не всякому такое счастье выпадает – квартиру дали. Казалось бы, идеалы, стремления и цели соединились с жизнью и вот-вот обретут  в ней вес и смысл. Вот только откуда доносится неясный и пронзительный, мучительный, тревожный звук? Звук лопнувшей струны, который превращает всё в тоскливые сумерки. В новой, но безликой, пустой и необжитой квартире. За окнами которой идёт безнадёжно тягучий дождь…

Конечно, те «знатоки», для которых экзистенциальный вакуум инженера Зилова сродни хипстерским усикам, будут играючи трясти постмодернами и цитировать Шопенгауэра, мол, человечество обречено вечно колебаться между двумя крайностями - нуждой и скукой. Тем более, во время необратимых процессов размежевания провозглашаемых ценностей и реальной жизни, когда уничтожается не просто смысл идеалов, а уничтожается смысл нравственности вообще.

О погоде. Вернее, о сумерках. Вот они наступают. Жить невозможно, и невозможно отойти от окна. Уроки на завтра не сделаны ни по одному из предметов известных. Мечтательная пустота сердца, солнечного сплетения. Грусть всего человека*.

Режиссёр Виталий Мельников своим «Отпуском в сентябре» выводит кино на уровень метатекста в формате французской идиомы entre chien et loup**. Между волком и собакой. Сумеречное время. В пору между собакой и волком трудно различить образы людей и людские судьбы. Сумерки размывают черты…

Сумеречное время. Превращение человека в тень. Следы на песке. Странный союз полусвета и полутьмы как бы итожит и как бы пророчит. И за всяким «я» начинает маячить сумеречное «мы». «Мы» не краснозвёздное, не из советских агиток, а древнее, лесное. От Гостомысла до Петушков. Живущее в неуютном мире. Терзаемое страстями. С головой, набитой традиционными ценностями и с неизбывной тоской в глазах. Камо грядеши ничтоже сумняще?

Мы отлетаем всё дальше, растворяясь в мире вещей, звуков и красок, и с каждым движением все более проникаем в песок, в кору деревьев, становимся оптической ложью, вымыслом, игрой света и тени. Мы преломляемся в голосах птиц и людей, мы обретаем бессмертие несуществующего*.

«Отпуск в сентябре» построен как исповедь в формате временного стыка воспоминаний героя и их осознания в настоящем. Механическое изживание суток, редкие подстёгивания себя. Попытка разорвать привычный круг жизни: «Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Плевать я хотел на ваши приличия! Слышите? Ваши приличия мне опротивели! Убирайтесь, я вам говорю!». Пустота и бессмысленность существования, ставшего всего лишь времяпрепровождением, суета, враньё, лень. Тошнотворное ощущение бессилия перед собственной вялостью и безволием. Выжигающая изнутри потребность избавиться от тупости чувств и эмоциональной внутренней оцепенелости. И утиная охота – как надежда на возрождение: «Мы поднимаемся рано, ещё до рассвета. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты ещё не родился. И ничего нет. И не было. И не будет».

Неприхотливая манера съемки, минимум музыкального фона. Наглядно и просто ретроспективная последовательность воспоминаний складывается в цельную и всеобъемлющую картину жизни. Картину-зеркала, из которой на зрителя поочерёдно смотрит то рефлектирующий циник Зилов, то его альтер-эго, безупречный в своей уверенности официант Дима.

Наши календари слишком условны и цифры, которые там написаны, ничего не означают и ни чем не обеспечены, подобно фальшивым деньгам. Да и могут ли вообще дни следовать друг за другом, это какая-то поэтическая ерунда - череда дней. Никакой череды нет, дни приходят, когда какому вздумается, а бывает, что и несколько сразу. А бывает, что день долго не приходит. Тогда живешь в пустоте, ничего не понимаешь и сильно болеешь*.

«Отпуск в сентябре»  - это кино о системе. О той системе, которая конструирует человека по своему подобию. Или человек конструирует себя по её подобию. И дело не в том, что человеку не дают выскочить из некой сетки координат. А в том, что выскочив, человек немедленно начинает строить такую же сетку.

Ты маленький. Но уже знаешь. Детство пройдет, как оранжевый дребезжащий трамвай через мост, разбрасывая брызги огня, которого не существует*…

Персонаж Зилова, которого совершенно блестяще сыграл Олег Даль, по сути, является проверкой для зрителя. Проверкой на собственную честность. Проверкой зрительской похмельной памяти. Проверкой воспоминаний и реальности. Проверкой места в жизни. Проверкой на целостность. У черты, за которой вопросы не имеют привычного ответа.

Хлеб наш насущный дай нам днесь, гласный звук сделай шипящим, предотврати крушение поезда, машинист которого спит, спой мне песню, как синица за водой по утру шла, объясни юность и старость*…

_______________________________________________

* - Саша Соколов, «Школа для дураков».

** - данный оборот дословно перевёл А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»: «Люблю я дружеские враки и дружеский бокал вина порой той, что названа пора меж волка и собаки, а почему, не вижу я…».

@ Tue, 13 Feb 2018 16:28:09 +0300

Комментарии к рецензии (28)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Tue, 13 Feb 2018 16:28:33 +0300

P. S.

theghostka
  • К.Модератор
  • Tue, 13 Feb 2018 23:51:21 +0300

Да!
О людях, а не о бронепоездах с плакатами!
О недосягаемой тишине, а не о воплях фанфар!
Мое!

mironistars
  • Зритель
  • Wed, 14 Feb 2018 00:34:26 +0300

Прекрасным литератором был Александр Вампилов. Создал бессмертные фундаментальные образы советского литературного искусства.
Но не всяк сверчок, к сожалению, понимает творения писателя.
Поэтому интерпретирует суть его произведений по своему, по домашнему.
Потом пишут отсебятину всякую, кто на что горазд.

rozadavletova

Пьесу вот только в декабре недобровольно читала, фильм смотреть не буду. Зилов как Зилов, обычный эгоист.
+

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Feb 2018 08:33:21 +0300

Плюс, но фильм надо посмотреть: текст тогда будет восприниматься иначе.

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Feb 2018 09:56:03 +0300
mironistars писал:

Прекрасным литератором был Александр Вампилов. Создал бессмертные фундаментальные образы советского литературного искусства.
Но не всяк сверчок, к сожалению, понимает творения писателя.
Поэтому интерпретирует суть его произведений по своему, по домашнему.
Потом пишут отсебятину всякую, кто на что горазд.

Жан-Поль Ноэ, "Пора кончать - 2", сиквел, 1 серия. )

Вы, товарищ, Вампилова с В. Ампиловым не путаете? ))
Значит, Вампилов создавал фундаментальные образы советского литературного искусства? Вот только вопрос: а почему же советская власть так активно нос воротила от вампиловской "Утиной охоты"? В очередной раз ) предоставляю вам факты.
Александр Вампилов пьесу написал летом 1967. Пьесу пытался напечатать журнал "Новый мир", Москва. Но редколлегия не смогла придти к единому решению. Отказ. Только в 1970 пьеса была впервые опубликована. В Иркутске(!). В журнале "Ангара". По личной инициативе редактора Марка Сергеева. И то только по той причине, что главный цензор "Ангары" ушёл в отпуск. После этого на Вампилова накатали донос за клевету. Как в Иркутский обком КПСС, так и в ЦК КПСС. Итоги: в 1972 году директор Восточно-Сибирского издательства согласился напечатать посмертный однотомник (!) Вампилова, но без "Утиной охоты". И только в 1975 году - опять таки, по личной инициативе Марка Сергеева - в специализированном (!) издательстве "Искусство" пьеса была издана в сборнике Вампилова "Избранное".
А теперь касаемо театральных постановок фундаментальной пьесы. Которая, напомню, написана была написана летом 1967. Первая - в 1976 (!), в молдавском (!) театре "Лучаферул". На молдавском (!) языке. 1976 - в Риге. 1978 - в Ташкенте (!), на "Экспериментальной студии театральной молодёжи" (!). Первая постановка в Москве - только в 1977. И то Романом Виктюком (!), в студенческом (!) театре МГУ.
Не правда ли, довольно странно вела себя советская власть по отношению к создателю "фундаментальных образов советского литературного искусства", который так и не увидел постановки своей "Утиной охоты" при жизни. Равно как и Олег Даль при жизни не увидел своей работы в "Отпуске в сентябре". Ибо фильм, который был снят в 1979 году, пролежал на полке аж до июня 1987.

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Feb 2018 09:57:54 +0300
mironistars писал:

Прекрасным литератором был Александр Вампилов. Создал бессмертные фундаментальные образы советского литературного искусства.
Но не всяк сверчок, к сожалению, понимает творения писателя.
Поэтому интерпретирует суть его произведений по своему, по домашнему.
Потом пишут отсебятину всякую, кто на что горазд.

Жан-Поль Ноэ, "Пора кончать - 2", сиквел, 2 серия.

Может, товарищ, довольно идеализаций райских кущ* советскости? Нет больше Советского Союза. Формат нашей социалистической утопии перерос во внутренние осколочносоветскоимперские разборки, продолжающиеся и по сей день. А вот социализм стран Северной Европы их жителям строить и жить помогает. ) Может, его начнём идеализировать, а, товарищ? Ведь, какой-никакой, а социализм ведь? wink
____________________________________
* - "Райские кущи", 2015 год, - российский фильм по мотивам "Утиной охоты". О чём, кстати, родственники Вампилова просили не указывать в титрах. Фильм, про который Антон Долин, который немного ) понимает в кино, написал так: "Безвременье, растерянность, всепобеждающий гламур и прагматизм - точный отпечаток старой прекрасной драматургии на сетчатке нашего сегодняшнего глаза..."

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Feb 2018 10:18:23 +0300
РозАЛекС писал:

Пьесу вот только в декабре недобровольно читала, фильм смотреть не буду. Зилов как Зилов, обычный эгоист.
+

"Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье..." - А. Вампилов. )

rozadavletova
janpaul писал:

"Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье..." - А. Вампилов. )

Но это не точно mrgreen

mironistars
  • Зритель
  • Wed, 14 Feb 2018 16:19:25 +0300
janpaul писал:

Жан-Поль Ноэ, "Пора кончать - 2", сиквел, 1 серия. )

Вы, товарищ, Вампилова с В. Ампиловым не путаете? ))
Значит, Вампилов создавал фундаментальные образы советского литературного искусства? Вот только вопрос: а почему же советская власть так активно нос воротила от вампиловской "Утиной охоты"? В очередной раз ) предоставляю вам факты.
Александр Вампилов пьесу написал летом 1967. Пьесу пытался напечатать журнал "Новый мир", Москва. Но редколлегия не смогла придти к единому решению. Отказ. Только в 1970 пьеса была впервые опубликована. В Иркутске(!). В журнале "Ангара". По личной инициативе редактора Марка Сергеева. И то только по той причине, что главный цензор "Ангары" ушёл в отпуск. После этого на Вампилова накатали донос за клевету. Как в Иркутский обком КПСС, так и в ЦК КПСС. Итоги: в 1972 году директор Восточно-Сибирского издательства согласился напечатать посмертный однотомник (!) Вампилова, но без "Утиной охоты". И только в 1975 году - опять таки, по личной инициативе Марка Сергеева - в специализированном (!) издательстве "Искусство" пьеса была издана в сборнике Вампилова "Избранное".
А теперь касаемо театральных постановок фундаментальной пьесы. Которая, напомню, написана была написана летом 1967. Первая - в 1976 (!), в молдавском (!) театре "Лучаферул". На молдавском (!) языке. 1976 - в Риге. 1978 - в Ташкенте (!), на "Экспериментальной студии театральной молодёжи" (!). Первая постановка в Москве - только в 1977. И то Романом Виктюком (!), в студенческом (!) театре МГУ.
Не правда ли, довольно странно вела себя советская власть по отношению к создателю "фундаментальных образов советского литературного искусства", который так и не увидел постановки своей "Утиной охоты" при жизни. Равно как и Олег Даль при жизни не увидел своей работы в "Отпуске в сентябре". Ибо фильм, который был снят в 1979 году, пролежал на полке аж до июня 1987.

- Вы где служили?
- В стройбате! Товарищ майор!
Первое название пьесы было "Охота на моль".
Моль всегда место себе отыщет, чтобы на дорогой шубе отложить личинки.
Пьеса о Вас janpaul, о таких как вы, о моли на дорогой шубе.
Незнание, janpaul, делает человека примитивным.

Добавить комментарий