1935 год. В мертвый сезон в купейном вагоне поезда Стамбул – Кале нет свободных мест. Восточный экспресс застрял в снегу, связи с внешним миром нет, в купе обнаружен мёртвый пассажир. Это абсолютно герметичный детектив.
Пролетает один час 35 минут экранного времени и Эркюль Пуаро раскладывает на столике рядом со стопкой паспортов, графином с водой и пузырьком с каплями план купейного вагона, купейный ключ, кинжал и небольшой сверкающий белой сталью пистолет. Эркюль Пуаро готов рассказать, как произошло убийство, и как оно связано с произошедшим пять лет назад похищением маленькой Дейзи Армстронг.
К предложенному зрителю образу Пуаро приходится привыкать. Загримированный Альберт Финни вместо чистокровной выверенности и экономной стремительности движений приобрел как будто дефект осанки, не позволяющий сыщику легкомысленно вертеть головой, а лишь поворачиваться всем корпусом. В результате, вместо человека стремительного образа мышления на экране оказался персонаж временами как будто излишне резвый. В остальном же Эркюль Пуаро великолепен: ироничен, находчив, бесконечно наблюдателен, совершенно владеет приёмами как психологической игры, так и техническими работы с уликами (в эпизоде, когда Пуаро «высвечивает» с помощью двух шляпных болванок содержимое сожженной записки, зритель должен просто подвывать от восхищения). Пуаро честен и чертовски обаятелен, и он – бельгиец, в полном соответсвии с замыслом Агаты Кристи.
Сценарий фильма написал Пол Ден, семью годами ранее в команде вместе с Франко Дзеффирелли выполнивший адаптацию "Укрощения строптивой" Шекспира. Взявшись за роман "Убийство в Восточном экспрессе", Пол Ден провёл поистине филигранную работу. Он сохранил все атрибуты эмоционально-бесстрастного детектива леди Агаты, но из незначительной по количеству слов подачи писательницы (одна из героинь в прошлом играла Макбет на сцене) сотворил самостоятельный смысловой слой. В фильме звучит Шекспир. И если слова «зачем сюда вы принесли кинжалы» – можно зачесть за развитие звучащей в романе ноты, то фраза «когда наступит полночь, тень отца, мой Гамлет» – одновременно один из ключей разгадки и новый аккорд, усиливающий масштабом происходящего слова Агаты Кристи «чудовищное преступление». Похищенная Дейзи Армстронг – исходная точка, далее – ещё четыре человека, далее ... Зритель сам должен решить, обрывает смерть безусловного негодяя эту геометрическую прогрессию, либо пассажиры поезда развивают её по законам той самой геометрической прогрессии.
Сидни Люмету, режиссеру фильма, удаётся удерживать зрителя одновременно на нескольких уровнях: следить за детективом, прислушиваться к себе в рамках предложенного непростого сюжета и ... наслаждаться происходящим на экране.
Для съемок были приглашены актеры экстра-класса и экранное зрелище чертовски красиво. Роли в фильме исполнили: Ингрид Бергман (забавная, по словам актрисы, "виньетка" - суетливость и сильный шведский акцент), Ванесса Редгрейв (озорство и уверенное лукавство), Шон Коннери (фирменный английский полковник), Жан-Пьер Кассель (умная, ироничная предусмотрительность и выдержка; глаза, навстречу которым идешь), Жаклин Биссет (немного робкий гламур и молодость), Майкл Йорк (настоящий венгерский граф, отличное дополнение героини Жаклин Биссет ), Уэнди Хиллер (возраст, только возраст), Джон Гилгулд (искреннее «ох-господи»). Насколько эти качества уместны на территории происходящего убийства, решать зрителю.
Крупные планы звезд экрана в интерьерах Восточного экспресса с инкрустированными деревянными панелями, стеклянными перегородками, сияющими светильниками вкупе с необходимостью позиционировать поведение персонажа, должны производить сильное впечатление и на современного искушенного зрителя. Возможно заскучавшего зрителя Сидни Люмет заставляет очнуться неожиданными вбросами деталей: рассыпанными по перрону ярко-оранжевыми апельсинами, зеленым мятным ликером в рюмке Пуаро (а может, шартрез, а может, абсент – нет, ликер), двумя всегда потешными пекинесами или вспыхнувшим прямо в глаза прожектором отправляющегося, проснувшегося поезда. А еще зрителя поджидают виды мчащегося трансевропейского экспресса под настраивающую на танец музыку Ричарда Родни Бенетта. Неожиданное звучание танца и транса лишает зрителя симптомов мистическо-созерцательной мечтательности и заставляет решать герметичный детектив вместе с Пуаро, приводя к финишу одновременно с заключительными фразами бельгийского сыщика. Вспоминая разложенные на столике улики (01:35:40), думаешь: я бы добавила остановленные в момент убийства часы.
PS
К слову сказать, в фильме есть один удар в челюсть и один пробег Пуаро по вагону. Ровно сидящий, забывший про попкорн, зритель этот бонус сопровождает-таки удовлетворенным хмыканьем.
Агате Кристи экранизация понравилась, образ сыщика леди Агата сочла убедительным.
Альберт Финни за роль Эркюля Пуаро номинировался на Оскара (премию получил за драматически более напряженную роль актер Арт Карни, лента "Гарри и Тонто").
Ингрид Бергман получила Оскара за лучшую женскую роль второго плана.
Фильм номинировался на Оскара в номинациях: лучший адаптивный сценарий, лучшая работа оператора, лучшие костюмы, лучший саундтрек к драматическому фильму.
***
02:08:00 – заключительные титры. Эркюль Пуаро раскрыл преступление; фильм привёл в баланс растрепанные нервы; хочется в ближайшую поездку взять книгу Агаты Кристи. А рука уже добавляет в очередь просмотра следующую экранизацию.
Если вам нравятся фильмы с загадками (любите поломать голову) с неожиданными поворотами сюжета и что бы в конце фильма обалдеть от развязки, то эти фильмы для вас!
"Вы не можете заставить себя чувствовать то, что не чувствуете, но Вы можете заставить себя поступать правильно вне зависимости от того, что чувствуете".
Собраны все экранизации каких-либо произведений, не только книг, но комиксов, пьес, опер и т.д.
Форма заполнения описания:
-Имя Фамилия автора или авторов
-Название произведения или общесобирательное название серии произведений
-Формат произведения: роман, рассказ, повесть, поэма, пьеса, опера, комикс, серия романов, сборник рассказов и т.д.
-Год написания или год публикации, для старых произведений примерный. ?-год неизвестен.
-Степень точности экранизации. Если после года публикации не стоит ничего - значит экранизация это приближе...
«Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.»
Этими книгами мы зачитывались в детстве. С трудом доставали у приятеля, сдавали 20 кг макулатуры, вырывали из рук в библиотеках. С нетерпением бежали к телевизору, когда показывали экранизации этих книг. А теперь мы можем выбрать из них лучшие и показать нашим детям и внукам, когда захотим.
Полный список актёров:
В ролях: Альберт Финни, Лорен Бэколл, Мартин Болсам, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет, Жан-Пьер Кассель, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Уэнди Хиллер, Энтони Перкинс, Ванесса Редгрейв, Рейчел Робертс, Ричард Уидмарк, Майкл Йорк, Колин Блейкли, Джордж Кулурис, Денис Куилли, Вернон Добчефф, Джереми Ллойд, Джон Моффатт, Джордж Сильвер
Роли дублировали: Артем Карапетян, Виктория Радунская, Владимир Дружников, Нина Зорская, Лилия Захарова, Рудольф Панков, Феликс Яворский, Сергей Курилов, Нина Никитина, Сергей Малишевский, Лариса Данилина, Серафима Холина, Эдуард Изотов, Владимир Разумовский, Вадим Захарченко, Владимир Ферапонтов
кто смотрел отпишитесь
кто смотрел отпишитесь
Странный вопрос. Поднимите глаза и посмотрите, кто в ролях. Это ни о чем не говорит?
Это экранизация культового романа Агаты Кристи. Да и по телевизору этот фильм часто показывают. А роман издали в первом сборнике Агаты, который публиковался в стране.
кто смотрел отпишитесь
Конечно, меня немного удивил тот факт, что КИНОВЕД (!!!!!!?) не знает этого фильма. Но на всякий пожарный - фильм снят прекрасно, актеры выдали что могли (и даже больше по-моему), ну а сюжет - что вам сказать? ЭТО надо (видеть? Нет!) смотреть!
P.S. Завидую тем, кто увидит фильм впервые...
закачала, чтобы посмотреть ещё раз!фильм прекрасен, как и актёрский состав!
фильм очень хороший
Произведенные искусства !!!
Конечно, меня немного удивил тот факт, что КИНОВЕД (!!!!!!?) не знает этого фильма. Но на всякий пожарный - фильм снят прекрасно, актеры выдали что могли (и даже больше по-моему), ну а сюжет - что вам сказать? ЭТО надо (видеть? Нет!) смотреть!
P.S. Завидую тем, кто увидит фильм впервые...
Чего Вы удивляетесь! Фильм в 2 с лишним раза старше этого "киноведа". Не теряем ли мы время, отвечая на некомпетентные вопросы?
Исполнители ролей в фильме имеют 8 "Оскаров", не считая других суперпрестижных кинонаград. Ингрид Бергман получила за фильм свой третий "Оскар".
Мне вообще на ум не приходит ни один другой фильм с таким суперзвездным составом. Кто знает, подскажите.
Странно, что никто не голосует! Не дожидайтесь марта!