Японский кинематограф, еще в эру немого кино отличавшийся неповторимой индивидуальностью, и по сей день остается неординарным явлением. Если же вам доведется посмотреть какой-либо японский фильм категории артхаус, то это вообще может стать из ряда вон выходящим событием.
Нечто подобное произошло и со мной при просмотре фильма «Тэцуо, железный человек», который с самых первых минут поверг меня в глубокий шок. Я не любитель trash movies , но рука не поднялась прервать фильм: смотрела на ужас, разворачивающийся на экране, и думала, какое же режиссеру нужно иметь воображение, талант, чтобы вот так передать, практически без слов, устрашающую картину трансформации человека в чудовищный сплав плоти и металла.
Синья Цукамото пришел в японский кинематограф в середине 80-х годов, когда заканчивалась эпоха философского кинематографа режиссеров-шестидесятников, а стремительное развитие телевидения и увеличение спроса на зарубежное кино только усиливало кризис в киноиндустрии. Это время ознаменовалось появлением малобюджетного авторского кино. На небосклоне кино появились новые звезды - режиссеры, рассматривающие в своих фильмах тенденции отчуждения и дегуманизации личности. Их кино вышло из комиксов и анимации, телевизионной рекламы и телешоу, музыкальных клипов и дешевой фантастики [1].
«Тэцуо, железный человек» стал первым полнометражным фильмом Синья Цукамото, принесшим ему не только всемирную известность, но и репутацию режиссера, обладающего индивидуальным стилем.
Определиться с жанровой направленностью «Тэцуо» не так-то просто. Вроде бы фильм ближе всего к жанру хоррор. Однако представленная в параноидальной манере история мутирующего бизнесмена напоминает причудливый коллаж из обрывков бредового сна и реальности. Применяя элементы сюрреализма, Цукамото взрывает обыденную действительность с помощью странных будоражащих сознание образов. Фильм, почти лишенный сюжета, призван шокировать зрителя. Сюрреалистические фантазии Цукамото довольно тяжелы для восприятия, поэтому зрителю, рискнувшему посмотреть «Тэцуо», прежде всего важно удержаться от сожаления и отвращения, что он скачал и начал смотреть этот фильм. Визуальная составляющая фильма отражает тотальное торжество технологии в грудах покореженного металла, пустующих заводах, безжизненных домах. Рождается ощущение, что в мире, изображенном Цукамото, нет места человеку: мегаполис поглощает живую природу, а сам человек становится частью чудовищной «био-машины». Символика фильма близка жанру киберпанк. Знакомьтесь, перед нами жанровый коктейль Синья Цукомото.
Актерская игра не поддается банальному описанию: игру надо видеть. Смею лишь отметить, что все актеры, включая самого режиссера, являются выходцами экспериментального театра Каюджи (Kaijyu).
Фильм отличается малым количеством диалогов, театрализованной игрой актеров, использованием кукольной мультипликации, эффекта «дрожащей камеры» и помех, варьированием скорости движения пленки и монтажом, вызывающим раздражение. Сие зрелище сопровождается резкими звуковыми эффектами и царапающей мозг музыкой в стиле «индустриальный нойз». Это кино никак не назовешь привлекательным: фильм не просто раздражает, образно говоря, он насилует ваши чувства, ужасая отталкивающими образами индустриального города и чудовищной трансформацией человека. Созданный в 1988 году фильм намного опередил свое время.
Фильм «Тэцуо», ставший со временем визитной карточкой режиссера, являет собой метафорическое предупреждение против тревожных тенденций развития современного общества. Режиссер демонстрирует в действии инстинкт саморазрушения человечества, безудержно стремящегося к материальному благополучию, утратившего духовные ценности и равнодушного ко всему, кроме развлечений.
Понравился ли мне фильм «Тэцуо»? Вряд ли уродства, пусть и умело изображенные, могут кому-либо нравиться. Бесспорно то, что фильм «Тэцуо» привлек моё внимание, а режиссерская работа вызвала уважение. Предлагаю ли я вам посмотреть данный фильм? Отнюдь. «Тэцуо» трудно смотреть, трудно понять. Вероятно, многим достаточно будет просто знать, что такой фильм есть.
Однажды в интервью Цукамото сказал, что не зритель выбирает фильм, а фильм выбирает своих зрителей. Что ж, возможно режиссер не так далек от истины. Если предположить, что через просмотр кино мы способны получить чуть большее знание, нежели имели до этого, то даже «ужасное кино» способно преподнести нам мудрость в понимании важнейших вопросов жизни.
[1] – ссылка на статью Леонида Циткина www.inoekino.ru/author.php?id=542
Коллекция культовых фильмов плюс размышления на тему, какие фильмы можно отнести к этой категории.
Cult films - кинофильмы, оставившие заметный след и (или) повлиявшие на тенденции развития кинематографа, а также на развитие поп-культуры, моды, музыки и т.п. В том числе, это и фильмы революционные по технической части для того времени, в которое они были созданы.
релиз добавлен по просьбе http://www.kinokopilka.tv/users/wildberries
релиз добавлен по просьбе http://www.kinokopilka.tv/users/wildberries
Огромное спасибо!
Этот фильм считается одним из первых фильмов в жанре "киберпанк", показывающий отношения "любви-ненависти" с техникой и отношения между мужчиной и женщиной. Фильм по-своему шедеврален . Увиденное может Вас шокировать! Не думайте, что это всего лишь банальный треш... Приятного просмотра, господа
трейлер меня поверг в ужас ))))
трейлер меня поверг в ужас ))))
Что ж, возможно, кому-то и этого будет достаточно
трейлер меня поверг в ужас ))))
Ты фильм глянь - передернет просто. Слов таких просто нет у меня, чтобы описать этот ШЕДЕВР
да прекращайте !! че правда так страшно? или чушь собачья под соусом из интригующих комментариев??
да прекращайте !! че правда так страшно? или чушь собачья под соусом из интригующих комментариев??
Никто и не говорил что страшно. Так же никто не говорил что чушь. Артхаус
Из любопытства погуглила, оказалось, что «Железный человек» - культовый фильм в своём роде, так сказать, классика.
Я не являюсь поклонницей подобного жанра, но лично меня картина шокировала, и вряд ли я её ещё скоро забуду . Несколько раз при просмотре возникала мысль: «Какой кошмар кошмарный, какой бред, какая жуть, да-а, такого я ещё не видела» плюс ко всему это убивающее наповал «царапающее мозг» звуковое сопровождение! Отдаю должное автору картины - это ж какую бурную фантазию нужно иметь, чтоб такое придумать, и неординарное видение мира, чтоб такое создать! Кто-то скажет «псих» и покрутит пальцем у виска, кто-то крикнет «браво!» и «талант!». Фильм жёсткий, странный, непонятный - тем и интересен и уникален.
Любопытно, но почему-то у меня возникло желание увидеть картину в цвете...
Из любопытства погуглила, оказалось, что «Железный человек» - культовый фильм в своём роде, так сказать, классика.
Я не являюсь поклонницей подобного жанра, но лично меня картина шокировала, и вряд ли я её ещё скоро забуду . Несколько раз при просмотре возникала мысль: «Какой кошмар кошмарный, какой бред, какая жуть, да-а, такого я ещё не видела» плюс ко всему это убивающее наповал «царапающее мозг» звуковое сопровождение! Отдаю должное автору картины - это ж какую бурную фантазию нужно иметь, чтоб такое придумать, и неординарное видение мира, чтоб такое создать! Кто-то скажет «псих» и покрутит пальцем у виска, кто-то крикнет «браво!» и «талант!». Фильм жёсткий, странный, непонятный - тем и интересен и уникален.
Любопытно, но почему-то у меня возникло желание увидеть картину в цвете...
Ты, однако, рискованная . У меня как раз обратная была реакция при просмотре - как хорошо, что фильм черно-белый, в цвете точно не смогла бы долго смотреть. Это ж еще больший шок для психики человека