Как и многим хорошим отечественным фильмам, «Мужчине с гарантией» очень не повезло с названием. Не знаю, кого как, но меня так и тянет прочитать его как "Мужчина по вызову", а эта ассоциация в данном случае абсолютно неуместна, причем сразу по трем причинам. Во-первых, она не имеет ни малейшего отношения к сюжету, во-вторых, настраивает зрителей на пошловато-игривый лад, что абсолютно неверно. В-третьих, такое название очень банально и не позволяет людям сразу сориентироваться, идет ли в кинотеатре новая картина или старая, уже виденная, но напрочь забытая.
Это тем более обидно, что новая отечественная лента безусловно заслуживает внимания всех любителей кино просто потому, что является крайне редкой в российском кинематографе романтической комедией, основанной на современном материале. Да-да-да, вы прочитали верно: создатели «Мужчины с гарантией» не перекраивали до боли знакомые сюжеты, полюбившиеся зрителям еще в советские времена, а придумали совершенно новую историю, учитывая и успехи и неудачи фильмов прошлых лет, и житейские реалии современной России. Уже за такую необычную для нашего времени смелость кинематографисты заслужили как минимум конный памятник.
Но создателей новой отечественной картины нужно поблагодарить не только за отвагу, но и за качество их работы: у бесстрашных первопроходцев получилось если не все, то очень многое. По сути дела, «Мужчина с гарантией» – первая в истории современной России производственная лента о людях, которых принято называть "простыми".
В советские времена данный жанр был очень популярен: официальная пропаганда превозносила до небес пролетариат – простых тружеников, считавшихся главной опорой властей. Однако в искусстве при этом сложился удивительный парадокс. Хороших производственных фильмов самых разных жанров об интеллигенции было создано очень много – от «Девяти дней одного года» до «Чародеев». Картины о нелегком труде рабочих и крестьян снимались гораздо чаще, но большинство из них оказались бессмысленными агитками и забылись через неделю после премьеры. Исключений из этого правила немного – нестареющие «Девчата» и «Живёт такой парень» и не столь культовая, но тоже вполне удачная «Высота». Конечно, есть и другие хорошие ленты о жизни простых людей, но в них работа остается на втором плане, а основное внимание уделяется или учебе, то есть повышению социального статуса ( «Весна на Заречной улице», «Большая перемена»), или личным отношениям персонажей (колхозные телесериалы).
Очень забавно выглядят советские мелодрамы конца 70-х – начала 80-х годов, когда большинство выпускников советских школ выбирали продолжение учебы, а не неквалифицированную работу (что вполне типично для постиндустриального общества, но в корне противоречит теориям Маркса-Энгельса-Ленина). Чтобы повысить популярность рабочих, ими в приказном порядке делали всех героев советских мелодрам, даже если это в корне противоречило логике сюжета. Так, в фильме «Чародеи» программист Саша Привалов, герой повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", превратился в Ивана Пухова, работника фабрики по производству музыкальных инструментов. А в замечательных картинах «Москва слезам не верит» и «Влюблен по собственному желанию» веришь всему – кроме того, что рабочие профессии действительно являются призванием главных героев. Персонаж Олега Янковского в ленте Сергея Микаэляна, бывший хоккеист, на заводе явно чувствует себя не очень уютно и гораздо уместнее смотрелся бы на должности, например, тренера детской дворовой команды, где смог бы научить своих подопечных тому, что сам понял только после крушения спортивной карьеры. А герой Алексея Баталова в фильме Владимира Меньшова выглядит настолько интеллигентным, что кажется, будто он лишь назвался рабочим, а на самом деле возглавляет НИИ, вместе с сотрудниками которого проводит уик-энды на природе. (Впрочем, не исключено, что загадочный Гоша действительно рабочий – дворянин очень знатного рода, из-за своего происхождения лишенный возможности получить высшее образование; подобное в советские времена случалось нередко.) Так что даже в условиях очень жесткой цензуры личные предпочтения людей искусства оказывались сильнее пропагандистских клише.
Впрочем, советские кинематографисты не столько не любили рабочих и крестьян, сколько слишком мало о них знали. (Конечно, неприязнь к насквозь фальшивым официальным штампам тоже играла свою отрицательную роль, но дело было явно не только в ней.) Образованные люди творческих профессий лучше понимали ученых, инженеров, художников, писателей – в общем, всех, кто принадлежал к тому же социальному кругу и занимался сходным делом, – чем представителей совершенно иного общественного слоя. А о тех, кто понятен, проще рассказать достоверно и увлекательно. Это положение вещей не изменилось и в нынешние времена, и тем более удивительно, что «Мужчина с гарантией» очень удачно и убедительно рассказывает как раз о людях, которых принято называть "простыми", – работниках супермаркета. Именно потому значение новой отечественной картины трудно переоценить.
Начать разговор о ее достоинствах необходимо с великолепного сценария. Во-первых, он наполнен множеством событий, что в романтических комедиях встречается гораздо реже, чем хотелось бы.
Во-вторых, друзья и подруги главных героев показаны пусть и недостаточно подробно для идеальной производственной комедии (такой, например, как «Девчата»), но – независимо от возраста, национальности и комплекции – они выглядят нормальными людьми, а не дебильными придурками, что само по себе замечательно. Не знаю, кому как, а мне до ужаса надоело смотреть ленты о невообразимо положительных главных героях, окруженных исключительно непроходимыми идиотами и жалкими ничтожными личностями. Поэтому вдвойне приятно видеть, что сценарист нового отечественного фильма относится к персонажам второго-третьего плана с искренним уважением и симпатией.
Но самое важное и абсолютно бесценное достоинство сценария – бытовая убедительность. Конечно, даже очень далекому от реалий жизни большого торгового центра человеку понятно, что в «Мужчине с гарантией» она весьма и весьма идеализирована. Но такая идеализация вполне уместна в романтической комедии, поскольку вызвана не презрением к персонажам, а любовью к этим незаметным, но незаменимым людям. В конце концов, далеко не все лесорубы и повара настолько увлечены своей работой, как в "Девчатах", но культовая советская картина абсолютно верно показывает лучшие качества представителей этих очень и очень непростых "простых" профессий. Создатели "Мужчины с гарантией" справились не так блистательно, но тоже очень достойно.
Я ничего не знаю о сценаристе Тихоне Корневе и вполне могу допустить, что всю эту историю он придумал от начала до конца. Что ж, тогда воображение Корнева работает в очень правильном и конструктивном направлении! Но мне все же кажется, что настолько добрую и умную сказку о продавцах мог написать лишь человек, который знает их непростую работу не понаслышке. Впрочем, как бы там ни было на самом деле, важнее другое: в российском кинематографе наконец-то появился сценарист, которого отчаянно не хватало, – профессионал, интересующийся современной жизнью обычных россиян и умеющий рассказывать о ней весело и осмысленно, увлекательно, достоверно и с любовью.
Но помимо этого несомненного и исключительно редкого в наши дни достоинства у Корнева есть и еще одно, не менее важное. Он чуть ли ни единственный на моей памяти российский сценарист, сумевший просто и точно объяснить, как и почему люди достигают успеха в бизнесе.
В нашей стране по-прежнему сильно влияние советской идеологии, поэтому многие россияне убеждены, что сколотить состояние можно только одним способом – при попустительстве властей нарушать закон и грабить бедных. Спору нет, бывает и так, особенно когда законы родной страны настолько сложны и запутанны, что скрупулезно их соблюдать невозможно при всем желании. Контакты в высших органах власти, разумеется, тоже деловым людям не помеха, а совсем наоборот.
Но гораздо важнее для успеха в бизнесе несколько иной набор качеств: быстрота реакции, готовность идти на риск, способность предсказывать как минимум краткосрочные последствия своих и чужих поступков, а также умение находить слабые места законов (что отнюдь не означает их нарушение, ибо законы разрешают все, что не запрещают прямо).
Все эти достоинства по воле сценариста есть у главной героини «Мужчины с гарантией». И именно благодаря им, она, никого не ограбив, не убив, не обездолив и даже почти не обманув, буквально на следующий день после начала работы продавщицей в супермаркете стала обладательницей немалой для своего положения суммы денег. Можно не сомневаться, что успеха в бизнесе эта незаурядная женщина добилась точно так же – начала с коммерческой палатки у станции метро и челночных поездок в Польшу и Турцию, быстро расширила дело, виртуозно использовав все выгоды, предоставляемые обстоятельствами, и в итоге стала очень и очень обеспеченной владелицей прибыльных предприятий. При этом – надо опять отдать должное сценаристу! – умением блистательно пользоваться слабыми местами любого закона и договора обладает не только героиня, но и ее главный враг, именно таким образом сумевший одержать формальную победу в их противостоянии. Вобщем, все как в жизни: в суровом и непредсказуемом деловом мире ни один человек, даже самый осмотрительный и дальновидный, не может чувствовать себя в безопасности. Но это не означает, что весь бизнес преступен по определению; правильнее назвать его очень жесткой игрой, в которой сталкиваются интересы сильных, умных и решительных людей, умеющих рисковать. И одной жестокости для победы здесь мало – необходимо еще и многое другое: предусмотрительность, интеллект, бесстрашие.
Подобное отношение к бизнесменам в отечественном кинематографе встречается даже реже, чем уважение к людям рабочих профессий. (Тем, кто не считает торговлю рабочей профессией, я очень советую потрудиться продавцом хотя бы недельку, тогда многое станет понятнее.) Так что Тихону Корневу я аплодирую стоя.
Единственная "провисающая" сюжетная линия в его сценарии – любовный роман персонажа Петра Федорова. Менеджер низшего звена, мечтающий сделать карьеру, вполне способен начать интригу с красивой женой богатого человека: во-первых, это приятно, во-вторых, помогает завести полезные знакомства, в-третьих, дорогие подарки счастливой дамы придутся очень кстати ее небогатому поклоннику. Единственное, в чем категорически не заинтересован молодой человек в подобной ситуации – в разводе своей пассии. Во-первых, экс-муж может обидеться и оставить бывшую супругу без алиментов, а обеспечить ей привычный уровень жизни любовник не сумеет; во-вторых, разгневанный олигарх способен в прямом и переносном смысле перекрыть воздух своему счастливому сопернику, лишив его малейших шансов на карьерный рост. Поэтому я так и не сумела поверить, что честолюбивый небогатый парень позволил замужней любовнице даже думать о разводе… Впрочем, не исключено, что данная сюжетная линия в прокатной версии картины оказалась сильно сокращена ради динамичности сюжета, и часть смысла оказалась, увы, безвозвратно утрачена.
К счастью, режиссер сумел сохранить практически все остальные достоинства сценария. Действие развивается в очень правильном темпе – не суетливо, но при этом и не затянуто, позволяя зрителям сполна насладиться происходящим и не давая им скучать. Даже самые пикантные шутки не выглядят пошлыми. К персонажам режиссер относится так же уважительно, как и сценарист.
Оператор, художник и художник по костюмам поработали очень качественно. Душевный саундтрек гармонично дополняет действие.
Большинство актерских работ тоже очень хороши. Глядя на великолепную Нонну Гришаеву, ни секунды не сомневаешься, что она способна и финансовую империю сколотить, и влюбить в себя незнакомого парня за пять дней. Положительный герой в исполнении Александра Олешко не выглядит ни фальшивым, ни слащавым – в его доброту по отношению к коллегам веришь абсолютно. При этом персонаж Олешко получился очень уравновешенным и спокойным, не теряющим самообладания даже в отчаянных ситуациях человеком. Именно такой парень способен сделать счастливой деловую женщину, ведущую очень нервную и напряженную жизнь. Петр Федоров, как всегда, невообразимо хорош в необычной для себя отрицательной роли. Актеры второго плана работают с полной самоотдачей, по максимуму используя возможности, которые предоставляет им сценарий.
Меньше других мне понравился Дмитрий Нагиев. Конечно, его персонаж нужен в сюжете только для того, чтобы делать гадости главной героине, и убедительно исполнить такую роль нелегко. Но, по-моему, Нагиев слишком уж откровенно играет не себя, а не слишком симпатичного ему человека, а подобное отношение актера к своему герою никогда не оправдывает себя.
Единственный, как мне кажется, существенный недостаток ленты (и сценария) – финал. И дело не в том, что он сказочный (в романтической комедии это вполне возможно), а в том, что он опровергает небанальные, но очень верные истины, которые фильм вполне успешно доказывал большую часть экранного времени.
Главная героиня – действительно талантливая деловая женщина, которая добилась успеха в бизнесе благодаря неустанному труду, уму и умению рисковать. В супермаркете на должности стажера она тоже не пропала – быстро влилась в коллектив и в первые же дни фактически честно заработала немалую сумму денег. Так что успехи этой женщины отнюдь не случайны, и в будущем они наверняка продолжатся.
Но избранник талантливой бизнес-леди – тоже совсем не лузер, а профессионал экстра-класса. В картине прекрасно и очень убедительно показано, насколько успешно он, простой охранник, справляется с работой менеджера по персоналу торгового центра, фактически заменяя человека, который занимает эту должность. Да, на таком посту за всю жизнь не заработать и половины денег, которые героиня Гришаевой получает в качестве ежегодного дохода. Так уж устроен мир, что всегда и везде (в том числе и в СССР) одним людям платят больше, чем другим. Но деньги – это ведь и в самом деле не все! Профессионализм и уважение коллег тоже дорогого стоят. И в «Мужчине с гарантией» очень хорошо видно, что продавцы, повара, охранники и официанты торгового центра заслуживают как минимум не меньшего, а иногда (но не всегда!) и большего уважения, чем бизнесмены.
Поэтому я с огромным удовольствием посмотрела бы, как в финале новой отечественной ленты счастливая жена ранним утром отправляется в шикарный офис, а ее не менее счастливый супруг – в огромный супермаркет, где он важен, нужен и трудно заменим. Именно такой финал кажется мне наиболее логичным завершением прекрасной и необычной истории о любви и работе. Если же кинематографистам так уж хотелось повысить доходы своего замечательного героя, это было вполне осуществимо и в данных обстоятельствах. Например, идеальному менеджеру по персоналу мог сделать очень выгодное деловое предложение владелец убыточной сети торговых центров, где высока текучесть кадров и процветает воровство. И у героя появился бы веский повод сменить работу: в "его" центре ведь все хорошо, и сотрудники уже привыкли уважать друг друга и слаженно и честно трудиться. В подобной ситуации не только можно, но и нужно помочь другим людям сделать рабочее пространство уютным и дружелюбным.
Очень украсил бы фильм и более подробный и реалистичный рассказ об обстоятельствах, которые привели в супермаркет главного героя. Например, он вполне мог быть успешным психологом (или, допустим, логистом), который попытался начать собственное дело, но был обманут партнерами, влез в долги и для того, чтобы расплатиться с ними, продал свою квартиру и устроился на работу, на которой не нужно тратить деньги. Впрочем, к столь плачевному результату могли привести и более житейские обстоятельства – например, увлечение главного героя игровыми автоматами или лотереями. (Потому-то он и не выходил из торгового центра – боялся сорваться...)
Если бы образ главного героя и финал оказались более достоверными, то «Мужчина с гарантией» имел бы все шансы стать шедевром. Увы, сейчас остается только жалеть о том, что кинематографисты предпочли более сказочный вариант развития событий. Но даже он не смог испортить впечатление от прекрасной картины.
Новая отечественная лента рекомендуется всем любителям романтических комедий, поклонникам сыгравших в ней актеров, а также тем, кто сетует на то, что современный российский кинематограф не отражает реальную жизнь обычных людей. Конечно, при просмотре «Мужчины с гарантией» непременно нужно делать скидку на традиционную для жанра условность, но кинематографисты безусловно стремились рассказать о том, что видят сейчас, а не перелицовывали затертые до дыр старые рецепты успеха.
Романтическое и смешное кино
Фильмы, вышедшие на большой экран в 2012 году в России. Фильмы в плейлисте расположены в алфавитном порядке.
Приятного просмотра!
фильм очень веселый! всем советую!
Вам спасибо за работу,но...Я уже несколько раз задавал вопрос(который удаляют),почему новинки выкладывают ближе к ночи!?
Вам спасибо за работу,но...Я уже несколько раз задавал вопрос(который удаляют),почему новинки выкладывают ближе к ночи!?
Потому что приходят люди домой с работы, проверяют выходы новинок, готовят релизы... Вот как-то так
У Вас у самого есть возможность добавлять фильмы - попробуйте это делать раньше, если есть время
Фильм в стиле Нонны Гришаевой. Весёлый,но слишком наивный.Скоротала вечерок с удовольствием. Порадовала бабушка, приходящая в магазин, чтобы повозмущаться...невольно вспомнила свои внутренние монологи во время похода за обновками
Итог: на один раз, но весьма неплохо...
Может, есть смысл для российских фильмов убирать рейтинг Imdb, так как он вводит в заблуждение большинство пользователей, и приходиться каждый раз переходить по ссылке на сайт Imdb, лишь убедиться в том, что число проголосовавших 10-20 человек, чаще ангажированных, которые вовсе не отражают действительности?
Может, есть смысл для российских фильмов убирать рейтинг Imdb, так как он вводит в заблуждение большинство пользователей, и приходиться каждый раз переходить по ссылке на сайт Imdb, лишь убедиться в том, что число проголосовавших 10-20 человек, чаще ангажированных, которые вовсе не отражают действительности?
Большинство пользователей, правда, так делают (переходят по ссылке)?
Большинство пользователей, правда, так делают (переходят по ссылке)?
Читаем внимательнее.
Большинство заблуждается, глядя на рейтинг. По ссылки далеко не все переходят (да и не за чем), а лишь умное меньшинство.
И убедившись в том, что в очередной раз скачали очередное Г., перестают обращать внимание и доверять этому рейтингу. Когда как, Imdb на сегодняшний момент пока еще является самым более-менее объективным рейтингом кинолюбителей со всех стран, в отличии от того же кинопоиска, где работают рецензенты на зарплате.
тошнотворный ОЛЕШКО
тошнотворный ОЛЕШКО
+1