Часто ли прелесть фильма обволакивает сразу же с его названия? "Улыбки летней ночи" (1955) - одна из самых изящных и очаровательных романтически-сексуальных комедий когда-либо снятых. Остроумная, лёгкая, эротическая (и это в 1955 году), возвышенная и земная, она подобна светлой, беззаботной и чуточку грустной улыбке. Успела ли я упомянуть, что она написана и поставлена Тем Самым Ингмаром Бергманом, чьё имя, в первую очередь, ассоцируется с серьёзными кино-исследованиями человеческой натуры, часто в кризисных драматических ситуациях, а вовсе не с комедиями? Отношение Бергмана к героям "Улыбок" можно выразить фразой, которую он вложил в уста очень старой, много повидавшей и пережившей Мрс. Армфелт: "Я устала от людей. Но это не мешает мне любить их." Любить-то он их любит, но это не мешает проницательному Бергману видеть недостатки его созданий, особенно мужчин, абсолютно ясно и выставлять их слабости в весьма ироничном свете. Но его женщины... Как ему удалось собрать в своих фильмах, в частности, в "Улыбках" столько красавиц, умниц, превосходных актрис, "сексуальных символов мыслящих мужчин"? В их лица его камера всматривалась бесконечно, как бы нежно прикасаясь к ним, не в силах отвести взгляд, потому что, по Бергману, "человеческое лицо - это великая тема кино. Здесь есть все." Среди самых пленительных лиц фильма - лицо Харриет Андерссон , служанки Петры, воплощения радостной, неразмышляющей чувственности. И утончённая эротика - лицо Эвы Дальбек в роли ироничной талантливой актрисы Дезире Армфелт, всего лишь задумчиво курящей сигару в одной из сцен.
Легко представить эту камерную комедию нравов, ошибок и переплетающихся влюблённостей и вожделения французским фарсом, для которого Оскар Уайльд написал оcтроумные диалоги и меткие реплики, но те, кто знал Бергмана, утверждали, что чувство юмора уравновешивало частые в его жизни периоды депрессии и отчаяния, и что юмор его был мгновенным, острым и разящим. Идея "Улыбок", с запутанными любовными отношениями и их метаморфозами в течение одной волшебной летней ночи, восходит к комедии Шекспира с похожими названием, "Сон в летнюю ночь". Использовав эту идею в изящной будуарной комедии, полной чарующих недомолвок, взглядов, брошенных украдкой и извечной войны полов, Бергман добавил земной юмор, не стыдящиеся условностей плотские желания и ироническую насмешку над теми, кто эти желания отвергает.
"Улыбки летней ночи" был первым успешным и у критиков, и у зрителей фильмом Бергмана. Настолько успешным, что Шведский институт кино представил его на Каннский кинофестиваль в качестве претендента на Золотую пальмовую ветвь ... без уведомления его создателя. Сам Бергман с улыбкой вспоминает, как он узнал о признании фильма: "Однажды утром я читал в туалете газету и наткнулся на статью под названием: "Выдающаяся победа шведского кино в Каннах!" Я подумал, какая замечательная новость, что же это за фильм? А потом я прочёл название, "Улыбки летней ночи" Ингмара Бергмана ". Успех пришёл очень вовремя, потому что, как вспоминает Мастер, он был настолько беден, что ему пришлось занять деньги на билет до Канн у своей тогдашней подруги, актрисы Биби Андерсон ("Седьмая Печать", "Земляничные поляны", "Персона", небольшая роль в "Улыбках.."). Жюри Каннского фестиваля создало специально для "Улыбок Летней Ночи" уникальный приз , "За лучший поэтический юмор" - и было-ли когда-либо до или после этого более справедливое, уместное и поэтичное решение любого жюри?
Бесспорная комедия, "Улыбки Летней Ночи" не вызывает гомерического хохота до коликов в желудке. Это другой вид комедии, чувственной и тонкой, чьи персонажи часто близоруки, ищут любовь совсем не там, где она улыбается, и совершают нелепые поступки, приводящие их самих в замешательство. Жаждущие любви, боящиеся принять её, смотрящие на неё в упор, но не узнающие её, они, в конце фильма, могут оказаться вовсе не там и совсем не с тем, с кем были в начале. К ним может придти ясное осознание того, что не все, увы, в этой жизни будут благословлены истинной, страстной и разделённой любовью, но она, эта жизнь, продолжается и иногда дарит всем лёгкую, нежную, в дымке летней ночи, улыбку.
Отсвет волшебной улыбки летней ночи не затухает уже 57 лет. За эти годы необычная и чудесная комедия Ингмара Бергмана вошла в многочисленные списки лучших фильмов (и в мой, в частности) и вызвала к жизни мюзикл под названием "Маленькая ночная серенада" (1973) Стивена Сондхайма, пользовавшийся любовью зрителей и критиков, по которому Хэл Принс снял в 1978 году одноименный фильм с Элизабет Тейлор в роли Дезире. Самый большой поклонник и коллега Бергмана, Вуди Аллен, в чьём творчестве влияние шведского режиссёра сыграло особенную, вдохновляющую роль, поставил в 1981 году сделанную с любовью к оригиналу забавную и дурашливую вариацию "Улыбок летней ночи", под названием "Сексуальная комедия в летнюю ночь".
Комментариев: 24 |
Положительных отзывов: 16 |
Отрицательных отзывов: 0
David, I love you!
David, I love you!
Спасибо, до конца недели будут и остальные
Понравилось намного меньше "серьезных" фильмов Бергмана. Или это было несоответствие ожидаемого и полученного? Ждал Ян Фридовской легкости, Шекспировской искрометности - а получил трагикомедию с блестящими диалогами и утрированной театральностью постановки.
Аннотация к фильму - выдранный из огромного полотна кусочек мозаики. Смотреть, предположив, что это фильм о двух робких влюбленных - это сильно обмануться. Я бы сказал, что, скорее, это размышления Бергмана на тему любви в разных ее проявлениях. И они вполне себе серьезны на фоне кажущейся легкости формы.
Меня не зацепило. Вряд ли буду его снова пересматривать.
Игра актеров понравилась, диалоги интересны. Где здесь комедия не заметил.