Режиссёр: Энг Ли
Актеры: Аюш Тандон, Гаутам Белур, Аян Кхан, Мохд Аббас Халили, Вибиш Шивакумар, Джан Наито
Способны ли вы верить в чудеса? Наверно, нужно немного по-другому задать вопрос. Хотите ли вы верить в чудеса? Мне кажется, порою в суматохе современного мира, в погоне за плодами цивилизации человек подчас перестает удивляться и замечать простые истины. И зачастую эти простые истины, преподнесенные без визуально вкусной обертки, уже с трудом воспринимаются…
В свое время к экранизации философского романа Яна Мартелла «Жизнь Пи» присматривались такие режиссеры, как Альфонсо Куарон, М. Найт Шьямалан и Жан-Пьер Жёне. Бытовало мнение, что роман не экранизируем. В итоге за киноадаптацию взялся тайваньский режиссер Энг Ли, посвятив несколько лет работе над фильмом, вложив в него не только немалые деньги и время, но и часть своей души.
Если роман Янна Мартела рассказывает историю, позволяющую читателю поверить в существование Бога или, по крайней мере, приблизить человека к такой мысли, то фильм Энга Ли способен, на мой взгляд, возродить веру, собственно, в сам кинематограф.
От начала и до конца фильма я практически не сомневалась в истинности, разворачивающейся перед моими глазами, истории Пи Пателя. Не скрою, моё внимание несколько раз споткнулось о «камешки», наводящие меня на размышления о том, например, каким образом в результате кораблекрушения смогли выжить животные, почему гиена долгое время спокойно отсиживалась на дне спасательной шлюпки, никоим образом не беспокоясь о тигре. Однако, моё воображение быстро дорисовывало недостающие детали, успокаивая сомнения и скепсис, и я продолжала верить в историю Пи, возможно потому, что мне хотелось верить…
Картина «Жизнь Пи» являет собой яркий пример такого кино, в котором современные визуальные эффекты были применены не столько ради коммерческих, сколько для творческих целей режиссера. С помощью объемного формата Ли смог вызвать у зрителя чувство осязаемости истории, рождающее веру в её достоверность. Для режиссера, привыкшего работать с пленкой, использование стереоскопии стало новым кинематографическим опытом. Фильм, словно калейдоскоп красок и цветов, снят в удивительно визуальном стиле. Красивый и реалистичный видеоряд завораживает своей необычностью, иллюзорностью и красочностью. Словно попадаешь в сказку, где вымысел, переплетаясь с реальностью, рождает загадочные образы грозного и таинственного океана, где неистово бушующие стихии резвятся так, словно никакого человека в мире и не существует и где вашему взору открывается диковинный необитаемый остров, ненанесенный на карту. Зрителя вместе с Пи поглощают беспощадные воды Тихого океана, изнуряет безжалостное солнце, пугает косяк летающих рыб, зачаровывают мерцающие медузы и восторгает горбатый кит, неожиданно выпрыгивающий из воды. На экране царит сочетание восхитительной красоты кадра с животным ужасом ситуации, в которой оказался единственно выживший человек. Словом, цифровое создание режиссер поражает!
«Я так счастлив, что принял этот вызов и выучил язык 3D, — поведал режиссер на конвенте CinemaCon. — Я хотел рассказать о надежде, чудесах, выживании, силе духа и вере. 3D не был здесь просто трюком, но способом перенести зрителя в единое эмоциональное пространство с героями».
Однако, фильм «Жизнь Пи» больше, чем необыкновенная история о девятимесячном сосуществовании человека и тигра в одном пространстве. Тема религии, проблематика выбора, сила духа и воля к жизни замысловатым узором отражены в жизни главного героя. Тем не менее, столь серьезные темы не стали обременительным балластом, способным превратить фильм в мозговой фарш. Большую часть фильма режиссер посвятил противоборству Пи Пателя с грозным тигром, ставшим своеобразной защитной реакцией психики молодого человека в экстремальной ситуации. Так, благодаря инстинкту самосохранения и вопреки религиозным убеждениям, человек одерживает верх над грозной стихией океана и преодолевает собственные страхи.
Тем, кто еще верит в чудеса, рекомендую фильм к просмотру. Ведь чудеса случаются с теми, кто в них верит.
Начну с того, что не собирался писать рецензию. С фильмами в этом смысле как с людьми, одни резко нравятся/не нравятся, а другие проявляются постепенно. Или забываются. Но по поводу этого фильма все же захотелось чего-нибудь сказать.
Одноименный роман канадского писателя Яна Мартелла, экранизацией которого и является "Жизнь Пи" тайваньского кинорежиссера Энга Ли, я не читал (на данный момент времени), поэтому пишу только исходя из увиденного.
А увиденное отозвалось во мне рядом образов, которые перемешиваются и дополняют друг друга, образуя довольно причудливую картинку.
Например, "Старик и море" Хэммингуэя и ряд произведений Джека Лондона. Со "Стариком" ассоциация довольно прямая, большая часть повествования там тоже происходит в лодке.. Но не в этом суть. И у Хэммингуэя, и у Лондона много внимания уделяется отношениям человека с тем, что мы привыкли называть Природой. В осознании величия окружающего тебя мира приходит понимание собственной ничтожности и сиюминутности. Собственной - это заботы, страсти, переживания, меркантильные устремления и материальные мечты.. Все, что тебя волновало и смотрелось огромным, как сам мир, оказывается несущественным и микроскопическим перед лицом Бескрайних Пучин Океана или Пустоты Белого Безмолвия. А потом странным образом приходит и понимание собственного величия. Собственного - это Единого со всем Сущим, когда осознаешь себя частью Большего, но в то же время ощущаешь по-настоящему Целым. Бесконечным.
Визуальный ряд картины завораживает, такие фильмы приятно смотреть, даже если в них больше ничего и нет. Впрочем, это не тот случай.
Еще "Жизнь Пи" напомнил различные истории времен больших путешествий. То, что мы сейчас называем несколько пренебрежительно - сказки, мифы, легенды. Синбад-мореход, Одиссей, подвиги Геракла, сирены, русалки, единороги, драконы, сказочные пещеры с невероятными сокровищами, острова - обитель бессмертных. За семью морями.. В тридевятом царстве..
Все моря уже давно посчитаны. Знание - свет, но у каждой медали две стороны. Насколько был больше и богаче мир, когда на нем еще были белые пятна. Когда человек не знал, что там, за Бескрайними Морями на Далеких Берегах.
Правда в том, что мы по-прежнему мало что знаем, но думаем, что знаем почти все. И это мнимое знание порой играет с нами злую шутку, делая наш мир чрезвычайно маленьким и ограниченным. И нас вместе с ним.
Ну и, конечно, Маугли. Индийский мальчик, тигр (правда Ричард Паркер, а не Шерхан) - как тут не вспомнить сказку Киплинга? Понятно, что реальность всегда прозаичней. И если бы не было буддийских монастырей, где монахи живут вместе с тиграми - над этим можно было бы только посмеяться.
Недавно, кстати, видел передачу про одно японское кафе, где официантами работают японские макаки. Владелец кафе выглядел очень довольным. То ли дешевый рабочий труд так его вдохновлял, то ли он просто любит животных - мы можем только гадать. (А какой вариант лично вам больше нравится? :) Примечательно, что макаки (вот тупые животные!) совершенно не понимали по-русски, и корреспонденту пришлось произнести "орэндзи дзюс", чтобы заказать апельсиновый сок.
Но все это только присказка. Создатели честно предупреждают с самого начала, что фильм прежде всего о вере.
Если кому-то доводилось попадать в шторм или ураган, то с большой вероятностью он согласится, что страшнее зрелище трудно себе представить. Даже если находишься на берегу.
А если этот кто-то к тому же еще читал книгу пророка Ионы Ветхого Завета, то он наверняка был удивлен некоторыми особенностями характера Ионы. Например, тем, что Иона отправляется спать, когда корабль попадает в сильный шторм и вся команда молит всех известных богов о спасении. И хотя главный герой фильма "Жизнь Пи" индийский юноша Писин Молитор Патель (Пи) наоборот не может уснуть, и выходит наверх, чтобы полюбоваться видом разбушевавшейся стихии - это вещи одного порядка. Ревущий океан вызывает у Пи восторг. Что должно происходить в сердце человека, если он с радостным интересом смотрит на огромную волну или в глаза тигра?
В бородатое советское прошлое показывали как-то научно-популярный фильм о поведении животных. Выдумщики-ученые в целях эксперимента создали ряд условий, чтобы кошка считала цыплят своими детьми. "Съест или не съест" - видимо в таком направлении работала научная мысль. Какой инстинкт победит, так сказать. Строго говоря, с точки зрения этологии в смещении родительского поведения на животных другого вида ничего необычного нет. Кошка заботливо ухаживала за цыплятами. Цыплята деловито копошились на ней. Один цыпленок все пытался клюнуть кошку за розовый язык, подпрыгивал и зависал, вцепившись в него, а кошка лишь трясла головой и не могла понять, чего он хочет. Смотрится это, конечно.. Примерно как мальчик, улыбающийся большой волне.
Фильм условно можно поделить на две части. Первая - "как бы сказочная" - очень красочная и смотрится великолепно. Небо и океан, многократно отражающиеся друг в друге, удивительные рыбы, чудесный остров с толпами сурикат, путешествие по океану в стиле Жак-Ива Кусто или Федора Конюхова, ну и, конечно, непростые отношения Пи и Ричарда Паркера.
Вторая часть - "как бы реальная" - гораздо короче. Это для тех, кто хочет "как оно все на самом деле".
Интересно, почему Энг Ли не захотел снять альтернативную историю в стиле "Расёмон", чтобы было два визуальных ряда одних и тех же событий? Но.. не захотел.
Писин Молитор Патель был назван в честь бассейна во Франции (Piscine Molitor). Слишком длинное имя для маленького мальчика. Жизнь, мир или что-то ещё в те или иные моменты времени будут пытаться ограничить тебя. Большую Веру заменить на маленькую конфессиональную, Жажду знаний и Непредвзятость ума заменить на правила и соответствие нормам, а Интуицию и Фантазию на прагматизм и материализм. Огромный мир будет становиться все меньше и меньше, пока не превратится в маленькую лодку, окруженную бурлящей водой. Тебе постоянно будет чего-то не хватать, так что ты вынужден будешь толкаться, кусаться и топтать. В конечном счете мир, жизнь или что-то ещё скажут тебе: "Ты забрал под себя все, до чего смог дотянуться, хотя это и так принадлежало тебе. Но это не сделало тебя счастливым. Скоро ты закончишься, потому что ты был никто и будешь - никто, и звать тебя - Писун."
Или же ты можешь сказать жизни, миру или чему-то ещё:
- Вы удивительны и полны загадок, и подобны бесконечно расходящимся кругам на воде. Вы принадлежите мне, как и я принадлежу Вам. Мое имя - Пи - это отношение длины любой окружности во Вселенной к ее диаметру, будь то шестеренка в часах, круговорот воды в природе или галактический экватор Млечного Пути. Пи - маленькое число, но оно никогда не заканчивается и его нельзя полностью посчитать. Кто хочет, может попробовать :)
Два варианта действительности. В какой бы хотели поверить Вы?
Приятного просмотра!
Очень люблю фильмы непростые, такие, чтоб цепляли, чтоб хотелось еще не раз пересмотреть...
Кинематограф рассказывает истории. Он придумывает мир, конструирует опыт, который люди не смогли бы пережить, не посмотрев эти фильмы.
Здесь собраны фильмы, в которых человек пытается выжить в дикой природе. Оказавшись невольным образом в естественной среде обитания, он ведет борьбу за свое существование.
Спасибо за фильм фильм классный красивый ) его надо смотреть в 1080p что бы увидеть красоту мира всем рекомендую к просмотру!!!!!!!
Церемония Оскара - реклама товара кинопрома США... фильм за лучшую режиссерскую работу... должен быть в разы лучше... не произвел должного впечатления... на раз... но если бы не посмотрел - ничего бы не потерял...
Супер!
С визуальной точки зрения,"Оскар"получен заслуженно,но сценарий как любят азиаты-инфантильный.
Приятного просмотра!
Насколько яркое и красочное начало, настолько мрачный осадок в конце. Да, снято невероятно, и мораль налицо ... Но вот картинка и превзошла эмоции
графика на высоте, остальное посредственно
Насчёт концовки: всё таки бананы плавают
впечатлил!смотрела в кино и просто поражена была красотой фильма!всем советую!наслаждайтесь просмотром
Не ожидала, но очень понравился! Думала, что будет скучно, а на деле не могла оторваться от экрана! А как красиво снято! Обязательно посмотрите, фильм того заслуживает!