Режиссёр: Роберт Маллиган
Актеры: Джон Меджна, Филлип Элфорд, Мэри Бэдхэм, Эстелль Эванс
Удачная постановка известного одноименного произведения Харпер Ли. Смотрели вы фильм или нет, но книгу я советую прочесть в любом случае. До или после. И книга, и фильм не столько описывают судебный процесс, сколько открывают перед нами малоизвестный, удивительный мир южных штатов словами (и мыслями) девочки-подростка. Умной, юркой, любознательной, вечно сующей всюду свой маленький нос. Этакая оторва, даже прозвище у нее мальчишеское: Глазастик. Она формирует собственные представления о добре, зле и справедливости - настолько искренние и чистые, что они способны остановить и повернуть назад толпу разъяренных линчевателей. Если в других картинах подобных сильных сцен бывает одна-две, и они являются украшением фильма, то "Убить пересмешника" выдает целую цепочку таких моментов. Может быть, потому, что ситуации показаны глазами не взрослого человека, а девочки, для которой многое происходит впервые, а мир во всех его проявлениях - удивительный и необычный?
Раскрытие этого мира часто происходит не напрямую, то есть, не в форме реальных шишек или нотаций-моралей, а иносказательно, намеками. Подросток, даже девочка юных лет, ровесница героини фильма, может не оценить картину. Все-таки это фильм для взрослых, пусть и рассказанный словами ребенка, и его трудно рекомендовать к просмотру вместе с маленькими детьми.
Грегори Пек воплотил на экране образ положительного героя, живущего по, вроде бы, нехитрым, но строгим принципам, по совести, и при этом достаточно мягкого, чтобы не пытаться переделать "под себя" никого из окружения. В отличие от множества других киногероев, "положительность" Аттикуса Финча не навязчивая и не слащавая. Она не режет глаз, не выпячивается на фоне окружающей обстановки, и режиссеру не требуется подлый злодей или вопиющая убогость "для контраста", чтобы предложить зрителю полюбить героя Грегори Пека. Одно из главных его качеств - скромность. Та самая скромность, у многих персонажей фильмов превратилась в этакую разменную монетку, изъятую из обращения, но пригодную для того, чтобы ее можно было при случае выгодно поменять на пару центов зрительского уважения. Для Аттикуса Финча скромность - не красивая картинка, которую вешают на стену, когда приходят гости, и не тяжелый крест, из-за которого герой патетически страдает на протяжении всего фильма. Он просто такой, он так живет, он считает это вполне естественным. Свои достоинства и успехи он не эксплуатирует, а, скорее, анализирует. Иные качества считает не очень-то хорошими, и пусть все другие имеют противоположное мнение на этот счет, говорить тут не о чем. Подобные нравственные характеры встречаются редко, и уже ради такого персонажа фильм стоит посмотреть. Чтобы читатели рецензии лучше поняли, о чем я говорю, приведу в пример один из эпизодов, где на улице городка появляется бешеный пес. Животное мучается, но представляет серьезную угрозу. Оно медленно движется по центральной части улицы, а вокруг захлопываются двери и окна. Прибывший шериф поднимает ружье, но не решается выстрелить: цель далеко, и он боится, что промахнется, как бы не стало хуже. "Возьмите вы", - говорит он Аттикусу Финчу. Тот пытается отнекиваться, но тщетно. Одним точным выстрелом, как будто не выходя из свойственного ему состояния легкой задумчивости, Аттикус оканчивает мучения пса. Дети (у Финча сын и дочь) потрясены. Да, их папа хороший юрист, его уважают, он умный и заботливый, но ведь он совсем мягкий, очень мирный, а уж представить его с оружием в руках и вовсе невозможно! "Разве вы не знали? - удивляется соседка. - Ведь Аттикус Финч много лет был лучшим стрелком всего округа". Представьте, что значит для мальчишки тех лет узнать, что его "ботаник"-папа самый крутой стрелок в округе - и за столько лет ни словом об этом не обмолвился!
Одно из философских значений таких картин (я недавно писал отзыв к фильму "Шоколад" и вспомнил то же самое) - в жизни почти не бывает жутких негодяев, каких нам сплошь и рядом показывают в кино. Жители маленького городка - каждый со своими недостатками и достоинствами, все они живые люди. И старая миссис Дюбоз со своими поломанными камелиями, и мальчишка из бедной семьи, который толком не умеет вести себя за столом, и многие другие. Даже линчеватели, которые, вроде бы, ничем хорошим отмечены быть не могут - тоже люди, с ними можно и нужно говорить. Кого-то жизнь покорежила больше остальных. Многим не довелось получить никакого образования. Иные любят приложиться к бутылке. Но это не делает их безусловно плохими, о чем Аттикус в мягкой манере то и дело рассказывает своим детям. Даже отщепенец Боб Юэл, которого знает и поминает недобрыми словами весь город, который не живет своим трудом, а только пьет - ну, что ж, он такой, город с этим смирился и даже позволяет ему браконьерствовать - ведь его грехи не причина, чтобы голодали и страдали его дети, говорит Аттикус.
В комментариях кто-то из пользователей написал, что герои фильма - такие же, какими их себе представляешь после прочтения книги. Извечная проблема всех экранизаций. Включаешь фильм и нервно ерзаешь: а ну как Шерлок Холмс окажется с бородой, а доктор Ватсон непомерно толстым? "Убить пересмешника" удивил и порадовал меня практически полным совпадением внешнего вида персонажей с визуальными образами, которые я построил для себя после прочтения книги. Говорят, Харпер Ли, побывавшая на съемках, даже прослезилась от игры Грегори Пека, так он напомнил ей отца ("Убить пересмешника" в каком-то смысле автобиографическая книга).
А еще в этой картине случился кинодебют (на широком экране) замечательного актера Роберта Дювалла, хорошо известного нам, к примеру, по изумительному фильму Копполы "Крестный отец" (там он играет Тома Хейгена). Роль Дювалла в "Убить пересмешника" совсем небольшая и, считай, бессловесная, но важная по сюжету.
Конечно, прочитав книгу, остается некоторая горечь от того, что создателям фильма не удалось воспроизвести все-все-все сюжетные детали произведения Харпер Ли. Думаю, это обыкновенное дело для экранизаций художественных произведений, которые изначально не создавались для постановки на сцене. В любом случае, и фильм, и книга достойны того, чтобы с ними познакомиться. А что выбрать в первую очередь - читать или смотреть - решайте сами.
Южная готика (англ. Southern Gothic) — литературный жанр, развившийся в США в первой половине XX века (в период т.н. «южного ренессанса») и вобравший в себя многие элементы классического готического романа (склонность к макабрическому, гротескному, иногда мистическому), но при этом неразрывно связанный с бытом и традициями американского Юга. В отличие от традиционного готического романа, где основной целью является создание соответствующей атмосферы, нагнетание «ужаса», для южной готики характерно обращение к социальным проблемам — таким, ка...
A list of the most inspiring films as determined by the American Film Institute. It was unveiled on June 14, 2006.
Фильмы под любое настроение и характер
гениально.
Конгениально. 40% чернокожих американцев в возрасте от 18 до 50 лет сидят в американских тюрмах или сидели.
Так что фильм надуманный,пытающийся замаскировать реальность.А реальность такова,преступность в среде чернокожих норма,а не исключение.
отличная книга, хороший фильм
Конгениально. 40% чернокожих американцев в возрасте от 18 до 50 лет сидят в американских тюрмах или сидели.
Так что фильм надуманный,пытающийся замаскировать реальность.А реальность такова,преступность в среде чернокожих норма,а не исключение.
Преступность - особенность человечества, а не расы. Преступление не имеет национальности.
читала книгу и оч понравилась...терь будем смотреть фильм...)
Гениальное кино!
Преступность - особенность человечества, а не расы. Преступление не имеет национальности.
Имеет-имеет... Ещё как имеет!
Огромное спасибо за оригинальный звук!
Обожаю и фильм и книгу
прекрасный фильм! очень нравится))