Режиссёр: Андрей Конст
Актеры: Хория Врачиу, Лукас Бонд, Лия Синчевич, Пауль Дьяконеску, Вирджиния Рогин
Есть такая дикая в своей убогости разновидность кинопродукции – российские сериалы про ментов и воров. Отвратительная серая бытовуха, которой пропитаны каждый фильм, каждая серия – это немного усугубленная калька с реальной жизни основного зрителя. Не тьма, не мрак – серость. Когда все настолько паршиво, что уже плевать. Я даже не знаю, что хуже – вот эта безразличная серость или разнузданная попугаистость недокомедий от стенд-ап комиков. Наш подсудимый - очередная попытка сделать что-то стоящее и нестандартное в сотрудничестве с иностранцами.
Уже потратив почти два часа своей жизни, я могу сказать, что сюжет «Батори» напоминает могильную плиту – такой же плоский и короткий. Невероятно, но саму фабулу можно уложить в два предложения без существенных сокращений. Цыганские дети занимаются стереотипным ремеслом, чудом избегают наказания и попадают в приют графини-маньячки… Второе я опущу, дабы избежать спойлеров. Могу сказать лишь, что главные герои (дети) никакого существенного влияния на судьбу графини не оказывают. Сюжетная сторона фильма точно не находилась в фокусе создателей. Ужасы, триллер? Да, это типично для жанра. А вот банальность и отсутствие интриги компенсировать уже сложнее.
Мы сразу знаем, что графиня – плохая. Но мы ведь знали это и про знаменитого персонажа Хопкинса. Разный масштаб? Увольте… когда взрослые актеры играют хуже детей, это уже не симптом – это диагноз. Особенно, если дети играют неубедительно. Черт, да вы настоящих цыганят видели?! Неужели вы думаете, что двое нищих и промышляющих воровством детей несколько веков назад выглядели так прилично? Общались так культурно?
Может показаться, что я зря цепляюсь к обычным киноусловностям. Но зачем тогда нужны акценты на босые ноги? Зачем реалистичная практика детского труда в приютах? Зачем, в конце концов, обыденная, с точки зрения современности, но вполне достоверная убогость интерьеров графского замка? Резонансная смесь условностей и фактов создает уникальную в своей корявости картину средневекового быта.
Но ведь не это – главный грех фильма. Фильм скучен. Длинные диалоги, крупные кадры и необычные ракурсы вместо повышения напряжения, ставят акценты на постных лицах и раскрывают всю глубину бездарности актерской игры. Иногда создается впечатление, что виновники происходящего на экране демонстрируют отобранные образцы пресно-постных сцен. Вот – нелепый в средневековье диалог громилы и мальчика. Вот – продажный судья и честные слуги короля. Вот – герои говорят на немецком. Какая Австро-Венгрия, какой австрийский, никто все равно не поймет разницы! Вот знаменитая ванная, которую так и не наполнят кровью…
Удивительно, насколько точно удалось перенести в фильм атмосферу бытовухи из упомянутых мной в предисловии сериалов. Коррупция, легкий трах на столе, пустые и пресные разговоры, невнятная сцена борьбы. Мелкие штришки забивают все новые и новые гвозди в гроб памяти жуткой графини. Может, оно и к лучшему? Может, эта маньячка и заслуживает именно такую экранизацию?
Знаете, что самое страшное? Страшно, что два светлых пятна фильма – музыка и сценарий – подготовлены иностранцами. Что если дать сценарий в руки нормальной команде, нанять нормальных актеров – фильм бы получился. Неплохой такой среднестатистический триллер. Что имея на руках перспективнейшую тему и видение того, как должен получиться фильм, мы все равно имеем на выходе «Русское кино» в худшем понимании этого термина. А значит автор названия, как ни печально, был прав на 100%.
Сразу оговорюсь, полный просмотр данного кинопродукта вызывает высшей степени недоумение. Он удивительным образом абсолютно по всем параметрам сработан на непроходной балл. Ввиду невозможности осуществления серьёзного анализа данного произведения попытки оставлены без права на возобновление. Единственным оборонительным оружием, с помощью которого можно без глубоких потерь для психики и определённых частей сенсорной системы, таких как глаза и уши, добраться до финальных титров, может послужить смех. Итак, вооружаемся и нажимаем на кнопку воспроизведения.
С ходу нас приветствует красное римское число 16 со знаком плюс на чёрном фоне. Ну, здесь нормально, даже как бы оригинально. Затем вещают в такой же цветовой гамме о том, что история, которая будет показана-рассказана, основана на реальных фактах. Ну-ну, привыкли мы к вашим фактам, Интернет нам в помощь. И, тут, как только начинается действие, совершенно неожиданно все и вся начинают просто вываливаться из экрана на меня. Я резко отпрянула и чуть не свалилась со стула, потому что жутко не люблю непрошеных гостей. И всю дорогу этот сплошной крупный и неустойчивый кадр, местами с эффектом селфи, будет заставлять отодвигаться назад. Хотя, есть в этом и положительный момент – спина поневоле выпрямляется. Но от всего забившегося сердца всё-таки советую, если вдруг, вопреки моему предупреждению, вы захотите ознакомиться с этим кх-кхильмом, сразу сядьте подальше от экрана, особенно если смотрите по большому телевизору. А ещё частенько предлагается составить паззл, догадайтесь, типа, кому принадлежит вот этот кусок туловища от шеи до паха. Девиз оператора: «А теперь мы идём к вам!»
Двое сирот, сестра и брат, зарабатывают на жизнь следующим образом: малец як Гудини любые замки отпирает, от любых кандалов избавляется, сидя в мешке, а сестра в это время при помощи идеальной дворянской речи декламирует о том, что пацан может помереть, если не получится трюк. Я, честно говоря, не поняла, с чего он помрёт за пару минут в холщовом мешке. Мальчик довольно безнравственный, срезает кошельки и у богатых и у бедняков, зато при этом просит прощения и неистово трясёт кудрявой головой. Увидите в толпе трясущуюся голову, бормочущую извинения, хватайте обладателя, сто пудов ворюга! Девочка же желает грабить лишь богатых. Для показательного примера она оставляет братца в какой-то постройке, говорит ему: «Жди здесь и учись!» и скрывается в поисках подходящего объекта. Трынс! А в глазах моих вопрос: «Как он учиться-то будет, если ничего не увидит?» Ну, её, конечно, ловят, а она так счастливо улыбается в камеру – я за неё порадовалась. Злой монтажёр точно обрезал следующий момент, когда воспитанная воровка махала ручкой. «Улыбаемся и машем!»
Графиня Батори любит, когда на ней затягивают корсет под тревожную музыку и удовлетворённо при этом крякает. Где-то до середины фильма она говорит грубым и хриплым голосом с оттенком усталости, потом запасы беломора видать кончились и звуки, ею исторгаемые, стали немного звенеть. Ещё графиня Батори любит при каждом удобном случае объяснять свои поступки малолетним слугам, одеваться в красивые наряды, носить вычурную бижутерию и вытаскивать откуда ни попадя колющие предметы.
Добрая треть этого кинополотнища наполнена так и не выстрелившими ружьями. Связка между некоторыми эпизодами надумана и откровенно глупа. Музыка сама по себе не так уж плоха, но наложение до такой степени дисгармонично, что между ней и картинкой – пропасть и непонимание. Диалоги и фразы сплошь и рядом грешат несовместимостью с персонажами и действиями, алогичностью и просто грубыми ошибками. Перл для заценки: «Поделом боишься!» Да и генератор пафоса аж перегрелся. Куда ни глянь – хоть плачь! Команда балуется и играется кто во что горазд, дисциплины ни-ка-кой! А значит что? Правильно, руководитель – рохля и размазня. А если нет, то вовсе и не режиссёр!
В неблагодарных поисках по-хорошему цепляющих элементов мне таки удалось углядеть парочку визуальных: кадр с ягодами шиповника и губы улыбающейся формы одной из помощниц графини. Всё.
В итоге оказывается, что и моментов для «поржать» маловато будет; поэтому ставим заслуженную двойку, смело отправляем файл в корзинку и не забываем её терпеливицу* очистить. От мусора надо избавляться вовремя.
________________________________________________________________________
*наиболее подходящая в данном случае потенциальная словоформа
Художественных фильмов о графине Батори существует очень и очень немало. Однако режиссёр Андрей Конст совершенно не стушевался и решил снять свой собственный вариант этой истории. По одной версии, графиня действительно была злодейкой и убийцей, по другой — жертвой доносов и "ни у чем не уиноватой". Фильм Конста придерживается первой версии и развивает её наглядно. Фильм ужасов тут смешали с историческим кино — и получилось довольно оригинально.
Если и реальна первая версия, то в картине она всё же показана с долей вымысла. Героиня — женщина-маньяк похлеще Чикатило, двоюродная сестра польского короля Стефана Батория. Такого персонажа пришлось играть здесь Ходченковой. Нам не даётся ответ, как из человека получилось такое чудовище, записывающее способы расправы со своими жертвами в страшный красочный дневник. Нам даётся персонаж такой как есть, в его развитии и как он движется к своему финалу. Ну что ж, создатели решили повернуть сюжет в таком ключе.
Мистики здесь нет, есть кровавые сцены, хотя не вопиющие. История показана через призму восприятия двух цыганских детей, которые попали в замок к Батори. К ним привязывается интрига — что будет с ними в замке, становится главным вопросом сюжета. Вольности в фильме есть несомненно: историческая справка говорит, что жертвами графини становились больше девушки-служанки. В фильме на их месте в основном дети. Ну это понятно — детей жалко больше.
Можете закидать меня вонючими тряпками, но мне фильм понравился. Даже как-то обидно, что все на него так накинулись и страшно недовольны. Картину я смотрел в кинотеатре, но встать и выйти с негодованием из зала, не дожидаясь конца, мне даже в голову не пришло.
Актёрская игра. Не берусь оценивать, как сыграли дети, задача юных актёров явно была и бить на жалость, и сконцентрировать на себе внимание. Хотя некоторые претензии к ним есть. У Ходченковой отрицательные роли бывают довольно редко, навскидку вспомню разве что женщину-змею из фильма "Росомаха: Бессмертный". На этот раз ей явно непросто было вжиться в роль злодейки, и всё же Светлана это сделала. Злодейка получилась убедительная — благодаря и хриплому голосу, и "мордикуляции", и прочим факторам.
Ещё одна главная звезда фильма — Павел Деревянко. Он играет кузена императора, которого отправили расследовать тёмные дела графини Батори. И который сталкивается на месте с судейской круговой порукой. Сыграл неплохо. Персонаж отважный, компетентный, принципиальный. Это не просто и не столько фатоватый придворный вельможа — это такой средневековый сыщик, ищейка, которая роет и роет (причём тут и в прямом смысле), пытаясь найти истину.
Техническая сторона. Плюс фильму за готичненькую атмосферу страха, она создана удачно. Прямо проникаешься. Кроме того отмечу красивые костюмы, смотрятся они достаточно "вкусно". Ещё один плюс — за музыку в нужном ключе. Есть динамизм (в определённых моментах), есть интрига — чем же всё-таки история закончится? Снимали в настоящем замке? Тоже неплохо, таким образом достоверность антуража на уровне.
Резюме. Фильм получился вполне смотрибельный, поразмыслив, я ставлю ему 7 баллов из 10. Посмотреть его будет интересно и поклонникам Ходченковой, и любителям ужасов и исторических фильмов. Не стоит ждать от него чего-то шедеврального, но как работу вполне добротную его оценить можно.
P.S. Историческая справка о персонаже: www.vampirizm.ru/forum/viewtopic.php?id=188
Фильмы, вышедшие на большой экран в 2015 году в России. Фильмы в плейлисте расположены в алфавитном порядке.
Здесь будут фильмы, снятые о прошлых веках нашей огромной Всемирной истории. А также здесь будут биографические фильмы. И фильмы снятые по классике.
Истории из жизни известных людей.
Судьбы.Характеры.Нравы.
Смотрим и наслаждаемся.
Если есть что-то лучшее, то я этого еще не видел.
приятного просмотра!
Как быстро фильм только вышел
Какой фильм, такая и скорость.
что то мне сцыкатна с таким рейтингом смотреть...
Ходченкова в главной роли - мгновенно пропало всякое желание смотреть
Павел Деревянко - Пауль Дьяконеску
Ходченкова в главной роли - мгновенно пропало всякое желание смотреть
Поддерживаю! как же она надоела
Красивая бездарная женщина. Актерского таланта ни на грош. В очередной раз в этом убедилась
Что,совсем так уж всё убого?Ладно,гляну,отпишусь...
Ходченкова в главной роли - мгновенно пропало всякое желание смотреть
Верняк!