Режиссёр: Роберт Родригес
Актеры: Оскар Фабила, Луис Баро, Хесус Лопес, Рамиро Гомес, Рейноль Мартинес, Питер Марквардт, Хайме де Ойос, Консуэло Гомес, Пончо Рамон
Фильм Роберта Родригеса «Музыкант» (El Mariachi, 1992) традиционно считается приквелом голливудского блокбастера “Desperado”. Однако «Музыкант» соотносится с двумя последующими частями истории лишь условно, приоткрывая тайну превращения простодушного и музыкально одаренного юноши в хладнокровного убийцу. Стилистически эта ранняя работа Родригеса невыразимо далека от просчитанных до секунды голливудских спецэффектов и «звездных» лиц на всех уровнях системы персонажей, от массовки до заглавных героев. «Музыкант» - это не коктейль из текилы, Бандераса и «Gipsy Kings” (хотя красотка в красном платье все-таки будет), скорее, это новелла в духе раннего Маркеса, с обилием бытовых деталей, архетипическими героями и убедительно переданным ощущением, что пыльный городок где-то в Латинской Америке существует одновременно в двух измерениях – реальном и сновидческом.
Пространство города, куда в один злополучный день попадает Музыкант (Carlos Gallardo), изрезано узкими улочками с лабиринтами жилых строений и наэлектризовано убийственными страстями. По городу комически суетливо перемещаются брутальные мачо с усами и в темных очках, как у Фредди Меркюри, а самый харизматичный бар в окрестностях, управляемый решительной и сексуальной Домино, почему-то похож на сказочную русскую избушку с резными наличниками. Сказочного, точнее, магического, в фильме немало – и зловещие, гротескные сны Музыканта, и судьбоносные совпадения, выстроенные при помощи нехитрых визуальных параллелей. Моко и Музыкант одновременно совершают омовение, только Моко в бассейне на своей роскошной вилле, а Музыкант – в миниатюрной ванне, в спальне новообретенной возлюбленной. Пока Моко раскладывает карты для пасьянса или покера, в другом измерении юный гитарист и его муза достают набор для игры, созвучной с именем героини – домино.
Черно-белые хрупкие костяшки нарочито символичны, так как жизнь и судьба главных героев не более предсказуема и справедлива, чем партия в домино. Родригес выжимает из оппозиции «черное-белое» максимум: главный злодей фильма, Моко, знаменит своим пристрастием к белой одежде, тогда как его полное имя, Маурицио (от латинского «мавр, темнокожий»), больше гармонирует с цветом его души, нежели наряда.
Есть в палитре режиссера и другие цвета: ярко-красное платье Домино, броский лиловый купальник безымянной и бессловесной девушки-прислужницы Моко. Лже-героя (псевдо-музыканта) зовут «Азул», «синий», однако он предпочитает черную одежду – очевидно, для более полного антагонизма со своим бывшим подельником, а ныне – заклятым врагом. В эту игру контрастов Музыкант вовлечен по прихоти судьбы (кому-то дорогу перебегает черная кошка, а ему – переползла черепаха J Он здесь чужой, случайный гость, странник, полными удивления глазами взирающий на происходящее вокруг. Его душа полна музыкой, руки чисты, а чувства возвышенны и прекрасны. Тем разительнее перемена, которая лишь намечена в этом фильме, и раскрыта более наглядно в двух последующих частях.
У героя даже нет имени, что уподобляет его некрещеной душе, блуждающей в потемках. Прозвище «Музыкант» одновременно и безличное, и исчерпывающее, оно почти аллегорично в своей простоте; в сравнении с Бандерасом он еще не герой, но олицетворение творческого импульса, трогательная искорка таланта и надежды в мире насилия и предательства. В его чертах немало детского (не отсюда ли любовь к сладкой газировке?) и даже ангельского, что добавляет жанровой природе фильма новые грани – притча, роман воспитания, мифологизированная биография. Родригес и здесь не забывает о контрастах и параллелизме, точнее, двойничестве: Музыкант и Моко выделяются из колоритной толпы местных мачо своей светлой кожей, серо-голубыми глазами, тонкими пальцами (в случае с Музыкантом они на виду, с Моко Родригес снимает карикатурную сцену маникюра у бассейна, чтобы зритель не «просмотрел» эти изысканные руки убийцы или гения). Они оба – другие, не из этого душного и дремотного латиноамериканского чистилища, в котором найдется место только для одного из них.
Фильм будет интересен, в первую очередь, поклонникам небанального авторского кино, малобюджетного, но самобытного и искреннего, как баллада бродячего певца в провинциальной таверне.
А, нет, простите, все в порядке. Женщина там тоже фигурирует.
Грохот очереди выстрелов, звон падающих на бетонный пол гильз, звук телефонного звонка, щелчок выключателя на лампе, пара аккордов и…гора трупов. Ну, конечно, а как по-другому.
По большому счету, всю мою рецензию можно свести к фразе: «Фи, не в моем все это вкусе». Но о них, как водится, не спорят. Я, как девушка хрупкая и нежная, не в силах оценить всей прелести кровожадных разборок суровых мужчин. Поэтому старалась найти в этом фильме хоть что-то, что привлечет мое внимание. Если честно, в глаза мне поначалу бросились только джинсы Levis, кеды Nike и красное платье симпатичной девушки. Но не может же в этой картине не быть совсем никакого смысла. Поэтому, как говорится, давайте разберемся.
Мексика. Антураж, что надо: атмосфера гнетущая, пыль, салуны, конфликт влиятельных, ну, как их там, мафиози? Гангстеров? Просто бандитов? Просто Мария…ой, о чем это я. Ах, да…бандиты. Кто кого с кем перепутал? Куда делись футляры от гитары, или от оружия, или что там в них еще? Кто на кого охотится, кто скольких людей «положил», да и при чем тут вообще музыкант?
Сюжет избит до ужаса. Хотя, на тот момент (а снят был фильм в 1992 году), все, пожалуй, было не так запущено. Современный зритель, искушенный яркими спецэффектами, красочными взрывами и правдоподобными убийствами, скорее всего не сможет понять, насколько хорош этот фильм, пока ему не скажут, что сделан он был за 7000 долларов, каждая сцена для экономии пленки снималась с одного дубля, оружие использовалось ненастоящее, а звук так вообще записан на кассетный магнитофон и наложен позже. Лично я не смогла. Потом уже, собрав всю необходимую информацию, прокрутила все увиденное в голове, подумала и поняла, что Роберт Родригес, выступивший в роли всех, кого только можно (режиссера, сценариста, оператора), безусловно, достоин уважения.
Казалось бы, обычный расклад: странствующий романтичный музыкант по воле насмешливой судьбы и несчастного случая оказывается не там, не в то время, не в том виде и не с тем кофром для гитары. Чего ждать от подобной истории? Беготни, жестокости, внезапного перевоплощения гитариста в первоклассного хладнокровного стрелка и классической концовки с отъездом этого «перепутанного» в закат. Поздравляю, именно это мы и получим. Вот только если быть чуть внимательней, можно уловить и пару глубоких философских мыслей. Могу поспорить, у каждого они будут свои. Кто-то обратит внимание на идею про «бесплатный сыр в мышеловке», кто-то на фаталистичную мысль о неизбежности злого рока, кто-то на неоправданность и наивность веры в светлое будущее, а кто-то будет думать, к чему же несчастному герою снятся такие странные сны. Я же хочу заметить следующее: мужчины, сколько можно вмешивать во все женщин? Держите же себя в руках! Быть причиной конфликта порой приятно, но вот становиться его жертвой как-то совсем не хочется.
А если серьезно, то мне понравилась музыка. Музыкальное оформление выше всяких похвал. Оно создает настроение. Напряжение, опасность, ожидание — все передано нужными звуками, мелодиями, шумами. Прекрасное попадание.
Актерской игры особой мы не наблюдаем, если конечно не считать верхом мастерства «лицедеев» умение ходить туда-сюда с выражением «непробиваемости» и с оружием наперевес. Ирония и сарказм во всем действе просматриваются, что придает картине пикантности и пробуждает интерес, заставляя досмотреть до конца.
В целом, этот фильм прославленного режиссера («Факультет», «От заката до рассвета», «Город грехов», серия фильмов о «Детях шпионов», недавно вышедший «Мачете» и т.д.) неплох. Предсказуем, недостаточно эффектен, примешанная в него любовная линия прошла стороной и была неубедительной, финал оказался чересчур пафосным. Но интересные операторские находки, глубокомысленные монологи и определенная доля юмора делают его достаточно приятным для просмотра.
В конце хотелось бы спросить. Дорогой читатель, а ты смотрел «Отчаянного» и/или «Однажды в Мексике»? Понравилось? А этот фильм ты еще не видел? Так-так! Бегом качать и смотреть. Это же первая часть трилогии! Непозволительно не знать основ.
Фильмы которые я советую вам посмотреть . Разные жанры.
для размышления!!!
Смотрел несколько раз, фильм отличный.
Смотрел давно, хороший фильм, первый фильм Роберта Родригеса, прототипом стал фильм Отчаяный и Однажды в Мексике. Любителям Родригеса рекомендую
ух ты наконец то, люблю этот фильм
Смотрел этот фильм уже после того как посмотрел Отчаянный и Однажды в Мексике, канеш послабее чем эти, но смотреть стоит
Смотрел давно, хороший фильм, первый фильм Роберта Родригеса, прототипом стал фильм Отчаяный и Однажды в Мексике. Любителям Родригеса рекомендую
по моему это предыстория а однажды в мексике и отчаеные это вроде как продолжение, могу канешна сомневатса и то и это давно видел
Это первая часть трилогии. Но не такая известная, как Отчаянный. Поэтому её предпочитают забывать.
Ооо я так и думал что начало
Клевый фильм)
Господа, у него же формат кадра неправильный! Предупреждать надо бы. По скринам, конечно, тоже заметно, но не так бросается в глаза
это вообще первый фильм Родригеса,снял он его за копейки с мексиканскими актёрами,после него и пошёл в гору,фильм прикольный,я его смотрел когда никто и не знал кто такой Родригес,апосле него его заметил Тарантино,вообщем прикольный фильм на твёрд.5
по моему это предыстория а однажды в мексике и отчаеные это вроде как продолжение, могу канешна сомневатса и то и это давно видел
Это не прямое продолжение Отчаяного, в Музыканте ему отстрелили руку, а в Отчаяном он с руками