Режиссёр: Георгий Данелия
Актеры: Александр Примако, Николай Деберо, Юрий Дружинин, Юрий Шахназаров, Татьяна Распутина, Юсуп Даниялов, Нина Доберо
"Нет, нет у нас еще всеобщей коммуникабельности".
«Афоня» - это один из тех советских фильмов, которые можно пересматривать снова и снова…и каждый раз будешь подчеркивать для себя что то новое. В этой картине показана самая настоящая «правда жизни», вернее сама жизнь… такой, какая она была безо всяких рамок, стереотипов и попыток морализаторствовать и учить, что было обязательным для советского кинематографа. И все эти попытки учить рядового зрителя в фильме выглядят очень даже тактично, а потом и вовсе становятся незаметными на фоне «настоящей жизни»... Эта кинолента у режиссера Георгия Данелия получился несколько печальным, и все было бы ничего, если бы на этой ноте не делал главный акцент режиссер картины. Хотя фильм и заявлен в жанре драмы и комедии, но я бы отнес его скорей к жанру «трагикомедии». Несмотря на все это, картина у Данелия получилась очень честная.
Главный герой фильма простой, веселый, беззаботный, искренний и живой сантехник Афоня в исполнении Леонида Куравлева. Он именно такой, каким и должен быть главный герой . Он весьма харизматичен. Всегда плохо относится к критике со стороны окружающих, у него свое мнение о правильности жития, именно поэтому он практически не работает на основной работе, любит пить, гулять, в общем, жить в свое удовольствие, но, несмотря на все это – он отличный парень. Афоне в этом фильме все время ставят в пример «правильных» людей, живущих шаблонно, по принципам. Это и практиканты из ПТУ, и женщина-мастер из ЖЭКа, которая выглядит в фильме очень правильной. И один из других сотрудников этого самого ЖЭКа Михаил Светин, который на собраниях выкрикивает с задних рядов способы влияния на Борщова за купание в фонтане, драку на танцах и т.д. Его поведение практически постоянно обсуждается в коллективе.
"-Н-дааа, что же с тобой делать, Борщов?
-А я предлагаю уволить Борщова.
-За что это?
-За всё. За то, что из-за таких, как ты, людям нормальной жизни нет. Вот у моей сестры муж Федул, твой приятель, всё пропил. Жену бьёт, сына бьёт, а его всё воспитывают".
В современном обществе имя главного героя уже стало нарицательным. Стоит только его произнести, как сразу всплывает образ какого-то забулдыги, которому ничего не нужно в жизни, который вообще не хочет ничего делать, и всегда работает спустя рукава, желая при этом получать много денег. И именно потому, что главным героем фильма является вот такой апатичный к жизни человек, данный фильм будет никогда не стареющим. В современном обществе огромное количество «афонь», и порой даже становится страшно из-за того, куда катится наш мир. Образ эдакого повесы, как я уже писал ранее, великолепно удался актеру Леониду Куравлеву, который наряду с другими актерами данного фильма великолепно вжился в свою роль.
Немного отступив от рассмотрения "Афони", лично у меня всегда возникал один вопрос при просмотре советских фильмов: «Каким образом данные фильмы удаются такими великолепными. Как режиссеру удается подбирать великолепных актеров на отведенные им роли?». При рождении очередного фильма необходимо, чтобы сошлось множество разных факторов: интересный сценарий, режиссерская мысль, актерское мастерство и… что-то еще, свыше… Если такая искра посещает картину, тогда и рождается Шедевр, подобный картине Данелии «Афоня». Ответ, пожалуй, здесь один – абсолютно вся команда всегда подходила с душой к своей работе. Все актеры старались максимально сильно передать образы своих героев. Они буквально живут в данных фильмах. Примечательно, что режиссер перепробовал громадное количество претендентов на роли героев фильма. Так на роль Афонии пробовались: Владимир Высоцкий, Владимир Носик, Георгий Бурков, Николай Караченцев, Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и другие. Пересмотрев претендентов, Данелия окончательно понял, что именно в Леониде Куравлеве он найдет необходимый баланс положительных и отрицательных качеств, юмора и серьезности, раздолбайства и обаяния. И режиссер оказался прав. Главную женскую роль медсестры Кати Снегиревой могли сыграть: Елена Прудникова и Анна Каменкова. Актрисы великолепные, однако, как и в случае с Высоцким, фильм мог бы получиться слишком серьезным. А вот Евгения Симонова придала картине необходимую легкость. С Федулом все обстояло проще. На эту роль тоже были претенденты, но Брондуков смотрелся намного убедительнее остальных. Именно поэтому, быть может, иностранцы никогда не смогут понять наши фильмы, нашу, по-настоящему открытую душу и чувства.
Хочется сказать, что в данном фильме присутствует какое-то смешение практически всех жанров. Смотря данную картину можно и посмеяться, и поплакать. Это ведь жизнь, а она не бывает только лишь в радужных, светлых тонах. Пожалуй, каждому из нас близок Афоня, ведь нас со всех сторон стараются воспитывать, ограничивать. Но никто, никогда не спросит нас, как и главного героя, что же его гложит, какие у него есть мечты и так далее, и так далее, и так далее. Казалось бы, все принимают участие в судьбе Борщова, но это получается только лишь поверхностно, и скорей всего, именно поэтому Афоня старается оградиться ото всех. После всего этого как-то становится грустно, зритель в Афоне видит человека, близкого к себе, и непременно влюбляется в главного героя, потому что, несмотря на всю свою безалаберность, он располагает к себе.
Прекрасно в этой картине то, что Данелия ни коим образом не осуждает главного героя, а на протяжении всего фильма «относится» к нему с добротой, теплотой и некоей иронией. И вопреки всем ожиданиям зрителя в конце фильма награждает его любовью в лице молодой, и, казалось бы по началу, надоедливой медсестры Кати. Но именно она, вместе со случайным квартирантом Колей в лице Евгения Леонова станет тем спасательным кругом для Афони, который поможет ему осознать и переосмыслить свою жизнь. Ведь совсем неспроста на протяжении фильма нам показывают мечты Афони о дружной, крепкой семье, о красавице-жене, куче детишек, о большом уютном доме. Простые, душевные разговоры с этим самым Колей будут значить для Афони гораздо больше, нежели все наставления и морали, читаемые ему коллективом на работе. А ту самую Катю Снегиреву он сможет по-настоящему разглядеть только лишь, когда уедет в свою родную деревню. Где встретит друга детства и дядю Егора, который также не станет ему давать наставления, а просто отдаст письма Афоне его скончавшейся тети Фроси, которые она писала сама себе от имени Афони… увидев их главный герой заплачет…это значит, что не все потеряно, и все можно изменить. Он подумает о Кате… и она неожиданно появится возле самолета…
"-Афанасий. Мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы".
И хочется надеяться, что у главного героя все будет хорошо...
Старое,Доброе,Мудрое...
Легкие и веселые фильмы, создающие хорошее настроение, дарящие улыбку и беззаботность.
Советская классика! Супер!
Классика !
Симонова - красавица
Bizony РЕСПЕКТ!!!
ОТЛИЧНЕЙШИЙ ФИЛЬМ!!!
"Родственник, Афоня мне рубль должен!"
Да, классика не то слово смотреть однозначьно!
Фильм на все времена. Один из лучших комедийных фильмов советской эпохи!
Класс!!!
класика
А крылатая фраза: "Вообще то это энергичный танец"!
Стыдно признаться, но никогда не смотрел от начала до конца. . Ниче ща поправим .