"Лола" (1981), второй фильм в трилогии Райнера Вернера Фассбиндера BRD (ФРГ), технически является ремейком "Голубого ангела" (1930) режиссера Йозефа фон Штернберга с великолепной Марлен Дитрих в роли певицы Лолы, но фильм Фассбиндера - больше, чем ремейк. Он великолепен сам по себе. Он может уступать в известности "Замужеству Марии Браун". Он может и не быть лучшим фильмом немецкого enfant terrible от кино - эта честь бесспорно принадлежит его магнум опусу "Берлин Александерплац". Но "Лола" - превосходный, буквально ослепляющий красочностью, фильм, и как произведение кино - мой любимый у Фассбиндера. Я улыбалась в течение всего фильма, хотя он вовсе не комедия, или не только комедия, но буйство красок, игра света, весь этот дух карнавала, создали радостное ощущение нескончаемого праздника кино.
Как и два других фильма трилогии BRD, "Замужество Марии Браун" (1979) и "Тоска Вероники Фосс" (1982), "Лола" рассказывает о сильной женщине, пережившей войну и пытающейся найти своё место, независимость, успех и счастье в новой послевоенной Германии, в период "экономического чуда". История вовсе не нова. Сколько раз в этом мире, и реальном, и в вымышленном, достойный, полный благих намерений, мужчина был подхвачен ураганом с нежным именем, забывал все благие намерения, потянувшись к единственной для него женщине, которая абсолютно противопоказана ему? Но стиль, с которым Фассбиндер рассказывает эту вечную историю, его использование основных цветов, которые поют, улыбаются, и касаются нас легко, просто неповторимы. Это какое-то колдовство - звучащие цвета. Я и не знала, что это возможно. Душу дьяволу он продал, что ли, за эти вошебные цвета? Платья Лолы-Барбары, её голос, её волосы, золотой ореол вокруг лица. Сирена Лорелей, воплощение соблазна. Фассбиндер понимал женщин и обессмертил их красоту на экране. И я восхищаюсь им за это.
"Лола" представляет собой слияние многих жанров: сатира, драма, комедия и мюзикл. Фассбиндер эффектно и успешно смешивает гламур с социальными темами. Как вспоминает Барбара Зукова, Фассбиндер снимал фильмы на серьёзные темы, но не делал их сухими, отвлечёнными или морализаторскими. Он отказался использовать академический подход к фильмам. Он ненавидел серый "кухонный " натурализм, и смешивал голливудский глянец с конкретными реалиями германского общества, не отворачиваясь от острейших проблем или самых низменных тем. Это привело к созданию его собственного стиля, который был ярким, красочным, сексуальным и привлекательным, оставаясь при этом честным, жёстким и лишённым слащавости и сентиментальности. В то время как многие немецкие режиссеры его поколения, создатели нового германского кино, находились под влиянием таких американских мастеров, как Мартин Скорсезе (автор быстрых, яростных фильмов, в которых сцены жестокости сняты на невиданном до этого уровне) и Джон Кассаветис (отец американской новой волны), Фассбиндер был очень впечатлен Дугласом Сирком, немецким режиссёром, получившим известность за фильмы - мелодрамы, сделанные в Голливуде, и его красочным стилем. Фильмы Фссбиндера могут с первого взгляда казаться мелодрамами, но они несут острый социальный подтекст, они бескомпромисны и удивительным образом отображают каждодневную трагедию одиночества и отчуждения. При этом, они - настоящий визуальный пир.
Райнер Вернер Фассбиндер умер в возрасте 37 лет, заканчивая последний фильм "Querell". Он создал более 30 фильмов за 12 лет. Во всех своих работах он пытался понять, что стоит за словами Новая Германия, почему так часто эта Германия бессердечна и материалистична. Талант Фассбиндера, количество и качество созданного им, поражают. Как будто он знал, что умрет молодым, и был одержим работой, стремясь закончить как можно больше фильмов, многие из которых (в том числе и "Лола") были далеко впереди своего времени.
Комментариев: 10 |
Положительных отзывов: 4 |
Отрицательных отзывов: 2
Мой самый любимый фильм Фассбиндера. Я вижу "Лолу" как пересказ старинной легенды о роковой златовласой Лорелей, немецкой сирене, смертельной и неотразимой для путешественников, завороженных сиянием её волос и соблазнённых её влекущим голосом. "Лола" - это также дань восхищения чёрно -белому фильму "Голубой Ангел" (1930) Джозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих в роли Лолы-Лолы, роковой певички кабаре, в роли, которая принесла ей международную известность.
"Лола" Фассбиндера представляет собой сочетание многих жанров: сатира, драма, комедия и мюзикл. Фассбиндер эффектно смешивает гламур с очень серьезными темами. Соблазнительная до-нельзя Барбара Зукова играет Лолу, певичку кабаре, подрабатывающую проституцией. Лола пережила потери, унижения и разочарования во время войны и продолжает вести унизительную жизнь и после того, как война уже в прошлом. Лола - содержанка, "любимая игрушка" Штукерта, богатого, развратного и продажного предпринимателя, истинного хозяина небольшого баварского городка, и по его требованию окзазывает интимные услуги его деловым партнёрам. Чтобы вырваться из этой жизни, Лола решает соблазнить фон Бома, честного и неподкупного нового специального уполномоченного по строительству, присланного из столицы и решившего положить конец власти Штукерта.
Как вспоминает Барбара Зукова, Фассбиндер снимал серьёзные фильмы, но он не делал их сухими, отвлечёнными или морализаторскими. Он не использовал академический подход к фильмам,. Он ненавидел серый "кухонный " натурализм, и смешивал голливудский глянец с конкретными реалиями германского общества. Это привело к созданию его собственного стиля, который был ярким, красочным, сексуальным и привлекательным. В то время как многие немецкие режиссеры его поколения находились под влиянием таких американских режиссеров, как Мартин Скорсезе (мастер быстрых, яростных фильмов, в которых сцены жестокости сняты на невиданном до этого уровне) и Джон Кассаветис (отец американской новой волны), Фассбиндер был очень впечатлен Дугласом Сирком, немецким режиссёром, получившим известность за фильмы- мелодрамы, сделанные в Голливуде, и его красочным стилем.
не понравился