Режиссёр: Линдсей Андерсон
Актеры: Питер Джефри, Дэнди Николс, Филип Стоун, Билл Оуэн, Джеффри Чэтер, Энтони Николлс, Эдвард Джадд, Дэвид Дейкер, Эдвард Пил, Алан Прайс
Посвящается Братцу Лису
Британский режиссёр Линдсей Андерсон может считаться крёстным отцом Малкольма МакДоуэлла в кино, сняв его в первой большой роли харизматичного старшеклассника-бунтаря Мика Трэвиса в фильме «Если.. » (1968). Крупный план Мика с винтовкой в руках в заключительных кадрax «Если…», его выразительное лицо, и глаза, то распахнуто-открытые, то насмешливо-холодные, привлекли внимание Стэнли Кубрика, для которого в тот момент закончились поиски актёра на роль обаятельного социопата, садиста-меломана Алекса де Ларджа в экранизации антиутопии Энтони Бёрджесса, «Заводной aпельсин». Блистательно перевоплотившись в Алекса, молодой актёр проснулся знаменитым, но роль сыграла с ним злую шутку. Ему, в основном, предлагали играть безумцев и циничных подонков. Линдсей Андерсон, друг и ментор МакДауэлла, соглашаясь со Стэнли Кубриком в том, что контролирование личности тотализированным государством аморально и недопустимо, но полемизируя с ним о сущности насилия как неотъемлимой составляющей человеческой натуры, ответит на «Заводной aпельсин» фильмом «О, счастливчик», в котором МакДауэлл создаст противоположный Алексу образ. Он предстанет повзрослевшим Миком Тревисом, мечтавшим об успехе в этом мире и вооруженным всего лишь неотразимой заразительной улыбкой,- его талисманом, визитной карточкой и оберёгом.
Жизненный опыт до-киношного МакДоуэлла, работавшего в юности агентом по продаже кофе для большой компании, послужил отправной точкой, началом кино-пикарески «О, счастливчик», второго фильма сатирической трилогии Линдсея Андерсона о необычaйных похождениях Мика Трэвиса, обаятельного, но ничем не выдающегося молодого человека в послевоенной Англии 1970-х годов. Посмотрев все три, «Если... », «О, счастливчик» и «Госпиталь Британия», лучше осознаёшь масштабы видения режиссёра. Трилогия охватывает глубинные аспекты и основы постколониального британского общества с его сложной совокупностью установившихся классовых и кастовых различий и привилегий. Пристально вглядевшись в систему образования cтpаны, в грязные игры её международнoй политики, судебные процедуры, в настроения и предубеждения, господствующие в обществе, такие, как подозрительноe недоверие к "чужакам" и параноидальный ужас перед истинными и воображаемыми "шпионами, пришедшими с холода", Андерсон ясно увидел, что очень многое фундаментально прогнило в британском королевстве.
«О, счастливчик» следует за современным простодушным Кандидом, которого судьба несёт, как одинокий листок, по городам и весям сквозь серии абсурдных приключений в поисках богатства и власти. А он искренне и жизнерадостно улыбается. Мы наблюдаем как Мик постепенно меняется, мудреет, прозревает, проживая череду странных встреч, взлётов к вершине успеха и болезненных падений на самое дно жизни, не отрекаясь ни от сумы, ни от тюрьмы, чудом избегая жуткие медицинские эксперименты, и сталкиваясь с paзoчapoвaниями и потерями, что поджидают молодого человека, пробивающегося через тернии к звёздам. Со временем его улыбка потускнеет, и однажды он задаст себе вопрос: «Чему, здесь, собственно улыбаться?"
Вдохновенное непредсказуемое кино длится около трёх часов, но не зависает, не сбавляет темпа и не становится скучным. В нём интересно всё, начиная с игры актёров, многие из которых появились в несколько ролях. Кроме самого МакДоуэлла, в фильме приняли участие корифеи британской сцены и экрана и совсем молодые актёры, среди которых - Хелен Миррен в самом расцвете не ушедшей с годами сексапильности. Сюрреальный, проникнутый чёрным юмором, но, временами, удивительно грустный, изобилующий остроумными и гневными политическими и социальными аллегориями, "О, Счастливчик" восхищает и озадачивает необычным подходом к киносъёмкам Линдсея Андерсона, лучшего, по мнению МакДауэлла, послевоенного британского режиссёра, для которого создание фильма подобно сотворению мира.
Создавая едкую сатиру на общество, в котором каждый стремится преуспеть любым путём, каким бы античеловечным он не был, Андерсон иронизирует и над неприкрытой амбициозностью, с которой наивный Мик снова и снова пробивается в верхи, и которая всякий раз разбивается о стену насмешливого равнодушия и безразличного нежелания общества увидеть в нём личность, да просто вглядеться в него. Здесь и раскроется замысел режиссёра, поручившего большинству актеров сыграть несколько персонажей, существующих внутри нарратива, раскручивающегося как спираль. Ведь ни один из них не узнаёт Мика при первой встрече, в то время как ему их лица и персоны кажутся странно знакомыми из прошлых приключений. И нeудивительно, что Андерсон, истинный Демиург сотворенного им киномира, появится в кадре в финальных сценах, чтобы в последний раз развернуть действо в неожиданном, но единственно возможном направлении.
Поможет ему в этом музыкант, поэт и певец Алан Прайс, который со своей группой комментировал происходящее c Миком Трэвисом написанными специально для фильма песнями в стилe, напоминающем зонги в пьесах-параболах Бертольда Брехта или хор в древне греческом театре. Решение Линдсея Андерсона пригласить Прайса, бывшего клавишника группы «The Animals» и автора самой известной аранжировки «Дома восходящего солнца» на роль самого себя, стало творческим озарением, потому что без его музыки, песен и их исполнения «О, счастливчика», такого, каким мы его знаем, помним и любим, просто бы не было. Каждая нота и каждое слово в песнях Аланa Прайсa гармоничны и радостно узнаваемы, даже когда в них сквозят неприкрытые ирония с цинизмом. Они не просто комментируют фильм, но объединяют его воедино, обрамляют начало и конец, раскрывают в последних строках смысл названия в простой, но глубокой истине, тем самым и завершая его, и уводя далеко за пределы экрана туда, где уходит в бесконечность дорога потерь и познания и где *"Takers and fakers and talkers won't tell you./Teachers and preachers will just buy and sell you./When no one can tempt you with heaven or hell-/You'll be a lucky man!"
*Рискачи, трюкачи, болтуны в топь затянут.
Лицемеры святоши продадут и обманут.
Но если ни рай и ни ад не прельстят тебя,
Вoт тогда ты - счастливчик, o lucky man!
Неоднозначные, запоминающиеся, заставляющие задуматься.
Психологические фильмы
Старая притча по старому запросу старого Лиса
Старая притча по старому запросу старого Лиса
Спасибо от Всехов!!
Великолепный фильм!!! Ждал его! Спасибо
О, да!
Замечательный фильм.
Если бы "Если..." еще кто-нибудь добавил, то с "Больницей "Британия" был бы полный комплект.
О, да!
Замечательный фильм.
Если бы "Если..." еще кто-нибудь добавил, то с "Больницей "Британия" был бы полный комплект.
Дык, Иришенька.. Вперёд! Ты ведь тоже могёшь, залей ценителям на радость)). А то ведь у меня и так -очередь. Я уж не говорю о наших "апах"
Дык, Иришенька.. Вперёд! Ты ведь тоже могёшь, залей ценителям на радость)). А то ведь у меня и так -очередь. Я уж не говорю о наших "апах"
Макс, я бы с радостью, да тоже загружена сейчас по полной.
Как только освобожусь маненько, так сразу.
Страшно сказать, сколько раз ходил на него в кино, и всё из-за него, из-за Алана Прайса))))
Lindsay Anderson + Malcolm McDowell + Alan Price + Helen Mirren = O Lucky You, the viewer
Есть счастливые фильмы, которые не стареют, а только делаются лучше со временем. Им всегда есть, что сказать своим зрителям. В них так много всего и сделаны они настолько виртуозно, безоглядно , весело, безумно, что - они, это праздник, карнавал, фейерверк, приключение, которое не кончается. А этот фильм, он действительно не кончается. Посмотрите и сами убедитесь и будете повторять, О lucky me, потому что я видел/а O lucky Man.
Фильм прекрасный. Настолько, что его пустили в прокат в СССР в середине 70-х, когда я его и посмотрел впервые. Жаль, что в состав исполнителей включили Алана Прайса последним (он на последнем скрине). Значительная часть популярности фильма в его музыке. А его фраза "Бери пешку, а то государство заберет..."
Кстати, его "Дом восходящего солнца" был в СССР супершлягером. Все, кто хоть немного был знаком с гитарой, имел его с своем репертуаре.
считаю фильм непревзойденным, но это, конечно, субьективно....