Режиссёр: Итан Коэн, Джоэл Коэн
Актеры: Томас Уингейт, Джесси Янблад, Майк Уотсон, Райан Браун, Ричард Бучер, Майкл Каллен, Джеймс «Скотти» Огар, Джефферсон Мейс, Дорис Харгрейв, Кристофер Дж. Буззел, Итан Дубин, Теа Люкс, Рэймонд Куршалс, Стефен Морелл, Чарльз Эш, Джеди Боденхамер, Стивен Р. Эстлер, Билл Фостер, Алекс Халперн, Дэвид Хайт, Шон Лекрон, Билли Локвуд, Ник Фьюри Мейерс, Мартин Палмер, Василиос Пападамакис, Кристиан Педерсон, Скайлер Пинкертон, Майкл Нил Пауэлл, Диего Ромеро, Майкл Е. Стогнер
"There are two kinds of people: dead or alive.” Coen Brothers
На дощатом столе лежит старинная книга в зелёном матерчатом переплёте, потёртом от времени. На обложке - засохшее дерево с искривлённым стволом, под которым покоится череп бизона. Рука невидимого читателя листает страницы, остановившись на цветной иллюстрации, переложенной пергаментом. На ней два ковбоя, повздорив за карточным столом, целятся друг в друга из пистолетов. Изображение оживает на глазах, и братья Коэны переносят нас в свою первую кино-антологию "Баллада Бастера Скраггса", состоящую из шести коротких вестернов, действие которых разворачивается в период освоения и заселения Американского Запада конца 1870-х.
В ушедшей давно и навсегда эпохе влачатся как перекати поле ковбои и грабители банков, переселенцы и золотоискатели, бродячие артисты и охотники за головами. А невдалеке притаилась неотвратимая Разрушительница наслаждений и Разлучительница собраний, зачастую, внезапная и бессмысленная. Авторы не романтизируют эру, не ностальгируют по ней, но позволяют увидеть далёкое прошлое и в реальном и в символическом свете. И если некоторые создатели современных вестернов углубляются в подтексты политических и этических традиций жанра, стремясь сбалансировать требования мифического резонанса и исторической достоверности, то для братьев-циников приключения на диком Западе - не храм и не архив, а игровая комната, и подошли они к небесно-голубому идеализму архетипического американского жанра с изрядной долей скептицизма.
Режиссёры-сценаристы перемещаются от фарса к драме настолько ловко и часто в пределах одного эпизода, что не всегда и отличишь, когда они меняются местами. Братья рассматривают иронию судьбы и фатализм как стороны одной медали. Шутки, которые вселенная разыгрывает со злосчастными бедолагами, могут быть жестокими, но и забавными в руках опытных и коварных метафизических шутников. Веселое пение и танцы, а также ограбления и перестрелки в духе Сэма Пекинпа сочетаются с предательствами, трагедией, любовью, оптимизмом, обилием аллегорий и трансцендентальным финалом - путешествием в дилижансе пятёрки пассажиров с мёртвым телом на крыше. Мрачные пути отбытия в мир иной ожидают злополучных обитателей Дикого запада по-коэнски, где расстояния велики, а пейзажи однообразны. Каждая история отличается тоном и стилем, но в каждой присутствует элемент юмора, чacтo висельного, потому что смерть вполне может вызывать усмешку. Пока она не придёт за тобой. А в фильмах Коэнов - даже тогда, когда приходит за тобой.
В первом эпизоде, давшем название фильму, ковбой Бастер Скраггс философски допускает, что однажды, какой-то незнакомец выхватит пистолет мгновением раньше и отправит его с крыльями вместо шпор на большое родео в небесах. Его перестрелки, драки в баре, ловкость рук в покерной игре, акцентированные музыкальными номерами и остроумными высказываниями прямо в камеру, задали тон для последующих эпизодов. Лопоухий, зубастый и щуплый ковбой в белых одеждах поёт-заливается соловьём, как один из Soggy Bottom Boys в фильме «О, где же ты, брат?», гнусаво растягивает слова как рассказчик Сэм Эллиот в "Большой Лебовски" и даже носит такую же белую ковбойскую шляпу размером с колесо монстр-трака. При этом, Скраггс - меткий и безжалостный убийца-психопат в манере Антона Чигура, что делает его ходячим противоречием и обманчиво самоуничижительным двойником Джоэла и Итана Коэнов. В нём проявляются двойственные импульсы его создателей как творческих личностей и экзистенциалистов. Из многих своих прозвищ, которыми он гордо делится со зрителем, одно, написанное большими буквами на плакате с его портретом и надписью "Разыскивается живым или мёртвым", вызывает у него комическое недоумение: «Мизантроп».
Но именно так критики и часть зрителей часто называют творческий дуэт Коэнов. Может быть, мизантропия побудила братьев объединить в сборник отложенные в далёкий ящик наброски и рассказы в жанре вестерна и дать ему имя самого неоднозначного героя, убийцы-весельчака, летальной птички певчей из Сэн Саба. Или это была меланхолия стареющих умников, чётко осознавших, что конец неотвратим и для самых удачливых, и для самых метких.
Никто не избежит смерти, но эстетическое удовольствие сможет на время отвлечь от мыслей о ней, и оно занимает важное место в кино-вселенной Коэнов. Сами они, похоже, наслаждались работой над своей первой антологией. Сценарий к каждому эпизоду динамичен, богат переливами языка и остроумными идиоматическими диалогами. Упругая ткань повествования не изнашивается, чему помогает ловкий монтаж, над которым они же сами и работают под псевдонимом Родерик Джейнс. Величественная природа Небраски, Колорадо и Нью Мексико не просто ласкает глаз. И насыщенная цветом и солнцем горная долина, будто явившаяся из грандиозного голливудского вестерна 1930х-1940х годов, и однотонный приземистый городишко в прерии, открытый всем ветрам, и речная отмель с прозрачной водой, и живописный каньон, окруженный лесами и горами, неразрывно сливаются с человеческимм трагикомедиями.
Развлечения, шутки и смех, возможно, недостаточная компенсация за неумолимое осознание смертности, но это то, чем Коэны щедро делятся и со зрителем, и с персонажами. Молодая девушка, круглая сирота, чей брат-неудачник скоропостижно скончался, отправляется с обозом переселенцев на запад, не представляя, что готовит ей будущее. Забыв на минуту о печальной неопределённости, она по-детски заливается смехом над ужимками колонии луговых собачек. Насупленный одинокий старатель, упрямо разыскивающий неуловимую золотую жилу, проникается красотой нетронутой горной долины и поёт задумчивую балладу. Немногословный охотник за головами останавливает квази-тарантиновские споры пассажиров дилижанса печальной песней - оплакиванием. У неудачливого грабителя банков день не задастся с самого утра, на что он отреагирует очень короткой, очень смешной, воистину, "висельной" шуткой. Люди рассказывают друг другу увлекательные истории и анекдоты, вовлекаются в насмешливые дебаты о сущности человека (о чём же ещё?) вовсе не для того, чтобы прийти к какому-либо решению, но чтобы как-то скрасить время между зыбким сейчас и неведомым запредельем.
Красноречие на территории Коэнов это тема особая, и ему посвящён отдельный эпизод. В мрачной готической истории «Кормилец» молодой инвалид Гамильтон, лишённый рук и ног, полностью зависит от устрашающего импресарио и каждый вечер совершает подвиги декламации на фоне грязи и пыли отдаленных пограничных поселений, чтобы прокормиться. «Озимандиас» Шелли, история Каина и Авеля, 29-ый сонет Шекспира и «Геттисбергский адрес», которые он вдохновенно цитирует, включены, возможно, для того, чтобы поразмыслить о жестокости, изменчивости или тщеславии человеческих амбиций. Они также кажутся правдоподобными и уместными элементами популярного литературного канона в Америке конца 19-го века. Это не означает, что к шедеврам поэзии и прозы относились с благоговением как тогда, так и сейчас. В какой-то момент практичный импресарио мысленно произнесёт вслед за Мр. Гроссманом из "Внутри Льюина Дэвиса": "Я не вижу здесь денег", решив что пришло время серьёзно обновить репертуар. Тут-то курочка пеструшка, которая на радость публике бойко стучит клювиком по правильнoмy ответy к арифметической задаче, составит конкуренцию блестящему оратору. Трагедий Коэны не ставят, но в "Кормильце" они подошли наиболее близко и даже коснулись её, как первые снежинки, которым Гамильтон подставляет лицо. Судьбу eгo можно воспринимать как притчу о капризах и непостоянстве культурного рынка. О вкусах не спорят, и высокому искусству не под силу тягаться с безмозглой зазывной развлекаловкой.
Вполне вероятно, что "Кормилец" для Коэнов это визуализация их собственных сомнений и размышлений о том, как оставаться независимыми и, в то же время, востребованными в индустрии, где правят бал их величества франшиза и блокбастер. Итогом размышлений стало на сегодняшний день сотрудничество братьев с интернетным гигантом Нетфликс, который выпустил Балладу в кинотеатрax и выложил на своем портале, где она доступна миллионам подписчиков. Каждый из них может убедиться, что в "Балладе Бастера Страггса" соавторам удался редкий трюк: они, практически, избегают коварных ловушек жанра кино-антологии. Шесть разномастных вестернов плавно следуют один за другим, складываясь в цельную, но по коэновски искажённую картину мироздания. Будучи виртуозными рассказчиками, Итан и Джоэл не избегают предсказуемости жанра, напротив, бросают ей вызов, выстраивая каждый нарратив вокруг глубоко укоренившегося чувства фатальной иррациональности и неизбежности смерти. Эта тактика работает безотказно и стреляя из шестизарядника, братья-снайперы не промахнулись ни разу. Не следует принимать их кажущееся легкомыслие за чистую монету. Они серьезны благодаря своей шутливости, a не вопреки ей. Несмотря на то, что «Бастер Скраггс» кажется шаловливым и разнокалиберным по сравнению с их же картинами «Старикам здесь не место», «Железная хватка» или «Внутри Льюина Дэвиса», он оставляет после себя похожее меланхолическое ощущение. Кучер дилижанса будет гнать лошадей без остановки, не обращая внимания на жалобы и просьбы пассажиров, пока не прибудет к месту назначения, подозрительно тихому и пустынному отелю, словно сошедшему со страниц Эдгара По. Путешественники замешкаются у входной двери в тревожном предчувствии, затем нехотя отворят дверь и войдут в просторный холл, в конце которого лестница, устремлённая ввысь. Здесь Коэны оставят их, перелистнув последнюю страницу книги в матерчатом зелёном переплёте. Они ведь и сами не знают, куда ведёт лестница в холле.
Даже самые светлые в мире умы не смогли разогнать окружающей тьмы.
Показали нам несколько вестернов на ночь и отправятся, мудрые, спать, как и мы.
*Шестизарядник, или Мир Дикого Запада по Коэнски
О, спасибо!
Это крутейший Коэновский фильмец, состоящий из коротеньких новелл.
Мне оч. понравился
А над интерпретацией последней истории я поломала голову
Братцы вновь выкатили годноту. Ведь можно же снимать настоящее кино в наше время!
Вообще то фильм называет - Баллада о Бастере Скрагсе.
Парочка историй хороши, а остальные шлак. Зазнались Коэны, задор выдыхается.
Первая часть на троечку, а дальше фигня полная.
Старался,тратил свое время,морщил ум в надежде донести до пользователей мнение о фильме в своем исчерпывающе чудесном комментарии.И хде это все ?Усматриваю в этом неуважение к пользователям.
Что скажете, госпожа Мимоза ?
Ужасный фильм. Не тратьте время.
- а давайте — потратьте время!
даже если вам понравиться только 1-2 баллада из представленных, это будет стоить просмотра!
но во общем — не очень .. . есть хорошие вещи (ИМХО), есть не очень. сказать, что "дали общую картину" — затрудняюсь.
— зачем сняли .. — есчо надо подумать ..
Нравятся фильмы братьев Коэн, самые интересные у Коэнов, неприятно, когда человек не разбирается в хорошем кино, а пишет слабенько. Смотрите внимательно, там столько хорошего юмора и жизненной философии. Не могу выделить эпизоды, какие лучше, а какие хуже. НА мой взгляд, они все равны, очень достойны зрительского самого глубокого внимания, так редко встретишь приличный фильм для просмотра сейчас, а Коэны - исключение.