Как ни странно, не всё американское кино делается на заказ крупных голливудских студий. На просторах одноэтажных Соединённых Штатов тоже есть независимые кинематографисты, которые снимают свои независимые фильмы и показывают их друг другу на независимых кинофестивалях. На самом заметном из этих фестивалей, Sundance, и начала свою прокатную жизнь картина «Я, Эрл и умирающая девушка». Там бы она её и закончила, даже не смотря на два серьёзных приза, если бы сразу две крупных продюсерских компании – Fox Searchlight и Indian Paintbrush – не положили на неё глаз и не выкупили права за какую-то рекордно-баснословную для фестиваля сумму. В их интересах эту сумму себе вернуть, поэтому о фильме теперь узнают все.
К чему я это? Да к тому, что «независимый» фильм на поверку оказался зависим от многого. В первую очередь, от тренда: кино про подростков и кино про беженцев – две темы, которые вытеснили едва ли не все остальные со всевозможных кинофорумов 2014-2015. Интровертные подростки в поисках способов адаптации тут примерно такие же, как и везде – хоть в «Субмарине», хоть в «Наполеоне Динамите», «Хорошо быть тихоней» или во всех фильмах с Майклом Сера. Что ж, во всяком случае, двое скромных пареньков и навязанная им умирающая подружка справляются.
Вторая «зависимость», которая бросается в глаза, – это синефилия режиссера Альфонсо Гомеса-Рехона. Сделав двух своих главных героев аматорами-кинематографистами он самозабвенно ушёл в цитирование классики и современности экранного искусства. Двух его самых больших кумиров можно вычислить безошибочно – это Уэс Андерсон и Мишель Гондри. От первого фильму достался леденцовый колорит и своеобразный юмор, от второго – неожиданные вставки кукольной анимации, приёмы монтажа, отдельные операторские решения и гора хитромудрого картонного реквизита.
Всё же, у фильма есть как минимум два неоспоримых достоинства. Первое снова-таки досталось ему от Гондри, из его культовой «Перемотки». Идея максимально нелепо переделывать названия известных фильмов и снимать под них абсурднейшие пародии, не сомневаюсь, пойдёт в народ и даст новое вдохновение армии «шведдеров». С лёгкой руки Эрла и Грега (того самого рыжего парнишки, который в названии скрывается под «я») «Расёмон» превратился в «Моносыпь» (“Rashomon” – “Monorash”), «Заводной апельсин» в «Носковой апельсин» (“Clockwork orange” – “Sockwork orange”), а «Полуночный ковбой» в «Ковбоя 2:48 пополудни» (“Midnight Cowboy” – “2:48 pm Cowboy”) – и это только жемчужины их коллекции.
Второе достоинство картины в том, что настоящий вкус получившейся у создателей яркой «конфетки» раскрывается не сразу. Драма заявлена, и её не избежать, как бы главный герой нас с самого начала ни успокаивал – ясно ведь, что если девушка умирает, то у неё и её друзей найдутся проблемы похлеще, чем выбор пары для выпускного бала. То, что трагедии случаются, когда их меньше всего ждёшь и меньше всего к ним готов, значительно приближает фильм к реальной жизни.
И ещё одна неожиданность напоследок: в истории с умирающей девушкой вовсе не она оказывается главной героиней. А потому и девиз фильма не «Не сдавайся!» или что-то в этом роде. Основная серьёзная мысль фильма прячется в виде надписи над кабинетом школьного учителя истории: “Life is for service” – «Жизнь для того, чтобы служить». Тем, кто в этом нуждается. Для подросткового кино посыл не самый распространённый и весьма ценный.
В целом кино получилось по всем параметрам среднее, но не лишённое очарования, вполне подходящее для ровесников героев и некоторых закоренелых синефилов.
Каждый из нас живет ради достижения поставленной цели: действие и бездействие, слово и молчание, уход и возвращение – все это имеет четкую направленность на удовлетворение потребности. Люди служат, служат собственным желаниям, характер которых может выражаться в действительно масштабном многообразии видов и форм. Однако здесь важно отметить, что служение должно быть основано, в первую очередь, на честности, искренности и самоотдаче, а иначе оно превращается в бесцельное прислуживание. «Life is for service», или жить, чтобы служить, эта надпись в кабинете учителя истории является посылом, который Альфонсо Гомес-Херон хотел донести до своего зрителя.
Сеттинг истории выбран не случайно, ведь именно выпускные классы у многих ассоциируются с выбором дальнейшего жизненного пути (цели для служения). Главный герой, Грег, ученик выпускного класса, к этим самым многим не относится, потому свой выбор еще не сделал и просто живет ради мнения окружающих его сверстников и взрослых, чтобы не идти на конфликт. Даже свое единственное увлечение кинематографией он не признает, как и единственного друга, Эрла, называя его лишь коллегой.
Однако обстоятельства заставляют Грега выйти из зоны комфорта, когда его мама настоятельно просит своего единственного сына проводить время с девочкой из семьи их знакомых, которая больна лейкемией, на что он, в очередной раз, нехотя, соглашается.
Именно эта вынужденная обреченная дружба (doomed) производит искру, которая в свою очередь, запускает цепную реакцию, в результате которой Грег из неуверенного потакателя и невидимки превращается в личность, отстаивающую собственные интересы, готовую, буквально, драться за них, и, что гораздо важнее, способную самостоятельно искать цель для служения. Иначе говоря, герой взрослеет и учится рефлексировать.
Основными занятиями вынужденного и обреченного дуэта в итоге становятся разговоры и просмотр фильмографии Грега и Эрла, эпизоды которой недвусмысленно остаются в фокусе зрителя. Альфонсо Гомес-Херон таким образом знакомит нас с классикой: наиболее ярко бросаются в глаза Линч и Кубрик.
Образ же умирающей девочки является, своего рода, «чеховским ружьем», которым герой уверенно размахивает, крича и убеждая зрителя, что оно ни за что не выстрелит. Однако в результате мы можем наблюдать лишь подтверждение тому, что раз в год и палка стреляет.
Подводя итог, можно сказать, что история Грега мотивирует зрителей чаще обращаться к себе и рефлексировать, чтобы найти цель, которой можно будет благородно служить. В целом, фильм довольно-таки неоднозначен, потому что не все зрители смогут полностью оценить его по достоинству, хотя и аспект подростковой истории поисков себя найдет отклик, думается, в любом человеке.
Собрал здесь фильмы из разных жанров, совершенно непохожие друг на друга. Какие то из них западают в душу и запоминаются надолго, некоторые чему то учат, а иные просто приятно посмотреть. После просмотра этих кинолент не возникнет ощущения - времени потраченного зря!
Фильмы, которые дают пищу душе и разуму.
достаточно увидеть их что бы понять почему они здесь.
приятного просмотра!
хороший, но грустный фильм,
на вечер одному самое то)))
раньше ненавидела фильмы вроде этого.. но жизнь поменялась..) стоящий фильм, грустный, как говорилось в комментах ранее, но с долей сюрреализма и душевной простоты, раскрывающий суть нашей с вами жизни, ее ценности.
Для вечера в компании самого себя самое - то. В самом фильме есть комедийная составляющая, но так же фильм о неотвратимости бытия, увы. Лучшее, что посмотрел в этом году и одно из лучших если сравнивать с ушедшим годом.
Концовка порвала просто в клочья. 9\10
Мужыкам смотреть в одиночку, чтобы слезы не спалить перед кем-то.
Концовка порвала просто в клочья. 9\10
Мужыкам смотреть в одиночку, чтобы слезы не спалить перед кем-то.
Отличный и забавный комментарий, надо будет глянуть фильм...
клевыйклевыйклевыйфильм
Ощущения от фильма, впрочем, не такие уж и простые. Дело в том, то изначально он смотрится как комедия, причем очень милая комедия, с довольно нестандартными шутками, к месту и не совсем к месту. Да, тема лейкемии грустная, но все воспринимается так, как будто все будет хорошо, и поэтому можно со спокойной душой хихикать над шутками Грега и над дурацкими ситуациями, в которые он попадает. Конечно, есть небольшое недоумение по поводу того, причем тут тема рака, но, поскольку сами герои относятся к этому не слишком трагически, то это не кажется уж очень грустным. Но под конец ощущения меняются почти кардинально, вместо легкой комедии перед нами довольно серьезная драма.