Лишь два месяца разделили тогда в кино прокате два фильма одного и того же режиссёра Василия Чигинского – «Зеркальные войны» (про самолёт) и «Первый после бога» (про подводную лодку и Отечественную войну). Напомню, что «Войны» вышли в 2005-м 1-го сентября и являются откровенно экспортным продуктом, чему свидетельство и привлечённые туда господа голливудцы Малькольм Макдауэлл и Рутгер Хауэр. А вот фильм про советских подводников в Великую Отечественную войну начал показываться уже в ноябре. Говорят, Чигинский начал съёмки «Первого после бога», ещё даже не завершив монтаж «Войн», работая в жутком изматывающем темпе. Короче, попал из огня да в полымя, но ему это нравилось. Посмотрев оба фильма, могу сказать, что сравнение явно в пользу «Первого после бога». «Войны» – абсолютно холодный, просчитанный и бездушный технократический боевик, снятый по всем законам Голливуда. В «Первом после бога» же по крайней мере есть и какой-то национальный колорит, и душа, и больший психологизм. Есть здесь место и любовной линии, и впечатляющим боевым сценам, и комическим эпизодам.
Дмитрия Орлова, сыгравшего здесь главного героя, я запомнил ещё по фильму «Сёстры». С тех пор его можно было увидеть то там, то тут, чаще в фильмах полнометражных, но всегда в ролях второго плана – роль в фильме «Небо, самолёт, девушка» всё-таки не в счёт. И вот первая главная роль – и сразу большая удача. Образ капитана подводной лодки Александра Маринина (реальный прообраз — Александр Маринеско) у него получился просто на заглядение. Любимец Фортуны и женщин, он ещё и храбрец, грамотный и требовательный командир, словом, «слуга царю, отец матросам». Это он – «первый после бога», по образному флотскому выражению, одним словом, удалец. Который один может играть в карты, где долг — дело чести, на тоннаж немецкого флота. Но изюминка в том, что у Маринина ещё и дворянские корни (он даже по-французски говорит), отец – вице-адмирал, а брат воевал у Колчака. Под эти самые дворянские корни и подкапывается особист из СМЕРШа Шарабидзе (Михаил Гомиашвили), этакий «чёрный-чёрный человек в чёрной-чёрной машине», который плетёт интригу против Маринина, ищет чёрную кошку в тёмной комнате, короче, шьёт дело.
Историки и очевидцы напоминают, что реальный Маринеско был одновременно отличным моряком и настоящим раздолбаем. По большому счету Чигинский как режиссёр и Орлов этот факт отразили. Различными штрихами, эпизодами и фразами.
Происками спецслужб «Первый после бога» напомнил «Водителя для Веры» Павла Чухрая. Маринин уходит на самое опасное боевое задание, буквально выцарапанный своим комбригом (Владимир Гостюхин) из лап СМЕРШа – и то только на время похода. Потому что больше оказывается некому. Но отличие здесь в более счастливом конце.
Тот же Гостюхин, актёр советской школы, снова отыграл на своём достойном уровне. В его образе, поведении на экране есть место и строгости, и доброте, и некоем отеческому отношению к Маринину.
Безответно влюблённую в Маринина девушку Таню сыграла Елизавета Боярская. Не буду сильно её критиковать, просто подмечу то, что говорит о многом. Внешне она здесь не запомнилась и вот только через долгое время, освежая «матчасть», я уточнил для себя, что «Первый после бога» стал для Лизы одним из первых фильмов.
Нельзя не выделить работу Виктора Сухорукова – небольшую, но запоминающуюся роль радиста. Как я читал, ему очень понравилось здесь сниматься. У него в фильме очень мало слов, но всё равно, очень многого стоит хотя бы его сцена с полумедитацей-полумузицированием прямо на броне подводной лодки.
Комментариев: 7 |
Положительных отзывов: 5 |
Отрицательных отзывов: 1
Фильм - супер!
Очень хороший фильм. Побольше бы таких. Когда смотритшь, сама собой возникает мысль: Ведь могут, когда хотят!!!
отличный фильм смотрел второй раз с удовольствием.
Странно !
Всем понравился, а мне нет.
Нет У-571 - гораздо динамичней и на мой взгляд смотрибельней.
А здесь на мой взгляд слишком мало критики чекистов. Было куда хуже.
И на самом деле его все же смогли засадить!
Если выдвигать тесизсы о руссском и более глубоком якобы смысле фильма по отношению к 571.
Снова не соглашусь - глубина-то в чем ?! Передерживать кадры и взывать к рассуждению подобному у Тарковского ?!
Но ! Очень интересно смотреть на игру актера-чекиста ! Кто но ?
Поразил - замечательно !
Вердикт личностный - смотреть стоит, но внимания не взорвет ! Как плавно начался так и сойдет.
Просто может быть о чем-то задумаешься... правда снова - о чем ? О героизме и нквд ?
После Солженицына - даже и этот единственный смысл пропадает !
Фильм нормальний, сюжет скучноватий, но посмотреть стоит. Спасибо за раздачу.
лучший фильм про подводников Второй Мировой сняли немцы (Das Boot). Американские и наши фильмы на ту же тему явно отстают.
Советую посмотреть
Фильм просто бездарный. Раздражает игра актеров, даже Гостюхин особо не напрягался. О главном герое и говорить нечего - сельская самодеятельность.
А горе-художник, видимо, пытался использовать настоящие советские газеты 40-х годов, пожелтевшие от времени...
Миловидная,холеная девушка с французким маникюром(видимо компенсировать актрисе моральный и материальный ущерб за обрезание модных ноготочков бюджет этого "шедевра" не позволял) чистит картошку, срезая полкартофелины (это в 44-м... ), советский офицер, ушедший с места дислакации в военное время, никого неуведомив о месте своего возможного пребывания (это не просто трибуналом пахло, такое никому и на ум не могло придти )... Далее просмотр этого безобразия мною был завершен. Тинеджерам под пивко, любителям Камеди и т.п. в самый раз!
лажа полная фильм смотрел еще в кинотеатре жалко стало те деньги что заплатил