Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Элемент преступления

Forbrydelsens element

Элемент преступления (Forbrydelsens element)
  • 8.34261
8.3/10 (44)1

Описание

Живущий в Каире следователь из Европы возвращается на родину, чтобы расследовать цепь преступлений, совершенных маньяком по имени Гарри Грей. Используя метод идентификации с преступником, сыщик поневоле превращается в него сам.
__________________________________

Дебютный фильм Ларса фон Триера.
Первая картина "Трилогии Е" (Элемент преступления — Эпидемия — Европа)

Состав исполнителей

Режиссёр: Ларс фон Триер

Актеры: Гарри Харпер, Стиг Ларссон, Янош Хершко, Астрид Хеннинг-Йенсен, Ахмед Эль Шенави, Джеролд Уэллс, Роман Московиц

Кадры из фильма

кадр из фильма Элемент преступления (Forbrydelsens element) - 1 кадр из фильма Элемент преступления (Forbrydelsens element) - 2 кадр из фильма Элемент преступления (Forbrydelsens element) - 3 кадр из фильма Элемент преступления (Forbrydelsens element) - 4 кадр из фильма Элемент преступления (Forbrydelsens element) - 5

Рецензии фильма

Goldmykife thumb

Итак, это одна из первых написанных мной рецензий. И хотелось бы рассказать вам не об одной картине, а о трёх сразу, ибо первая трилогия Ларса фон Триера для меня не разделима на отдельные картины, каждый фильм дополняет целое. Данная трилогия также является и дебютом для режиссёра, оператора, актёра, сценариста, продюсера Ларса фон Триера. Личность в мире кино неоднозначная. Многие его почитают и чествуют, называя своим кумиром, а его киноленты - шедеврами, а некоторые его не понимают и считают странным. Пессимизм Триера неискореним в принципе, он является создателем самого авангардного направления в кино, расист, некоторые поговаривают о его психической нестабильности. Ваш покорный слуга не принадлежит не к одной из точек зрения, хотя, его работы меня поражают, как в хорошем, так и плохом смысле этого слова. Но всё же он гениален, ведь Ларс фон Триер передаёт свои мысли и чувства таким образом, что ты сам поневоле становишься игрушкой его в руках, готовый следовать туда, куда он захочет и бросит тебя там с твоими мыслями. По мне, так он - моралист слегка, ну да ладно, это сугубо моё личное мнение. 

И ещё немного фактов, как вы можете видеть из названия, то трилогия имеет двоякое обличие, точнее одно из них присутствовало, а другое и поныне есть. Большое зло - это рабочее название, которое, увы, не прижилось, хотя, оно как, на мой взгляд, более точно отражает смысл, и дальше вы поймёте почему. Ну и пройдём от слов к делу.


И первая картина из трилогии имеет название "Элемент преступления".

Дебютная картина Триера имела большой резонанс. Да что там говорить - это атомная бомба. В трилогии режиссёра, в каждом фильме присутствует гипноз, где нас - зрителя, погружают внутрь нашего сознания. Главного героя всегда сопровождает голос, который указывает ему, что делать. В фильме "Элемент преступления" таким голосом является британский исследователь, по совместительству гипнотизёр, который с Фишером - главным героем, проводит сеанс гипноза, дабы узнать причину его частых головных болей, посредством восстановления пробелов в памяти. Он переносится в Европу на два месяца назад, когда он расследовал дело о серийном убийце. Фишеру нужно собрать все кусочки его сознания воедино, но этот пазл весьма сложен, для сбора, ему мешают частые эмоциональные потрясения, он путается. Ему необходимо идентифицировать себя с личностью преступника, он все ближе подбирается к успешному завершению дела, но побочным эффектом является невольное превращение в преступника.

Картина удостоилась на Каннском кинофестивале технического гран-при - мрачность и загадочность доходит до предела, не раз выходя за пределы простого повествования на территорию ассоциаций зрителя, но, тем не менее, сюжетная канва продолжает оставаться чёткой и предельно логичной. Фильм, на мой взгляд, с чёткими и устоявшимися канонами, причём постановщик даже создаёт мрачную атмосферу подобно более раннему направлению детективов и триллеров "фильм нуар". В фильме настолько угнетающая обстановка, что иной раз хочется вздрогнуть; смены времён года нет, за ночью идёт только ночь. Диалог главного героя со служанкой:
- В это время года всегда так темно?
- Нет больше времён года. Мы уже три года не видели лето, а погода всё время меняется и так всегда...

Как выглядит следствие? Необходимо понять цели, мотивы преступника. Подчеркнуть для себя личность преступника и его жертв. "Элемент преступления - это метод, основанный на реконструкции того, что нам известно о жизни преступника, по сути, это психологическое отождествление с ним, в силу чего наше сознание получает доступ к неизвестной нам сфере деятельности преступника. К тому преступлению, которое мы расследуем". Таким образом, Фишер решается залезть в шкуру преступника. Отчаянный поступок, не правда ли? Данный метод требует глубокого и очень тонкого изучения природы преступления, почему же человек идёт на такой шаг, что подталкивает серийных маньяков для извращённых игр с жертвами и полицией.

Картина хороша, но как мне кажется, ей чего-то не хватает. Она затягивает и цепляет с первых же секунд, ведь уникальное кино мышление Ларса фон Триера настолько необузданно, он яроко пытается это показать. Чувствуется какая-то логическая незавершённость. Зрителя толкают на размышления, он сам как детектив, начинает вести своё собственное расследование. На мой взгляд, его эксперимент с жанром удался, но не в полной мере, отчаянные попытки привлечь зрителя выглядят немного удручающе. Все эти окровавленные сцены. Или сцена, где Фишер имеет интимную связь с проституткой прямо на машине. Режиссёр хочется нас шокировать и заставить смотреть картину дальше, но его фокусы не всем пришлись по вкусу. Он отошёл от столь неоднозначных жанров, уступив дорогу другим, но и по сей день, создать чего-то подобного ни у кого не удалось. Даже если что-то и появится на олимпе кино, то всё равно прародителем останется дебютная лента Ларса фон Триера "Элемент преступления".



Картина "Эпидемия", на мой взгляд, самая странная из трилогии, да и сама манера съёмки впечатляет и настораживает. 

Что такое идеальный сценарий? Именно этим вопросом задаётся сценарист. Ему необходимо провести анализ того о чём будет писаться, не пропустить ни единой детали, мелочи, ибо как знать, может в ней содержится сам замысел.

Любая деятельность сценариста - это творчество. Но в чём его смысл? Возможно, как-то само выразится, показать, что я не такой как все. Есть много примеров из кино, где сценарий так и кричит, то есть мысли сценариста просятся на белый свет, дабы показать всю свою красу и необузданность. Мне кажется, что каждый такой человек в душе революционер. Он хочет изменить этот мир, сделать его чуточку светлее и прекраснее - вот его задача! Зерно разума здесь присутствует, ведь, если кто-то проникнется его идеями, мыслями, переживаниями, значит, жизнь прожита не зря! Но это не значит, что жизнь теперь кончена, можно уходить на покой, нет! Необходимо и дальше вселять в людей это чувство, и быть может, сегодня к нему прислушался один, а завтра миллион. 

Кто-то покоряет мир ужасными способами, например, войной, а Ларс фон Триер своим творчеством, может где-то и специфическим и неординарным, но всё же уникальным.

В "Эпидемии" два сценариста, как раз и хотят этого. Они пишут об эпидемии бубонной чумы в Европе. И здесь мы видим параллель проведённую режиссёром, Европу охватывает эпидемия, эпидемия разрушения. Причины появления чумы не известны, но за основу взяты крысы. И этими крысами в современной Европе являются люди, они и являются возбудителями эпидемии. Европа разваливается...

Два молодых сценариста, с улыбкой на лице, хотят убить всё человечество, чтобы построить что-то новое, чистое, красивое. И они против рамок, против 150 страниц сценария, которые должны быть, а не как 12 листов. Что хорошего в этой жизни, скажите? Кругом война и разруха. В истории человечества каждый день это какое-то горе или беда. Что нас окружает - заводы, фабрики. Всё в дыму, в саже, чистый воздух считается чем-то невообразимым. Сцена из фильма, которая поражает до глубины души, где Удо, друг двух сценаристов, рассказывает о том, как его мать во время второй мировой войны спасалась из роддома под шквал авиа ударов. Это страшно. Бубонная чума очень опасное заболевание, распространяется воздушно-капельным путём, то есть от человека к человеку, поэтому уничтожить человечество ничего не стоит, сценаристы так и подумали. И тогда всё уйдёт, а точнее вирус, который убивает всё сущее - человек!

В картине меня поражает диалог со зрителем, вас умело берут за руку и ведёт туда, куда хочется сценаристу, а потом бросают, оставляя свободу мышления. Хороший приём, но он может сыграть плохую службу, если зритель не захочет находить ответов, ему они попросту не нужны, он будет довольствоваться тем, что есть сейчас, а не тем, что будет. Настоящее преобладает над будущим, к сожалению. 

После просмотра фильма вы будете поражены. Как прекрасен этот мир, листья на поверхности воды, в которой по горло стоит человек, — это красиво, упадническая такая, триеровская красота. Красота мира, который, тем не менее, приговорен.



И последний на сегодня фильм - это "Европа".

Рельсы. Дорога. Звуки поезда. Голос за кадром. Это первые секунды. В течение всего фильма вас будет направлять голос за кадром, что значит направлять? Он подготовляет зрителя, указывает на главные моменты. Но также он будет и проводником, для главного героя, Леопольда Кесслера и будет складывается чувство, как будто он кукла, а диктор - кукловод. 

Перед нами Европе, которая оправляется от ран войны, осень 1945 года. Как же выглядит реальность по Триеру?

Чёрно-белые улицы, дома, лица людей... В воздухе витает страх и насилие, зрителя не покидает чувство присутствия смерти. Но всё же цветные проблески присутствуют, но они ни есть радужные, выделяются только пятна крови. Автор не пожалел цвета, ведь она ярко-алого оттенка, выглядит устрашающе. Вот сейчас на секундочку представьте себе данную картину, представили? А теперь скажите, хотели ли вы оказаться в той Европе, в то время? Я уверен, что нет...

И главный герой оказывается в этом, уже давно забытом Богом месте. Он наделён уверенностью, что его ждут, что ему будут рады. Его оптимизм и гуманизм зашкаливает, но здесь он сталкивается с жестокой реальностью послевоенной Германии.

- Я думал, что война уже закончилась?
- Всегда найдутся те, кто будет бороться до последнего!

Осень 1945 года. Партизанское движения набирает обороты, они уверены, что война ещё не закончилась, что под действием войны, а возможно и всей репрессивной машины третьего Рейха, общество было деформировано, сознание людей было деформировано. Именно в этом сознании, в этих головах, и продолжается война. 

Мировая Отечественная Война унесла миллионы жизней. И она не имела ни малейшего веса. Война это время разрушения, время, когда добро и зло каким-то образом смешиваются, и уже сложно отличить одно от другого. Война это тяжёлое бремя, для каждого человека, людская жизнь ничто, она попросту обесценивается. И как это прекратить не знает никто! Война убивает не только самого человека, но и его "Я". Постоянные репрессии убивают "Я" в людях, делая из них рабов. И человек сам того не осознавая становится террористом, а ведь может этот человек был хорошим человек, он мог добиться ещё многого в этой жизни. У него был богатый внутренний мир. Но никому это не интересно, уничтожаются всякие принципы, человек отказывается от собственного мировоззрения.

Леопольд осознаёт, что он был всего лишь марионеткой, его использовали. С помощью него делали страшные вещи, кровь человека на его ладонях, но уже поздно, он пытается взять в себя в руки, но смерть его уже настегает.

Главного героя угнетает сам факт того, что он осознаёт упадок и разложение Европы. Европейцы этого не видят и не замечают, ведь в истории вы уже видели, что Европа пережила и войны и революции... не могут найти себя, они отрицают этот факт, но он очевиден, к сожалению.

Кесслер сталкивается со стеной непонимания, как вот эта сетка. Ему не пробиться дальше, ему есть, что сказать, но его не слушают или попросту игнорируют. Он видит, что Европа погрязла в идеалах, каких-то рамках, правилах... нельзя это, нельзя то. Вспоминается сцена, когда его дядя рассказывает ему о правиле, что после того, как почистил туфли, необходимо написать мелом на подошве, номер купе, зачем это?

Фильм "Европа" наполнен символами, которые зритель расшифровывает так, как угодно ему, ибо смысл закладываемый многогранен. Взрыв поезда весьма символичен. Что он может означать? Поезд это сам Леопольд, точнее его агония. Он запутался в себе.

Поезд это Германия. Поезд едет по всей стране, а в нём едут разные слои населения, разные по статусу, вероисповеданию, образу жизни... Каждый из этих людей искалечен войной в той или иной степени, то есть кто больше, кто меньше. И им всем предстоит погибнуть. Как показывает опыт, легче начать всё заново, с чистого листа, то есть стереть с лица земли всю Германию и построить новое. Германии предстоит довольно болезненный путь очищения от нацизма и ран войны.

Последние кадры не дают усомниться в том, что Германия переродится. Ведь красота качающихся водорослей и нежного лунного сияния, просачивающегося сквозь толщу воды, оставляет надежду.


Если вы читаете это и надеетесь на какой-то логический вывод выше сказанного или эпический финал, то его здесь не будет. Я просто скажу вам до свидания! 

Смотрите хорошее кино.

Комментариев: 17 | Положительных отзывов: 2 | Отрицательных отзывов: 0
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 497262 thumb

    Настоящее Кино

    Film328 Followers414 Comment37

    Здесь я постарался собрать фильмы разных жанров,которые обьединяет то,что во время просмотра они заставляют зрителя размышлять, а после просмотра задуматься...

    Обновил Stefancheg @ почти 2 года назад.

  • # 495107 thumb

    Мозговзлом

    Film53 Followers125 Comment13

    Это определенно не "Best" и уж тем более не "of", но однозначно "Special" и уж точно "for"... )

    Теги: мозг

    Обновил вредина @ больше 9 лет назад.

Комментарии к фильму (25)

Syun
  • Киновед
  • Tue, 15 Dec 2009 06:04:06 +0300

Для всех тех,
кто любит кричать, что Триер псих и бездарь,
чуть-чуть номинаций и наград:

Награды:
1984 — Каннский кинофестиваль — Большой приз высшей технической комиссии
Номинации:
1984 — Каннский кинофестиваль — Золотая пальмовая ветвь
неплохо для дебюта, ага.
rolleyes

Dokaram
  • Киновед
  • Tue, 15 Dec 2009 15:34:35 +0300

Сю, не парься, все хорошо, ты молодец. wink Богатство выбора, плюрализм, демократия... недовольные будут всегда... не нравится не "ешь"... Если не путаю у Триера есть документальный фильм про администрацию американского президента, который пользуется популярностью хорошего художественного фильма. Вот бы его в студию если конечно уже не лежит, названия не помню сорри cry

Mr_KeN
  • Зритель
  • Tue, 15 Dec 2009 16:00:38 +0300

Да, Сю, не парься и не обращай внимания. Артхаус не все же любят, пускай мейнстримом довольствуются... punk

Syun
  • Киновед
  • Tue, 15 Dec 2009 17:33:29 +0300
Mr. KeN писал:

Да, Сю, не парься и не обращай внимания. Артхаус не все же любят, пускай мейнстримом довольствуются... punk

После "Антихриста" мне уже
не страшны никакие комменты. mrgreen
но мерси. )

nikola82
  • Кинолюбитель
  • Tue, 15 Dec 2009 20:59:52 +0300

Огромное спасибо! Ларс - великий режиссёр. biggrin

pdmitriy2
  • Кинолюбитель
  • Tue, 15 Dec 2009 21:28:34 +0300
Сю писал:

Для всех тех,
кто любит кричать, что Триер псих и бездарь,
чуть-чуть номинаций и наград:

Награды:
1984 — Каннский кинофестиваль — Большой приз высшей технической комиссии
Номинации:
1984 — Каннский кинофестиваль — Золотая пальмовая ветвь
неплохо для дебюта, ага.
rolleyes

Псих-да, бездарь-не согласен. Вторая трилогия очень нравится. Отсутствие "голливудности" в европейском кино (в частности у Ларса)-основной жирный плюс. Все остальное-туфта. Так что продолжай в том же духе и не обращай ни на кого внимание. Кому надо-скачает, а кому не надо-камент какашечный напишет))))

Alex_Rodriguez

а я просто поблагодарю релизера за работу и за хорошие фильмы.

marihuanistas

посмотрите фильм нечего wink

Geliebte
  • Зритель
  • Thu, 17 Dec 2009 18:40:30 +0300

третий день не могу досмотреть...

toni4
  • Зритель
  • Sat, 19 Dec 2009 20:18:42 +0300

так как кино?
стоит качать?

Добавить комментарий