Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Отец солдата

Отец солдата

Отец солдата
  • 9.30593
9.3/10 (298)2

Описание

Противоестественность войны для человека — труженика, созидателя — показана на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии. Георгий Махарашвили едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале.
Но пока отец добирается до места назначения, сын снова отправляется на фронт. Однако Георгий уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с советской армией проходит весь ее путь — путь до Берлина, до Победы над фашизмом.

Состав исполнителей

Режиссёр: Резо Чхеидзе

Актеры: Владимир Привальцев, Александр Назаров (I), Юрий Дроздов, Кетеван Бочоришвили

Кадры из фильма

кадр из фильма Отец солдата - 1 кадр из фильма Отец солдата - 2 кадр из фильма Отец солдата - 3 кадр из фильма Отец солдата - 4 кадр из фильма Отец солдата - 5 кадр из фильма Отец солдата - 6 кадр из фильма Отец солдата - 7 кадр из фильма Отец солдата - 8 кадр из фильма Отец солдата - 9 кадр из фильма Отец солдата - 10

Рецензии фильма

Thumb

Посреди израненной войной чужой земли старый солдат неожиданно встречает виноградник. Вражеский виноградник. Взрощенный руками врага. И сердце виноградаря переполняется нежностью и заботой. Ты откуда взялась здесь, лоза любимая? Как рог наполняется  вином, так его душа полна счастья в этот момент. И счастье льется из простой крестьянской души словами древнего церковного гимна "Шен хар венахи!" Ибо этот виноградник - островок жизни постреди океана смерти. Старый землепашец до глубины души ненавидит эту проклятую войну, которая разлучила его с единственным сыном. А эта лоза - напомнила ему родной дом, родной Гурджаани, родную землю... и он не раздумывая бросается под танк, защищая лозу, как ребенка. Ибо для него эта лоза не фашистская, а ЛЮБИМАЯ. Нет ни фашистской лозы, ни советской, ни грузинской, ни французской - есть только одна - единственная - ЛЮБИМАЯ.

Фильм поражает глубиной. Внешне ему далеко до экшена, батальные сцены поставлены слабо, спецэффектов почти нет, есть несколько ляпов с вооружением и техникой. Но сюжет и игра Серго Закариадзе (даже не игра - он не играет, а живет отцом солдата) заставляют забыть об этих мелочах. Когда в ходе боя зажигательные снаряды поджигают пшеничное поле он бросается тушить огонь. Хлеб горит! Ты что, не видишь, хлеб горит! Но что молодым до этого!? Им бы только воевать. А кто будет пахать, сеять? Да будь трижды проклята эта война! О чем думает старый солдат в воронке? О войне, о дозоре, о враге? Нет. О земле. Какой хороший земля! Жирный. Весна скоро, пахать надо...

Чувства не передать словами... На войне все особенное. И небо другого цвета, и запах хлеба и аромат весеннего леса и пенье птиц. Привычные в мирной жизни цвета, запахи, звуки и чувства стают редкостью. И жить, как на войне хочется жить!!! Каждая секунда тишины - как песнь ангелов небесных. А знаешь, как пахнет весной земля? Земля, которую елозишь пузом и обнимаешь руками? Земля-кормилица. Земля-матушка, снарядами изрытая, и кровушкой солдатской политая...

Томительные минуты перемирия средь руин Берлина заполняет грузинская песня. Как хочется домой - скорей бы конец войне! И, о чудо:

-Сынок! Годердзи! - воскликает старый солдат.

-Мама! Как ты нашел меня?

- Расскажу, все расскажу. Еще немного, шеничириме, война скоро кончится, береги себя! Мать пишет, что все хорошо...

Не судьба...

Что осталось у старика? Война-сука украла единственного сына - высокого, красивого Годердзи... Отец закрыл глаза сыну.

-Что я скажу твоей матери, сынок?

 

P.S. А ты даже не знаешь могилы своего первенца, Сосо. Своего Кобы. Кто закрыл глаза твоему мальчику, кто слышал его последние слова? Ведь это ты послал его на войну. Это ты, отец солдата, мечтал, что герой Советского Союза старший лейтенант Яков Джугашвили будет рубить строевым шагом на параде Победы в Берлине. Не судьба...

Комментариев: 8 | Положительных отзывов: 8 | Отрицательных отзывов: 4
Kvantoo7 thumb

Кинокартина "Отец солдата", снятая на киностудии Грузия-фильм, в СССР, вышла на экраны где-то в 1964 году. С того времени минуло уже почти 50 лет (в следующем году у картины юбилей!). Целые поколения выросли, многие ушли. Почти не осталось уже тех, кто проливал кровь за нас. Люди мыслят по-другому, по-другому относятся к тому, что было, к войне, к жизни в целом. И при всем при этом фраза: "Мой сын, сукин сын!" и сейчас заставляет улыбнуться, и одновременно почувствовать  дрожь по телу и слезы  на глазах. В чем секрет того советского кинематографа, который уйдя вместе с одноименной страной сумел оставить след столь огромный (хотя бы подобными фильмами), что он и сегодня взывает к самому лучшему, что есть в человеке и заставляет его проснуться и гордо поднять голову? Боюсь полного ответа на этот вопрос нет, но можно постараться ответить хотя бы частично.

Какие условия должен был соблюсти молодой режиссер Резо Чхеидзе, который на момент создания фильма уже был лауреатом (ни много не мало!!) премии Каннского кинофестиваля, дабы суметь сделать свою картину успешной? И в чем было его "тайное оружие", что позволило стать фильму культовым? Он имел на руках хороший сценарий, фронтовика Жгенти. Но не только хороший текст обеспечил фильму подобный успех. Были учтены все составляющие успешного кино, и после долго труда родился шедевр. Но каковы эти составляющие? Попробуем рассмотреть самые главные, а так же попробуем найти то тайное оружие Чхеидзе, что обессмертило его картину.

Для человека всегда было важно не быть одному. Одиночество гибельно. Во многом именно поэтому люди дружат, создают семьи, объединяются в коллективы и т.д. Однако для успешного существования человеку необходимо быть полноценным членом общества, в котором он будет не только уважаем сам, но и будет иметь возможность уважать и сопереживать другому человеку. Для той страны, как и для теперешней, в силу ряда причин, это чрезвычайно важно. Кроме того, с детства нас, наших отцов и дедов воспитывали в духе приоритета коллективного над индивидуальным. В силу этого фильмы, где мы можем искренне сопереживать главным героям обречены на успех. Видимо для Резо Чхеидзе это была одна из главных доминант при создании картины.

Старый отец, сын которого вот уже несколько лет воюет, получив весточку из госпиталя о ранении отпрыска, решает его навестить. Он собирается в дорогу, покидает своей благодатный край, и, не смотря на все трудности, достигает госпиталя. Однако сын уже выписался. Грузины из Кахетии медлительны, но упрямы - решил сына увидеть, значит увидит. А дальше... Смотрите фильм, пересказывать уже больше ничего я не буду. Но и того, что я уже поведал достаточно, чтобы любой, кто смотрит кино начал сопереживать герою. По ходу фильма начинаешь лелеять надежду, что он скоро найдет своего сына и все у них будет хорошо. Ведь сколько отцов так и не дождались, так и не нашли... Нет в мире другой такой страны (как СССР), в которой столь многих не дождались. Спросите, если еще не знаете, скольких в вашей семье не вернулось с фронта. Ну как после такого не сопереживать старику, как быть равнодушным?! Особенно в 64 году, всего 19 лет спустя Победы. Режиссер тонко прочувствовал этот момент, показав нам старика, который, не дождавшись сына, в страхе перед тем, как бы ему его и вовсе не потерять (особенно после того, как у него на глазах убили молодого солдата, попутчика), последовал за ним на фронт. Велика отцовская любовь и не менее велико понимание ее в стране, где люди на себе прочувствовал боль утраты сыновей.

Война, обрушиваясь на человека, несет ему огромные несчастья и беды, часто губит его и его близких. Но мало где так явственно проявляются черты человека и настоящий его характер, как на войне. Человек, настоящий Человек, и на войне старается как можно дольше таким оставаться. Гиорги Махарашвили (главный герой фильма) - простой работяга-крестьянин, всю жизнь сеял и пахал. Земля для него - жизнь. Лоза для него - красота этой жизни. Он из Кахетии, что на востоке Грузии. Лоза растет там повсеместно и виноград для кахетинца, как впрочем и для любого грузина сродни собственному ребенку - он ухаживает за ним денно и нощно, он холит и лелеет его, нет для него дороже ничего! Увидев, как танк давит лозу, он бросился его останавливать, а, держа в руках землю, он с любовью думает о пахоте, о том - "какой хороший земля, жирный". Истина проста - он человек, он остался человеком и не забыл, что война кончиться и жизнь все равно восторжествует. Находясь в беде, человек тянется к тому, что ему дорого, вспоминая дни благоденствия и инстинктивно начинает верить в лучшее - и вот еще одна причина, по которой наши фильмы так любимы и сейчас. Они дают веру в лучшее, вопреки всему. Фильм Чхеидзе также не лишен этого момента, и умело его обыгрывает.

Для успеха фильма, большого успеха, такого как у "Отца солдата" необходимо делать фильм динамичным, добавлять туда моменты комичные, не перегружать людей слишком большим трагизмом момента, однако и не упускать его, дабы не свалиться в фарс. Режиссер сумел грамотно дозировать все ингредиенты, и, умело смешав их, дать на выходе качественный продукт, который и сегодня, в век сверх динамичного кино  смотрится хорошо. В фильме много небольших эпизодов, в которых очень тонко обыгрываются различные человеческие стороны - безногий матрос, случай с артистами и т.д. Надо смотреть и самостоятельно находить свое в каждом из подобных эпизодов. 

Много можно еще перечислить, о многих достоинствах нашего кино говорить, но пока достаточно и того, что сказано. Наши фильмы заставляют сопереживать и быть с героем "одной крови", они оптимистичны и дают человеку надежду на лучшее. Они динамичны, не лишены юмора. Трагизм в них неизбежен, однако не непобедим - со слезами на глазах вы встаете после просмотра фильма и идете домой, думая про себя: "да, погиб главный герой, но не погибли его друзья и все равно все будет хорошо!" или что-то в этом роде. Тут бы точку поставить, но... У Чхеидзе есть "тайное оружие", о котором мы уже говорили, и которое и помогло этому фильму выйти в ранг культовых. Ведь фильмов про войну много, но не многие так горячо любимы!

В этом фильме состоялся бенефис великого (без тени бахвальства!) советского актера Серго Закариадзе. Прекрасный театральный актер, профессионал, мастер своего дела, он уже был знаменит к моменту выхода картины на экраны. Но после выхода... Это был фурор! До этой картины он сыграл во множестве фильмов, играя совершенно разные роли, вплоть до крайне отрицательных. Например Шадимана Бараташвили в саге "Гиорги Саакадзе". После "Отца солдата" было много ролей, среди них и звездные - например доктор Леван в "Не горюй" Данелия. Но именно этим фильмом и образом Гиорги Махарашвили он обессмертил свое имя. И именно он (по моему скромному мнению) и есть то "тайное оружие" режиссера, которое сделало его фильм великим. На мой взгляд все достоинства картины были бы незаметны без великолепной работы Серго Закариадзе. Поэтому я считаю, что фильм "Отец солдата" - фильм одного актера.

Если кто не знает, главному герою фильма на предполагаемой родине поставили памятник - мало какую актерскую работу удостаивали такой чести. Образ, созданный Закариадзе, стал бессмертным. Он, который и до этой картины был признанным мастером харизматичных ролей, сумел сыграть так, что во всех уголках огромной страны его моментально поняли и прочувствовали все его горе. Ведь такое же горе постигло отцов и в Ленинграде, и в Душанбе и в Киеве и во всех уголках страны. Закариадзе создавая образ типичного грузинского крестьянина, с присущей для кахетинцев медлительностью, упорством и вдумчивостью создал обобщающий образ родителя, который ищет самое дорогое, что у него осталось - сына. Это было понятно всем по всему СССР, это прекрасно понимают и во всем мире. Играя простого крепкого мужика, он удивительно точно сумел изобразить все его слабости, надежды, старания и боль, все, что так дорого и близко любому человеку. Серго Закариадзе показал нам храбреца и упрямца - "давай бороться!", говорит он офицеру, который не хочет отпускать его на фронт. Он показал нам мудреца, обладающего простой и великой крестьянской мудростью - "это же виноград, ты его не растил, ты его не сажал". Он показал нам человека, каким он должен быть! И его поняли и продолжают понимать. "Годердзи, бичо! Чтож я матери твоей скажу (გოდერძი, ბიჭო! დედაშენს რა უთხრა!)" - для того, чтоб заплакать в этот момент не надо говорить на языке Руставели и хорошо петь. Достаточно просто быть человеком. Это тяжело, но каждый из нас на это способен. И наши фильмы, пусть уже из несуществующей страны, могут помочь не терять в себе то человеческое, что нес и несет Гиорги Махарашвили, и что так великолепно сумел показать на экране Серго Закариадзе.

Следующее можете не читать (рецензия и так большая), однако я все же напишу - воспоминания уж больно подходят к теме разговора:

Шел 2007 год, наш самолет задержали и мы с моим приятелем решили скоротать время в кафе, в зале ожидания. Решили ожидание скрасить коньяком, ибо от скуки застолье, пусть маленькое, наипервейшая вещь, уж поверьте. Вылет без конца откладывали, коньяк без конца не кончался (воспоминание о выпивке навивают грамматические каламбуры!). Мой товарищ киношник с интересом рассказывал о своей работе, а я, как вы понимаете, не без интереса его слушал - кинолюбитель, как ни как! И как-то плавно разговор наш с режиссеров отечественных перешел на режиссеров советских. К моему удивлению, описывая то у кого из наших метров какая картина была наиболее успешной, мой друг не назвал "Отец Солдата" наиболее успешной работой режиссера Чхеидзе. На мой вопрос, почему последовал простой ответ:

"А что же ты хочешь, это ведь фильм одного актера! Без Закариадзе картина вовсе бы не была такой".

Я возмутился - как же так, ведь команда не выигрывает без тренера и армия без генерала. Ведь актера сразу видно, а режиссер в тени. Одним словом коньяк брал свое и я упорно не желал принимать данный факт. Факт, который через пару лет, после пересмотра картины я все же признал. Правда товарищу не сказал, признался молча, в глубине души. И вот теперь решил наконец открыто признать его правоту, ибо считаю, что это действительно так.

P. S. Я прекрасно знаю, что многим не нравиться сегодняшняя политическая обстановка между двумя странами - Россией и Грузией, но я искренне верю в то, что подобные фильмы не дадут нам забыть то хорошее, что было между нами и, что еще может быть. Даст Бог! Поэтому смотря этот фильм забудьте о политике - это не только грузинский фильм. Я бы сказал, что это фильм обо всех советских людях и для всех кто любит жизнь так, как ее любили наши артисты создававшие такие шедевры. И, кроме того, это фильм очень дорог всем тем людям, которых  осталось уже так мало, и о которых в нашей стране (а теперь уже в странах) так позорно забыли.  

С огромной благодарностью перед всеми, кто бился тогда и с глубочайшим уважением,

Автор.

Прошу прощения за ошибки.

Комментариев: 16 | Положительных отзывов: 11 | Отрицательных отзывов: 1
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 824486 thumb

    Друг, оставь покурить! ...а в ответ тишина...

    Film35 Followers24 Comment32

    Фильмы о ВОВ. Не все. Здесь нет эпопей "Освобождение", "Оборона Ленинграда". Нет "Думы о Ковпаке" и "В лесах под Ковелем". При всем уважении к этим фильмам. Нет чего-то рафинированно официально-идеологического. Нет новых российских сериалов, которые тоже следуют некой моде, тенденции. Зато есть отдельные судьбы. Понимаю, что критерии странные. Кто захочет - будем разбираться;)

    Теги: ВоВ

    Обновил UserZero @ больше 11 лет назад.

Комментарии к фильму (51)

avbavb
  • Зритель
  • Fri, 13 Aug 2010 12:14:27 +0400
Rx писал:

Ну так ведь это и есть драма, вроде как не боевик или документальное кино, разве нет? rolleyes

Это не драма. Это мелодрама.

O777999O
  • Зритель
  • Fri, 13 Aug 2010 12:31:46 +0400

Совковая мелодрама. Можно и всплакнуть.

NordWest
  • Зритель
  • Fri, 13 Aug 2010 18:37:33 +0400

Отличный фильм, честный. Про войну таких не много.

ewropool
  • Зритель
  • Fri, 13 Aug 2010 18:42:27 +0400

Интересно, где Вас воспитывали, вы думаете, что уникальней и умнее тех, которые создали кинематограф воспитывающий людей, готовых к самопожертвованию ради идеи, где однотипность "Летят журавли" или "Отец солдата" или многосерейка "Батальоны просят огня", в сравнении любая современная, российская лента кажется полной лажой, про каких-то инопланетян, Вас же всё заносит в сторону американского "Взвода" либо "Спасти рядового Райна", которые с нашей ментальностью не имеют ничего общего. Вам хочется более кассового и зрелищного, смотрите другое кино, не оскорбляйте старшее поколение, целиком воспитанное на всем советском начиная с мультиков, называя эти фильмы однотипными и бездарными.

iguanna123
  • Киновед
  • Fri, 13 Aug 2010 18:55:14 +0400
ewropool писал:

Интересно, где Вас воспитывали, вы думаете, что уникальней и умнее тех, которые создали кинематограф воспитывающий людей, готовых к самопожертвованию ради идеи, где однотипность "Летят журавли" или "Отец солдата" или многосерейка "Батальоны просят огня", в сравнении любая современная, российская лента кажется полной лажой, про каких-то инопланетян, Вас же всё заносит в сторону американского "Взвода" либо "Спасти рядового Райна", которые с нашей ментальностью не имеют ничего общего. Вам хочется более кассового и зрелищного, смотрите другое кино, не оскорбляйте старшее поколение, целиком воспитанное на всем советском начиная с мультиков, называя эти фильмы однотипными и бездарными.

Согласна с вами куда без наших добрых фильмов и мультиков, они добрее и искрение очень Хотя против зарубежного кино тоже ничего не имею,Но у нас все равно более разнообразно по сюжету снять могут особенно в последние года развиваемся в этом направлении конкретно

avbavb
  • Зритель
  • Fri, 13 Aug 2010 20:17:08 +0400
ewropool писал:

Интересно, где Вас воспитывали, вы думаете, что уникальней и умнее тех, которые создали кинематограф воспитывающий людей, готовых к самопожертвованию ради идеи, где однотипность "Летят журавли" или "Отец солдата" или многосерейка "Батальоны просят огня", в сравнении любая современная, российская лента кажется полной лажой, про каких-то инопланетян, Вас же всё заносит в сторону американского "Взвода" либо "Спасти рядового Райна", которые с нашей ментальностью не имеют ничего общего. Вам хочется более кассового и зрелищного, смотрите другое кино, не оскорбляйте старшее поколение, целиком воспитанное на всем советском начиная с мультиков, называя эти фильмы однотипными и бездарными.

Плоды и КПД воспитания самопожертвования были воочию видны в 90-е. Летят журавли мне не нравятся, но это реальный фильм, драма. Против него ничего не скажу. А уж назвать Батальоны... фильмом не могу. Как и эту мелодраму про отца солдата. Особенно умилил чел, сказавший, что он честный. С чего Вы взяли про "Взвод" и т.п. не понимаю. Они мне не особо нравятся.
Хотя, амерский кинематограф делает все остальные с начала прошлого века, этого у супостатов не отнимешь.

moon_sea
  • Киновед
  • Fri, 13 Aug 2010 20:30:57 +0400
Rx писал:

Грузия одна из немногих целиком православных стран, ВОВ прошла вместе с Россией, погибло 10% населения (один из самых высоких показателей среди республик СССР). Хороший фильм, жалко что политика развела пути двух стран.

Согласна. И насчёт фильма, и насчёт политики.

CDJHZDGM
  • Зритель
  • Fri, 13 Aug 2010 20:31:47 +0400

Очень сильный филь. Особенно поразила режессура, даже и не скажеш что 65г.

atakador
  • Зритель
  • Fri, 13 Aug 2010 22:19:27 +0400

очень заинтригован коментариями .КАЧАЮ УЖЕ

ewropool
  • Зритель
  • Sat, 14 Aug 2010 04:44:01 +0400
avbavb писал:

Плоды и КПД воспитания самопожертвования были воочию видны в 90-е. Летят журавли мне не нравятся, но это реальный фильм, драма. Против него ничего не скажу. А уж назвать Батальоны... фильмом не могу. Как и эту мелодраму про отца солдата. Особенно умилил чел, сказавший, что он честный. С чего Вы взяли про "Взвод" и т.п. не понимаю. Они мне не особо нравятся.
Хотя, амерский кинематограф делает все остальные с начала прошлого века, этого у супостатов не отнимешь.

Самая, видимо интересная позиция, хочется спросить только об одном: какой фильм честный и реальный, что Вы туда относите?

Добавить комментарий