Несколько раз в фильме звучат слова популярной песни 40-х. Какая-то тоска берет, когда слышишь этот светлый мотив на фоне суровой реалистичности фильма. Возникает много грустных мыслей о Родине, о любви к ней (должна ли она быть "взаимной"?) Почему-то вспоминается лесковский Левша...
"Холодное Лето 53-го" с детства был особенным для меня. Я помню осень 1987-го (еще бы, ведь я пошел в первый класс!), как с отцом мы смотрели этот фильм в кинотеатре. Несмотря на ранний возраст (казалось бы - что я мог там понять?), у меня остались яркие впечатления. С тех пор я не пропускал его по телевидению и, взрослея, открывал для себя все новые и новые грани. Постепенно из боевика, психологического триллера вырисовывалась для меня сложная картина жизни, взаимоотношений людей, общества.
Человек и государство... Я не склонен видеть прямую связь между конкретным временем событий фильма и посылами, которые он несет. Как-то примитивно и наивно мне кажется сделать вывод: фильм разоблачает жестокость и несправедливость тоталитарного сталинского режима. Уверен, многие любители "пнуть прошлое" не преминут призвать картину Александра Прошкина себе в союзники как художественный аргумент. Я не хочу и не буду рассматривать фильм с этих позиций. И вообще не хочу давать историческую оценку тому времени.
Течет время, сменяются эпохи, режимы, "строи". Неблагодарное дело - выяснять, какие из них справедливее, гуманнее, правильнее. В любое время и особенно в нашей стране (имею в виду территорию бывшего СССР) человек - ничто. Винтик для системы. И система разотрет его в порошок и не заметит. Недавно мне об этом не без самодовольства заявил как раз представитель современной власти.
О чем для меня этот фильм? О том, что в любой ситуации нужно оставаться прежде всего Человеком, Мужиком.
Лузга и Копалыч. Приемыхов и Папанов.
Валерий Приемыхов... Его хочу отметить особенно. Как и в "Пацанах", здесь он выглядит примером Мужика. И никакие брюсыуиллисы с ним не потягаются))) потому что наш, русский.
Да, власть умеет не только поломать человеку судьбу, но и унизить его. Трогательно и больно смотреть на Копалыча, в котором даже в клифту и ушанке виден московский интеллигент. Морщится милиционер Манков, видя как Лузга (капитан полковой разведки) торопливо подбирает выброшенный окурок: "Ты ж воевал, мать твою!" - но все же бросает ему пачку сигарет. Власть сочла более правильным первыми амнистировать воров и убийц, чем "врагов народа". Обиделись ли они на государство? Кто знает... Но причем тут обычные люди, попавшие в беду?
Банда уголовников выглядит весьма колоритно. Образ вора в законе (Владимир Головин) - самый сильный в отечественном кино, по моему мнению. Даже не верится, что это кино. И прочая компания - отморозки, шпана, бывший кулак (бандит Михалыч) и даже бандеровец. Они захватывают деревню в "лучших традициях" эсэсовцев в Белоруссии 41-го. Как сказал капитан рейда Фадеич: "Нету вам отсюда дороги, суд да тюрьма. Потому что вы вошли в конфликт с властью". Прав был старик, для которого власть заменяла религию, но только наполовину.
Они давили нечисть плечом к плечу. Не за награды и почести. Не за прощение (не за что). Просто потому, что каждый из них был ЧЕЛОВЕКОМ и МУЖИКОМ. Я не стану сейчас пространно комментировать эти два понятия. Это не Лузга и Копалыч. Сергей Басаргин и Николай Старобогатов.
Эпилог.
Знаете, что для меня самое страшное в этом фильме? Не смерть и не насилие. Когда близкие отрекаются от тебя. Неважно по каким причинам. Есть очень сильный фильм "Завтра была война" - там дочь "врага народа" предпочла уйти из жизни, но не отреклась от отца... Последняя сцена фильма - одна из сильнейших, что я видел. Не забыть лицо пожилой женщины над нетронутой тарелкой с супом, дрожащей рукой сжимающей принесенные незнакомцем очки...
НаШи добрые и не очень фильмы...
В преддверии Дня защитника Отечества, вдохновившись плейлистами Професса, решила создать свой. Так сказать, наш ответ Голливуду. Хочу собрать фильмы с участием советских актёров, чьи образы ассоциируются с мужественностью, благородством, надёжностью. Тех, в кого влюблялись миллионы советских женщин. Автор плейлиста не исключение. )))
Предупреждаю сразу, что подбор субъективен, но к дополнениям прислушаюсь. Не окончательный вариант, предлагайте. Мне бы хотелось ограничится рамками 50-х – 80-х.
Валерий Приёмыхов, Владимир Высоцкий, Вяче...
Копалыча (последняя роль Анатолия Дмитриевича Папанова) озвучил Игорь Ефимов. "Холодное Лето" удостоилось премии "Ника" в номинации "Лучший игровой фильм" (1988 год), Гран-при Международного кинофестиваля в Валансьене (Франция, 1989 год) и приза Международного кинофестиваля в Хихоне (Испания, 1989 год).
Шиииикарный фильм!!!!!
Великолепное кино! Очень точно отображены реалии той эпохи. И последняя роль А. Папанова - действительно, кульминация его творчества! Слёзы на глаза наворачиваются, когда он погибает. Короче, хороший грустный фильм конца советской эпохи о событиях самой её середины. А в памяти почему-то неизбежно всплывает почти экзистенциальная фраза Лузги: "Люди - такие козлы"!
10 из 10. Гениально!
Последняя роль Папанова.Фильм прекрасный,но тяжелый.
Тяжелый, но прекрасный.
Словами мало передать, наверное, я просто присоединюсь ко всему выше и нижесказанному, соответственно со знаком плюс. Шедевр.
Смотрела сто лет назад, в кино. С тех пор не смотрю, даже фоном по телевизору. Осталось тяжелое чувство щемящей жалости ...
один из самых любимых фильмов....
даже не мог подумать, что его до сих пор не было на Кинокопилке...
у этого фильма рейтинг не 10 звёзд....очень странно...куда катится мир...
Отличный фильм и музыка в нём культовая