Несколько раз в фильме звучат слова популярной песни 40-х. Какая-то тоска берет, когда слышишь этот светлый мотив на фоне суровой реалистичности фильма. Возникает много грустных мыслей о Родине, о любви к ней (должна ли она быть "взаимной"?) Почему-то вспоминается лесковский Левша...
"Холодное Лето 53-го" с детства был особенным для меня. Я помню осень 1987-го (еще бы, ведь я пошел в первый класс!), как с отцом мы смотрели этот фильм в кинотеатре. Несмотря на ранний возраст (казалось бы - что я мог там понять?), у меня
остались яркие впечатления. С тех пор я не пропускал его по телевидению и, взрослея, открывал для себя все новые и новые грани. Постепенно из боевика, психологического триллера вырисовывалась для меня сложная картина жизни, взаимоотношений людей, общества.
Человек и государство... Я не склонен видеть прямую связь между конкретным временем событий фильма и посылами, которые он несет. Как-то примитивно и наивно мне кажется сделать вывод: фильм разоблачает жестокость и несправедливость тоталитарного сталинского режима. Уверен, многие любители "пнуть прошлое" не преминут призвать картину Александра Прошкина себе в союзники как художественный аргумент. Я не хочу и не буду рассматривать фильм с этих позиций. И вообще не хочу давать историческую оценку тому времени.
Течет время, сменяются эпохи, режимы, "строи". Неблагодарное дело - выяснять, какие из них справедливее, гуманнее, правильнее. В любое время и особенно в нашей стране (имею в виду территорию бывшего СССР) человек - ничто. Винтик для системы. И система разотрет его в порошок и не заметит. Недавно мне об этом не без самодовольства заявил как раз представитель современной власти.
О чем для меня этот фильм? О том, что в любой ситуации нужно оставаться прежде всего Человеком, Мужиком.
Лузга и Копалыч. Приемыхов и Папанов.
Валерий Приемыхов... Его хочу отметить особенно. Как и в "Пацанах", здесь он выглядит примером Мужика. И никакие брюсыуиллисы с ним не потягаются))) потому что наш, русский.
Да, власть умеет не только поломать человеку судьбу, но и унизить его. Трогательно и больно смотреть на Копалыча, в котором даже в клифту и ушанке виден московский интеллигент. Морщится милиционер Манков, видя как Лузга (капитан полковой разведки) торопливо подбирает выброшенный окурок: "Ты ж воевал, мать твою!" - но все же бросает ему пачку сигарет. Власть сочла более правильным первыми амнистировать воров и убийц, чем "врагов народа". Обиделись ли они на государство? Кто знает... Но причем тут обычные люди, попавшие в беду?
Банда уголовников выглядит весьма колоритно. Образ вора в законе (Владимир Головин) - самый сильный в отечественном кино, по моему мнению. Даже не верится, что это кино. И прочая компания - отморозки, шпана, бывший кулак (бандит Михалыч) и даже бандеровец. Они захватывают деревню в "лучших традициях" эсэсовцев в Белоруссии 41-го. Как сказал капитан рейда Фадеич: "Нету вам отсюда дороги, суд да тюрьма. Потому что вы вошли в конфликт с властью". Прав был старик, для которого власть заменяла религию, но только наполовину.
Они давили нечисть плечом к плечу. Не за награды и почести. Не за прощение (не за что). Просто потому, что каждый из них был ЧЕЛОВЕКОМ и МУЖИКОМ. Я не стану сейчас пространно комментировать эти два понятия. Это не Лузга и Копалыч. Сергей Басаргин и Николай Старобогатов.
Эпилог.
Знаете, что для меня самое страшное в этом фильме? Не смерть и не насилие. Когда близкие отрекаются от тебя. Неважно по каким причинам. Есть очень сильный фильм "Завтра была война" - там дочь "врага народа" предпочла уйти из жизни, но не отреклась от отца... Последняя сцена фильма - одна из сильнейших, что я видел. Не забыть лицо пожилой женщины над нетронутой тарелкой с супом, дрожащей рукой сжимающей принесенные незнакомцем очки...
Отлично написано, глубоко. Правда есть кое какие огрехи стилистические, например: здорово колоритно, напрашивается что-то одно или через запятую))) ну и ещё кое что по тексту. Пройдись подрихтуй))))
Как же здОрово написано!!! Мне кажется, лучше про этот фильм не скажешь. Плюсище...
Также как и фильм, некоторые твои слова, не важно, какие именно, прочно засели в сознании...
(+)...
Отлично написано, глубоко. Правда есть кое какие огрехи стилистические, например: здорово колоритно, напрашивается что-то одно или через запятую))) ну и ещё кое что по тексту. Пройдись подрихтуй))))
ок) оставлю что-то одно. Или здорово, или колоритно
Я чувствую, что автор неглупый человек, но написано как-то коряво))) Уж простите.
Хотя и с душой.
Не ставлю ничего пока.
Я чувствую, что автор неглупый человек, но написано как-то коряво))) Уж простите.
Хотя и с душой.
Не ставлю ничего пока.
Сам хочу быть как Чехов - но увы
Да, фильм очень атмосферный. Жизненный!
Спасибо! +
Прекрасно написано.
Этот фильм заставляет думать о многом,многое переосмысливать.
Я так же считаю,что это в любом случае не пропаганда,скорее бесстрастное изложение.
Но как же берёт за душу! Тяжёлый фильм...Последняя роль Папанова...
Наглядная иллюстрация того,что Общество не только состоит из личностей,оно ими питается.
Кого то выедает изнутри,кто не поддаётся - того сжирает физически.
В данной стране все мы похожи на этих героев,с блёклым взором и отчаянием в осанке,неотличимо течём в одинокой толпе бесконечных клонов.
У нас есть одна надежда - "только не меня!"
У нас есть одна молитва - "хоть бы пронесло..."
У нас есть одна удача - "забрали не меня,а соседа,а я всегда говорил,что он враг народа и пути.... ой,то есть, сталина не любит!"
"Просто любят бараны стадо,
Ну а то, что в стаде их режут,
Так ведь это не всех, так ведь это все реже.
И по кругу пойдет дорога
Им, баранам, не нужно много
Забрасают в загон питание,
Вот и все проблемы бараньи.
Чтоб решать проблемы бараньи,
Существует голосование.
Все по карточкам, все законно,
Все, конечно, внутри загона.
А зачем баранам наружу?
Там ведь ум не бараний нужен,
Там ночами от страха жарко -
Там пастух и его овчарка." (Макаревич)
Голубые крабы такие голубые...
Спасибо за глубину, за понимание, за совесть. Хорошо, что есть человек, который берётся писать о таких фильмах и ТАК пишет!
Фильм очень достойный, и рецензия хорошая. Большое спасибо. Многое совпадает с моими ощущениями от просмотра. Только я не такой пессимист, как автор рецензии. А что касается сцен, то, действительно, этот эпизод с очками очень эмоционален. Но еще больше меня всколыхнула другая сцена, в самом конце, когда Басаргин идет по улице, а навстречу не спеша проходит старик. Вот они почти разминулись, но что-то их заставило остановиться, буквально на несколько секунд, словно магнит сработал. Случайная встреча, остановился прикурить. Кажется, ничего необычного, дал огоньку, и всё. Но посмотрите, как идет старик и как он держит папиросу, будто защищая ее от резкого колымского ветра. Молчаливая встреча двух зеков, и никакие слова не нужны, чтобы понять смысловой посыл режиссера.