Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Drei kameraden thumb
10/10

"...Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна" (с)

Рецензия на фильм «Холодное лето пятьдесят третьего...»

5746 thumb

Несколько раз в фильме звучат слова популярной песни 40-х. Какая-то тоска берет, когда слышишь этот светлый мотив на фоне суровой реалистичности фильма. Возникает много грустных мыслей о Родине, о любви к ней (должна ли она быть "взаимной"?) Почему-то вспоминается лесковский Левша...

"Холодное Лето 53-го" с детства был особенным для меня. Я помню осень 1987-го (еще бы, ведь я пошел в первый класс!), как с отцом мы смотрели этот фильм в кинотеатре. Несмотря на ранний возраст (казалось бы - что я мог там понять?), у меня

остались яркие впечатления. С тех пор я не пропускал его по телевидению и, взрослея, открывал для себя все новые и новые грани. Постепенно из боевика, психологического триллера вырисовывалась для меня сложная картина жизни, взаимоотношений людей, общества.

Человек и государство... Я не склонен видеть прямую связь между конкретным временем событий фильма и посылами, которые он несет. Как-то примитивно и наивно мне кажется сделать вывод: фильм разоблачает жестокость и несправедливость тоталитарного сталинского режима. Уверен, многие любители "пнуть прошлое" не преминут призвать картину Александра Прошкина себе в союзники как художественный аргумент. Я не хочу и не буду рассматривать фильм с этих позиций. И вообще не хочу давать историческую оценку тому времени.

Течет время, сменяются эпохи, режимы, "строи". Неблагодарное дело - выяснять, какие из них справедливее, гуманнее, правильнее. В любое время и особенно в нашей стране (имею в виду территорию бывшего СССР) человек - ничто. Винтик для системы. И система разотрет его в порошок и не заметит. Недавно мне об этом не без самодовольства заявил как раз представитель современной власти.

О чем для меня этот фильм? О том, что в любой ситуации нужно оставаться прежде всего Человеком, Мужиком.
Лузга и Копалыч. Приемыхов и Папанов.

Валерий Приемыхов... Его хочу отметить особенно. Как и в "Пацанах", здесь он выглядит примером Мужика. И никакие брюсыуиллисы с ним не потягаются))) потому что наш, русский.

Да, власть умеет не только поломать человеку судьбу, но и унизить его. Трогательно и больно смотреть на Копалыча, в котором даже в клифту и ушанке виден московский интеллигент. Морщится милиционер Манков, видя как Лузга (капитан полковой разведки) торопливо подбирает выброшенный окурок: "Ты ж воевал, мать твою!" - но все же бросает ему пачку сигарет. Власть сочла более правильным первыми амнистировать воров и убийц, чем "врагов народа". Обиделись ли они на государство? Кто знает... Но причем тут обычные люди, попавшие в беду?

Банда уголовников выглядит весьма колоритно. Образ вора в законе (Владимир Головин) - самый сильный в отечественном кино, по моему мнению. Даже не верится, что это кино. И прочая компания - отморозки, шпана, бывший кулак (бандит Михалыч) и даже бандеровец. Они захватывают деревню в "лучших традициях" эсэсовцев в Белоруссии 41-го. Как сказал капитан рейда Фадеич: "Нету вам отсюда дороги, суд да тюрьма. Потому что вы вошли в конфликт с властью". Прав был старик, для которого власть заменяла религию, но только наполовину.

Они давили нечисть плечом к плечу. Не за награды и почести. Не за прощение (не за что). Просто потому, что каждый из них был ЧЕЛОВЕКОМ и МУЖИКОМ. Я не стану сейчас пространно комментировать эти два понятия. Это не Лузга и Копалыч. Сергей Басаргин и Николай Старобогатов.

Эпилог.
Знаете, что для меня самое страшное в этом фильме? Не смерть и не насилие. Когда близкие отрекаются от тебя. Неважно по каким причинам. Есть очень сильный фильм "Завтра была война" - там дочь "врага народа" предпочла уйти из жизни, но не отреклась от отца... Последняя сцена фильма - одна из сильнейших, что я видел. Не забыть лицо пожилой женщины над нетронутой тарелкой с супом, дрожащей рукой сжимающей принесенные незнакомцем очки...

@ Sat, 18 Sep 2010 20:39:11 +0400

Комментарии к рецензии (40)

borsiknet
  • Зритель
  • Sun, 19 Sep 2010 00:13:50 +0400

Вот кстати единственное место нарыл. http://bigtorrent.org/2009-muzhiki-1981-dvdrip-79997-mb.html

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 19 Sep 2010 00:21:25 +0400
borsiknet писал:

Ты в Латвии живёшь, и я тебя понимаю ,у тебя обострённое чувство патриотизма, я сам в Сибири родился, и "мужиков" не по наслышке знаю. Только вот термин "Мужик" в последнее время сильно ассоциируется с чем то жаргонным, и не очень хорошим. Кстати был такой фильм советский, "Мужики", так вот если смотреть этот фильм и иметь ввиду сегодняшнее понятие "мужиков", то резонным будет вопрос после просмотра: "А где мужики то!???"

Не стоит углубляться в тонкости жаргона. Можно здесь и зоновские мотивы увидеть... Но нам всем это ни к чему, поскольку люди мы штатские, обыватели грубо говоря. И от всяких подобных условностей свободны. smile

A0903
  • Р.Модератор
  • Sun, 19 Sep 2010 00:21:42 +0400
borsiknet писал:

Вот кстати единственное место нарыл. http://bigtorrent.org/2009-muzhiki-1981-dvdrip-79997-mb.html

хороший фильм кстати, раньше его часто по Зомбоящику показывали)))

A0903
  • Р.Модератор
  • Sun, 19 Sep 2010 00:22:57 +0400
UserZero писал:

Не стоит углубляться в тонкости жаргона. Можно здесь и зоновские мотивы увидеть... Но нам всем это ни к чему, поскольку люди мы штатские, обыватели грубо говоря. И от всяких подобных условностей свободны. smile

Мужик- в данном контексте, человек который проявляет себя как настоящий мужчина.

nektoo
  • Киновед
  • Sun, 19 Sep 2010 00:23:52 +0400
borsiknet писал:

Ты в Латвии живёшь, и я тебя понимаю ,у тебя обострённое чувство патриотизма, я сам в Сибири родился, и "мужиков" не по наслышке знаю. Только вот термин "Мужик" в последнее время сильно ассоциируется с чем то жаргонным, и не очень хорошим. Кстати был такой фильм советский, "Мужики", так вот если смотреть этот фильм и иметь ввиду сегодняшнее понятие "мужиков", то резонным будет вопрос после просмотра: "А где мужики то!???"

Патриотизм тут ни при чем. Мои слова всего лишь цитата из рецензии. Мужик в моем понимании - это высшая похвала человеку мужского пола. И мне не важно кто и что сейчас по этому поводу думает. Настоящие мужики в моем понимании не перевелись.))) А фильм "Мужики" очень люблю.

borsiknet
  • Зритель
  • Sun, 19 Sep 2010 00:27:22 +0400
Syrdon писал:

хороший фильм кстати, раньше его часто по Зомбоящику показывали)))

Да, фильм - бомба. Ещё один шедевр советского кино.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 19 Sep 2010 00:27:27 +0400
Syrdon писал:

Мужик- в данном контексте, человек который проявляет себя как настоящий мужчина.

Конечно, это понятие я и вкладывал в это слово)))
Просто человек коснулся темы жаргонных значений mrgreenмало ли... я и говорю, здесь это не уместно, я и ничего такого не имел в виду smile

borsiknet
  • Зритель
  • Sun, 19 Sep 2010 00:28:46 +0400
Myxamor писал:

Патриотизм тут ни при чем. Мои слова всего лишь цитата из рецензии. Мужик в моем понимании - это высшая похвала человеку мужского пола. И мне не важно кто и что сейчас по этому поводу думает. Настоящие мужики в моем понимании не перевелись.))) А фильм "Мужики" очень люблю.

Я с тобой согласен, опять же, просто термин этот немного исказился в последнее время, типа если бутылку водки не выжрал, не мужик, если выжрал и упал, то же не мужик. mrgreen

75300
  • CJ
  • Кинокритик
  • Sun, 19 Sep 2010 00:33:52 +0400

Мне тоже немного "резануло", если честно. "Мужик" вот этот. "Настоящий мужчина" - как-то пафосно это (IMHO). При том, что каждый вкладывает в эти слова иной смысл. Потом вот такие разночтения и сомнения, кто да что имел ввиду. Интересно, принял бы герой Папанова внутренне адресованную ему похвалу "мужик"?

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 19 Sep 2010 00:37:09 +0400
CJ писал:

Мне тоже немного "резануло", если честно. "Мужик" вот этот. "Настоящий мужчина" - как-то пафосно это (IMHO). При том, что каждый вкладывает в эти слова иной смысл. Потом вот такие разночтения и сомнения, кто да что имел ввиду. Интересно, принял бы герой Папанова внутренне адресованную ему похвалу "мужик"?

Московский интеллигент и в жизни и в фильме - спорно)))
Это больше касается Приемыхова (повторюсь) и меня.

Добавить комментарий