Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Сумрачный самурай

Tasogare seibei

Сумрачный самурай (Tasogare seibei)
  • 9.38207
9.4/10 (165)2

Описание

«Путь самурая - это смерть». Но в мирное время это как-то не слишком уместно. Тем более, что главному герою фильма - Сейбею - есть ради чего жить. Он вдовец с двумя дочерьми и благо семьи значит для Сейбея гораздо больше, чем все воинские кодексы вместе взятые. Однажды Сейбей встречает Томоэ - подругу своего детства, которая только что развелась со своим мужем - дебоширом и пьяницей. Между ними возникают нежные чувства. Но Томоэ происходит из благородного рода, а Сейбей - самурай самого низшего ранга. Его жалование - всего 50 коку риса в год и он настолько беден, что давно продал свой меч и для маскировки носит в ножнах деревяшку. Однако он настолько искусный фехтовальщик, что даже с деревянным мечом может сразиться с по-настоящему вооруженным противником - и победить. Весть о его мастерстве разносится по округе, и ему снова предстоит вступить в кровавый поединок - даже тот самурай, который хочет жить, вынужден идти дорогой смерти.

Состав исполнителей

Режиссёр: Йодзи Ямада

Актеры: Осуги Рэн, Мицуру Фукикоси, Камбэ Хироси, Мики Ито, Хасигути Эрина, Кусамура Рэйко

Кадры из фильма

кадр из фильма Сумрачный самурай (Tasogare seibei) - 1 кадр из фильма Сумрачный самурай (Tasogare seibei) - 2 кадр из фильма Сумрачный самурай (Tasogare seibei) - 3 кадр из фильма Сумрачный самурай (Tasogare seibei) - 4 кадр из фильма Сумрачный самурай (Tasogare seibei) - 5

Рецензии фильма

Virkin thumb

Сумеречный самурай (Сумеречный Сэйбэй, Сумрачный самурай).
Фильм 2002-го года режиссера Ёдзи Ямады, вместе с картинами "Скрытый клинок" (2004) и "Любовь и честь" (2006) образуют трилогию, снятую им по произведениям Сюхэя Фудзисавы.
(Во всех этих фильмах Ямада также принимал участие и в написании сценария, адаптировал книги к языку кино.)
Обладатель 12-ти наград Японской киноакадемии (2003), был номинирован на "Золотой медведь" (2003), Оскар (2004).

Главную роль Сэйбэя Игути играет Хироюки Санада, очень харАктерный и разноплановый актер. Нашему зрителю он известен прежде всего по роли сурового самурая Юджи в "Последнем самурае". Участие в этом фильме примечательно одним эпизодом - во время съемок меч Санады должен был остановиться в нескольких сантиметрах от головы Тома Круза. Чего-то в технике сломалась, платформа, которая должна была отъехать, заклинила, и только благодаря хорошей реакции Санады мы продолжаем радоваться новым ролям любимого нами Тома Круза. Также Хироюки Санада снимался в "Час пик 3" (Кендзи), фильме братьев Вачовски "Спиди-гонщик" (мистер Муся), 6-м сезоне "Lost/Остаться в живых" (Догэн), и в новом фильме "47 ронинов" ( с Киану Ривз в главной роли), который должен выйти в 2013-м году. Еще Санада играет в театре, и в свое время был первым японцем, приглашенным в театр Британской Королевской Шекспировской Компании, награжден Орденом Британской империи. Выпустил несколько музыкальных альбомов.

Надо сказать, что Япония к своей истории относится очень бережно, стараясь сохранять память как о знаменательных событиях, так и о выдающихся людях своего времени. Как назидание, как предостережение, как пример, и просто память. Сюхэй Фудзисава - как раз писатель жанра японской исторической книги. Очень любимый в Японии, но, к сожалению, мало переведенный за ее пределами, по крайней мере, в России. Я пока что смог найти только 2 книги на русском языке. Первая - рассказ "Тигриное око" - орудие тайных убийц", который вышел в сборнике "Тигриное око. Современная японская историческая новелла". (Очень рекомендую к прочтению весь этот сборник тем, кто интересуется данной темой.) Вторая - "История телохранителя" - ряд историй, объединенных одной сюжетной линией. Они выполнены в формате сериала, и, по всей видимости, где-то печатались с какой-то периодичностью. "История Телохранителя" затрагивает известную тему ронинов Асано.
Но вот, благодаря Ёдзи Ямаде, а также некоторым другим режиссерам, мы имеем возможность знакомиться с творчеством Фудзисавы по фильмам. Еще нам доступен "Самурай, которого я любила" ("Неумолчная песня цикад") Мицуо Куроцути.

Теперь о самом фильме.

Время действия - накануне Реставрации Мэйдзи. Этот период часто фигурирует в японских произведениях, потому как "время перемен", далеко не единственное, конечно, в истории Японии (как и в истории любой страны). Я немного позволил себе поразмышлять на эту тему в рецензии к фильму "Гений Дзюдо". Но здесь рассматривается немного более ранний период, самурайство еще живо, хотя отчетливо чувствуются эти самые перемены. Это трудное время для всех. Что принесут воды мутной реки? Тела умерших от голода детей? Отрубленные головы самураев? Обновленное и светлое будущее? За зимой непременно приходит весна, осень сменяет лето. Все течет, все меняется. Человек не может выбирать свое время, как говорил мудрый Толкин устами Гэндальфа (или мудрый Гэндальф устами Толкина, как посмотреть. Нам остается всего лишь правильно распорядиться им.
Тут нужно понимать, что менталитет людей Японии того времени сильно отличался от того, что считается "нормальным" в наши дни в среднестатистической стране с европейско-американской культурой. Да и в самой Японии наших дней. Самурай - это вассал, преданный своему господину, и превыше всего для него понятие долга. В этом прежде всего его честь и достоинство - в службе во благо дома своего князя. А девушки потом. Поэтому ронины по сути своей были неполноценными, а часто и презираемыми наемниками, если не повезет найти службу в замке какого-нибудь дайме. Поэтому нужно представить весь драматизм тех дней, когда самураи целыми домами (кланами) оставались не у дел. Без дома (клана), без жалования, без понятного и достойного будущего. Это состояние хорошо передает картина Масаки Кобаяси "Харакири", хотя в ней и показываются события за два века до эпохи Мэйдзи. Конечно, ко времени упразднения самурайства новые веяния уже активно проникали в жизнь феодальной Японии, владетельные самураи становились новыми олигархами и землевладельцами, кто-то шел в ремесленники, торговцы, науку или искусство, кто-то становился учителем или получал место инструктора при каком-нибудь полицейском участке, кто-то оказывался разбойником. Прежний мир уходил, приходил новый.
Помните логическую шутку: "Деревья бывают большие и маленькие. Так и люди, живут и умирают". Мне как-то довелось побывать в Дарвинском заповеднике, на берегу Рыбинского водохранилища. Там стоят огромные территории с высохшим после затопления лесом. Я наблюдал с вышки, и вокруг до горизонта раскинулись тысячи больших, красивых деревьев, но сухих. Нереальное зрелище. В контексте нашего разговора это можно назвать Самурайским садом.
Время индейцев равнин Северной Америки закончилось не в результате военных операций, а когда погиб последний бизон и индейцев загнали в резервации. Как говорил мой дедушка, когда начались разговоры о возрождении казачества - казак без своей земли - не казак. Ты можешь вернуть прежнюю жизнь? Тогда о чем тут говорить?
Почему вымерли динозавры? Жизнь поменялась.
Впрочем, к действию фильма это не имеет никакого отношения. Сэйбэй Игути - бедный самурай на службе в замке своего господина, с жалованием 50 коку риса в год. Это немного. У него умерла жена, которая и до смерти была несчастлива, остались две маленькие дочки и полувыжившая из ума мать. Чтобы обеспечивать семью он вынужден помимо службы еще и подрабатывать, делая клетки для сверчков. Это очень скудный приработок, но лучше, чем ничего. На себя времени уже не остается. Жизнь его тяжела, а сам он считает себя опустившимся самураем. С честолюбивыми мечтами юности приходится распрощаться. Что для самурая, конечно, унизительно. Но он честно пытается прожить свое время, а дома, глядя на то, как растут его дочери, чувствует себя по-настоящему целым и счастливым.
Сэйбэй отличается от представленных в фильме самураев. Он не карьерист, не ходит в веселые заведения после работы, почтителен к старой матери, уважает женщин и любит детей. Не орел, короче говоря. Поэтому над ним посмеиваются, считая его странным. Но именно этот человек оказывается годным, когда это нужно.

"Меня особенно поразили грубые манеры героев, в сравнении с их возвышенными размышлениями", - сказал Наполеон, прочитав "Илиаду".
Схожие чувства возникали и у меня при знакомстве с культурой Японии.
"Самурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности."
Эти известные строчки из "Сокрытого в листве" Ямамото Цунэтомо относятся к жизни, которая ушла. Все уходит, но что-то в то же время и остается всегда. Поэтому и находит отклик в наших сердцах.
Приятного просмотра!

Комментариев: 18 | Положительных отзывов: 4 | Отрицательных отзывов: 2
Chichal507 thumb

Крестьянин самого обычного вида, шел по дороге ведущей в храм, чтобы помолиться за усопших родителей. Для него это было не обычно. Священников он не любил за постоянную болтовню, а в мистику не верил, практичный был, как и любой работящий крестьянин. Но сегодня было странное настроение, когда прислушиваешься к звукам, всматриваешься в небо и думаешь о смерти. Впереди крестьянина шел мужчина в одеждах самурая. Кимоно было на нем потертое, все в заплатках, но это был точно самурай – очень уж он уверено шел, никого не замечая, держа руку на поясе рядом с катаной. Да и меч был необычный, он был туго привязан к ножнам веревкой. С ним рядом шел слуга, жалкого вида мужичок, судя по всему, богатым человеком самурай не был. Да и грозно он не выглядел. Он всегда представлял себе самурая в латах, готового пойти на смерть в любую минуту, чуть не так взглянул на него и он тебя заколет – имеет право. Всегда опасался их, но не сейчас. Когда самурай свернул с дороги на храм, крестьянин свернул за ним. Зачем? Думаю, сам крестьянин не смог бы внятно ответить на этот вопрос, что-то сильно его заинтересовало в потертом самурае. Крестьянин сопровождал самурая еще долгое время: узнал, что самурая зовут Игучи Сейбей, но все кличут его Сумрачным самураем, узнал, о том, что у него две прелестные дочки и старушка мать, что жена умерла от чахотки. Он ходил с ним на службу, обедал с ним, сражался рядом с ним. Крестьянином я назвал режиссера «Сумрачного самурая» Йодзи Ямаду. Почему назвал его крестьянином? Весь фильм, Йодзи будто жалеет господина Сейбея. Он не похож на других самураев, его доход составляет всего 50 коку риса, на шее висят дети и престарелая мать, что может быть хорошего? Но потом, просто, как может только простой крестьянин и ни один важный господин, говорит – перед нами единственный счастливый самурай.

«Сумрачный самурай» первый фильм трилогии о самураях, второй был «Скрытый клинок», третий – «Любовь и честь». Хотя я бы не стал называть их трилогией, скорее серия, объединенная одной темой. Каждый из этих фильмов самодостаточен, каждый раз новая история, новые темы для разговора, им не нужно полное раскрытие по средствам других картин. Они объединены не только темой о самураях, в них есть ритм, плавный неторопливый, не яркая цветовая гамма, ни каких резких поворотов. Каждое движение – это часть церемонии, часть традиции.

Обычная тренировка превращается в нечто большее. Резким выпадом самурай разрезает воздух, как материю, оставляя за мечом полоску вакуума и этот звук – хлесткий, резкий и короткий, длящийся всего мгновение, но затмевающий непрерывное пение цикад. Быт превращается в красивую постановку, такое ощущение, что после чая, они встанут и поклоняться, выйдет режиссер, так же поклонится с самодовольной улыбкой «я все это придумал». Лишь в бою о церемонии забывают, даже музыка композитора Исао Томита, задающая ритм всей серии, замолкает.

Нужда превратила Сейбея из гордого самурая в практичного крестьянина. Его мало, что связывает с коллегами по работе, отсюда заискивание перед другими самураями. Он был бы лучшим воином, если бы не боялся за свою жизнь, ведь на руках две маленькие дочки, которых нужно поднять на ноги. Тут в роли любящего отца и опустившегося самурая, довольно брутальный актер, с суровым выражением лица, Хироюки Санада, играющего стабильно суровых японских парней в Голливуде. И действительно, пытаться успокоить человека, когда тот прыгает на тебя с обнаженным мечом или отбиваться деревянной палкой от вооруженного самурая, лишь бы только его не поранить, на это надо иметь железную внутреннюю волю и силу. Для соединения мягкости характера с крепостью духа, падшего самурая со счастливым отцом Санада подошел идеально. А его любовная история с Томоэ (Миядзава Риэ), банальная по сути, но трогающая и понятная, а от того и более горькая.

Режиссер показывает своего героя передовым самураем. Помимо отказа от сословных предрассудков, он дает своим девочкам образование, идет против общественного устоявшегося мнения. Тут и «счастливый путь» другой, отличный от «счастливого» пути карьерного роста других самураев.

Здесь нет «движухи» кто, чтобы под этим не подразумевал, но фильм не идет медленно, он течет, подобно реке, ни быстро, ни медленно, а так как должно быть. Перед вами атмосфера, любовно созданная деталями быта, в которую приятно окунуться и рассматривать в поисках чего-то необычного и интересного.

Комментариев: 9 | Положительных отзывов: 13 | Отрицательных отзывов: 1
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 1349354 thumb

    САМУРАИ

    Film52 Followers14 Comment5

    Фильмы о самураях

    Теги: киллер, рыцарь, биография, месть, единоборства, любовь, судьба, легенда, война, путешествия во времени, оскар, маньяк, расследование, авторский перевод, эпидемия, социальный, классика, гангстер, Гоблин, волшебство, политика, медицина, дружба, вера, похищение

    Обновил TEKTONIC @ почти 7 лет назад.

  • # 825941 thumb

    Фильмы понравившиеся мне

    Film264 Followers12

    Разные жанры ,разные страны ,разные актёры ,и всегда хорошее кино.

    Теги: То, что произвело впечатление

    Обновил Виктор @ почти 3 года назад.

Комментарии к фильму (45)

Kellendor
  • Киновед
  • Thu, 13 Jan 2011 18:12:28 +0300

Фильм основанный на историческом романе Сюхэя Фудзисавы «Бамбуковый меч и другие истории о самураях». Это первый фильм трилогии о самураях японского режиссёра Йодзи Ямады. Второй фильм трилогии — «Скрытый клинок», третий — «Любовь и честь».

2003 год — 13 наград Японской киноакадемии, в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру (Ёдзи Ямада), лучшую мужскую и женскую роли (Хироюки Санада и Риэ Миядзава), лучшую мужскую роль второго плана и лучшего новичка года (Мин Танака), лучший сценарий (Ёситака Асама, Ёдзи Ямада), лучшую операторскую работу (Муцуо Наганума), лучшую работу художников (Ёсинобу Нисиока, Мицуо Дэгава), лучший монтаж (Ивао Исии), лучший саундтрек (Исао Томита), лучшее освещение (Гэнкэн Накаока), лучший звук (Кадзуми Кисида).

2004 год — номинация на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
2003 год — номинация на приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.
2003 год — 2 номинации на награды Японской киноакадемии за лучшую мужскую (Нэндзи Кобаяси) и женскую роли второго плана (Кэйко Киси).

Sedra
  • Кинолюбитель
  • Thu, 13 Jan 2011 18:39:33 +0300

Да фильм определенно стоящий, судя по собранным наградам, качаю smile

isotta1
  • Кинолюбитель
  • Fri, 14 Jan 2011 00:13:36 +0300

оооо, большое спасибо за этот фильм. Вообще фильмы про японскую культуру интересны, как будто они живут на другой планете)

A0903
  • Р.Модератор
  • Fri, 14 Jan 2011 16:23:18 +0300

Отличнейшее кино, просто завораживающая история)))) рекомендую всем

dkun78
  • Зритель
  • Fri, 14 Jan 2011 16:23:37 +0300
isotta1 писал:

оооо, большое спасибо за этот фильм. Вообще фильмы про японскую культуру интересны, как будто они живут на другой планете)

А они и вправду живут на другой планете))) Если там побываете, сомнений не останется.

Iahel
  • Киновед
  • Fri, 14 Jan 2011 16:35:20 +0300

один из немногих кинопродуктов страны восходящего солнца, который действительно стоит посмотреть. в основном из-за игры актеров.

avatar1963
  • Зритель
  • Fri, 14 Jan 2011 17:51:42 +0300

фильм мой один из самых любимых!!!

santan1303
  • Кинолюбитель
  • Fri, 14 Jan 2011 18:20:34 +0300

Классный фильм
раз 5 пересматривал

Ray_McCoy

Отличный фильм. 9 баллов. Люблю Нихонцев. Отлично снимают.

sanyachernik
  • Зритель
  • Fri, 14 Jan 2011 20:52:53 +0300

Замечательный фильм и трилогия вообще!!!

Добавить комментарий