Мне совсем не интересно - происходила ли эта история на самом деле. Любопытно другое - насколько убедительно она показана и как бы я поступил в этих непростых обстоятельствах, окажись на месте главных героев.
В принципе, ничего такого неправдоподобного сценарист и режиссер не рассказали, чтобы я не поверил. Герои действуют логично, ну, где-то там не доиграли в плане искренности выражения эмоций - страха, слез и истерики, но я не Станиславский и этого почти не заметил. Еще недостаток - нет красивых съемок пещеры, как справедливо замечали многие рецензенты до меня, (исключение - съемки с вертолета), но имеет ли смысл отвлекаться на эти мелочи, если в центре внимания фильма совсем другое - люди на грани, люди попавшие в предельно экстремальную ситуацию. Для того, чтобы поставить их на эту грань авторы фильма играют на наших древнейших фобиях. Что может быть хуже чем застрять навсегда в узком, заполненном водой тоннеле за несколько сот метров от поверхности? Для меня это риторический вопрос. Я не знаю как долго смог бы выдержать наступление животного ужаса, когда ватные ноги, потные ладони, тремор мышц, разбег дыхания от судорожных всхлипываний до полной остановки и отсутствие всякой мысли, кроме одной - жить, жить, уберите меня отсюда из этой трещины, где темно и узко как "в заднице у монашки" по образному выражению одного из героев.
Один из самых сильных моментов - когда, пытаясь выбрыться, герои фильма ставят в конец цепочки самое слабое звено - девушку при переходе по узкому подводному тоннелю. Объясняя это логично - если запаникует, то застрянет одна, остальные впереди выживут. В противном случае просто закупорит проход своим телом и хана всем. У меня сильное воображение и лично для меня это экстрим и довольно сильный идти последним - когда сзади смерть, а впереди - слабый огонек фонарика, люди, которые ничем не смогут помочь...
Второй запомнившийся эпизод, из другого разряда - когда отец, прощаясь с сыном умирает в пещере и просит его ускорить свою смерть. Дело не в том, что сын убивает отца. Для меня ужас в том, что как отец, умирая, он не знает ответа на вопрос - сможет лит его сын выбраться живым из "матери всех пещер"? Оставил ли он живым частичку себя во внешнем мире или напрочь похоронил все в своем "святилище", принес в жертву неведомым и равнодушным к человеку богам?
Главный страх человека - это по большому счету - отсутствие выбора, предельная степень несвободы. На поверхности - он может подняться над землей, (в фильме есть эти кадры), может исследовать всю землю, может прожить и умереть как захочет. Он почти бог. Но чтобы узнать - кто он на самом деле ему нужно забраться в самый глубокий тоннель, безнадежно застрять там и попытаться сделать выбор между инстинктом самосохранения - самым древним и сильным, и разумом, моралью, достоинством - самыми новейшими нашими приобретениями эволюции. Лишь немногие узнают ответ на этот вопрос при жизни.
Как в детской песенке:
«Не крутите пестрый глобус,
Не найдете Вы на нем…»,
той пещеры Esa Ala
с входом где-то в Мексике.
Папуа-Новая Гвинея на другой стороне земного шара. Да и сама система Esa Ala не тянет на «мать всех». А Эндрю Уайт со своей группой спелеологов был заблокирован в пещерах Австралии. Ну, и где тут претензионное «основано на реальных событиях»?
Я вот в горы не ходила и в пещеры не лазила, но даже когда на отдыхе я иду в лес за дровами, не веду себя так, как будто сейчас лопну. Герои ну очень сильно напрягались, просто из кожи вон лезли, изображая эмоции и пытаясь передать настроение. Причем утопить друга – это серые суровые будни спелеолога, а вот «поцелуй меня в задницу» и прыгнуть в пещеру на спор, кто быстрее спустится – это типо круто.
Ну, почему бы в фильме «а-ля Discovery» не показать или рассказать что-нибудь действительно интересное про мир пещер, какие-то научные факты? Но когда мне разжевывают раза по 3-4, что человек устал, я сразу понимаю ответ: Discovery-то умные смотрят.
Герои. В наличие мы имеем отца и сына, «директора» Карла и его подружку Викторию, верного друга Джорджа, дайвера Джуд и местного Луку. Сына отец с пяти лет таскал с собой по экспедициям, пещерам и разным подобным местам, не особо привив любовь к такому роду деятельности. При этом Джош успел вырасти ну очень уж холеным голливудским красавцем, и все при нем: светлая челка, ниспадающая на глаза, фигура греческого бога, легкий загар и белозубая улыбка – его образ, как и все в фильме слишком гипертрофировано.
Отца я оставлю в плюсы. Больше всего вопросов у меня вызвала Виктория, которая «сильна как бык и умна как трактор» (блин, я бы обиделась), которая почти прямо с Эвереста. Но по ходу повествования складывается ощущение, что она у подножья пирожками торговала. Но, может быть, разудалый Карл все врал и просто притащил беззащитную девушку на погибель? Все разжевали, а это создатели фильма оставили без ответа. Характеры этой пары абсолютно не проработаны, хотя о них сказано очень много нюансов.
Сюжет чрезвычайно предсказуем, но сценарист и режиссер были очень сообразительны. В фильме раз за разом повторяется ситуация, когда всеми доступными средствами зрителю говориться, что вот он следующий, создается напряжение, но не сейчас, не сейчас, а вот сейчас все случится. Может быть, действительно, другого было не дано, фильмов с подобным сюжетом уж очень много. И это не обязательно должна быть пещера, вспомнилось и что-то про перевернувшийся корабль.
Об идее фильма можно сказать как положительное, так и отрицательное. Ко второму я отношу полное отсутствие интеллектуальной деятельности на всем повествовании, а фильм про исследователей. Единственные из наблюдений, что я увидела, - это слишком быстро движущийся ил и гуано. А хотелось бы больше, тем более, что была хорошая основа для этого, так и изюминку бы откопали.
Но стоит задержаться и на положительном. Я увидела две параллельно идущие идеи: «паника – стервятник, сидящий у тебя на плече», и какое-то новое понимание гуманизма.
Первая мысль верна, и спорить с этим не имеет никакого смысла. Она красной жирной линией прошла через все повествование. А вот вторая? В праве ли человек подниматься до уровня Бога? Что проще, уйти, бросив друга умирать и мучится, или решить все самому? Просить, что бы тебе помогли уйти - это стойкость или трусость? На эти вопросы каждый отвечает сам. С одной стороны наличие этой идеи в фильме – плюс, но я повторюсь, слишком все явно, жирно, с усилием прорисовано, и ответы даны в конце, но лучше бы этого не было, я за собой оставляю право решать. Слишком уж спорные эти вопросы.
Так почему же из всех героев я выделила отца? Потому что только он несет смысловую нагрузку фильма.
О технике можно особо не распространяться, все же Кэмерон. Отмечу лишь то, что там есть свет. Многие фильмы, где действия происходят в темноте, грешат тем, что зритель их только слушает. Но я-то пришла смотреть кино.
Многие говорят о красивых съемках, а вот их, к сожалению, я не увидела. Только несколько планов в начале, и то которые напрочь запутали все повествование. А архитектура пещерных залов, переливы кристаллов, свисающие гирлянды и города сталагнатов? У меня, если честно, создалось впечатление, что снимали там, где пришлось, по чуть-чуть.
За все время я ни разу не написала название фильма. Оно громкое, необычное, продаваемое, но святилища я не увидела.
Если вы думаете, что фильм про красивые пещеры, в фильме главное 3-D и т.п. вы ошибаетесь. Это фильм не про пещеры а про людей. Пещеры поражают скорее своими размерами, 3-D особо в глаза не бросается, но отношения людей показаны под очень необычным углом.
Сам я, как дайвер нашел целый ряд неточностей в моментах погружения, уверен их полно и в том, что касается обследования пещер. Кроме того, я сильно сомневаюсь в реалистичности приведенных событий. Но это не главное, хотя оно и повлияло на оценку.
Для меня этот фильм так и остался бы до конца не понятым, если бы рядом не было человека, который регулярно ходит в экспедиции. Пещеры это абсолютно иной мир, причем иной не только внешне, но и по содержанию. Пещеры жестоки, они не прощают ошибок. Но вместе с тем они справедливей обманчивого и непостоянного наземного мира. Именно это, видимо, и привлекало отца главного героя в них. Столкновение людей из двух миров происходит на протяжении всего фильма. И основная мысль это отнюдь не призыв к жестокости. Это призыв жить по законам того места, где вы находитесь.
Игра актеров неплоха, но и не шикарна. Большой Начальник получился несколько смазанный, отец главгероя иногда выпадает из образа, что можно списать на огрехи сценариста, но плюса фильму это не дает. Люди ведут себя несколько неадекватно для профессиональных спелеологов (дайверов, альпинистов). Некоторые места в завязке надуманы, некоторые шаблонны. В техническом плане вопросов нет, хотя поражающих воображение "красивостей" также нету.
Вцелом фильм понравился. Он оставляет правильное впечатление на душе. У него правильная, пусть и жесткая философия, но целый ряд мелких и крупных огрех снижают ему оценку.
В стране Ксанад благословенной
Дворец построил Кубла Хан,
Где Альф бежит, поток священный,
Сквозь мглу пещер гигантских, пенный,
Впадает в сонный океан...
Это молитва одного из главных героев, которая столько раз выручала его из дрязг, но... всегда бывает последний раз.
При подготовке рецензии (хе-хе), я наткнулся на такую кучу противоречивой информации, что впору уже снимать ремейк или сиквелл/приквелл, благо информации для сценариев завались.
Вот, например, с названиями пещер неувязки.
Действие фильма разворачивается то ли в пещерах Esa'ala, то ли Espiritu Esa Ala, где-то в южной части Тихого океана. Вроде бы существует такая система пещер в Папуа - Новой Гвинее, достаточно исследованная, кстати. Но название слишком сложное для осмысливания – Па-пу-а – Но-ва-я Гви-не-я, а потому Джеймс и Ко ясно нам дали понять – Нацепили 3D-очки? Тогда жуйте и смотрите… Точности никакой, это при том, что фильм претендует на достоверность. А про достоверность достоверно известно, что ни черта подобного ни с кем никогда не происходило (если происходило, то никто не выжил и в анналах не зафиксированно).
Если «127 часов» - это экранизированная реальность, то от нас и утаивать ничего не стали - Арон Ральстон, Каньон Блю Джон, 127 часов. Все просто и понятно. А что же мы видим в интернетах при тщетных попытках найти правду о достоверности «Святилища»? Джеймса Камерона, Аватар с Титаником и еще раз Джеймса Камерона. И еще что-то там про похожий случай с Эндрю Уайтом – соавтором сценария. Случаи похожи, как цунами на прилив. Ну ладно, утку про «основано на реальных событиях» спишем на наших, всеми уже любимых дотошных переводчиков.
Что могу сказать по поводу самого творения (хе-хе)? Если вам не жалко времени и денег и вы априорно считаете все, что связано (даже косвенно) с Камероном шедевральным, экзальтированно восторженным etc., то вперед и с песней. Но если хотите посмотреть стоящий триллер (о чем нас информировала реклама), то… Хотя, как говорят, на вкус и цвет…
Явный минус фильма в том, что прелюдия к нему начинается с одной из финальных картинок. Спрашивается – НА ЧЕРТА ЭТО СДЕЛАНО? Шоб было или здесь сокрыт тайный режиссерский замысел? Получается как в плохом детективе, когда нам известно имя убийцы с первых же минут, как сказал Андрей Трунов. Ни тебе интриги who will be saved, ни полноценного переживания за сопроводительный эскорт главного героя.
А как же красота пещер и девственность природы, спросите вы? 15 минут экранного времени про девственность и чуть больше про красивые ландшафты. Что тут скажешь, если даже анонимный корреспондент "Правды.Ру", высшим долгом которого являлся бонус - пиар, скромненько так заметил, что новый проект именитого режиссера не стремится обогнать предыдущие шедевры по красоте, хотя, и это аксиома, никого не оставит равнодушным. Насчет «никого» - это он погорячился.
Остальную часть хронометража занимают возня в тесных пещерах, диалоги и молитва главного героя…И еще убийства. Ну, не со злобой и цинизмом, конечно, а исходя из благородных позывов.
ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕР!
Вы: Ой, я кажется подвернул мизинчик!
Френк: Ты станешь нам обузой!
*методично топит в луже* (с) - это сатира, ребят...
Тема эвтаназии настолько широко раскрыта в фильме, что у меня даже возникла крамольная мысль – а не пропагандируют ли ее создатели «Святилища»?
Выходя из кинозала, у меня созрела мысль о том, что мораль сей басни проста, как две копейки: основной принцип выживания – это топить другого (в прямом и переносном смысле).
До сих пор не возьму в толк, для чего в рейтинге MPAA фильму буковку R присвоили? Это тоже пиар-ход?
Итак, три из десяти, и то, потому что я добрый по натуре. От души советую не уподобляться дурачкам, сходившим в кинотеатр на «Санктум». Написавший рецензию (хе-хе) – один из них.