Какая неожиданная радость - встретиться с героями романа Ивана Сергеевича Тургенева, столь ненавистного в школьной программе и столь свежо и искренне поставленного в наше время! «Ошибка Базарова» - так назвала свой четырехсерийный фильм - экранизацию романа «Отцы и дети» режиссер Авдотья Смирнова, хорошо всем нам знакомая, как ведущая телепередачи «Школа злословия».
Уже на титрах, где в качестве соавтора сценария и главного художника значится имя Александра Адобашьяна, я насторожился в приятном предвкушении. Еще бы, ведь именно он виновник успехов всех фильмов раннего Никиты Михалкова! Ведь именно он создатель той удивительной милой ауры, сотканной из слов, красок и предметов былого, дней давно минувших. И здесь в полной мере он оправдал свой былой авторитет.
В последнее время у нас на телевидении обозначилась положительная тенденция - экранизации русской классики и создано немало сериалов разного уровня качества. Лучшие из них породили новый феномен – после их выхода в свет с полок библиотек и книжных магазинов разбираются книги Достоевского, Чехова, Гоголя, Булгакова и Солженицына.
Совсем редко, по правде говоря, обращаются к творчеству великого Льва Николаевича Толстого. Хотя недавно миновало столетие со дня его смерти, а не слышно, чтобы кто-то у нас снял фильм по его произведениям. Но как же - писатель, предан анафеме государственной православной нашей церковью, стало быть, отлучен и от государственного нашего телевидения!
Ивану Сергеевичу Тургеневу тоже не очень везло на киновоплощения. Из удавшихся, кроме «Дворянского гнезда» Андрея Кончаловского и «Муму» Юрия Грымова я ничего вспомнить не мог. Впрочем, те же «Отцы и дети» экранизировались даже дважды – в 1958 и в 1983 годах.
И, вдруг, затертые по школьным учебникам образы этих уездных помещиков-крепостников и разночинцев–нигилистов оживают в сочных, полнокровных образах, воплощенных прекрасными современными артистами. Анатолий Васильев и Андрей Смирнов в ролях братьев Кирсановых, Сергей Юрский и Наталья Тенякова – старики Базаровы. И главная находка - актер на роль Евгения Базарова. Это Александр Устюгов, сыгравший до этого роль Романа Шилова в милицейском сериале с неудачным названием «Ментовские войны». По моему мнению, ему удалось там создать образ работника правопорядка, который можно поставить на равных с Глебом Жегловым Владимира Высоцкого и Давидом Гоцманом Владимира Машкова.
И здесь этот приехавший из Санкт-Петербурга в средне-русскую провинцию длинноволосый и длинноносый блондин привнес что-то из современности, из своей мрачноватой харизмы, и недаром он становится центром всеобщего внимания. Я думаю, что выбор этого актера на роль Базарова связан еще и с тем, что Александр Устюгов блистательно сыграл роль самого Ивана Сергеевича Тургенева в спектакле Московского молодежного театра «БЕРЕG УТОПIИ» - театрального сериала-марафона по пьесе Тома Стоппарда.
Тургенев писал свой роман в последний год перед реформой 1861 года. В свет он вышел в 1862 году. Кстати, господа, а как-нибудь было отмечено официально это эпохальное событие – 150-летие со дня отмены крепостного рабства в Российской империи?! Был ли месячник или хотя бы неделя юбилейных торжеств на государственных каналах телевидения?! Лично я этого не заметил. Поэтому приветствую появление этого телефильма на нашей свободной Кинокопилке и будем считать его просмотр нашим вкладом в осмысление и осознание, что на полвека, хотя бы, рабство в России было отменено…
Авторам удалось полностью воплотить все сюжетные линии небольшого по объему романа в столь же непродолжительном по хронометражу телефильме. При желании его можно посмотреть без перерыва - все четыре части, всего за три часа. Вместе с отцами и их детьми пережить знаменательные для всех героев романа летние каникулы петербургских студентов в родных пенаты в предшествующие реформе годы середины XIX века. Именьица средней руки и дворцы аристократов, неказистая местность, патриархальные обычаи и неуклюжие попытки тогдашней «перестройки». У Кирсановых крестьяне уже освобождены от барщины, а оброк платить не хотят, подворовывают в лесу и все никак не могут починить подгнивший мостик через речку.
Ох! Как же мало изменилось в России даже полтораста лет спустя после создания романа! Проблемы те же, разговоры те же. Слуги, дворовые, баре, начальство – отцы родные. Разве что господа тогда более культурно выражались и даже играли по вечерам на виолончелях. Помнится, в советской школе образ Базарова однозначно трактовался как образ демократа и прогрессиста. Но только послушайте, с каким презрением он говорит о русском народе и русском характере – просто законченный русофоб! Даже уездный англоман Павел Петрович Кирсанов вынужден защищать Родину от этого сына полкового лекаря и внука сельского дьячка. Принципиальный спор доведет даже до кровавой дуэли. Но если аристократ Кирсанов терпеть не может, но уважает Базарова, то пуще всех ненавидит и презирает этого «волосатого шелапута» лакей из дворовых - Прокофьич.
Нет смысла пересказывать сюжетные коллизии романа, не потому, что опасаюсь выпустить спойлер, все, надеюсь, изучали роман в средней школе. Кроме всем известных и действительно заслуженных артистов, играющих старшее поколение, не могу не отметить актеров новых для меня, но очень достойно воплотивших образы центральных героев романа. Роковую для нигилиста Базарова даму, Анну Одинцову, играет ведущая актриса МХТ Наталья Рогожкина. Строго и со вкусом она являет нам этот цельный и вполне достойный женский образ, который вполне мог бы составить прекрасную пару Евгению Базарову, если бы строптивый доктор не был столь резок в заявлениях по поводу своих сословных принципов. Во всяком случае, веришь, что она пробудила в нем не только плотское, но и сердечное чувство. Ее младшая сестра Катя, типичная «тургеневская» девушка, станет невестой молодого Аркадия Кирсанова. Дарья Белоусова - в роли Кати. Аркадия Николаевича с тонким чувством и пониманием играет Александр Скотников – актер из знаменитой «Табакерки».
Не забудем очаровательную Фенечку (Екатерина Вилкова) и забавную дамочку - «эмансипе» Евдоксию Кукшину (актриса из труппы Петра Фоменко, Наталья Курдюбова). Что касается последней, мне кажется, что режиссер, отточившая свое жало на субъектах из шоу «Школа злословия», несколько перестаралась. Слишком уж карикатурный получился образ этой интеллектуалки из русской провинции.
Кстати, натурные съемки проходили в имении Тургенева, Спасском – Лутовинове и в усадьбе Тютчева – Овстуг. О роли художника Адобашьяна я уже писал, оператор Юрий Райский отлично снимает портреты на пленере и в интерьере, не пытаясь создавать открыточно-красивую картинку. Да и сам Иван Сергеевич Тургенев, известный, как великий литературный пейзажист, именно в «Отцах и детях» всячески избегал каких-либо описаний природы, наоборот, подчеркивал заурядность и неказистость природы средней полосы и усадебных построек.
Лично у меня просмотр этого сериала возбудил острое желание перечитать тургеневский роман, который я не открывал со времен 9-го класса. Какая проза! Какой кристально чистый русский язык! И сколько там мудрых мыслей, критических выводов, юмора и сатиры с избытком! Словом, всего того, мимо чего в средней школе мы равнодушно «проходили».
Собраны все экранизации каких-либо произведений, не только книг, но комиксов, пьес, опер и т.д.
Форма заполнения описания:
-Имя Фамилия автора или авторов
-Название произведения или общесобирательное название серии произведений
-Формат произведения: роман, рассказ, повесть, поэма, пьеса, опера, комикс, серия романов, сборник рассказов и т.д.
-Год написания или год публикации, для старых произведений примерный. ?-год неизвестен.
-Степень точности экранизации. Если после года публикации не стоит ничего - значит экранизация это приближе...
Российские фильмы (полнометражные и многосерийные), сериалы и мультфильмы, созданные начиная с 1991г., которые лично я смотрела, смотрю и буду пересматривать много раз.
Экранизации русской классики XIX века
Неожиданный и тем более радостный подарок
к 150-летней годовщине отмены крепостного права в Российской империи!
Этот светлый день никоим образом официально не был отмечен.
Великолепная экранизация хрестоматийного романа Тургенева.
А как современно и свежо воспринимается в полном, и не таком уж
длинном,всего 4 серии, переложении всего романа.
Прекрасные актерские работы А. Васильева, А. Смирнова, С.Юрского
Н. Теняковой. Особо выделю Александра Устюгова в роли Евгения Базарова.
Многие с ним знакомы по сериалы с неудачным названием "Ментовские войны".
Рекомендую к просмотру.
Неплохо! Очень даже неплохо! Посмотрел с большим удовольствием и даже не ожидал, что понравится настолько.
Сначала, Достоевский, теперь - Тургенев... Хорошая тенденция.
Умеют качественно экранизировать русскую классику. И это радует...
Отличный сериал. Роман отрывается совершенно по-новому.
В целом ничего, хотя часто отходят от оригинала:
1. Сокращены диалоги
2. Некоторые фразы перекинуты в уста другим персонажам
И вообще, как то все по современному: Аркадий - современный студент. Анна Одинцова какая то не слишком уточенная баба.
Базаров неплохо вышел, хотя иногда переигрывает.
Приятная во всех отношениях экранизация: отношением к тесту первоисточника и к историческим деталям, к декорациям и костюмам (наглядное подтверждение хорошего вкуса Оксаны Ярмольник, слава о котором идёт впереди самой обладательницы), к подбору актёров (Базаров-Устюгов, Фенечка-Вилкова, семейная пара Базаровых-семейная же пара Юрский и Тенякова порадовали неимоверно). Тяжёлое программное произведение, где мы, примерные школьники, послушно выискивали идейные прозрения и ошибки героев, после корпя над плановыми сочинениями, заиграло в постановке Авдотьи Смирновой новыми красками.
Нежданной молнии игра,
Как меч, блеснувший на мгновенье,
Вдруг озарит из-за бугра...
(Иван Бунин)