Душан Макавеев
Dusan Makavejev
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 13 Oct 1932
- Дата смерти: 25 Jan 2019
- Место рождения: Белград, Югославия
Сербский, югославский кинорежиссёр и сценарист.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/141430
IMDb: https://www.imdb.com/name/nm0538445
Один из первых создателей фильмов, которые позже были названы критиками Югославской чёрной волной.
Душан Макавеев родился в 1932 году в Белграде. Отец — югославский инженер-архитектор Сергей Маккавеев (в 1944 году арестован СМЕРШем, дальнейшая судьба неизвестна), сын эмигрировавшего из Российской империи военного инженера полковника Сергея Александровича Маккавеева (1875-1937). Судя по нехватке в фамилии одной буквы "к", возможно, Душан был рождён вне брака.
В пятилетнем возрасте увидел мультипликационный фильм «Белоснежка и семь гномов» The Walt Disney Company и, по собственному признанию, навсегда увлёкся кинематографом.
После завершения среднего образования поступил в Белградский университет, где изучал психологию. Среди преподавателей были специалисты старой немецкой школы гештальтпсихологии, в том числе соратники Зигмунда Фрейда. Именно там Душан Макавеев впервые познакомился с работами Эриха Фромма и Вильгельма Райха, которые позже окажут значительное влияние на его творчество. В 1955 году обучение в университете было завершено.
Ещё студентом Душан Макавеев начал работать в качестве сценариста и режиссёра хроникально-документальных фильмов. Взгляды молодого автора носили про-коммунистический, нередко ортодоксальный характер; названия его картин говорили за себя «Иллюстрированная книга пчеловодов», «Что такое Совет рабочих?», «Парад 1962 года» и т. д. При этом его честные намерения критически отражать и изобличать существующие в обществе недостатки и этим вносить свой вклад в строящийся социализм натыкались на обвинения в «перетряхивании грязного белья» и клевете. В середине 1960 годов ему пришлось уйти из кино-документалистики.
В 1964 году Душан Макавеев вступает в брак с Бояной Мариян.
Дальнейшая творческая судьба, как предполагает сам режиссёр, сложилась успешно благодаря, в том числе, экономическому кризису в кинематографе США. Удорожание процессов съёмок в Америке привело к переносу их в Европу, большей частью в Италию (явление Спагетти-вестернов). Италия, в свою очередь, делегировала часть функций в Югославию, где в сельском хозяйстве сохранились большие популяции лошадей, рабочая сила для строительства декораций была недорога и доступна, а правительство практически даром предоставляло военнослужащих в качестве статистов для массовых сцен. Югославские студии были загружены заказами из за рубежа (в это время, в частности, происходили съёмки таких крупных проектов, как «55 дней в Пекине» и «Корабли викингов»), в результате чего в кинематографическом бюджете образовались свободные денежные ресурсы, и несколько молодых режиссёров получили возможность финансирования съёмок полнометражных художественных проектов.
Душан Макавеев получил оператора, художника-постановщика, помещение в киностудии «Avala Film» и приступил к съёмкам первого фильма «Человек не птица». Формально картина представляла собой производственную драму, содержащую романтическую интригу сразу с двумя любовными треугольниками. Однако ряд сцен и ситуаций предлагал взглянуть с иронией на социальные, а иногда и политические реалии социалистической Югославии. Кроме того, фильм содержал откровенную для своего времени сексуальную энергетику. Но результатами работы молодой творческой группы чиновники, увлечённые сотрудничеством с американскими студиями, практически не интересовались. «Должностные лица были слишком заняты съёмками этого гигантского голливудского фильма, что они либо не понимали или не беспокоились о том, чем мы занимаемся… А люди, которые понимали, что мы делаем, — любили нас».
В 1985 году режиссёр поставил в Австралии фильм «Кокакольщик» (или "Парень из фирмы «Кока-Кола»"), который, несмотря на участие в главной роли Эрика Робертса, брата знаменитой американской звезды Джулии Робертс, успеха не имел. В 1988 году Душан Макавеев выпустил фильм — политическую сатиру «Манифест». В 1993 году — «Горилла купается в полдень», также не получивший широкого распространения. В этот период режиссёр зарабатывал на жизнь, читая лекции на кинематографических курсах, в том числе в Гарвардском университете, и занимаясь литературной деятельностью.
Сербский режиссёр Душан Макавеев умер на 87-м году жизни 25 января 2019 года в Белграде. Он был одним из создателей югославской "чёрной волны" в кинематографе, отличавшейся отказом от социалистического реализма и критикой идеологии правившего в СФРЮ режима Иосипа Броз Тито.
Макавеев сыграл важную роль в студенческих протестах в Югославии в 1968 году. Его работы были отмечены наградами международных фестивалей. Фильм "Монтенегро" 1981 года считался одним из фаворитов Каннского кинофестиваля, но проиграл "Человеку из железа" Анджея Вайды, картина "Невинность без защиты" 1968 года получила две награды Берлинского кинофестиваля.
Душан Макавеев выступал в эфире Радио Свобода.