Ксения Раппопорт
Ксения Раппопорт
- Средний рейтинг фильмов: 6.63
- Дата рождения: 25 Mar 1974
- Имя при рождении: Ксения Александровна Раппопорт
- Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
В избранном у (50)
Российская актриса.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/238515
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0710938
Официальный сайт: http://www.rappoportkseniya.ru
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/17461
Ксения Раппопорт – коренная ленинградка (или, как сегодня говорят, петербурженка). Ее мама - инженер, папа - архитектор, дед был археологом, а бабушка - реставратором. Круг интересов юной Ксении был чрезвычайно широк. Она и спортом занималась, и танцами, и музыкой, и рисованием, и альпинизмом, и даже была задействована в кукольном театре. Ей было интересно буквально все, но при этом, ничто Ксению до конца не захватывало. Серьезнее всего девушка относилась к художественной гимнастике, но постепенно охладела и к ней.
Ксении было 15 лет, когда она впервые снялась в кино. В трагикомедии режиссера Дмитрия Астрахана «Изыди!» она сыграла еврейскую девушку Симу. Возможно этот опыт, а также полученные в детстве впечатления от просмотренных спектаклей, в какой-то мере сказались на дальнейшем выборе профессии. Но, как признается сама актриса, вплоть до самого своего поступления в театральный, она еще сомневалась, планируя заниматься французским языком: ей очень нравилось переводить стихи…
Поступив в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ), Ксения Раппопорт попала на курс к замечательному педагогу Вениамину Михайловичу Фильштинскому. Здесь, будучи задействована в учебных спектаклях, начинающая актриса продемонстрировала несомненный талант. А в спектакле «Дядя Ваня» Санкт-Петербургского Малого драматического театра Ксения и вовсе выглядела сформировавшейся актрисой.
Одновременно с учебой Ксения успевала сниматься в кино: в сериалах «Улицы разбитых фонарей» (Урбанская) и «Агент национальной безопасности» (Таня), фильмах «Цветы календулы» (Елена) и «Плачу вперед» (студентка Натуся). Ей довелось поучаствовать даже в голливудской ленте «Анна Каренина», где главные роли исполнили знаменитые Софи Марсо и Шон Бин.
В 2000 году, после окончания академии, Ксения Раппопорт была приглашена в уже знакомую труппу Санкт-Петербургского Малого драматического театра. На его сцене актриса продолжила играть Елену Андреевну в «Дяде Ване», наполнив роль новыми красками. Совершенно естественно чувствуя себя в нарядах начала ХХ века (как ей идут эти платья и широкополые шляпы!), Ксения создала образ красивой, непринужденной женщины.
Совсем другая в исполнении Ксении Раппопорт ее Нина Заречная из чеховской «Чайки». Напористая провинциалка, нескладная и немного грубоватая, с живыми непосредственными реакциями она чувствуется белой вороной в этом изящном обществе и потому вызывает столь острое сочувствие. Заслуженной наградой за эту роль для актрисы стала главная питерская театральная премия «Золотой софит», врученная ей в 2003 году.
Первые годы после окончания академии Ксения Раппопорт была более известна как театральная актриса. Что же до кино и телеэкранов, то здесь ее успехи поначалу были несколько скромнее: Дебора в сериале «По имени Барон», Рахиль Даллет в сериале «Бандитский Петербург -3», Надя в сериале «Время любить», Соня в сериале «Не ссорьтесь, девочки!». Более значительные работы актрисе принесли 2004-05 годы: Эрна в исторической драме Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть», Алевтина в сериале «Казароза» и Галина Бениславская, - женщина, беззаветно влюбленная в великого поэта, в сериале «Есенин».
Но настоящий прорыв в кино для Ксении Раппопорт состоялся в 2006 году, когда она снялась сразу в нескольких громких проектах. Один из них – картина итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» («La Sconosciuta»)…
Актрису на роль Ирены Джузеппе Торнаторе искал долго, просматривая претенденток сначала в Чехии, затем на Украине и в России. И нашел ее в лице Ксении Раппопорт. Актриса вспоминает: «Я согласилась, не прочтя сценарий. На пробах я сказала, что говорю по-итальянски, поскольку была уверена, что это моя первая и последняя встреча с этим режиссером. Так что я просто молча кивала и улыбалась. В результате сценарий мне прислали по-итальянски, а времени его переводить уже не было…»
Ксении досталась очень сложная роль. Ее героиня – украинка Ирина Ярошенко (или, как ее называют, Ирена), попадая в Италию, пытается выжить в чужой стране. Перед зрителем разворачивается драматическая история женщины от 19 до 50 лет. По мнению самой Ксении, такая роль - мечта любой актрисы.
Три месяца напряженной работы в Италии, в окружении профессионалов. Знание итальянского актриса восполняла уже в процессе съемок. Работалось очень интересно. Особо Ксения отмечает исключительный талант Торнаторе, который всегда точно знает, чего хочет. Впрочем, при этом он не запрещал актерам импровизировать. А как без импровизации русской актрисе?! «Я поначалу из-за незнания итальянского импровизировала мало, но у меня всегда было много предложений. У меня русская школа, я привыкла что-то все время придумывать. Иногда он от моих предложений, конечно, совершенно заходился, но если они были осмысленные - откликался. В общем, в чем-то было очень легко, в чем-то - сложно, но это нормальный процесс», - рассказывает Ксения Раппопорт.
Роль в картине «Незнакомка» стала для Ксении Раппопорт настоящим триумфом. В 2007 году актриса за свою работу получила премию итальянского кинематографа «Давид ди Донателло». До Ксении этой престижнейшей премии удостаивалась лишь одна иностранка – сама Роми Шнайдер. Кроме того, наша актриса получила почетное право стать ведущей церемонии открытия Венецианского кинофестиваля.
Успех «Незнакомки» поднял к актрисе интерес среди режиссеров. В последующие годы Ксения Раппопорт снялась в картине мелодраме Дмитрия Иосифова «Суженый-ряженый» (Ольга Гусарова, жена Эдика), в историческом сериале «Ликвидация» (Ида Казимировна Кашетинская, подруга Чекана), драме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» (оперная певица Любовь Павловна).
На роль Любови Павловны в картине «Юрьев день» актриса буквально напросилась. А дело было так. Как-то в беседе Кирилл Серебренников поведал ей, что готовится к съемкам нового фильма. По сюжету российская оперная певица, живущая и выступающая за границей, решает познакомить своего сына с Россией и везет его на свою историческую родину. Там при странных обстоятельствах мальчик пропадает, и мать начинает его поиски.
Эта история так захватила Ксению, что она тут же поинтересовалась, - кто будет играть главную героиню? Оказалось, что режиссер с выбором еще не определился. И тогда Ксения, набравшись смелости, попросила: «А почему бы не попробовать?» Серебренников смутился: «Нет, ей должно быть 45, и вообще там, очень...», на что актриса возразила: «Я очень плохо выгляжу». Ну, как после этого было отказать?!
Что же так привлекло Ксению в этой роли? Сама она отвечает: «Для меня самым интересным были не внешние события, а те внутренние изменения, которые происходят с моей героиней: куда движется ее душа, как она развивается». Кроме того, актриса отмечает: «Это важная и дорогая для меня работа. Она подарила мне встречу с потрясающими людьми, с Юрием Николаевичем Арабовым, с Кириллом Серебренниковым. Когда шли съемки, эта роль занимала практически все в моей жизни. Было много сложностей, очень холодно, работа шла на разрыв аорты. Мы снимали неделю, съемочная группа шла отдыхать, а я мчалась из Юрьева в Москву, тут же в Питер, выходила на сцену, а потом прямо в гриме садилась в машину и в поезд - обратно на съемки. И так три месяца. Но я наслаждалась этим процессом, работой с Кириллом Серебренниковым и оператором Олегом Лукичевым. Такие роли случаются редко, и такой жанр тоже - философская история, по сути – притча».
Поскольку у самой Ксении не было опыта личного общения с оперными дивами, то пришлось читать соответствующую литературу. В чем-то ей помогал Лев Абрамович Додин и другие специалисты. А еще Ксения постоянно пела арии. Оперного голоса у нее, конечно же, нет, но это и не важно. Главное было поймать то внутреннее состояние героини.
«Юрьев день» стал очередной большой удачей актрисы. Жюри кинофестиваля «Кинотавр» присудило ей приз за лучшую женскую роль. Картина получила хорошую прессу и благожелательные отзывы зрителей. А режиссер фильма Кирилл Серебренников, отмечая совместную работу с Ксенией Раппопорт, заметил, что эта актриса обладает исключительными качествами, и одно из них - это невероятный свет, который в ней есть.
В 2008 году Ксения Раппопорт, помимо «Юрьева дня», снялась в остросюжетной мелодраме Антона Сиверса «Качели», сыграв Инну Максимовну, преподавательницу в балетном классе. «Вообще, я очень рада, что эта работа свела меня с такими замечательными людьми – Машей Мироновой и Андреем Мерзликиным, - говорит Ксения. - Наши герои составляют любовный треугольник, в котором мне выпала роль беззащитной разлучницы. А в целом фильм о людях, которые борются за свою любовь».
Не забывают актрису и в Италии. В драме режиссера Марии Соула Тоньяцци «Человек, который любит» ей довелось поработать на съемочной площадке с такими звездами, как Моника Беллуччи и Пьер Франческо Фавино. В 2009 году на экраны выйдет еще одна итальянская картина с участием Ксении Раппопорт – комедия Джованни Веронези «Итальянцы».
Также в 2009 году зрители увидят Ксению в ролях: французского археолога Мари де Женуи в картине Сергея Дебежева «Сезон дождей», актрисы МХТ Марии Андреевны в историческом фильме Ильи Макарова и Олега Сафаралиева «Савва Морозов», а также завуча Галины Дмитриевны в одной из новелл в фильме молодых российских режиссеров Елизаветы Соломиной, Александра Баршака, Бакура Бакурадзе и Константина Статского «Сказка-XXI».
У Ксении Раппопорь уже взрослая дочь Даша (1994 г.р.). Как признается актриса, хотя у них совсем разные характеры, они с дочерью большие друзья. О себе же Ксения говорит так: «Я внутри себя страдающий оптимист. Надо признать, люблю все драматизировать, преувеличивать, но при этом не перестаю радоваться жизни. Да, случается, упрусь рогами в какую-нибудь стену, пытаясь ее сдвинуть, хотя рядом существует дверь, которую можно увидеть, если просто сделать шаг назад и выдохнуть… А меня частенько захлестывает…» В материальной сфере, по ее признанию, она - человек совершенно бессистемный и беспомощный. Считать и планировать – это не ее. При этом деньги она тратит легко. Современные ритмы с огромным количеством информации ей даются тяжело, поэтому она старается делать только то, что ей близко. А близок ей кинематограф, и здесь она как рыба в воде. Любая из ее ролей не остается незамеченной, равнодушной зрителю, который платит актрисе искренней любовью.