Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Орсон Уэллс

Orson Welles

17421 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.82
  • Дата рождения: 6 May 1915
  • Дата смерти: 10 Oct 1985
  • Имя при рождении: George Orson Welles
  • Место рождения: Кеноша, Висконсин, США

В избранном у (22)

Kromdwarf thumb kromdwarf
Ray mccoy thumb Рэй МакКой
4asti4ka thumb Марианна
Menumaingsomlol thumb Menumaingsomlol
Profess thumb Profess
Pasha 286 thumb Pasha
Alex587 thumb Alex587
Javidz thumb JavidZ
Ninanika thumb ninanika
Ouroboros thumb singapore sling
Bars2009 thumb Bars2009
Sartpialo thumb garafena
Pipa1703 thumb pipa1703
Chonatski thumb Chonatski
%d0%90%d0%bd%d0%bd%d0%b0choo thumb AnnaChu

Американский кинорежиссер, актер, продюсер, монтажер, оператор и художник.

Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/22887
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000080

Джордж Орсон Уэллс родился 6 мая 1915 года в маленьком городке Кеноша, вблизи Чикаго, штат Висконсин, США.
Его отец, Ричард Хед, - изобретатель-самоучка. Мать, Беатриса Айвз, - известная пианистка.
Орсон был разносторонне одарённым ребёнком. С десяти лет он участвовал в школьных спектаклях, рисовал декорации и руководил репетициями, брал уроки "серьёзной живописи". Юный Уэллс был также музыкантом, фокусником, знал наизусть всего Шекспира.

В 1931 году Орсон поехал в Ирландию на этюды. Истратив почти все деньги на покупку осла и повозки, незадачливый художник остался практически без средств к существованию. Несколько дней он провел ночуя под повозкой.
Когда ночи стали холодными, Уэллс приехал в Дублин и на последние деньги купил билет на спектакль театра "Гейт". Среди статистов оказался знакомый ему студент. Он представил Орсона директору театра, и молодой человек получил первую роль. Здесь выяснилось, что у Уэллса незаурядный актёрский талант.

После гастролей по Ирландии Уэллс отправился в Испанию. В Севилье он писал детективы, выступал в роли тореадора под псевдонимом Американец в бою быков.

Вернувшись в Америку, Уэллс благодаря протекции писателя Торнтона Уйльдера устроился актером в передвижную театральную труппу, а 14 апреля 1936 года в гарлемском театре "Лафайет" состоялась скандальная премьера спектакля "Макбет" в его постановке.
В 1937 году Уэллс и продюсер Джон Хаузмен организовали на Бродвее собственную антрепризу — «Меркьюри-тиэтр» (Mercury Theatre). Здесь Уэллс добился международного признания за новаторский для того времени подход к постановке шекспировского "Юлия Цезаря": одетые в современные костюмы актёры играли на сцене без декораций, освещённые причудливым светом.

В 1938 году труппа «Меркьюри-тиэтр» стала выступать с еженедельными радиоспектаклями на канале CBS. Радиотеатр открылся постановкой «Дракулы» Брэма Стокера. Вскоре Уэллс осуществил радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров», сделав пародию на радиорепортаж с места событий. Действие было перенесено в «настоящий момент», в 30 октября (канун Дня всех святых, когда принято пугать и разыгрывать окружающих) 1938 года в штат Нью-Джерси. Из шести миллионов человек, слушавших трансляцию, один миллион поверил в реальность происходящего. Возникла массовая паника, десятки тысяч людей бросали свои дома (особенно после призыва якобы президента Рузвельта сохранять спокойствие), дороги были забиты беженцами, американцы устремились как можно дальше от Нью-Джерси, а моторизованная полиция, напротив, была направлена в Нью-Джерси. Телефонные линии были парализованы: тысячи людей сообщали о якобы увиденных кораблях марсиан властям. На флоте были отменены увольнения на берег. Впоследствии властям потребовалось 6 недель на то, чтобы убедить население в том, что нападения не происходило. После постановки радиошоу приобрело скандальную известность, и в декабре того же года его спонсором стала компания "Кэмпбелл Суп" (Campbell Soup). Радиотеатр сменил название на «Кэмпбелл плэйхаус» (Campbell Playhouse). Увеличившийся благодаря спонсорской поддержке бюджет позволил приглашать для участия в постановках звёзд театра и кино, таких как Лоуренс Оливье, Лайонел Берримор и др. (оборотной стороной спонсорской поддержки стала необходимость включать в каждый выпуск по три и более рекламы супов Кэмпбелл). В общей сложности, Уэллс принял участие в 78 постановках (из них 56 в рамках «Кэмпбелл плэйхаус»), после чего вынужден был покинуть шоу в конце марта 1940 года из-за невозможности совмещать участие в радиоспектаклях с работой в кино. После ухода Уэллса постановки продолжали выходить в течение ещё одного сезона.

Молодым режиссёром заинтересовался Голливуд. Уэллс требовал контракта, обеспечивающего ему творческую свободу. После долгих переговоров такой контракт был подписан. На студии "РКО" 24-летний Уэллс получил уникальную возможность быть одновременно и автором, и актёром, и режиссёром.
Правда, вскоре выяснилось, что темы, интересовавшие Уэллса, "не годились", его сценарии не нравились, знаменитости отказывались у него сниматься, а руководство студии не решалось финансировать картину без кинозвезд...
В течение одиннадцати месяцев шли споры. Впрочем, Уэллс не терял времени и напряженно изучал кинотехнику и киноискусство.

Наконец 30 июля 1949 года он приступил к съёмкам фильма "Гражданин Кейн". На все основные роли Орсон пригласил актеров театра "Меркюри". В октябре 1940 Уэллс завершил работу над фильмом. По общему мнению, дебютная работа 25-летнего режиссёра стала тем единственным фильмом, который после прихода звука в кино оказал значительное воздействие на мировой кинематограф.
Рассказывая историю Кейна, Уэллс и его соавтор Герман Манкевич многое почерпнули из биографии газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста. Узнав об этом, миллиардер обещал продюсерам большие деньги,если они уничтожат негатив. Фильм тем не менее вышел в прокат, но газеты Херста сделали все, чтобы его потопить. Студия потеряла 150 тысяч долларов.

Съемку своей второй картины - "Великолепные Эмберсоны" (1942) - Уэллс окончил в то время, когда падали бомбы на Перл Харбор. Затем он принял участие как актер, сценарист и продюсер в создании детективного фильма "Путешествие в страх".
В это время в Голливуде повели борьбу с расточительством. Их "Эмберсонов", еще не смонтированных, вырезали (без ведома автора) несколько важных сцен и объявили фильм коммерческим провалом. Уэллса обязали оплатить переделки "Путешествия в страх" и грубо выставили за двери "РКО".

Произошли перемены и в личной жизни режиссёра. 7 сентября 1943 года Орсон заключил брак с кинозвездой Ритой Хейуорт (его первая жена, светская красавица Вирджиния Николсон, происходила из высшего чикагского общества, у них был сын Кристофер).

Уэллс продолжал работать на радио как автор и актёр (а во время войны и как пусблицист-обозреватель), принимал участие в концертах для отбывающих на фронт олдат - он показывал фокусы. 7 июня 1944 года, всего через сутки после высадки союзников, Орсон вел захватывающий репортаж из Нормандии.
Уэллс был либералом левого толка и поддерживал прогрессивные преобразования президента Рузвельта, являясь членом его знаменитого "мозгового треста". Президент даже советовался с ним по поводу своих речей. Орсон участвовал в предвыборной компании Рузвельта.

В Голливуде же новых контрактов ему не предлагали. Уэллс начал много пить. В декабре 1944 года Рита родила дочь Ребекку, но это не спасло их давший трещину брак.
Для встреч с актрисами Орсон снимал квартиру на территории компании "МГМ". Осенью 1945 года Хейоурт объявила, что расстается с мужем. Официально они развелись 10 сентября 1947 года. Позже избранницами Кэллса будут Ирта Китт, которую он называл "самой волнующей женщиной на свете", и югославская актриса Ойя Кодар.

С января 1945 года Уэллс вел рубрику политических новостей в ряде центральных газет, а после войны совмещал работу в театре с деятельностью на телевидении.
Наконец благодаря личной поддержке известного продюсера Сэмюэля Спигеля ему удалось вернуться на киностудию в роли постановщика. Правда, условия были жесткие: Спигель контролировал не только монтаж, но и съёмки. Возможно, именно по этой причине антифашистский фильм "Чужестранец" (1946) не стал лучшим произведением Уэллса.
В 1948 году Орсон получил возможность поставить ещё две картины - "Леди из Шанхая" и "Макбет". после неудачного проката обеих картин режиссёр был вынужден переехать в Европу.

Париж, Лондон, Рим, Марокко, Венеция - Уэллс снимал и снимался всюду, где только имелась возможность.
За "Макбетом" вышел "Отелло" (1952), получивший на Каннском кинофестивале "Золотую пальмовую ветвь". На съёмки фильма в различных концах света ушло около четырёх лет.

В 1955 году Уэллс женился на Паоле Мори. У них родилась дочь Беатрис.
Через два года режиссёр вернулся в Голливуд, где поставил "Печать зла" на основе детективного романа Уита Мастерсона "Знак зла". однако основательная переработка, которой Уэллс подверг литературный первоисточник, вызвала недовольство голливудских продюсеров. Даже триумфальный успех картины в Европе их не успокоил.

Новая страница творчества Уэллса открылась 1962 годом. В течение пяти последующих лет ему удалось снять три фильма, процесс создания которых он контролировал на всех стадиях, от сценария до окончательного монтажа : "Процесс" (1962), "Полуночные колокола" ("Фальстаф", 1966) и "Бессмертная история" (1967).

В 1975 году на экраны вышел художественно-документальный фильм "Ф как фальшивка" (1975), который стал последней большой работой мастера.

Уэллс исполнял главные роли во всех своих фильмах, играл также в картинах других режиссёров. Одной из его самых известных актёрских работ стала роль Гарри Лайма — бойкого и беспринципного дельца, спекулирующего в годы войны на «черном рынке» («Третий человек» — The Third Man, 1949).

В 1975 Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе».

Умер в Лос-Анджелесе 10 октября 1985 года от инфаркта.

Кинофильмы

The Other Side of the Wind
Комедия, Драма
Shogun
Драма, Исторический
The Muppet Movie
Комедия, Приключения
F for Fake
Документальный
Treasure Island
Приключения
La décade prodigieuse
Детектив, Драма
Ватерлоо
Драма, Исторический
Catch-22
Комедия
Start the Revolution Without Me
Комедия, Исторический
Casino Royale
Комедия, Боевик
A Man for All Seasons
Драма, Исторический
Paris brûle-t-il?
Драма, Исторический
Le procès
Детектив, Драма
I tartari
Боевик, Драма
Austerlitz
Драма, Исторический
Touch of Evil
Криминал, Триллер
Moby Dick
Драма, Приключения
Napoléon
Драма, Исторический
Si Versailles m'était conté
Комедия, Драма
The Tragedy of Othello: The Moor of Venice
Драма, Мелодрама
The Black Rose
Исторический, Приключения
Prince of Foxes
Драма, Исторический
The Third Man
Детектив, Триллер
The Lady from Shanghai
Детектив, Драма
Duel in the Sun
Драма, Мелодрама
The Stranger
Детектив, Драма
Follow the Boys
Комедия, Драма
Citizen Kane
Детектив, Драма