Бетт Дэвис
Bette Davis
- Средний рейтинг фильмов: 8.24
- Дата рождения: 5 Apr 1908
- Дата смерти: 5 Oct 1989
- Имя при рождении: Ruth Elizabeth Davis
- Место рождения: Лоуэлл, Массачусетс, США
Aмериканская актриса, которая наряду с Кэтрин Хепбёрн была признана Американским институтом кино величайшей в истории Голливуда.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/106172
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000012
Официальный сайт: http://www.bettedavis.com
Дочь массачусетского адвоката, она с детства мечтала стать актрисой. Первым шагом к славе стало для неё покорение Бродвея, на сцене которого Бетт дебютировала в спектакле "Broken Dishes" ― «Разбитая посуда» (1929). Кинодебют Дэвис состоялся в 1931 году. В следующем году она исполнила свою первую крупную роль — в картине «Человек, который играл бога». На протяжении следующих двух лет в её репертуаре преобладали традиционные для Голливуда тех лет роли роковых соблазнительниц.
Прорыв Дэвис на новый уровень актёрского мастерства случился в 1934 году, когда она исполнила главную роль в киноверсии романа Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих». Более психологически сложной роли ещё не выпадало ни одной голливудской кинозвезде. Хотя с высоты сегодняшнего дня работа Дэвис в этом фильме кажется одним из её крупнейших свершений, соперничество между студиями привело к тому, что она даже не была выдвинута за неё на «Оскар».
Получив наконец самую престижную награду американской киноиндустрии за роль алкоголички в фильме «Опасная» (1935), Дэвис вступила в полосу судебных баталий со своей студией, Warner Bros. Она требовала большей самостоятельности при выборе киноролей, а чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, на некоторое время покинула Голливуд и уехала в Лондон.
Хотя победительницей в споре оказалась студия, Дэвис была предоставлена свобода исполнять её коронные партии ― роли «сильных, властных женщин, стремящихся любой ценой, пренебрегая мнением общества, законами морали, добиться своей цели» (БСЭ). Такова южная красавица в «Иезавели» (1939), во многом спорной картине, за которую Дэвис выиграла свой второй «Оскар». Эта роль была в известной степени утешением за то, что из-за межстудийных договоренностей знаменитой актрисе было не суждено сыграть в «Унесённых ветром».
В сороковые годы Дэвис оставалась одной из самых известных и уважаемых киноактрис мира. В 1939 году она сыграла вместе с Эрролом Флинном и Оливией де Хэвиленд в своем первом цветном фильме — «Частной жизни Елизаветы и Эссекса». Ещё более успешной в прокате была её следующая картина, «Все это и небо в придачу» (1940). На студии Warner Bros. она пользовалась таким авторитетом, что её шутливо называли «четвёртым братом Уорнером». Кроме того, в январе 1941 года она была избрана президентом Американской академии киноискусства.
По мере того как актриса приближалась к сорокалетнему возрасту, ей становилось все сложнее выдерживать конкуренцию молодых старлеток. Критики начали жаловаться на то, что Дэвис оказалась в плену наработанных годами жеманных поз и жестов. В 1943 году её второй муж Артур Хэнсуорт (Arthur Farnsworth) умер при загадочных обстоятельствах. Два года спустя Дэвис вышла замуж за художника Уильяма Шерри (William Grant Sherry), и вскоре у них родилась дочь.
В 1950 году актриса сыграла в одном из самых ярких фильмов классического Голливуда — «Все о Еве». Многие из произнесённых ею строчек разошлись на цитаты, а сама картина была номинирована на 14 «Оскаров» и принесла Дэвис приз Каннского кинофестиваля. На волне успеха Дэвис разошлась с Шерри и вышла замуж за своего партнёра по фильму, Гари Меррила, однако и этот союз нельзя было назвать счастливым.
Практически все последующие фильмы Дэвис не имели успеха. В 1961 году она была вынуждена дать газетное объявление о поиске работы и охотно согласилась поработать с Джоан Кроуфорд в фильме ужасов «Что случилось с Бэби Джейн?», в котором они играли двух стареющих кинозвезд. Выдвижение Дэвис на «Оскар» за роль в этом фильме привело к размолвке с Кроуфорд. Не складывались у неё отношения и со звездами молодого поколения: их она обвиняла в отсутствии должной выучки и профессионализма. В 1962 году Дэвис выпустила книгу мемуаров. Как и многие её интервью, книга отличалась редкой откровенностью.
В 1960-е годы актриса попыталась вернуться на Бродвей, но без особого успеха. Ей постоянно нездоровилось, однако она продолжала сниматься в фильмах, например, в экранизации романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле» (1978). В 1979 году ей была присуждена телепремия «Эмми», а за год до этого она стала первой женщиной, получившей почетную награду Американского института кино. В 1983 году с ней случился инсульт, но частично парализованная актриса продолжала сниматься. Умерла она в возрасте 81 года, возвращаясь с фестиваля в Сан-Себастьяне, где ей была вручена почётная награда.
Интересныe факты
* За вклад в развитие киноиндустрии удостоена звезды на Голливудской аллее славы.
написала freedom @ Fri, 04 Oct 2013 18:32:04 +0400
* Ильф и Петров описали свою встречу с Дэвис в 1935 году в книге «Одноэтажная Америка»:
Еще в каком-то павильоне мы увидели артистку Бетти Дэвис, которую наши зрители знают по картине «Преступление Марвина Блейка». Она сидела в кресле и негромко, но сердито говорила, что вот уже десять дней не может найти часа, чтобы вымыть волосы. Некогда! Надо «выстреливать» картину.
– Я должна сниматься каждый день, – утомленно говорила она, по привычке улыбаясь ослепительной кинематографической улыбкой.
В ожидании съемки актриса с отвращением, вернее – с полным безразличием, смотрела на «сэт»…
написала Liliane @ Fri, 05 Apr 2013 01:26:58 +0400
* Биографы Дэвис отстаивают точку зрения, что это она нарекла награду Американской киноакадемии «Оскаром», заметив её сходство со своим супругом Хармоном Оскаром Нельсоном.
* Актриса номинировалась на «Оскар» одиннадцать раз и выиграла премию два раза. После её смерти обе статуэтки были выкуплены Стивеном Спилбергом, который возвратил их Американской киноакадемии.
* В 1982 году хит-парады США возглавила песня кантри-исполнительницы Ким Карнс «Bette Davis Eyes». Название этой композиции отсылает к легендарным «рыбьим» глазам Бетт Дэвис. В 1940-е годы кинематографисты всячески стремились подчеркнуть необычность её глаз и взгляда при помощи освещения и макияжа.