Изольда Извицкая
Изольда Извицкая
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 21 Jun 1932
- Дата смерти: 28 Feb 1971
- Имя при рождении: Изольда Васильевна Извицкая
- Место рождения: Дзержинск, Горьковская область, РСФСР, СССР.
Советская актриса кино и театра.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/272499
Изольда Васильевна Извицкая родилась в небольшом городке химиков Дзержинске Горьковской области (ныне Нижегородская область). Отец Извицкой работал химиком, мать - педагогом. Девочка росла живой, отзывчивой, непосредственной. Изольда занималась в драматическом кружке Дворца пионеров, где заведующей работала её мама.
Летом 1950 года Изольда Извицкая закончила 10 классов в 5-й средней школе родного городка и тайно уехала в Москву подавать документы во ВГИК. Когда её родители узнали об этом поступке дочери, они поступили разумно: не стали устраивать скандала и позволили ей попытать счастья в столице. Видимо, в душе надеялись на то, что у дочери ничего не получится, и она благополучно вернётся в родительский дом. Однако вскоре из Москвы пришло сообщение: Изольда принята во ВГИК с первой попытки. Она окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1955, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). Стала актрисой Театра-студии киноактёра в Москве.
Во время учёбы Изольда Извицкая начала сниматься в кино. Первоначально это были исключительно эпизоды. Её первые фильмы - приключенческая лента «Богатырь» идет в Марто» (1954), оптимистическая драма «Тревожная молодость» (1954), мелодрама «Первый эшелон» (1955). Ничего особенного в этих картинах Извицкой играть не пришлось, однако само участие в съёмках прибавляло уверенности совсем ещё неопытной актрисе.
На съёмках картины «Первый эшелон» Извицкая познакомилась с 20-летним актером Эдуардом Бредуном, который вскоре стал её мужем.
Звёздным часом Изольды Извицкой стал шедевр отечественного кино - фильм Григория Чухрая «Сорок первый», где она снималась в паре с популярнейшим тогда Олегом Стриженовым. Правда, с её утверждением на роль не всё было гладко. Мало кто до съёмок видел в грациозной, красивой выпускнице ВГИКа диковатую и резкую Марютку из повести Бориса Лавренева. Но успех превзошел все ожидания. Историю любви пылкой революционерки и белогвардейского офицера до сих пор нельзя смотреть без волнения. Роль Марютки была сыграна Извицкой блестяще. Ей удалось передать удивительную цельность натуры своей героини, силу внезапно просыпающегося чувства к белому офицеру и весь трагизм развязки.
Одну из эпизодических ролей казака в фильме сыграл муж Извицкой Эдуард Бредун.
В 1956 году кинолента «Сорок первый» вышла на экраны и была восторженно встречена зрителями. Правда, поначалу французские журналисты встретили приезд советской делегации не очень доброжелательно. В одной из газет даже написали, что в Канны прибыла делегация из Москвы, в которой присутствует «актриса с ногами степного кавалериста» (имелась в виду Извицкая). Это была откровенная ложь, так как внешность Извицкой могла поспорить с внешностью любой голливудской кинозвезды. Однако актриса восприняла этот выпад очень серьёзно и едва не впала в депрессию. Чухраю и Стриженову пришлось немало потрудиться, чтобы найти нужные слова и успокоить её. Через год фильм повезли на Международный фестиваль в Каннах, где он получил специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий».
В один миг неизвестная выпускница ВГИКа стала популярна не только в своей стране, но и за её пределами. Извицкая попала в центр всеобщего внимания. В её честь устраивались бесконечные приёмы. Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с её портретами на обложке, а в Париже вскоре открылось кафе «Изольда».
На родине 25-летнюю звезду тоже не оставили без внимания. У неё появились многочисленные поклонники, среди которых были и довольно известные личности. Могущественный Алексей Аджубей, зять Никиты Сергеевича Хрущёва, известный певец Марк Бернес. А Изольду Извицкую тем временем сделали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это значило, что актриса получила прекрасную возможность беспрепятственно путешествовать по миру. За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес…
В перерывах между поездками Извицкая продолжала сниматься в кино. Казалось, талантливую актрису ждёт большое будущее. Во второй половине 50-х она сыграла в драме «Поэт» (1956), в мелодраме «Неповторимая весна» (1957), комедии «К Чёрному морю» (1957), киноповести «Очередной рейс» (1958).
Изольда Извицкая рассказывала, что во время съёмок кинокомедии «К Черному морю» она поняла, как важен для актёра физический тренинг, как важно уметь владеть своим телом, быть всегда в форме.
В фильме есть такой эпизод: Ирина - Извицкая опаздывает на занятия в автошколу. Сцену пришлось снимать дважды. На первой съёмке оказалось, что актриса не умеет бегать - она безнадежно отстала от сопровождающей её машины с кинокамерой. Спустя несколько недель, на второй съёмке, выяснилось, что скорость, с которой двигалась машина с оператором, слишком мала для Извицкой: она намного опередила автомобиль. Помогли упорные тренировки на стадионе.
Однако ни единственный из этих фильмов не шёл в сопоставление с «Сорок первым», где Извицкая сумела открыть многие грани своего таланта. Во всех этих фильмах она играла хоть и главные, но совершенно похожие роли, сыграть которые без особого труда могла бы любая начинающая актриса. Удовлетворения актрисе они не приносили.
Между тем время шло, а режиссёра, способного предложить Извицкой достойную роль, так и не находилось. Григорий Чухрай вспоминал: «Многие крупные, да и молодые режиссёры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие актёры поистине уникального таланта у нас снимались редко, тогда как на Западе большой успех в фильме открывает дорогу актёру ко многим фильмам».
Начало 60-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Постепенно её перестали приглашать даже на второстепенные роли, и это обстоятельство воспринималось ею крайне болезненно. Слава, едва начавшись, тут же улетучилась, и привыкнуть к этой мысли для Извицкой было труднее всего.
Если бы рядом оказался верный друг, который подставил бы ей плечо, может быть, всё повернулось бы иначе. Однако такого человека рядом с нею не оказалось. Муж Эдуард Бредун, будучи актёром среднего уровня, видимо, завидовал успеху жены и на роль наставника явно не подходил. Говорили, что он сильно обижался, когда на студии ему вслед бросали: «Это Эдик, муж Изольды Извицкой…»
Единственное, что он сумел сделать, — научил жену заглушать обиды водкой. Так постепенно оба стали спиваться. По этому поводу А. Бернштейн рассказывал: «Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять её, обвиняя в пьянстве… Первый в жизни бокал шампанского актриса выпила на свадьбе, когда ей было 23 года. Потом по инициативе Бредуна начался длительный период домашних застолий, на которых царствовали крепкие напитки — водка и коньяк. Влияние алкоголя на её хрупкий организм было разрушительным: уже скоро она начала терять координацию движений, уходить в небытие. Актёры рассказывали мне, что во время кинофестиваля в Горьком из комнаты гостиницы, которую занимали Бредун и Извицкая, был слышен такой разговор: «Мне плохо, Эдик… Я больше не могу пить эту гадость». — «А ты опохмелись, легче будет».
Как это ни кощунственно звучит, но в поведении Бредуна ясно угадывалось желание опустить жену ниже себя. Трагизм ситуации усугубляло то, что актриса не могла иметь детей. В январе 1971 года Эдуард Бредун собрал свои вещи и переселился к подруге жены, некоей продавщице ковров. Уход любимого мужа окончательно добил несчастную женщину: её рассудок помутился. Она закрылась в своей квартире, открывая дверь лишь тем, кто стучал ей условным стуком, и неделями не показывалась на улице, питаясь только сухарями.
Есть, правда, и другая точка зрения. Актриса Майя Менглет, например, утверждала: «Если вам кто-то скажет, что в её смерти повинен Эдик, не верьте. Когда Изольда стала пить, он пытался её лечить, устраивая в больницы. Он с ней устал. И потом, наш киношный мир такой христопродажный, многие ей завидовали, и её депрессию воспринимали чуть ли не с восторгом».
Важно то, что Изольда Извицкая очень любила своего мужа. Поэтому последуем совету Леонида Филатова, сказавшего в телепередаче «Чтобы помнили», посвящённой Изольде Извицкой: «Всё-таки не забудем, что Эдуард Бредун был любимым Изольды Извицкой. Поэтому, если он в чём-то виноват, с него спросится на небесах. А мы поступим в отношении его памяти так, как поступала всегда сама Изольда, умудрившаяся за всю свою жизнь не сказать ни о ком ни одного дурного слова».
В 1963 году режиссёр Сергей Колосов приступил к съёмкам одного из первых в стране многосерийных телефильмов «Вызываем огонь на себя», рассказывающем о борьбе советских разведчиков и польских патриотов в 1941 году на оккупированной гитлеровцами белорусской земле. В главной роли Ани Морозовой снялась жена режиссёра Людмила Касаткина. А её напарницу разведчицу Пашу сыграла Изольда Извицкая. Извицкая справилась со своей ролью блестяще. Почти полтора года, пока велись съёмки, она старалась держать себя в форме, выкладываясь на съёмочной площадке до конца. Многим, знавшим её, тогда показалось, что актриса поверила в себя и впервые за многие годы сможет изменить собственную судьбу. Однако чуда не произошло. «Вызываем огонь на себя» (1964) стал одним из последних фильмов в послужном списке актрисы. После она снялась ещё в пяти картинах.
В 1960-х годах актриса снялась в фильмах «Человек с будущим» (1960), «Мир входящему» (1961), «Армагеддон» (1962), «Цепная реакция» (1962), «Мечта моя» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Каждый вечер в одиннадцать» (1969) и других.
Фильмография актрисы за период с 1954 по 1969 год насчитывает 21 фильм. Большая часть из этих картин – 16, выпала на десятилетие 1954-1964.
В личной жизни - с мужем киноартистом Эдуардом Бредуном она не будет счастлива.
В Театре-студии киноактёра ей предложили роль в новом спектакле «Слава» по пьесе Гусева. Это предложение ободрило Извицкую, она целыми днями учила дома свою роль. И вдруг в конце февраля 1971 г. актриса пропала. Изольда Васильевна неделями не показывалась на улице, не избавившись от пагубной привычки к алкоголю, к которой приучил её супруг.
Тело обнаружили после нескольких дней отсутствия в театре-студии киноактёра.
О смерти одной из красивейших актрис советского кино, некогда знаменитой актрисы сообщила только «Советская культура». Да ещё по Би-би-си сказали, что в Москве от голода и холода, выброшенная из общества, скончалась Изольда Извицкая. Ей было всего 38 лет…
Изольда Извицкая похоронена на Востряковском кладбище в Москве.
Интересныe факты
* Однажды во время гастролей в метель Изольда Извицкая случайно оказалась в глухом поселке. Увидев единственное освещенное окно, она попросилась на ночлег. Наутро, уезжая, она подарила десятилетнему мальчику открытку со своей фотографией и надписью: "Все, о чем мечтаешь, сбудется". А он мечтал стать актером и режиссером. И все действительно сбылось. Мальчика звали Саша, а фамилия у него была Панкратов.
* Будучи членом Советского комитета защиты мира, членом правления Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки и членом Комитета молодежных организаций СССР Изольда Извицкая получала маленькие сувениры, которые бережно хранила. В её коллекции памятных подарков есть один, которым актриса особенно дорожила, - маленькая фотография, сделанная в Бельгии, в Брюсселе, на состоявшемся там кинофестивале. На фотографии изображена она сама, в страхе отталкивающая ружье, которое ей кто-то протягивает из-за кадра. А внизу коротенькая подпись: "Самая миролюбивая женщина". И эта фотография и подпись не случайны - ведь Изольда Извицкая приехала на фестиваль с фильмом "Сорок первый", где она сыграла "женщину с ружьем", свою любимую роль, принесшую ей мировую известность.