Отар Иоселиани
Otar Iosseliani
- Средний рейтинг фильмов: 7.67
- Дата рождения: 2 Feb 1934
- Имя при рождении: Отар Дави́дович Иоселиа́ни
- Место рождения: Тбилиси, СССР (Грузия)
Советский, грузинский, французский кинорежиссёр, сценарист, актёр, монтажер. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1979). Народный артист Грузии (1984). Член Союза кинематографистов России.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/101133
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0409646
Отар Иоселиани – фигура в мировом кинематографе почти уникальная. Добиться успеха в двух совершенно непохожих странах удавалось немногим режиссерам. Иоселиани, сменив в 1984 Советскую Грузию на Францию, умудрился сохранить и свой стиль и свой взгляд на мир.
Учился на механико-математическом факультете МГУ. В 1965 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко).
В 60е-70е годы Иоселиани, казалось, воплощал два великих советских мифа: об «оттепелях 60-х гг.» о Грузии – некоем советском (точнее, несоветском) рае. Сейчас понятно, что поколение «шестидесятников» и стиль жизни, их идеалы, он похоронил ещё в 1971 году, вместе с героем своего лучшего фильма «Жил певчий дрозд». И шутовской хоровод его французских фильмов начал своё живописное бессмысленное кружение уже в тбилисских «Апреле»(1962) и «Листопаде»(1968).За очаровательный ироничный, связанный с традицией немого кинематографа 20х «Апрель» Иоселиани был «назначен» главным грузинским формалистом и «перевоспитывался» на сталелитейном заводе. И дальше снимает он мало, фильмы выходят так называемым «клубным прокатом». После «Пасторали»(1976), странно перекликающейся со знаменитым чешским фильмом И. Пассера «Интимное освещение», Иоселиани шесть лет не дают снимать.
В 1982 году он уезжает во Францию. С 1984 года Отар Иоселиани работал во Франции, куда он эмигрировал из-за проблем с советской цензурой. Сняв во Франции больше фильмов, чем в Грузии, Иоселиани не считает себя французским режиссером. Скорее, он представляет себя членом некоего , в которое входят и Чаплин, и Рене Клер, и Виго.
В 1984 году фильм «Фавориты луны», удостоенный на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. В переводе с шекспировского языка на бытовой, это означает «воры». Так Иоселиани сформулировал своё мнение о человеке.
В Париже, в бесконечном броуновском движении сталкиваются политики, светские дамы, террористы, полицейские. И все они – жулики, воры. Проходимцы. Вчерашняя жертва превращается в преступника. Профессиональный киллер вежливо уступает место в метро вдове человека, которого он убил накануне... В этом современном Вавилоне понятия морали, чести, совести давно забыты. Но и сам Иоселиани не морализирует. Он, скорее, коллекционирует забавных, иногда гротескных, иногда противных, представителей рода человеческого, наблюдает за их суетой и с холодной усмешкой демонстрирует нам всю тщету их усилий.
Специального приза жюри были удостоины ещё два фильма Иоселиани — «И стал свет» (1989) и «Разбойники. Глава VII» (1996). В 1999 году на экраны вышел фильм Отара Иоселиани, в котором он сыграл и одну из главных ролей — «Прощай, дом родной!» (в российском кинопрокате получивший название «Истина в вине»).
Фильмы - «Охота на бабочек»(1990), «Истина в вине»(1999), «Утро понедельника»(2003) – представляют собой мозаику микросюжетов, варьирующих определённый набор тем: распад традиционных ценностей, неспособность современных людей к якобы бесцельному, бескорыстному общению. ( Во многих интервью Иоселиани повторяет, что людей губит не алкоголь, а недостаток человеческого общения). Фильмы Иоселиани последних лет довольно разнообразны, а взгляд на мир становится все более мизантропичным и пессимистическим (характерен его ответ в недавнем интервью на вопрос, как он отличает глупых людей от умных. Иоселиани сказал: «Это же так просто. Смотришь, человек – оптимист, всем доволен – ясно, идиот») При этом кинематограф Иоселиани очень обаятелен, его фильмы приятно смотреть, интересно пересматривать, в них масса смешных ситуаций, колоритных персонажей; режиссер (успевший в молодости получить и математическое и музыкальное образование) безупречно держит ритм фильм. Хороший вкус (главный враг великого искусства, по мнению Пикассо) не дает Иоселиани повышать голос, проповедовать, обличать современный мир (который его не устраивает ни в «советском» ни в «западном» варианте: «Что такое философия либерализма? Это кто кого быстрее удавит»).
Впрочем, не принимая буржуазные ценности, он не верит в благотворность революционного насилия. В 1996 году он снимает в Грузии свой первый - и единственный исторический и политический фильм «Разбойники. Глава VII»: если современный Париж – мир «фаворитов луны», воров, то вся история Грузии – время бандитов, разбойников, палачей; время насилия, бессмысленного и бесконечного.
И уставший от современного мира Иоселиани рассматривает варианты бегства – Африка («И стал свет»,1990), «Маленький монастырь в Тоскане»(1992).
Наконец, в 2000-м режиссер сам сыграл пьяницу-аристократа, в финале фильма «Истина в вине»уплывающего вместе с пьяницей-бомжом из этого фальшивого мира куда-то в туманную даль.
Впрочем, Иоселиани не был бы самим собой, если бы всерьез поверил в возможность бегства. Фильм 2003-го «Утро понедельника» - о том, что и во французской провинции, и в блистательной Венеции маленький человек – раб повседневной рутины, повседневных обязанностей. Зритель должен понять: бежать некуда. Остается кружиться в шутовском хороводе, который уже больше 40 лет выпускает на экран Отар Иоселиани.
Согласно интервью 2006 года, живёт в Грузии, снимает кино во Франци.