Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Александр Зархи

Александр Зархи

74568 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.24
  • Дата рождения: 18 Feb 1908
  • Дата смерти: 27 Jan 1997
  • Имя при рождении: Александр Григорьевич Зархи
  • Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя.

Российский советский драматург, кинорежиссёр, сценарист.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/304496

Первые киносеансы, которые Александр Зархи с друзьями увидел ещё мальчишкой, были одним из самых светлых и захватывающих событий его детства. Александр рос в многодетной семье без отца, и жил на рабочей окраине Петербурга, но в нём проявлялась необыкновенная тяга к любому творческому процессу - к игре на скрипке, к театру драмы, опере и балету. В школе он ходил в драматический кружок, которым руководил отец Кирилла Лаврова, и пьесы для которого писал Николай Чуковский, сын Корнея Ивановича Чуковского. Уже в 14 лет Александр Зархи сыграл свою первую роль старого комика Светловидова из чеховского рассказа «Калхас».
В киноиндустрии Александр Зархи оказался в тот момент, когда «немые» фильмы уже казались зрителю того времени недостаточно выразительными и кинематограф ожидал качественно новый виток развития после появления фильмов со звуком. Первой работой Александра Зархи в кино стало участие в массовке в картине Козинцева и Трауберга «С.В.Д.». Во время съемки сцены на катке 14-летний Зархи самозабвенно катался в кадре, но Козинцеву его присутствие почему-то не понравилось. «Этого пацана, там, на одном коньке, немедленно убрать», - сказал Козинцев. Несмотря на то, что за Александра стал заступаться оператор Москвин, мальчика всё же попросили удалиться с площадки. Будущий режиссер, глотая слезы, стоял за оградой киностудии и клялся, что обязательно сюда вернется. Так и произошло, через год.
В 1920-х годах в Ленинграде был открыт техникум экранного искусства, который Александр Зархи окончил в 1927 году.
После чего, начиная с 1929 года ему было предложено возглавить совместно с Иосифом Хейфицем первую комсомольскую постановочную бригаду ленинградской фабрики «Совкино», которая впоследствии была переименована в киностудию «Ленфильм» и их первой работой была короткометражка «Песнь о металле». В том же году они сделали фильм «Луна слева».
Параллельно с работой, вплоть до 1928 года, Зархи обучался на киноотделении Ленинградского пролеткульта.
Как режиссёр Зархи дебютировал в кино в содружестве с Иосифом Хейфицем, сняв в 1930 году драму «Ветер в лицо», а в 1931 году ими была поставлена картина «Полдень». Но широкая известность пришла к Зархи и Хейфицу в 1935 году после выхода на экран снятой ими комедии «Горячие денечки» о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки. Известность фильм принёс не только своим легендарным создателям, но и паре тогда ещё молодых актёров - Николаю Черкасову и будущей главной «Золушке» страны Янине Жеймо. Актеры создали прекрасную комическую пару, сопровождавшую главных героев Николая Симонова и Татьяны Окуневской. Все актёры в картине сыграли свои роли настолько талантливо, что благодаря их великолепной актёрской игре картина «Горячие денёчки» стала одной из самых популярных отечественных комедий своего времени. До «Горячих денёчков» в арсенале режиссёрских средств Александра Зархи не числилось ни юмора, ни иронии, но работа с комедийным сюжетом помогла молодому режиссёру воспитать в себе мягкую ироничную наблюдательность, что было очень важно для его дальнейшего творчества.
Первым признанным киношедевром, снятым Зархи и Хейфецем, стал фильм «Депутат Балтики» (1936), в котором зрителям был представлен в исполнении Николая Черкасова яркий образ русского профессора, ставшего на сторону революции. Кино в то время должно было выполнять социально-политический заказ, и потому выход на экраны фильма «Депутат Балтики» был вполне оправдан исторически. Новаторство Хейфица и Зархи заключалось в преимущественном интересе режиссёров к психологии и внутренней жизни героя.
Фильм был снят и сыгран с такой искренностью, что сразу заслужил симпатии зрителей. Картина получила Сталинскую премию, «Гран-при» Международной выставки декоративных искусств в Париже и Латунную медаль Международного кинофестиваля в Венеции. Вскоре после успеха фильма «Депутат Балтики» антология отечественного кинематографа пополнилась ещё одним хрестоматийным персонажем, созданным Зархи и Хейфецем – героиней фильма «Член правительства» (1939), стала крестьянка Александра Соколова в исполнении Веры Марецкой. Актриса показала в этой работе духовный рост сельской женщины, ставшей депутатом Верховного Совета СССР.
А дальше, выполняя социальный заказ, Зархи и Хейфиц сняли фильмы «Его зовут Сухэ-Батор» (1942), «Во имя жизни» (1947).

Из более двадцати фильмов, снятых Александром Зархи, половину он снял совместно с Иосифом Хейфицем. Однако в 1950-х годах каждый из соавторов стал работать самостоятельно.
Александр Григорьевич Зархи, обратившись к повседневной жизни строителей снял фильм «Высота» (1957), вошедший во все антологии советского кинематографа. Визитной карточкой фильма стала весёлая песенка «Монтажники-высотники» Родиона Щедрина. Режиссёру удалось представить огромный завод, где монтировалось на высоте оборудование, не столько обычным производственным объектом, сколько экстремальной средой, связанной с риском и романтикой.
Нина Зархи, дочь Александра Зархи рассказывала: «Потрясающая работа Рыбникова, конечно. Такого нет больше типажа, народного такого героя, который был бы при этом так обаятелен и так непрямолинеен в своей народности, в своем народном русском обаянии. Такое точное попадание Инны Макаровой – изумительная работа. Все-таки это был 1956 год. Настроение было хорошее, конечно. Это было уже после XX съезда. И какой-то воздух такой весенний был. Папа очень откликался на всё, что происходило в обществе. Был человеком очень реагирующим на всё. Уличная атмосфера его могла либо превращать в угрюмого человека, либо очень будоражить. Глаза сразу становились комсомольскими».
Он снимает драму «Люди на мосту» (1959) о мужественных строителях моста через реку Северная в Сибири.
Зархи подолгу бывал в простое. Он искал свой материал, это естественно.
Зархи снимает замечательный фильм «Мой младший брат» (1962) о молодых ребятах и их попытке найти себя в жизни, с будущими звёздами кино Людмилой Марченко, Александром Збруевым, Олегом Далем и Андреем Мироновым. Многих удивил его выбор, «Звёздный билет» Василия Аксёнова, который заставили назвать по-другому – «Мой младший брат».
Его дочь Нина рассказывает: «В квартире у папиного камина Аксёнов читал главы ещё не написанного романа. Это неожиданно произвело на папу невероятное впечатление. Папе очень понравился этот роман, ему показалось всё это очень животрепещущим, очень верным, очень уловившим атмосферу надежд, каких-то перемен, выхода из-под этой глыбы сталинского льда. Такого чего-то живого, когда все трое могут быть непохожи друг на друга, быть друзьями. Даже это казалось какой-то новацией, каким-то окном в обыкновенную человеческую жизнь, в которой все разные. Даже это казалось каким-то свежим. И одновременно чуть-чуть опасным, запретным».

Вскоре, режиссёр, обратившись к классике, задумал экранизировать знаменитый роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Зархи поставил фильм «Анна Каренина» (1967), считающийся одним из лучших кинематографических прочтений этого романа.
Это был очень важный этап в творчестве художника. Прекрасно понимая, на что он посягает (роман был уже неоднократно экранизирован до этого), Зархи попытался передать главную мысль великого произведения — показать судьбу женщины в современном Толстому обществе. И во многом благодаря режиссёрской установке и проникновенной игре Татьяны Самойловой (исполнительницы заглавной роли) эта задача была решена. Не отмеченная престижными кинематографическими наградами, картина Зархи отличалась внимательным отношением к историческому контексту и сильным актёрским ансамблем. В фильме сыграли Татьяна Самойлова, Николай Гриценко, Василий Лановой и Анастасия Вертинская. По итогам сезона 1968 года картина стала одним из лидеров всесоюзного проката, собрав свыше 40 миллионов зрителей.
Актриса Татьяна Самойлова, сыгравшая роль Анны Карениной, вспоминала о съемках: «Мы искали, чтобы билось наше сердце. Вместе - и его, как художника и режиссера, и мое, как актрисы. Чтобы это был вид соответствующий XIX столетию. Чтобы это были костюмы, чтобы это был грим интересный. Все это было поиском, работали мы над этим четыре года: два года писался сценарий, два года мы снимали. Картина, с моей точки зрения, получилась безумно интересная. Дивный Гриценко, замечательный Лановой, дивная Ия Саввина, великолепная Плисецкая и прекрасная музыка Щедрина. Прекрасная – лязгающая, ненавидящая, всю эту тему любви презирающая, изнемогающая злобой по поводу этой темы».
Главным приёмом Зархи была ставка на актёрский талант. Сам кинодраматург говорил: «Мои картины скорее подтверждают точность выбора актёра». Поэтому на главные роли он приглашал таких звёзд советского кино как Татьяна Самойлова, Николай Черкасов, Николай Рыбников, Вера Марецкая и многих других известных актёров.
Нина Зархи, дочь Александра Зархи рассказывала: «Страстная папина любовь к актёрам она тоже была связана с его человеческим даром. Он действительно любил людей. И актёра, как единственного и главного посредника в рассказе о человеке, он просто боготворил. Он считал, что всё можно сделать через актёра. Почему мне и кажется, что это кино живое...Я недавно посмотрела «Мою Родину», снятую в 1933 году, которую папа, и я этого не знала, оказывается и Хейфиц тоже, считал их лучшей картиной. У этой картины драматическая судьба. Её недавно открыли. Выяснилось, что её не смыли до конца, там смыта одна часть, но вообще картина сохранилась. Она стала просто открытием для киноведов. Я её посмотрела. Там есть такие кинонаходки! Она до сих пор живая, потому что это черно-белое кино, которое работает как цветное. Это фантастическое понимание кадра, работы со светом - как пластически работает свет, меняясь в кадре, в одной и той же мизансцене меняется освещение и абсолютно меняется атмосфера. Все это притом, что речь идет о каких-то, сегодня кажущихся простыми, примитивными, вещах. Работа чистой кинопластикой позволяет в эту картину просто входить, как в какое-то магическое приключение. Эта картина - абсолютное визуальное приключение». Тем не менее, Зархи и Хейфица за создание фильма, который порочил Красную армию, наказали отлучением от кинематографа на два года.

Сам Зархи при личном знакомстве никогда не производил впечатления «настоящей звезды». В потёртом джинсовом костюмчике, по отзывам современников, он был похож на постаревшего Чарли Чаплина. «Александр За-рхи, народный артист», - представлялся неизменно режиссёр.

В 1973 году режиссёр экранизировал роман К.А.Федина «Города и годы».
На заключительном этапе своей режиссёрской карьеры Зархи обратился к жанру биографического фильма, сняв в 1980 году фильм «26 дней из жизни Достоевского» и фильм «Чичерин» в 1986 году.

Фильмография Александра Зархи за период с 1928 по 1985 год насчитывает более 25 картин, которые он сделал как режиссёр и к 15 фильмам он писал сценарий.
Член СП СССР (1947). Член СК СССР (1957).
Александр Зархи работал на киностудиях Ташкента, Тбилиси, Баку, Минска.
С 1955 года — режиссёр на киностудии «Мосфильм».
Александр Зархи был консультантом по творческим вопросам при руководстве «Мосфильма».
Об Александре Зархи была подготовлена телевизионная передача из цикла «Легенды мирового кино».

Умер Александр Григорьевич Зархи в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10, ряд № 9, место № 4).

Интересныe факты

* Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Гран-при, фильм «Депутат Балтики»).
* Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Депутат Балтики» (1936).
* Венецианский кинофестиваль (1946, Латунная медаль за фильм «Депутат Балтики»).
* Сталинская премия первой степени (1946) - за фильм «Разгром Японии» (1945).
* Кинофестиваль в Карловых Варах (1957, Главный приз, фильм «Высота» (1957).
* Международный кинофестиваль в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957, Золотая медаль, фильм «Высота»).
* Всесоюзный кинофестиваль (1958, Особый приз, фильм «Высота»).
* Народный артист СССР (1969).
* Герой Социалистического Труда (1978).
* Орден Ленина (1978).
* Три ордена Трудового Красного Знамени.
* Медали.

написала ninanika @ Tue, 26 Aug 2014 01:11:39 +0400

Кинофильмы

Анна Каренина
Драма, Мелодрама
Высота
Мелодрама
Малахов курган
Драма, Исторический