Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская
- Средний рейтинг фильмов: 8.36
- Дата рождения: 19 Dec 1944
- Имя при рождении: Анастасия Александровна Вертинская
- Место рождения: Москва, РСФСР, СССР.
Cоветская и российская актриса театра и кино.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/198151
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0895034
Анастасия Вертинская - представительница славной художественно-артистической династии Вертинских.
Её отец, Вертинский Александр Николаевич (1889-1957), великий русский шансонье, композитор, поэт, киноактёр, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни.
Её мать - Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна, художница и актриса.
Старшая сестра Анастасии Вертинской - Марианна Александровна Вертинская (1943) - является актрисой Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: «Он старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными».
Как-то спохватившись и решив, что они воспитывают детей не так, «не по-советски», Вертинские снарядили Настю и Марианну в пионерский лагерь. Собрали два кожаных немецких чемодана, наложили туда тёплой одежды и всяческих продуктов и отправили дочерей туда, где из них должны были сделать настоящих советских гражданок. «О, это был опыт, действительно! Ничего не помню об этом лагере, кроме дикого чувства голода», - вспоминает Анастасия. Когда они вернулись домой, у них был один фибровый чемодан на двоих, в котором лежала застиранная майка с вышитым «Коля К.» и сатиновые трусы, с надписью «4 отряд». С диким матом на все буквы алфавита, расчёсывая вшивые волосы до крови, сёстры ввалились в квартиру. Не поздоровавшись с родителями, они рванули на кухню и стали руками есть котлеты, продолжая материться. Остолбенелый отец долго стоял в прихожей, а потом в растерянности ушел в свой кабинет. После напрасных стараний вывести вши, девочек обрили наголо, а затем отправили на курорт - отдыхать после лагеря.
В 1961 году, ещё школьницей, Анастасия дебютировала в кино, сыграв главную роль Ассоль в фильме Александра Птушко «Алые паруса» по одноимённой повести Александра Грина, где также были заняты многие настоящие и будущие звёзды советского кино, в том числе Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев. Незаурядная внешность, искренность в исполнении помогли юной актрисе завоевать симпатии зрителей.
Правда говорит Ассоль в фильме голосом актрисы Нины Гуляевой. «Насте было 15 лет, и она не смогла профессионально озвучить свою героиню, - рассказывает Нина Гуляева. - Поэтому режиссёр пригласил на озвучание меня».
Вторая сыгранная ею роль принесла ещё большую известность - Вертинская исполнила роль Гуттиэре в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», поставленной по книге Александра Беляева.
В 1962 году Вертинскую в возрасте восемнадцати лет приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Юная актриса много гастролировала, в составе актёрских бригад объездила всю страну.
Юная Анастасия Вертинская была уже на гребне успеха и в лучах зрительской любви, когда судьба подарила ей встречу с принцем Датским - Иннокентием Смоктуновским. Её, восемнадцатилетнюю непрофессиональную актрису, пригласил режиссёр Григорий Козинцев на роль Офелии в экранизации «Гамлета» Шекспира, роль мирового репертуара. Трудно было ожидать от непрофессиональной и, естественно, неопытной артистки глубинного погружения в образ, но Вертинская справилась, проникнуть в образ во многом ей помогла гениальная музыка Шостаковича.
Через год после постановки "Гамлета» Козинцев во вступительной лекции "О режиссуре» напишет: "У неё были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные - хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения. Но её духовное содержание, мягко говоря, было не так уж велико. Может быть, она пострадает в жизни и её духовное существо разовьётся, но тогда, когда я начал работать с ней, оно было крохотным, и образ нужно было лепить. Всё было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает».
Офелия стала этапной ролью для Анастасии Вертинской. Она впервые поняла, что хочет стать актрисой. Г. Козинцев, присутствие И.М. Смоктуновского, Шекспир, атмосфера, подход к материалу - всё соединилось в профессию, которая не только ремесло, но и таинство.
После «Гамлета» Вертинская становится одной из самых востребованных актрис. Будучи студенткой театрального училища имени Б.В.Щукина, она была приглашена на роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1966-1967). «Режиссёр Сергей Бондарчук предложил смелую и неожиданную трактовку образа, при котором «маленькая княгиня» становилась трагической фигурой, - вспоминает А.Вертинская. - Недалекая, неумная, ограниченная женщина. Прелестная, хорошенькая, уютная. Возможно, останься она жива, мы не полюбили бы её. Ведь она была женой князя Андрея, а что она рядом с ним?.. Думаю, их пути все равно разошлись бы, слишком разными они были. Но Лиза умерла. А в душе князя Андрея на всю жизнь остался этот немой трагический вопрос: «Зачем? За что? За что погиб человек?» Мне кажется, Толстой предостерегает здесь от той роковой ошибки, которую мы иной раз совершаем, не замечая любви ближнего. Снимаясь в «Войне и мире», я поняла, что можно, не играя трагедии, создать образ трагического звучания».
В 1967 Анастасия Вертинская окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина.
Следом за «Войной и миром" Вертинская снялась в роли Кити Щербацкой в еще одной экранизации Льва Толстого «Анна Каренина" (1968). Она была очаровательна в сценах беременности толстовских героинь. Ее маленькая княгиня Кити несли в себе таинство, перед которым преклонялся великий писатель. Сыграв в таком юном возрасте роли в экранизациях вершин мировой классической литературы, Вертинская достигла необыкновенной популярности.
С 1968 года Анастасия Вертинская - актриса ведущих московских театров: театра имени Пушкина, имени Евгения Вахтангова, «Современник», позднее играла в театре драмы и комедии на Таганке, МХАТе (1980-1989).
Среди её работ в театре - Нина Заречная («Чайка» А.П.Чехова), Елена Андреевна («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Лиза («Живой труп» Л.Н.Толстого), Эльмира («Тартюф» Мольера), Дотти («Прекрасное воскресенье для пикника» Т.Уильямса), а также ведущие роли в спектаклях «Покой нам только снится», «12-я ночь», «Валентин и Валентина».
В уникальном театральном эксперименте Анатолия Эфроса - постановке «Бури» У.Шекспира Анастасия Вертинская сыграла сразу две роли - Просперо и Ариэля.
И на экране, и на сцене Анастасия Вертинская воплощает образы литературных героинь из произведений самых разных форм и жанров, сочинённых писателями самых разных эпох и направлений.
Она - актриса утонченной психологической глубины и, по словам выдающегося режиссёра Анатолия Эфроса, «столь физически естественна и обладает такой изысканной актёрской грацией, что это кажется порой невероятным».
В 1989 году российские зрители смогли увидеть её необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле «Мираж, или Дорога русского Пьеро», приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца.
Одновременно с работой в театре Анастасия Вертинская продолжает много сниматься. За «Анной Карениной» последовали картины: «Влюбленные» (1969), «Не горюй!» (режиссер Г.Данелия, по роману французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен», 1969), «Случай с Полыниным» (по повести К.Симонова, 1971), «Преждевременный человек» (режиссер А.Роом, по незавершённой повести М.Горького «Яков Богомолов»), «Человек на своем месте»... Почти одновременно с работой в картине по повести М.Горького Анастасия Вертинская снялась в фильме по сказке Шварца «Тень».
В 1978 году Михаил Козаков снял телевизионный фильм «Безымянная звезда» по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастиана с Анастасией Вертинской в главной роли. Роль Моны была для Вертинской органичной, а потому удачной, о которой актриса всегда вспоминает с нежностью.
В 1979 году режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил Анастасию Вертинскую озвучивать роль Констанции Бонасье, которую сыграла Ирина Алфёрова. Как утверждает режиссёр: «Сделала она это просто великолепно, таким дрожащим голосом. Потому что сама была влюблена - после «Безымянной звезды» у неё был роман с Мишей Козаковым, который озвучивал кардинала. Может быть, им обоим об этом неприятно вспоминать. Но пусть они меня простят, потому что это было просто великолепно и очень красиво».
Анастасия Вертинская не раз снималась с красивыми и талантливыми актёрами.
В телесериале «Овод» (1980) по роману английской писательницы Этель Лилиан Войнич, где она играла Джемму, в роли Артура дебютировал Андрей Харитонов. В вышедшем вслед за «Оводом» фильме «Кража» по пьесе Джека Лондона вновь состоялся дуэт Анастасии Вертинской и Иннокентия Смоктуновского.
В 1988 году на экран вышли сразу две картины с участием Анастасии Вертинской - «Ждите Дон Кихота и Санчо» (по роману Сервантеса) и «Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазии на тему Марка Твена». В этих фильмах Анастасия Вертинская сыграла два «отрицательных» персонажа: герцогиню и королеву Моргану.
В 1991 году она снялась в режиссёрском дебюте Андрея Харитонова «Жажда страсти» по мотивам прозы Валерия Брюсова «Земная ось. Рассказы и драматические сцены (1901-1906)»: «В зеркале. Из архива психиатра», «Теперь, когда я проснулся. Записки психопата», «Мраморная головка. Рассказ бродяги» и др. В этом фильме актриса блестяще создает образ изысканной аристократки «бель эпок», обуреваемую страстями.
Среди последних работ Анастасии Вертинской - роль в картине «В городе Сочи темные ночи» (режиссер В. Пичул), Маргарита в фильме «Мастер и Маргарита» (1994, режиссер Ю.Кара) по роману М.Булгакова и Атаманша в картине Александра Абдулова "Бременские музыканты» (1999).
Фильмография Анастасии Вертинской за период с 1961 по 2002 год насчитывает 35 фильмов.
В течение ряда лет вместе с Александром Калягиным Анастасия Вертинская преподавала актёрское мастерство в Оксфорде, в Париже (с театром «Комеди Франсез», в Чеховской школе), в Швейцарии (в европейской киношколе).
На сцене парижского театра «Nanterre des Amandiers» вместе с учениками поставили спектакль «Чехов. Акт III», куда вошли третьи акты из «Дяди Вани", «Трех сестер» и «Вишневого сада». Самые кульминационные чеховские акты, собранные в одном спектакле, помогли создать и ощутить некий образ нашего времени.
В 2000-е годы А. Вертинская отошла от активной сценической работы. Она не раз говорила, что причиной тому — всего лишь отсутствие интересных предложений, и поэтому она не исключает возможности возвращения на большую сцену. В одном из интервью актриса заметила, что «сделала в кино достаточно» и не имеет желания «играть маму киллера». Более того, уход со сцены доставил ей немалое облегчение. «Наконец-то я поняла, что можно жить и не беспокоиться, что какое-то время тебя никто не увидит на сцене, на экране, вообще не увидит. И ничего страшного. Это вечное, изматывающее актёрское беспокойство, наконец, оставило меня», — признавалась она.
Единственной заметной её ролью в 2000-х годах стала Элиза в антрепризном спектакле «Имаго» (2002) (пьеса М. Курочкина по мотивам «Пигмалион» Бернарда Шоу) в постановке Н. Чусовой: после возвращения из-за рубежа актриса впервые за много лет вышла на сцену и многих шокировала своим крайне необычным образом. «Многие критики меня ругали, и, возможно, вполне справедливо, но я не могла удержаться, чтобы опять не нарушить все каноны. Это было время, когда я больше не хотела выходить в образе Раневской и выяснять, продан Вишнёвый сад, или не продан, в эпоху, когда он — давно продан. Мне эти образы уже не кажутся больше по жизни привлекательными. Мне показалось привлекательным это помоечное существо, которое превращалось из куколки в какого-то мотыля», — рассказывала об этой роли А. Вертинская в фильме «Другие берега».
Анастасия Вертинская является автором телепрограмм «Золотое сечение» и «Другие берега» (по жанру: что-то вроде литературно-музыкально-философской композиции «о душе»! выходивших на канале ОРТ.
По словам актрисы, играть антрепризные спектакли ей «интересно, если существует достойная пьеса. Но, как правило, для антреприз берут пьесы западные, написанные лет двадцать назад: люди не из нашей жизни обсуждают свой быт. Это не то, что хочется играть». Она признала, что не имеет никаких творческих планов, но подчеркнула, что не видит в этом драмы: «Я, скорее, вижу драму в том, что не снимаются Марина Неёлова, Лена Коренева — актрисы такого уровня».
В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актёров (с 1996 года - Благотворительный фонд актёров). Эта идея родилась из осознания трагичности ситуации, в которой оказалось российское театральное искусство. Помимо оказания благотворительной помощи наиболее нуждающимся ветеранам театра и кино фонд призван поддерживать инициативные начинания и молодых актёров, режиссёров, драматургов, педагогов.
Под руководством Анастасии Вертинской и при её личном участии фонд оказывает поддержку дому-музею Бориса Пастернака в Переделкине, музею Чехова, Российской государственной библиотеке по искусству, храму Успения Богородицы в Путинках, театру слепых и слабовидящих детей и др.
Благодаря усилиям Анастасии Вертинской были установлены памятники актерам О.Борисову и В.Капустиной, мемориальная доска на доме, где жил Марк Бернес.
При её непосредственном участии во Франции и в России были отреставрированы и выпущены компакт-диски с записями Александра Вертинского «Alezandre Vertinsky», «Песни любви», «Легенды века».
При всей своей популярности, Анастасия Вертинская всегда держалась как бы чуть отстраненно от общества. Она любит уют, комфорт. Вечерами пишет новеллы, сценарии, дневники.
Обладает необычайными кулинарными талантами, особенно любит сибирскую, грузинскую и китайскую кухню.
«Я увлечена прежде всего искусством кухни. Особенно русской кухни, которую я помню по своей семье и по семье Михалковых-Кончаловских», — говорила актриса в интервью «Известиям». Во многом эта страсть передалась ей от бабушки-сибирячки, которая «…потрясающе владела сибирской кухней, а выйдя замуж за грузина, обучилась грузинской».
В последние годы А. Вертинская курирует поваров в московских ресторанах Степана Михалкова. Именно сын предложил ей «разработать именное меню», позволив таким образом реализоваться на новом поприще.
Сын Анастасии Вертинской (от брака с актёром и режиссёром Никитой Михалковым), Степан Никитович Михалков (1966), работает в рекламном бизнесе, по профессии - режиссёр, основатель и организатор фестиваля видеоклипов «Поколение».
Бо́льшую часть времени в последние годы Вертинская проводит с внуками.
Александра Михалкова (род. 1992) учится в МГУ на историческом факультете.
Василий (род. 1999), Пётр (род. 2002), они школьники.
Все трое зовут её «Нана», никогда — не «бабушка». О своей новой жизни вне сцены Вертинская рассказывала: «Я была одержима профессией. Ясно было, что моё призвание — это театр. И предлагать мне формулу, что женщине главное быть женой… было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас.
Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке - это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак - это аскеза. И я не готова на неё пойти.
У меня и так семья многодетная, мне хватает опёк и забот, но меня никто ни к чему не принуждает. Сын самостоятелен, у внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда и когда хочу. Другое дело, я их обожаю, я к ним рвусь и если в субботу — воскресенье их не тискаю, то очень скучаю…».
В настоящее время Вертинская живет и работает в Москве.
Она и сейчас выглядит на тридцать пять! У людей, подобных Вертинской, счетчик возраста после сорока начинает крутиться в обратную сторону. Она словно бы принимает мифическое «средство Макропулоса». Практически никто не называет Вертинскую Анастасией Александровной, для всех она по-прежнему просто Настя.
Интересныe факты
* Признание и награды
1981 — Заслуженная артистка РСФСР
1988 — Народная артистка РСФСР
2005 — актриса получила награду Орден Почёта