Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
10/10

Триумф Смерти

Рецензия на фильм «Костница»

21249 thumb
В самом центре Европы, в семидесяти километрах от столицы Чехии, Праги, в местечке Седлице, по сей день стoит готическая часовня под названием Костница, интерьер которой полностью создан из человеческих костей. По подсчетам антропологов, на внутреннее убранство пошли останки почти 40 тысяч человек. Первые захоронения в склепе Седлице восходят к страшным временам эпидемии чумы (Чёрной Смерти) середины 14-го века. Позднее, к ним добавились погибшие в эпоху религиозных гуситских войн начала 15 столетия. 
 
То, что Ян Шванкмайер
получил в 1969 году официальный заказ на создание кино-документа об уникальном чешском памятнике истории и культуры, не вызывает ни малейшего удивления. Кто, как не Шванкмайер, мог создать достойный кино-портрет мрачного и будоражещего воображение и душу мемориала торжествующей, всё-разрушающей смерти? Уже тогда, более 40 лет назад, Шванкмайер был известен как самый оригинальный и талантливый чешский режиссёр — мультипликатор, соединивший совершенно разные творческие методы в своей работе. Нон-конформист, открыто объявивший себя «воинствующим сюр-реалистом», он с первых же фильмов, выказывал интерес к демонам неосознанного и призывал вернуть «иррациональному» подобающее место в человеческом сознании. Стилистически, фильмы Шванкмайера и до, и после «Костницы» впeчaтляют богатством и разнообразием выразительных средств. Он вводит в привычное кино-пространство кукол и гигантские марионетки, щедро использует коллажи, рисованную и пластилиновую анимацию. Смешивая и высвечивая разнообразные объекты в гармонии и контрасте, Шванкмайер буквально вдыхает в них жизнь, оправдывая своё прозвище «Пражский чародей». В его коротких фильмах куски сырого мяса томно прижавшись, танцуют знойное танго. Безобидный вязаный носок вытягивается в шипящую, угрожающую змею. Два бесформенных комка глины принимают человеческие очертания, тянутся друг к другу в чувственном томлении и расплавляясь в страстном объятии, сливаются в единое целое, производя на свет новый, маленький комок, моментально заливающийся плачем. В другом фильме, комки глины, втиснутые в тесный ящик, начинают превращаться в части тела и собирать себя в человека, иллюстрируя единство творца и его создания, которому в конце концов становится тесно в заданных пределах. Это идеальная метафора творчества самого Швнакмайера, который, подобно своему кумиру, Луису Бунюэлю, включал в фильмы свои собственные страхи, фобии, и диссидентские взгляды. 
 
Десятиминутную полу-документальную хоррор-короткометражку «Костница» (1970) отличает от других работ Шванкмайера полное отсутствие анимации. Он использует только документальные кадры и контрастный монтаж, чередующий статические изображения и неторопливые наезды камеры со взрывами мгновенно сменяющих друг друга образов, заснятых в немыслимых ракурсах и создающих полную иллюзию вечного движения. Шванкмайер справедливо полагал, что образы Седлецкой часовни-костницы и атмосфера, которую они создают, настолько выразительно мрачные и жуткие сами по себе, что дополнительные эффекты ничего нового не добавят. Темы старения, разрушения и смерти захватывают со вступительных кадров фильма: старик медленно крутит скрипящие педали велосипеда на ухабистой дороге, ведущей к ветхой часовне; в глазнице каменного черепа, мимо которого проезжает велосипедист, притаилась улитка — известный, но от этого не менее пронзительный, сюр-реалистический символ вечного круговорота жизни и смерти. 
 
Вступая под своды часовни-склепа-музея, зритель присоединяется к семи-минутной экскурсии, которую ведёт для группы школьников младших классов смотрительница музея. Не будучи экскурсоводом-профессионалом, она проработала в костнице около полутора лет, следя за порядком и отмывая надписи, сделанные на костях шариковыми ручками туристов, решивших приобщиться тaким путём к вечности. Это из её воодушевлённого рассказа посетители (и зрители) узнают, что в 1870 году, владелец местных земель, граф Шварценберг нанял искусного резчика по дереву, мастера Франтишека Ринта для того, чтобы как-то упорядочить залежи костей, накопившихся в склепе за долгие столетия. Ринт, его жена и двое детей практически жили в склепе, разбирали кости, чистили и мыли их. Ринт сверлил в костях дырки, продевал через них медные провода и следуя за своей фантазией, соединял их в причудливые предметы и орнаменты. Убранство включает кресты, дарохранительницы, гирлянды, пирамиды из черепов. Ринт выложил из костей фамильный герб Шварценбергов. Как истинный художник, он оставил свою подпись — имя и дату начала работы, 1870, выложенные на стене рядом со входом в костницу из единственного материала, бывшего в его распоряжении — человечеких костей. Самой известной работой мастера Ринта, вызывающей у посетителей восторг, смешанный с оторопью, стала огромная люстра-канделябра, в которую входят все кости человеческого тела, закрепленная на потолке зажимом из человеческой челюсти. Гид с гордостью сообщает, что правительство США предложило правительству Чехословакии продать люстру за $100, 000, но предложение было отклонено. Рассказчица часто останвливается, чтобы пристыдить школьников, чьё внимание быстро рассеивается, и они норовят украдкой потрогать кости, украшающие стены или быстро оставить автограф на одном из черепов. Дети (к счастью для них) не понимают и не принимают окончательной финальности смерти, не осознают её грозного величия, и не испытывают трепета, который приходит с возрастом, гораздо позже. 
 
Во время рассказа, камера Шванкмайера, единственный предмет, которому режиссёр позволил свободное движение под сводами Костницы, как загипнотизированная, всматривается в это артистичное, хранящее вечное молчание, но от того ещё более мрачное Memento mori и, то неспешно фиксируя внимание на отдельных предметах, то, как безумная, взлетая под немыслимыми углами к самым сводам, запечатлевает никогда не заканчивающийся триумф смерти. 
 
После того, как экран опустел, в голову приходит много мыслей, приличествующих посещению (или кино-посещению) этого единственного в своём роде музея смерти. И то, что жизнь так коротка, и что всё пройдёт и все пройдут, и оставь надежду всяк сюда входящий… Но затем начинаешь невольно размышлять о том, какие восхитительно-жуткие фильмы ужасов можно было бы снять, используя Костницу как съёмочную площадку, и вдруг осознаёшь, что лучший из таких фильмов ты только что посмотрел.
 
 
@ Mon, 30 Sep 2013 15:09:21 +0400

Комментарии к рецензии (19)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 30 Sep 2013 15:13:10 +0400

10-минутный фильм и прекрасная рецензия. "Этот Кувшин пуст - мы будем в него бросать кости". Plus smile

wildberries
  • Кинокритик
  • Mon, 30 Sep 2013 16:50:33 +0400

Шикарная рецензия. В завершении пробрало таки на мурашки )

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Mon, 30 Sep 2013 20:35:15 +0400

Мы видели всё это воочию, так сказать. Поразительно, конечно. Но больше всего меня поразили туристы, которые с улыбочками фотографировались между пирамидами из черепов...

theghostka
  • К.Модератор
  • Mon, 30 Sep 2013 21:27:04 +0400

Обычно я читаю рецензии после просмотра фильма... Хочется сверить свои впечатления с авторскими. На сей раз решил сделать наоборот. Рецензия очень хороша, т.к. сразу возникло желание посмотреть фильм. Что и собираюсь сделать прямо сейчас.
Естественно, плюс mrgreen

moviefan_us
AZZYMUT писал:

Мы видели всё это воочию, так сказать. Поразительно, конечно. Но больше всего меня поразили туристы, которые с улыбочками фотографировались между пирамидами из черепов...

Рада Вас видеть. Давно Вы не писали рецензий. Надеюсь, что это временно. smile

Спасибо за коммент. Давно хотела поговорить с кем-нибудь, кто видел это воочию. Я короткометражку увидела впервые лет семь назад - у меня был период активного увлечения Шванкмайером, и я покупала диски с его мультфильмами и раннего и более позднего периода работы, его полнометражные фильмы: Алиса, Фауст, Заговорщики наслаждений (очень хорош, кстати) А этот был очень редкий по тем временам и вошёл в диск -антологию "Костница и Другие Истории", который был выпущен осенью 2006 года. С первого просмотра, Костница стала самым любимом коротким фильмом ЯШ. У меня лично в мозгу не укладывается сама идея - убранство из костей. Хотя настроение вызывает весьма философическое. Но Шванкмайер здорово соединил жуткие картины и этот обыденный, несколько восторженный, обиженный за непочтительное отношение к часовне, голос за кадром. Ещё одна мысль сверлит. Мастер Ринт провёл с семьёй 10 лет в склепе. Выходили ли они наружу? Как дети росли в таком окружении? Чем они играли? В буквальном смысле, в кости? Как на их душевном здоровье отразилась такая обстановка? Вот такое кино бы кто-нибудь (да сам Шванкмайер) поставил - в самой Костнице с анимацией.

moviefan_us
theghostka писал:

Обычно я читаю рецензии после просмотра фильма... Хочется сверить свои впечатления с авторскими. На сей раз решил сделать наоборот. Рецензия очень хороша, т.к. сразу возникло желание посмотреть фильм. Что и собираюсь сделать прямо сейчас.
Естественно, плюс mrgreen

Спасибо! Надеюсь, что эта короткая "прогулка" по уникальнейшему в своей ненормальности, всё же, месту, Вам запомнится.

moviefan_us
Wildberry писал:

Шикарная рецензия. В завершении пробрало таки на мурашки )

Спасибо. Очень уж сильный фильм. Тем сильнее, что подано это без нажима. Обыденность окончательной финальности увиденного в соединении с манерой рассказа производят огромый эффект.

moviefan_us
TEKTONIC писал:

10-минутный фильм и прекрасная рецензия. "Этот Кувшин пуст - мы будем в него бросать кости". Plus smile

Хороший каламбур. smile

Как ни странно, но юмор тоже в "Костнице" присутствует - мрачный, конечно, но тем-не менее.

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Mon, 30 Sep 2013 22:25:24 +0400
Je ne regrette rien писал:

Рада Вас видеть. Давно Вы не писали рецензий. Надеюсь, что это временно. smile

Спасибо за коммент. Давно хотела поговорить с кем-нибудь, кто видел это воочию. Я короткометражку увидела впервые лет семь назад - у меня был период активного увлечения Шванкмайером, и я покупала диски с его мультфильмами и раннего и более позднего периода работы, его полнометражные фильмы: Алиса, Фауст, Заговорщики наслаждений (очень хорош, кстати) А этот был очень редкий по тем временам и вошёл в диск -антологию "Костница и Другие Истории", который был выпущен осенью 2006 года. С первого просмотра, Костница стала самым любимом коротким фильмом ЯШ. У меня лично в мозгу не укладывается сама идея - убранство из костей. Хотя настроение вызывает весьма философическое. Но Шванкмайер здорово соединил жуткие картины и этот обыденный, несколько восторженный, обиженный за непочтительное отношение к часовне, голос за кадром. Ещё одна мысль сверлит. Мастер Ринт провёл с семьёй 10 лет в склепе. Выходили ли они наружу? Как дети росли в таком окружении? Чем они играли? В буквальном смысле, в кости? Как на их душевном здоровье отразилась такая обстановка? Вот такое кино бы кто-нибудь (да сам Шванкмайер) поставил - в самой Костнице с анимацией.

Взаимно. mrgreen Всё никак, что-то, вдохновение не приходит...Наверное, заблудилось где-то.
Не знаю, выходили они или нет, но нам рассказывали, что во время чумы было так много умерших, что их некуда было хоронить, и поэтому выкапывали старые могилы - отсюда и все эти кости. Другой экускурсовод, правда, рассказывал немного по-другому: мол, это сделано из костей умерших от чумы, в том числе монахов близлежащего монастыря. Я так понимаю, однозначного мнения по поводу "материала" нет...
А ещё в Костнице есть магазинчик, там продают брелоки в виде черепов, пепельницы и прочие "сопуствующие" сувениры. "Мрачный юмор", так сказать, во всей красе...
П.С. Спасибо за рецензию. Обязательно посмотрим с мужем фильм (он, кстати, внутрь идти отказался - а ведь медик, и не такое видел) mrgreen. Сижу теперь - пересматриваю фото из Чехии. Вспоминаю!

sergastra
  • Кинолюбитель
  • Wed, 02 Oct 2013 21:21:17 +0400

Это не рецензия... Это отдельное литературное произведение. Прочитал с удовольствием. smile

Добавить комментарий