Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Fjlsdfkvl thumb
10/10

Осязаемый эталон научной фантастики

Рецензия на фильм «Обливион»

20683 thumb

Можно ли осудить автора литературного произведения за аллюзии, отсылки и цитирования классиков? Можно ли осуждать Дж. Джойса, спустя тысячи лет после Гомера изобразившего однодневные скитания современного Одиссея в Дублине, подражая стилистическим особенностям матерых писателей разных эпох? Можно ли, наконец, обвинять Энди Урхолла в том, что на свои холсты он часто помещал  предметы сугубо вторичные, в буквальном смысле  ширпотреб?  Вправе ли мы со стопроцентной уверенностью говорить, что от подобного осуждения застрахованы

только пародисты?

Абсолютная оригинальность – продукт штучный,  а в век молниеносного обмена информацией и закабаления умов оригинальный контент – на вес золота. Любой мало-мальски образованный филолог подтвердит, что история человеческой мысли знает не больше дюжины мировых сюжетов, на каркас которых с разной степенью мастерства присовокупляют авторы услышанное, увиденное и осмысленное.

Молодой Косински не является адептом абсолютной оригинальности, достаточно вспомнить его первый режиссерский опыт, когда в 2010 году он снял продолжение знакового «Трона». Не стал Косинки заново изобретать велосипед и в «Обливионе», где он сумел в одном месте собрать весь пантеон штампов научной фантастики - качественной научной фантастики. Однако ощущение вторичности не преследует искреннего зрителя, потому как кусочки сюжетного пазла размеренными движениями режиссерской руки складываются в живую и непредсказуемую картину, при всем при этом изображающую знакомую всем с детства историю сражения со злыми пришельцами из далекой галактики.

Создатели не стали в угоду коммерции сооружать бруствер из громких слоганов и некой мрачной таинственности, как сделал это многострадальный «Прометей», воспевший в лучших традициях молодежных американских ужастиков человеческий идиотизм. Нынешние герои широкого экрана куда проще,  но при этом последовательны и абсолютно честны со зрителем. Правда, медитативная неторопливость повествования – одна из зол этого фильма: нынешний зритель в таких случаях по привычке настраивается на бешенный  сюжетный  темп, ежесекундные свистелки и перделки.  К этому как бы обязывает знакомая физиономия Тома Круза, фильмография которого приучила нас видеть в нем прежде всего хорошего парня, не промахивающегося по уху. Не настроенные к рефлексии рецепторы неблагодарного зрителя получают передышку,  и  последующая нестабильная подача вау-импульсов в кору мозга вызывают в акцепторе скуку и раздражение, которые тут же обращаются против причины, их породившей. И неблагодарный зритель, вместо того, чтобы наслаждаться действом, с остервенелостью пастуха, рыщущего в помете своих подопечных в поисках проглоченного бриллианта,  начинает выискивать нестыковки и несуразицы.  К тому же сам режиссер не стал в пух и прах разбивать надежды  соскучившихся по гладиаторским боям Древнего Рима, а периодично подкармливает их сценами погонь и перестрелок. Но, как известно, Боливар не выдержит двоих. И если создатели «Луны 2112» наплевали на конъюнктуру и критиков, и как следствие, создали цельную в своей камерности картину, то Косински не стал рисковать. Ему виднее.

Фильм – антология фактурных прозрачных сооружений, интерьеров и модных хай-тек финтифлюшек, перекочевавших из предыдущего фильма режиссера. Симфония объёмов и кривых, пропорций и фактур, чарующая своей утонченной аскетичностью. Просто иллюстрированная хрестоматия для архитекторов и дизайнеров.  А панорамы постапокалиптической разрухи, инородные парящие пирамиды,  растекающаяся по дневному небосводу Луна контрастируют с последующими кадрами девственных пейзажей планеты, вызывая хтонический трепет и жгучее желание наконец-то сходить в планетарий. Довершает эффектную эстетику фильма эклектичный эмбиент за авторством «космических» M83, которых я теперь заслушал до дыр, особенно одноименную фильму «парящую балладу» (по выражению The Rolling Stone Review) в исполнении аутентичной прекрасноликой норвежки Сюзан Сандфёр.

И тем не менее, антураж фильма не довлеет абсолютно над самой историей. Косински с одной стороны наполнил фильм явными символами, в том числе  библейскими, что уже выводит фильм на иной уровень, а с другой — представил на суд зрителей извечные вопросы, посещающие главных героев: любовь и жертвенность,  вера в себя и некие идеалы, противостояние человека навязываемой ему чуждой «высшей истине». И в этом вся прелесть фильма: мастерски завизуализировать окружающий мир, в котором происходит едва ли не чеховская история маленьких человеческих трагедий.

И последняя ремарка. В свое время таблоиды вводили в заблуждение сообщениями, будто фильм есть  экранизация одноименной графической новеллы за авторством Джозефа Косински. Однако целиком ее  никто в глаза не видел, хотя началась вся эта история еще в 2007 году. Тогда,  решив круто развернуть  свою жизнь, молодой архитектор переехал из суматошного Нью-Йорка в центр американской киноиндустрии. Одним из первых его дел на кинопоприще и стала разработка концепции той самой графической новеллы. Выбор жанра был предопределен – со школьной скамьи юный Джозеф фанател по олдскульной фантастике и культовому сериалу «The Twilight Zone» («Сумеречная зона»). В помощники будущий режиссер взял сценариста-ветерана Арвида Нельсона, человека недюжинного ума и таланта, по признанию самого Косински. И вроде бы комикс пришелся по вкусу издательству Radical Comics,  пообещавшее его выпустить за год до фильма, а в сети появились отдельные его части, но… этого так и не произошло.  Тем лучше для автора – вероятность услышать «книга/комикс круче!» сведена к нулю.

Путь Косинкого к Голливудской аллее славы - это осторожная, выверенная поступь, каждый шаг которой сопряжен  с откровенными поклонами мэтрам Кино. Режиссер знает свои сильные стороны, владеет секретом приготовления успешных актерских миксов, и надеюсь, он догадывается о том, насколько трудно сейчас угодить оголтелой, вечно голодной до экшна толпе, оставаясь при этом истинным творцом, хранителем искусства. Успехов ему.

@ Tue, 08 Oct 2013 13:14:13 +0400

Комментарии к рецензии (24)

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 08 Oct 2013 14:03:09 +0400

(-)
Не согласен буквально со всем, с каждой строчкой. Фильм - халтура и штамповка. Фабула - нелогичная, сюжет - простейший, метрам не поклоны отвешивает а по карманам тырит. Причем неудачно. Списываем у отличника на тройку. Если медитативность рваная, музыкой поддержана отвратно - это не медитативность, а провисание динамики.

Для еще большего примитивизма не хватает только голоса рассказчика. А нет, он тоже есть wall

Добейте меня. Поставьте 10 "Кобре".

обосную минус: текст написан хорошо, но прочитав его я бы захотел посмотреть фильм, который меня сильно разочаровал.

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Tue, 08 Oct 2013 14:07:55 +0400

Захотелось пересмотреть фильм, чтобы убедиться, что все так, как в рецензии написано ) Помнится, хорошее в целом впечатление у меня было о фильме, это да, но чтоб вот так, чеховские трагедии, чарующие красоты, библейские символы... )

A0903
  • Р.Модератор
  • Tue, 08 Oct 2013 14:12:53 +0400

фильм не так прост как кажется. у меня он вызвал определенные ассоциации, пирамида на крыше мира это собственно говоря послание, да и русские пробуждающие главного героя тоже не просто так.

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 08 Oct 2013 14:23:40 +0400

Именно так прост. Все что было увидено сверх показанного - фантазии зрителя. exclaim

fjlsdfkvl
ahahala писал:

(-)
Не согласен буквально со всем, с каждой строчкой. Фильм - халтура и штамповка. Фабула - нелогичная, сюжет - простейший, метрам не поклоны отвешивает а по карманам тырит. Причем неудачно. Списываем у отличника на тройку. Если медитативность рваная, музыкой поддержана отвратно - это не медитативность, а провисание динамики.

Для еще большего примитивизма не хватает только голоса рассказчика. А нет, он тоже есть wall

Добейте меня. Поставьте 10 "Кобре".

обосную минус: текст написан хорошо, но прочитав его я бы захотел посмотреть фильм, который меня сильно разочаровал.

Так минус фильму или лживости автора рецензии?)
Представленные контраргументы целиком и полностью вытащены из твоего субъективного восприятия, потому ценности им - ноль. Я говорю, что фабула и сюжет - логичны в своей простоте,впрочем как и концепция биотека, поклонником которой является архитектор Косински, а мэтрам перманетно отвешиваются поклоны, и первый поклон был как раз создателям не нашумевшего, но открывшего эру компьютерных кинотехнологий Трона. Переубеди wink

fjlsdfkvl
Юми писал:

Захотелось пересмотреть фильм, чтобы убедиться, что все так, как в рецензии написано ) Помнится, хорошее в целом впечатление у меня было о фильме, это да, но чтоб вот так, чеховские трагедии, чарующие красоты, библейские символы... )

Чеховская трагедия в заключается том, что герои изначально смирились с окружаюшим, не пробивают лбом реальность, а рефлексия Круза запоздало реализовалась в действие - то, что так не понравилось жадному до динамики ахахале. Библейский символ - эффективная команда Адама и Евы, что живут в технологичном Эдеме на небесах("в раю без изменений" ). Ну а чарующие красоты лучше еще раз увидеть, чем сто раз о них услышать)

fjlsdfkvl
Syrdon писал:

фильм не так прост как кажется. у меня он вызвал определенные ассоциации, пирамида на крыше мира это собственно говоря послание, да и русские пробуждающие главного героя тоже не просто так.

Платонов Олег Анатольевич сейчас выпустил бы скупую мужскую слезу, Алан)

A0903
  • Р.Модератор
  • Tue, 08 Oct 2013 15:13:19 +0400
Кржемилек писал:

Чеховская трагедия в заключается том, что герои изначально смирились с окружаюшим, не пробивают лбом реальность, а рефлексия Круза запоздало реализовалась в действие - то, что так не понравилось жадному до динамики ахахале. Библейский символ - эффективная команда Адама и Евы, что живут в технологичном Эдеме на небесах("в раю без изменений" ). Ну а чарующие красоты лучше еще раз увидеть, чем сто раз о них услышать)

ну ты увидел библейский сюжет, а я немного другое. Пирамида это символ бездушного бизнеса, который клепает такие вот эффективные команды и качает ресурсы из нашей земли, убивает ненужных и мешающих людей. Почему пирамида, так этот символ изображен на зеленой бумажке обильно печатаемой Резервным Фондом. Причем здесь наша с вами Родина, так всем известно, что у нас еще сохранилось такое понятие как духовность, сострадание, настоящая любовь итд. и стоило русской появится, как эти вещи вылезли наружу из казалось бы промытых мозгов ГГ., толкнули его на самопожертвование, он просто вспомнил, что значит быть человеком, а не прихвостнем на службе у бездушных ТНК. Россия даст миру шанс остаться людьми. вот так я увидел эту картину послание.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 08 Oct 2013 15:39:01 +0400

"...эклектичный эмбиент..." Ну вот что это такое?!! Зачем заставлять людей гуглить и чувствовать себя глупыми! mrgreen Тяжело было сказать, что музыка классная и в тему! razz
________________________________
+ реце. Медитативность - это не проблема фильма, а проблема глупого или чересчур умного зрителя! Именно из-за своей медитативности фильм очень выгодно выделяется среди фантастических фильмов 2013 года. А так, в толпе бы затерялся. Не знаю как другим, но мне сам фильм очень напомнил произведения классиков фантастики.
________________________________
Проблема экспроприации, вернее заимствование: зомби Ромеро трогать никому нельзя?

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 08 Oct 2013 15:40:06 +0400
Кржемилек писал:

Так минус фильму или лживости автора рецензии?)
Представленные контраргументы целиком и полностью вытащены из твоего субъективного восприятия, потому ценности им - ноль. Я говорю, что фабула и сюжет - логичны в своей простоте,впрочем как и концепция биотека, поклонником которой является архитектор Косински, а мэтрам перманетно отвешиваются поклоны, и первый поклон был как раз создателям не нашумевшего, но открывшего эру компьютерных кинотехнологий Трона. Переубеди wink

минус автору. Основная задача рецензии - промотивировать того, кому фильм понравится. Рецензия меня мотивирует, фильм не нравится, минус.

Про "поклоны".
Самый большой, конечно, "Луне". Только вот поклон тут выглядит как кража оригинальной идеи.
Техника, поклоны "Трону"... Гильермо Дель Торо однозначно кланяется своим прошлым работам - монстры везде в одном стиле сделаны, даром, что серии разные.
Финал - "поклон" дню независимости, конечно!
Разрушение Луны - Уэльс, не иначе!
Люди в камерах на станции - "Матрица"!
Шарообразные роботы - Фоллаут последний!
Боязнь натурпродуктов под поводом радиации - "Стальные пещеры", Азимов.

Где бы еще поклоны поискать...

О! Библия! Точнее, "неформальная". Рыжая - Лилит, Круз - Адам, Куриленко - Ева. А, каково? Первая сильно правильная и Адам от нее отказывается, ее убивают. А Ева соблазняет Адама и того изгоняют из Эдема в облаках.

Еще я нашел поклон документалке "Земля: Жизнь без людей". Это, наверное, самый неявный поклон, мало кто о нем знает.

Про нелогичность
Повторяю:
Сама легенда пришельцев о произошедшем абсолютно не выдерживает критики:
Люди победили пришельцев, остались мелкие группки на поверхности планеты. Люди отчистили от радиации здоровенные куски планеты, где построили циклопические термоядерные станции. Люди считают, что строительство независимой колонии на непригодном для жизни Титане оправданным. Люди качают воду с Земли, куда можно будет вернуться после снижения радиационного фона, а не с Европпы, спутника того же Юпитера, где ее дофига (100 км вглубь) и она ближе. Про сам Титан я молчу. Наверное, это поклон фильму "Тупой и еще тупее".

Вопросы вида: "а почему суперкомпьютер на нашел бомбу?" или "А почему суперкомпьютеру обязательно нужно было увидеть ГГ лично?" или еще миллион подобных я пропущу. Ответов тут нету, чем больше думаешь - тем больше разваливается картинка, а пресловутая "медитативность" этому только способствует. В отличие от помянутого "Прометея", где думать как раз нужно.

И да, на личности я не перехожу. Попрошу и вас воздержаться от обсуждения моих пристрастий вроде: "жадный до динамики". Первое - это не верно, второе - у нас концептуальная дискуссия, легко скатиться в личные оскорбления. Давайте сосредоточимся на фильме smile

Добавить комментарий