Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Thumb
10/10

Каста благородных донов. О главной ошибке советского человекостроения

Рецензия на фильм «Трудно быть Богом»

23345 thumb

Через две недели в широкий прокат выйдет кинофильм «Трудно быть богом» по одноимённой повести А. и Б. Стругацких. Краткую характеристику картины уже дал коллега: это такое великое произведение, что смотреть невозможно. Но этот факт, конечно, не помешает произведению стать хитом (как будто хиты «Викиликс» и «документы Сноудена» кто-нибудь читал).

Вернее, в случае «Трудно быть богом» — хитом станет не фильм, а книжка-первоисточник. Ибо на волне кинорецензий и интервью её тут же начнут

продавать покетбуками c лицом Л.Ярмольника — как актуальный медиа-продукт. Так что уже третье поколение читающих граждан массово познакомится с чарующим миром благородных донов, серых штурмовиков и чёрных монахов.

Книжке в этом году исполняется, кстати, 50 лет. И накануне её очередного пришествия стоит порассуждать о том, почему она для нас с вами крайне важна.

А она — важна крайне. Повесть «Трудно быть богом» важна потому, что она наглядно иллюстрирует главную ошибку советского человекостроения. Ошибку, последствия которой мы расхлёбываем по сей день.
Трудно быть богом. Великий отвратительный фильм

Если вам интересно, о какой ошибке речь, — давайте об этом поговорим.

…Коротко напомним мир и сюжет книги. Могучее коммунистическое (всё-таки книга написана в 1964-м) человечество, «Мир Полудня» — победило голод, болезни, кастовую систему, неграмотность и вырвалось в дальний космос. Там, в космосе, оно встретило своего близнеца. Тоже человечество. Только сильно младше – нищее, отсталое, необразованное, больное и задыхающееся в антисанитарном средневековье. То есть – такое же, каким было и наше человечество незадолго до «Мира Полудня».

В момент, когда начинается действие, со дня открытия прошли десятилетия. Отсталое человечество по-прежнему задыхается в антисанитарном тёмном средневековье. Теперь, правда, на планете действуют 250 земных супершпионов под прикрытием (у них есть секретное кунфу, секретная броня, синтезаторы денег и таблетки от похмелья). Но им запрещено подхлёстывать местную историю. Они не делятся с аборигенами знаниями. Они также не делятся с ними этическими учениями. Они — спасают от преследований и эвакуируют в безопасные места местную интеллигенцию. Как творческую, так и техническую. (Кстати, почему и за что интеллигенцию преследуют — авторы сами объяснить не смогли. Просто она гонима обывателями в серых боевых ватниках, и всё тут.)

Почему положительные земляне спасают только интеллигенцию? Вопрос интересный. Но главный положительный герой – земной разведчик, глазами которого мы смотрим на этот мир, — даёт на него достаточно простой ответ: остальные аборигены для него просто не люди.

Казалось бы, фигня какая-то. Он же вроде как из коммунистического завтра, а не из фашистского? Да, действительно фигня. Но тем не менее — мы читаем у гуманистов А. и Б. Стругацких: «Двести тысяч человек! Было в них что-то общее для пришельца с Земли. Наверное, то, что все они почти без исключений были ещё не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека».

Положительный землянин дон Румата вообще очень ярко и много рассуждает о местном человечестве и о себе посреди него. Послушаем: «Протоплазма. Просто жрущая и размножающаяся протоплазма». «Стисни зубы и помни, что ты замаскированный бог». «Полно, люди ли это?» «Это безнадежно. Можно дать им всё. Можно поселить их в самых современных домах и научить их ионным процедурам, и все равно по вечерам они будут собираться на кухне, резаться в карты и ржать над соседом, которого лупит жена. И не будет для них лучшего времяпровождения». «Остаётся одно: спасать тех немногих, кого можно успеть спасти. Ну еще десяток, ну еще два десятка… Но одна только мысль о том, что тысячи других, пусть менее талантливых, но тоже честных, по-настоящему благородных людей фатально обречены, вызывала в груди ледяной холод».

Опять вопрос: почему неинтеллигенты для дона Руматы не являются полноценными людьми?
Ответ: потому же, почему они не являются ими для авторов.

По ходу культовой повести у земного разведчика и аборигена-интеллигента происходит глубокий разговор. Из него мы узнаём формулу построения идеального общества, разделяемую обоими: «Сделай так, чтобы труд и знание стали единственным смыслом нашей жизни».

Вот тут-то, уважаемые читатели, и зарыта центральная собака. Если бы главным смыслом жизни в идеальном обществе А. и Б. Стругацкие (молодые советские фантасты на заре космической эры) назвали выживание, развитие и распространение человечества, — логика повести была бы другой.

Ибо если выживание, развитие и распространение человечества — главный смысл, то труд и знание всего лишь его инструменты. Понятно, что чем больше труда и знаний — тем лучше и дальше распространяется человечество. Но тех, кто этими инструментами не владеет, никто не именует недочеловеками и болванками. И если уж спасают — то вне зависимости от их способностей и оценок в табеле.

А если инструмент, то есть «труд и знание», назначается единственным смыслом жизни, то у нас немедленно появляется линейка для измерения черепов — ценных и не очень. Она не такая, как у средневековой аристократии королевства Арканар, и не такая, как у нацистов XX столетия, — но тоже вполне исправно отделяет элиту от быдла, а благородных донов от вонючих мужиков. И главный — положительный, на минуточку — герой повести Стругацких этой линейкой пользуется вовсю. Определяя, между прочим, кому жить и кому умереть, — хотя и ноет всю дорогу по поводу своей чрезмерно гуманистической земной морали, запрещающей ему убивать аборигенов лично.

…Ну так вот, к чему я это всё. То, что данная повесть прошла советскую цензуру — ещё не говорит об ошибке в советском человекостроении. Никто не идеален, и цензоры тоже.

Но вот то, что миллионы интеллигентных мальчиков этой повестью зачитались, и растащили на цитаты, и заинсталлировали в себя, — говорит об ошибке в советском человекостроении в полный голос.

Ибо это значит, что те мальчики воспринимали себя инопланетянами. Пришельцами из лучшего мира. Высшей кастой, незаслуженно погружённой в один социум с недочеловеками и быдлом. И советская идеологическая машина тупо не сумела это кастовое высокомерие вовремя распознать и нейтрализовать. Скорее всего — потому, что к тому времени высшие советские идеологи сами уже стали наследной кастой. Уже отдали внуков в спецшколы и спецвузы, стали затовариваться в спецмагазинах импортом и оторвались от низового арканара советских моногородов достаточно сильно.

Во что превратились те интеллигентные мальчики в перестройку — многие помнят. Не считай они себя Родине подкинутыми, не будь у них ощущения иного, лучшего мира, к которому они по праву своей интеллигентности, несомненно, принадлежат, — они вряд ли загнали бы этому миру свою Родину с такой восторженной готовностью. Но они считали, и ощущение у них было. И мы с вами для них были болванками.

Кстати. Сегодня проблема, проиллюстрированная повестью Стругацких, — по-прежнему крайне актуальна.

Ведь сейчас, двадцать пять лет спустя, каста благородных донов по-прежнему жива. Частично — улетела на идеологические и климатические родины, но отчасти всё ещё составляет оба класса отечественной элиты: «бояриат» и «креаклиат». И мы для обоих — по-прежнему чужие, не представляющие ценности, неродные, смутно угрожающие. Хамы из троллейбуса. Серые штурмовики, чья задача — истребить весь их творческий порыв.

И они с нами никакого перемирия не объявляли.

P.S. И кстати. Каста благородных донов по-прежнему очень любит цитировать Стругацких. В особенности — ту фразу, которая про нас с вами: «Там, где торжествует серость, к власти обязательно приходят чёрные».

Так вот. История дала нам возможность проверить эту фразу на вшивость. Яркая творческая интеллигенция восторжествовала над совковой серостью и прорвалась к высшей власти не во всех союзных республиках (особенно ей не обломилось в Белоруссии и Казахстане). Но народам республик особенно запомнятся четыре попытки.

* попытка кинорежиссёра Худоназарова в Таджикистане: результат — этнические чистки, гражданская война и деградация страны;

* попытка поэта Гамсахурдиа в Грузии: результат — этнические чистки, гражданская война и распад страны;

* попытка музыкально-литературного клуба Александра Матеевича в Молдавии (позже известного как Народный Фронт): результат — гражданская война и распад страны;

* попытка переводчика и диссидента Абульфаза Алиева (Эльчибея) в Азербайджане: результат — этнические чистки, война с Арменией, распад страны.

@ Sat, 03 May 2014 16:30:40 +0400 | Источник: http://www.odnako.org/blogs/kasta-blagorodnih-donov-o-glavnoy-oshibke-sovetskogo-chelovekostroeniya/

Комментарии к рецензии (55)

Artemych
  • Зритель
  • Sat, 03 May 2014 16:51:30 +0400

В этом комментарии полностью и несправедливо извращен смысл книги Стругацких "Трудно быть богом". Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно эту книгу прочитать. И все остальные тоже.

afganecskandahara
Artemych писал:

В этом комментарии полностью и несправедливо извращен смысл книги Стругацких "Трудно быть богом". Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно эту книгу прочитать. И все остальные тоже.

Соглассен!
Автор рецензии совсем не понял смысл романа!
Это у него уровниловка комунизма извратила понятия!

А ведь правильно сказано:«Там, где торжествует/вовала серость, к власти обязательно приходят чёрные».

olk444
  • Новичок
  • Sun, 04 May 2014 10:12:06 +0400
Афганец писал:

Соглассен!
Автор рецензии совсем не понял смысл романа!
Это у него уровниловка комунизма извратила понятия!

А ведь правильно сказано:«Там, где торжествует/вовала серость, к власти обязательно приходят чёрные».

Вы видимо не дочитали до PS ...таки дочитайте...и таки перечитайте ...о том как Совестливые Интеллигенты Руматы приходят к Власти с разговорами За Все Хорошее...а ПОТОМ...как фсегда...геноцид, гражданская война, расчленение страны cry...а потом... свалив в теплую норку за бугор доны пишут мемуары "О благородном доне и недостойном его благородства народе" Трудно быть Богом...ага...а не стать дерьмом для Совестливого Дона...из области Невероятного ...в натуре...Гайдар свидетель

baddad1
  • Киновед
  • Sun, 04 May 2014 10:26:53 +0400

Неожиданный взгляд на это лит.произведение и ИМХО весьма претенциозный. Я из тех, кто в детские и юношеские годы(начало/средина 70-х) зачитывался произведениями Стругацких, но не попал в «бояриат» и «креаклиат», хотя впрочем и не старался. Будучи мальчишкой, из этих книг я черпал не тонкости общественно-политического построения и социальных отношений внутри того или иного государства, а учился мечтать, впитывал пьянящий дух романтики и приключений. Ответ на Ваш вопрос: почему советская цензура не увидела и пропустила в этом произведении явную дискриминацию людей, так сказать, «по умственному признаку», ИМХО очень прост, - вся описанная в произведении «серость» и «чернота», рвущаяся к власти, сильно напоминает фашизм, который для советских людей являлся свежим и ярким примером мракобесия. Искоренять это зло было и есть благо.

superok
  • Киновед
  • Sun, 04 May 2014 11:38:18 +0400

К предыдущим комментам хочу добавить.

Какое нах выживание человечества??? Вы что, животное, и других хотите к этому подвести??? Труд и знание - вот что делает человека человеком. Есть ценные экземпляры и не очень. Чтобы посмотреть свое место в этом структуре, нужно ответить на вопрос - А что Я могу сделать? Чем я вообще полезен этому миру?

А еще вы очень извратно понимаете слово "интеллигенция". И слово "элита", кстати, тоже. Те, кто приведен в пример - враги своего народа. Режиссеры, поэты - это не элита. Это проститутки, подмахивающие тому, кто платит. Платит не деньгами - властью над умами.

Элита - это те, кто делают мир. Их не видно, как и Бога, но можно увидеть проявления их деятельности. Бог - это тот, кто может ВСЕ. Именно поэтому Богом быть трудно - степень ответственности совсем другая. Например решить, кому жить, а кому нет. Вы бы смогли?

1956soe

...два любимых режиссера, Ларс и Герман, в двух последних фильмах выдали что-то совсем несусветное! cry

...вот сижу и думаю, это тенденция или их просто тошнит от современной действительности? confused

vaxmurka

а где коллега то? twisted

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 05 May 2014 00:23:21 +0400

"Двести тысяч человек! Было в них что-то общее для пришельца с Земли. Наверное, то, что все они почти без исключений были ещё не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека"
___________________
Это фраза о совках, тоесть людей, что жили советское время и были винтиками, заготовками чего-то и людьми себя немыслили. Государство Аркнар - это Советский Союз. Главный интриган - Берия. Объяснять мыслящему советскому интеллигенту почему в совковые времена "гоняли" умную творческую интеллигенцию не надо было.
__________________
Рейган Рональд - творческий человек. "Золотой век" США.
___________________
Автор рецы - полный неуч. Минус.

A0903
  • Р.Модератор
  • Mon, 05 May 2014 01:36:43 +0400

Не надо смотреть этот фильм, если хотите увидеть Арканар включите новостные ленты, он там, он лайн уже 5 месяц. Четко по мотивам Стругацких, практически без отступлений, но с вариациями.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 05 May 2014 17:36:05 +0400
Syrdon писал:

Не надо смотреть этот фильм, если хотите увидеть Арканар включите новостные ленты, он там, он лайн уже 5 месяц. Четко по мотивам Стругацких, практически без отступлений, но с вариациями.

Странно, я подумал тоже самое. Но, мне кажется, мы со странами ошиблись.

Добавить комментарий