Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Twelve thumb
10/10

На кресте все немного Христы

Рецензия на фильм «Дневник сельского священника»

16224 thumb

Эта картина Робера Брессона, уже давно ставшая классикой мирового кино, в свое время прошла мимо советского кинопроката и, следовательно, не удостоилась профессионального русского дубляжа. Но нет худа без добра, ибо перед нами тот редчайший случай, когда сложно представить себе гораздо более подходящий перевод, нежели любительский. Обусловлено это тем, что постановщик, отобрав непрофессиональных актеров, сознательно добивался от них чуть ли не механического воспроизведения всех имеющихся в сценарии диалогов и монологов. Автоматическое

озвучивание персонажей или, если угодно, преднамеренное недоигрывание исполнителей приобрело здесь важнейший драматургический функционал, став одной из ключевых особенностей кинополотна.

 

Аналогичную ситуацию можно наблюдать, например, в "Заводном апельсине" Стэнли Кубрика, вышедшем на экраны два десятилетия спустя. Однако концептуальное отличие заключается в том, что в "Дневнике" автор не доводит свой художественный прием до гротеска. Отмечая, что многие зрители, к сожалению, увидят в этом не какую-то изначальную режиссерскую установку, а банальную нехватку актерских навыков, Андре Базен назвал данное кино "немым фильмом с произносимыми вслух субтитрами". Шагая по такому тонкому льду, Брессон в дополнение ко всему берет на себя тяжесть в виде двойного проигрывания каждой сцены. Информация о событиях истории передается нам двумя разными методами: эпистолярным и визуальным. Сначала молодой священник, переехавший в маленький провинциальный городок на севере Франции и столкнувшийся там с нежеланием прихожан меняться в лучшую сторону, записывает в личный дневник краткую информацию о том или ином инциденте (текст параллельно озвучивается закадровым голосом), а затем следует демонстрация этого самого инцидента.

 

В результате появляются два взаимодополняющих, но обособленных друг от друга повествования об одном и том же эпизоде, разница между которыми состоит в том, что отправное (сообщающее) идет от первого лица, а последующее (иллюстрирующее) от третьего. Подобная конструкция, во-первых, дает возможность кинематографисту ненавязчиво указать на относительность восприятия данности, которой лучше поклоняться, а во-вторых, позволяет ему безболезненно отделить фабулу от сюжета, чтобы в дальнейшем извлечь из последнего подтекст. В этом компоненте "Дневник сельского священника" имеет существенное преимущество над одноименным литературным произведением Жоржа Бернаноса, рассказ в котором ведется сугубо от первого лица. Брессона, кстати говоря, очень сложно заподозрить в излишне ортодоксальном следовании первоисточнику. Не отказывая себе в праве сокращать или вовсе "вырезать" некоторые фрагменты, режиссер подчас снимает не столько то, что было написано, сколько то, что он прочитал. Впрочем, вольность трактовки насквозь пропитана нескрываемым уважением автора экранизации к автору романа, ушедшему из жизни за три года до премьеры картины.

 

Сложности священника Клода Лейдю, необязательность присутствия которого мало-помалу перетекает в неуместность, заключаются в первую очередь в том обстоятельстве, что прихожане видят в нем лишь олицетворение тех абстрактных ценностей, с которыми они ознакомились в соответствующей книге. Облачение затмевает личность, за христианином пропадает верующий. Брессон недвусмысленно дает понять, что главным антагонистом веры он считает не науку или искусство, а религию, превращающую собственное содержание в совокупность определенных ритуалов и традиций. Лейдю, постепенно теряющий как уверенность в своих способностях вести людей к богу, так и саму веру в него, садится на строгую диету из вина и хлеба, дабы укрепить здоровье, но на деле ему становится только хуже. То ли не понимая причину плохого самочувствия, то ли подсознательно желая своими мучениями искупить чужие грехи, священник со временем серьезно заболевает, a нестабильное психологическое положение еще больше вредит физическому состоянию. Вскоре он направляется в город к другу-врачу, навсегда покидая свою личную Голгофу под куполом...

@ Sat, 10 Jan 2015 12:08:19 +0300

Комментарии к рецензии (16)

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Sat, 10 Jan 2015 13:15:18 +0300

картина заинтересовала confused

Profess
  • Киновед
  • Sat, 10 Jan 2015 14:29:09 +0300

Через года полтора ждем третью рецензию.
В те времена вряд-ли эта картина могла быть закуплена для проката в СССР. Даже во времена хрущевской оттепели. Что она могла дать советскому народу - строителю коммунизма? Закупались комедии и приключенческие фильмы, которые могли отвлечь народ от повседневного тяжкого бытия. Этот же фильм, наоборот, привлек бы их к их повседневным проблемам. И не надо забывать, что именно в хрущевские времена довольно активно разрушались чудом еще сохранившиеся храмы, а тут священник, да еще молодой. Молодой должен вкалывать на заводе, в колхозе, на стройке коммунизма!
http://www.kinokopilka.tv/playlists/824122

chichal507
  • Киноакадемик
  • Sat, 10 Jan 2015 14:41:31 +0300
Profess писал:

Через года полтора ждем третью рецензию.
В те времена вряд-ли эта картина могла быть закуплена для проката в СССР. Даже во времена хрущевской оттепели. Что она могла дать советскому народу - строителю коммунизма? Закупались комедии и приключенческие фильмы, которые могли отвлечь народ от повседневного тяжкого бытия. Этот же фильм, наоборот, привлек бы их к их повседневным проблемам. И не надо забывать, что именно в хрущевские времена довольно активно разрушались чудом еще сохранившиеся храмы, а тут священник, да еще молодой. Молодой должен вкалывать на заводе, в колхозе, на стройке коммунизма!
http://www.kinokopilka.tv/playlists/824122

необязательно, например был польский фильм вышедший в советский прокат про молодого священника "Мать Иоанна от ангелов". просто иногда удавалось проскочить, иногда нет.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 10 Jan 2015 15:02:18 +0300
Profess писал:

Через года полтора ждем третью рецензию.
В те времена вряд-ли эта картина могла быть закуплена для проката в СССР. Даже во времена хрущевской оттепели. Что она могла дать советскому народу - строителю коммунизма? Закупались комедии и приключенческие фильмы, которые могли отвлечь народ от повседневного тяжкого бытия. Этот же фильм, наоборот, привлек бы их к их повседневным проблемам. И не надо забывать, что именно в хрущевские времена довольно активно разрушались чудом еще сохранившиеся храмы, а тут священник, да еще молодой. Молодой должен вкалывать на заводе, в колхозе, на стройке коммунизма!
http://www.kinokopilka.tv/playlists/824122

Почему через полтора года? Максимум месяца через два. Пролетят незаметно. punk

Profess
  • Киновед
  • Sat, 10 Jan 2015 18:23:14 +0300
TEKTONIC писал:

Почему через полтора года? Максимум месяца через два. Пролетят незаметно. punk

Потому что примерно столько прошло между первой и второй. smile

Profess
  • Киновед
  • Sat, 10 Jan 2015 18:25:54 +0300
Zodiak писал:

необязательно, например был польский фильм вышедший в советский прокат про молодого священника "Мать Иоанна от ангелов". просто иногда удавалось проскочить, иногда нет.

Польша - соцстрана, где разрешена религия. Во многих польских исторических фильмах показывали и замки, и костёлы, и богослужения. А в советских церкви и богослужения были очень редко. Только если в фильме пахло контрреволюцией.

janpaul
  • Киноакадемик
  • Sat, 10 Jan 2015 20:50:22 +0300

Пробегая…
- На таких людЯх - как, например, автор данного текста - люстры держатся! ))) Плюс! punk

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sat, 10 Jan 2015 21:33:07 +0300

Кажется, в советские времена только единственный фильм Брессона был в прокате - "Приговоренный к смерти бежал". Там главный герой был участником Сопротивления.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 10 Jan 2015 23:12:55 +0300
Profess писал:

Потому что примерно столько прошло между первой и второй. smile

Не совсем так. Есть одно "НО".

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 11 Jan 2015 10:01:23 +0300

Всем привет, всем спасибо mrgreen

Добавить комментарий