В качестве эпиграфа:
«- Вспомни Фрейда.
- Он еврей?
- Да! А. Ф. Лосев…
- Он философ?»*
«Измена» Кирилла Серебренникова – это не кино. Нет, не так. «Измена» Кирилла Серебренникова – это кино не для зрителя-простофили. «Измена» - та ещё кинематографическая штучка! Вещица будь здоров! Как говаривал Кант, вся в себе! «Измена» - это чистый кинематограф: картинка, цвет, кадр… Жаль только, что это всё это не для зрителей-простофиль. Эх, Иммануил,
Иммануил! Что же ты сделал с априорными формами рассудка и чувственности Кирилла Серебренникова!..
Серебренников – плоть от плоти твоей, Мельпомена! Именно поэтому «Измена» не для простого зрителя. Ведь простому зрителю что нужно? Да немного – час простоять, да другой продержаться! И помогают зрителю-простаку в этом эмоции и простые человеческие истории. Простому зрителю интересны именно люди. Люди, пропитанные чувствами без подделки, люди с ощущениями невозвратимости потерь, краткости мгновений. Люди, пропитанные реальной жизнью. Именно люди, а не знания, теории и явления. Знания и теории рождаются людьми, а явления являются продуктами человеческой жизнедеятельности.
Театр – другое дело. Там правят бал не люди, а их образы и поступки. Вот только искренность театра в формате полотна экрана становится фальшью, искусственностью и наигранностью. Именно такой и получилась кинематографическая притча «Измена». Типа некая совокупность моноспектаклей от режиссёра Серебренникова. Типа игра одна, но у каждого – свои погремушки. Типа Благая Весть от Кирилла. Которая при ближайшем рассмотрении оказывается не Благой, а истеричной. И не Вестью, а психопатической рефлексией. В формате театральной постановки.
Дело в том, что Серебренников – театральный деятель от школьной скамьи до нынешних своих костей и мозга. Но деятель не простого классического театра, а театра «другого». В настоящее время Кирилл Серебренников гуру «Гоголь-центра» - театра, существующего как бы в диалоге с реальностью, но создающего реальность исключительно внутри себя. Реальность, в которой напрочь отсутствуют точные цели.
Кирилл Серебренников: «Мне кажется страшным иметь точную цель, ведь если ты её достигнешь, жизнь кончится...»
Вот это всё и сыграло злую кинематографическую шутку с третьим полнометражным фильмом Кирилла Серебренникова. Как же был прав Эдмонд Гуссерль, утверждавший, что «объективность принадлежит к опыту и к закономерностям данных в опыте связей природы»! А «схватывание и удержание сознанием какого-либо предмета не означает схватывания объективности. И не означает усмотрения объективной действительности».
Объективная действительность – это жизнь. «Измена» - это зона смерти. Впрочем…
Вот что сказала Альбина Джанабаева о своей героине: «Я представляла, как она живёт, какие у нее отношения с мужем, как она воспитывает ребенка. Могу сказать, что для себя полностью её оправдала, все её поступки. Она – реальная, живая женщина… Я не могу её судить. Мы все живые люди, у каждого может случиться увлечение, страсть. Особенно, когда за спиной годы совместного, семейного быта. В этом случае всегда нужен какой-то всплеск, выброс, который вернет нас к жизни, к эмоциям. Конечно, семья – слишком большая ответственность, противовес. Но стабильные отношения часто становятся рутиной, от которой хочется сбежать. Поэтому я не осуждаю свою героиню, поддерживаю и оправдываю во всем…»
Героиня Джанабаевой – это жена героя «Измены» в исполнении македонца Деяна Лилича. Жена, которая изменила герою Лилича с мужем главной героини фильма, которую замечательно исполнила немка Франциска Петри. Изменить-то изменила, вот только, как говорится, недолго музыка играла.
Нет смысла ходить вокруг да около Петри. Её героиня – взрывная смесь истерички с психопаткой. Это не спойлер. Это факт. Холод. Выедание своего мозга и чувств изнутри. Самобичевание и лелеяние своего унижения. Отчаяние. Активная фаза психической болезни, выдаваемая за страсть. Мучительный путь к финалу. И пустота…
Больная самка богомола разбила калейдоскоп структурных взаимосвязей. Симметрия семейных узоров исчезла. На смену реальной жизни пришёл холод ирреальности. А реальность понятия «мы» сменило ирреальное одиночество понятий «я», «он» и «она»…
Измена – как явление. Как следствие явления - метафизика мучительных перерождений. И попытки выдать нестабильность психики за любовь. Неспособность здраво разобраться в собственных чувствах и неспособность понять, что в семье никто не является чьей-либо собственностью.
«Дон Кихот! Вдохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как ты должен прожить её! Не называй своим ничего, кроме своей души. Люби не то, что ты есть, а то, каким хочешь и можешь стать!»**
«Измена» Кирилла Серебренникова – это кино не для зрителя-простака. Замысел - хорош. Итог – пшик. Изначально неплохой плод «Измены» был разрезан на множество долек. Полотно «Измены», как говаривал Салтыков-Щедрин, «всё до последней нитки растащили»: на красоту кадра, на метафоры, на смакование интерьеров гостиницы «Свежий ветер» в Яхроме и «Олимпийца» под Химками, на поиски точек узнавания вне реального…
И всё это практически без динамики – как внешней, так и внутренней. То, что можно делать в театре - а делать в театре Кирилл Серебренников умеет - на экране получилось безжизненными потугами. Подтверждение тому – музыка. Дело в том, что музыка фальши не терпит. Хоть попса, хоть арт. Она либо живёт с изображением, либо нет.
Кирилл Серебренников: «Я искал «музыку измены». И единственное, что я нашёл – это «Остров мёртвых» Рахманинова, такую вагнеровскую музыку, которая никак не может разрешиться»
К сожалению, не разрешился и Серебренников. Нет, не так. К сожалению, не разрешился и Серебренников картиной для простых зрителей. Для фестивалей – да. Для эстетствующих синефилов – да. Для личного синема-портфолио – конечно же, разрешился.
Как набор арт-клише и вербальных клише-катализаторов – «Измена» удалась. Как срез мира, отрицающего существование простого человеческого счастья – «Измена» имеет право быть. Как исследование процесса систематического возбуждения у женщин-врачей и женщин-следователей неких особых зон, устланных в равных пропорциях корпускулами одиночества и корпускулами Краузе – «Измена» замечательна! Особенно, если была бы в формате короткометражки.
Конечно, красоту кино-языка «Измены» оценят не только эстеты-синефилы, но и специалисты от кинематографа. И те, и другие, возможно, даже начнут сопереживать героям «Измены» и размышлять об их нелёгкой судьбе… Ах, мол, ах! Что, мол, за прелесть эта «дауническо-демоническая мадонна»! Ах, мол, ах! Вылитая, мол, «Снежная Королева, из сердца которой внезапно вытаскивают осколок слова «Вечность»» и всё такое…
А вот простым зрителям при просмотре «Измены» ловить, как говорится, нечего. Нет, им тоже можно попытаться найти в «Измене» кучу символов, аллюзий, разного рода посылов и рекомендаций наморщить лобик… Только всё это будет являться для них принудительной кинематографической мастурбацией. И только.
Впрочем, отношение к мастурбации в обществе было и остаётся неоднозначным. Равно как и к авторскому кино.
P. S.
«Режиссёр Кирилл Серебренников и оператор Олег Лукичёв отсматривают материал…
- Поцелуй в диафрагму, попса, - комментирует оператор. – У нас кино про любовь и смерть.
- Один кадр – е…ля, другой – труп… - переводит Серебренников….
- Пойдем на улицу, у нас там олень! - таинственно заявляет художник Ирина Гражданкина.
Я допытываюсь:
- Живой олень? Олень как метафора? Поэтический образ, проходящий по кадру на манер белой лошади?..
Олень оказывается шашлычным мангалом авторства некоего кузнеца из Волгограда: шампуры ему засовывают в брюхо, огонь разводится под хвостом. Объект стоит девяносто тысяч рублей, так что группа взяла его напрокат и установила возле аллеи, на которой снимают очередной проход героини. Я подхожу в тот момент, когда реквизитор с помощью спрея для мытья стёкол наращивает на олене дополнительные сосульки.
- Как будто он блевал, - комментирует подошедший вместе со мной директор съемочной группы. - Давай в глаза попрыскай - пусть ещё и плачет. А то как-то маловато льда…» - Ольга Шакина, «Как снимали фильм «Измена»»
______________________________________
* - Псой Короленко
** - «Человек из Ламанчи», мюзикл
@ Tue, 10 Feb 2015 03:19:54 +0300
P. P. S.
Мда... Надо смотреть фильм Чтобы понять, на чью сторону встать...
И с каких это пор ты начал печься о зрителе-простаке?
Зря вы, дяденька, зрителя упрощаете.
Пустота резонирует на дотошной красоте кадров, чтоб понять это, не обязательно много знать
Фильм-осень, предзимье. Пройтись по уже прихваченному морозом никогда не лишне.
Вам синюю или медовую или тетеньку-следователя - сапожник, портной - кто ты будешь такой
Плюс.
Бонус-трек про оленя.
В Смоленске в парке Стоит олень бронзовый работы художника-анималиста Рихарда Фризе. Олень до 45 года стоял на даче Геринга, теперь смоленские молодожены и прочие счастья ищущие на счастье руками полируют оленю его богатство. Забив на символизм рогов. Р.С. Стеснительные полируют нос
Зря вы, дяденька, зрителя упрощаете.
Пустота резонирует на дотошной красоте кадров, чтоб понять это, не обязательно много знать
Фильм-осень, предзимье. Пройтись по уже прихваченному морозом никогда не лишне.
Вам синюю или медовую или тетеньку-следователя - сапожник, портной - кто ты будешь такой
Плюс.
Бонус-трек про оленя.
В Смоленске в парке Стоит олень бронзовый работы художника-анималиста Рихарда Фризе. Олень до 45 года стоял на даче Геринга, теперь смоленские молодожены и прочие счастья ищущие на счастье руками полируют оленю его богатство. Забив на символизм рогов. Р.С. Стеснительные полируют нос
- Что же вам, дорогая племянница, дядю совсем-то и не жалко? Хотите, чтобы и меня Гуна поцулувала? Да я ж опосля данной оральной связи с Гуной уже никогда не смогу по-человечески искупать свою вину! Не хватало ещё в моей жизни роковых богомольш!
Бонус.
Рихард Фризе тихо плакал на допросах у ГерингА.
Потому, как за живое брал олень его тогда...
И когда ломались перья, он писАл карандашом -
Чтобы крепче спал в Смоленске неизвестный моложён.
- Один ты меня понимаешь... )))
Мда... Надо смотреть фильм Чтобы понять, на чью сторону встать...
И с каких это пор ты начал печься о зрителе-простаке?
- А с тех пор, как прочитал на днях замечательную поэтически-чувственную рецензию на "Измену". В которой прямо сказано: то, что некоторые ищут между ног - нужно искать промеж звёзд. Короче, полез я тады промеж звёзд... хотел от их огня зажечь свой фонарик... Одним словом, посмотрел "Измену"... И так жалко мне стало зрителей-простофиль... така со мной тахикардия с истерикой приключилась... Ужос!
Шовинизм на марше, или торжество биохимии над тонкой душевной организацией
"Мне нравятся очень обои, - "
Сказал я и выбежал вон.
Вбегу обратно, когда всё-таки посмотрю.
ПС. А я ходила 1 раз в етот Гоголь-Центр, там классные кирпичные стены)
Дон Кихот, одним словом
- Что же вам, дорогая племянница, дядю совсем-то и не жалко? Хотите, чтобы и меня Гуна поцулувала? Да я ж опосля данной оральной связи с Гуной уже никогда не смогу по-человечески искупать свою вину! Не хватало ещё в моей жизни роковых богомольш!
Бонус.
Рихард Фризе тихо плакал на допросах у ГерингА.
Потому, как за живое брал олень его тогда...
И когда ломались перья, он писАл карандашом -
Чтобы крепче спал в Смоленске неизвестный моложён.
Мимо
Ключевое ощущение - сила и нежность живого оленя.
Можно тренироваться на перчатках. Из оленей само-собой кожи
..села рядом.. вынула (осторожно) сердце из клетки ..грудной..
- да нет, оправилась "птичка" от истерики, тахикардии нет, бьЁтся ровно.., а щебечет, а щебечет - музы..к..а слов нет
..пригладила пёрышки, вложила обратно! Чмокнула Жан-Поля в.. висок!
-Не подсел, не подсел..к оленю.. тОисть на "измену" )))))
...забубнила под нос.."существующего как бы в диалоге с реальностью, но создающего реальность исключительно внутри себя." ....
..маленький мальчик нашООл пулемЁт, боольше в деревне никтО не живет..
Вложила - плюс в карман Жан-Поля и вылетела - вон, на волю.. к простакам в реал, в жизнь!!!!