Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Chevaist thumb
2/10

Соли, миксы…

Рецензия на фильм «Дюна»

2422 thumb


- Скажите, у Вас есть запись «Дюны»?

- Зайдите в соседний отдел, у них там даже покемоны есть.

 


Жил-поживал, добра наживал рубаха-парень из американской глубинки. Творил, снимал фильмы про разноцветных блюющих мужчин и головастиков. И вдруг - звонок, сулящий большой проект, большие деньги и дорогу в общество больших дядек. Звонок склонял к съемкам фантастического фильма под названием «Июнь». И Линчу было абсолютно по-барабану, «Июнь» или «Червень», ведь бюджет обещал быть впечатляющим

даже для личностей не слишком впечатлительных. Однако, судьба готовила подлянку. Волей отвратительной телефонной связи или степени расширенности сознания  гениального мастера на момент разговора, фантастический фильм «Июнь» оказался плохо расслышанной «Дюной» Герберта. То-бишь, все-таки «Червень».

И даже если на секундочку бомбануло, на попятную идти было поздно. Низкий старт Линчем был уже взят, и в случае отказа большие дяди могли подумать, что режиссер просто встал раком. Тогда больших денег с большими проектами ему было бы не видать еще неопределенное время. К тому же, за участие в съемках рубаха-парень выбил спонсирование своего следующего проекта. Так что, снимать он начал. И кончил, причем очень бурно. Фильм получился странный. Фантастический, но не фантастичный. Не отличный, а скорее отличающийся. От первоисточника, конечно. О нем ходит множество легенд, но главная, по моему - о том, что Линч действительно прочитал «Дюну» Герберта.

Конечно, заслуживает уважения проявленная в ходе работы степень изобретательности. Львиная доля бюджета ушла на декорации, и они действительно великолепны – как макеты техники и строений, так и внутренняя обстановка помещений. Отдельные кадры превращаются в шедевры фантастической живописи. В статике. Потому что как только все это начинает двигаться, сразу возникает желание начать блевать радугой. В линчевании «Дюны» использовались жесточайшие методы. В ход пошло все, от полного извращения сути произведения, до впадения в откровенную безвкусицу. Роскошные панорамы и интерьеры в любой момент сменялись видом гильд-навигаторов, пробивавших пространство и время лучами поноса, кубических энергетических щитов или кустистых бровей ментатов - внебрачных детей Брежнева. В ту же степь отправляются сделанная из костюмов химзащиты броня сардукаров и одежда представителей гильдии навигаторов из мешков для трупов, лол. И таких примеров - десятки, если не сотни. А прекрасным фоном для творящейся фантасмагории является абсолютно не вписывающийся в картину пафосный саундтрек.

Актерское метание из истеричности в покерфэйс можно было объяснить либо полным отсутствием понимания того, что они вообще творят, либо активным потреблением расширителей сознания вместе с режиссером. Даже в любовной линии «химия» чувствуется не между персонажами, а исключительно в крови Линча. Многие образы дегенерировали до состояния бухих паяцев, картинно дергающихся на подмостках грошового театра. Смотреть на «злодейство» Харконненов нереально без хохота или попыток спрятаться под стол от стыда за это позорище. Роскошные образы, созданные Гербертом, как и сама суть (а здесь – ссуть) произведения, ушли в песок.

И что это за долбаный межгалактический мопс, скажите пожалуйста? Мопс восседает на коленях Пауля при отлете на Арракис. Мопс бегает по дворцу в Арракине. С мопсом в обнимку идет в атаку на Харконненов Гурни Халлек. Это мопс Линча? Этот мопс олицетворяет сущность бытия и глубины глубин? Черт, да некоторые «находки» из этого культового фильма (от слова «культя») могли бы заставить плакать кровью даже Ходоровского. А ведь он в своей версии «Дюны» хотел усадить Сальвадора Дали в роли Шаддама IV на трон-унитаз с дельфинами.

Сюжет построен, как это говорится, на первой, сто сороковой и последней страницах романа. Линч громко возмущался по поводу того, что ему отказали в финальном монтаже картины. Обидевшийся режиссер даже отказался от своего имени в титрах. Проблема в том, что даже в расширенной версии с сюжетом и логическими связями между сценами творится необъяснимый бред. Так что абсолютно непонятно, из чего и что он собирался монтировать, потому что получилось в итоге что угодно, кроме «Дюны». «Страна Лимония» и «Наш Колька бабник» так же близки к оригинальному роману, как и эта экранизация. Единственное, что нельзя поставить Линчу в вину - это воткнутый в фильм против его воли аки дилдо в прорубь (то есть в совершенно неподходящее ему место) закадровый текст. Он зануден, он склонен повторять сказанное только что актерами, он похож на пособие для самых маленьких, ну или для дебилов. Простите, для альтернативно одаренных. «Вот, перед вами планета Каладан. КАЛАДАН. К.А.Л.А.Д.А.Н. На ней живет дом Атрейдес. Дом Атрейдес. А.Т.Р.Е.Й.Д.Е.С. А теперь, дети, помогите Даше найти  планету, на которой живет дом Атрейдес.»

Так и осталось непонятно, что Линч хотел снять. Для фильма философского и глубокого картина слишком глупа, поверхностна и бессмысленно претенциозна. Для фантастического боевика она слишком несуразна и неоправданно затянута. Из повествования, с легкостью планирующего из окна анорексика, были выкинуты тонны действительно важных сюжетных поворотов, диалогов и событий. При этом, в безудержном порыве творческой диареи, введено большое количество абсолютно бестолковых сцен, растянутых чуть больше пределов человеческого терпения. Неудивительно, что фильм с треском провалился в прокате, причем в отличие от большого количества недооцененных картин – заслуженно. Также вполне естественно, что Европа приняла фильм куда лучше Америки, и записала Линча в классики артхауса. Присутствуй в нем групповой секс и тема секс-меньшинств, а достоинство Стинга таки не было бы прикрыто (как Линч и планировал)  - зашло бы еще лучше.

Трудно понять после просмотра, что было увидено на экране. Длинный психоделический клип, видео-пособие для декораторов и костюмеров, экранизация наркоманского прихода после прочтения «Дюны»? То ли Линч постебался над всеми, получив профит в виде денег на следующий проект, то ли он сделал все это совершенно серьезно? Но после просмотра не перестает в голове крутиться одна мысль - а не стоило ли лучше дать шанс Сальвадору Дали на унитазе?

@ Wed, 14 Oct 2015 21:06:29 +0300

Комментарии к рецензии (78)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Oct 2015 22:35:32 +0300
Openyourmind писал:

Но ведь не Дюной единой... ведь есть еще "Твин Пикс". И "Малхолланд драйв" тоже ничего. wink

Но пишу то я про то, что он сделал с "Дюной"wink Какое мне дело до "Твин Пикс" в данном конкретном случае)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Oct 2015 22:37:13 +0300
Openyourmind писал:

Не-а, не знаю. mrgreen

Сдает Петька экзамен по географии. Его спрашивают:
- Что такое пустыня?
- Пустыня - это когда идет верблюд...
- Дальше.
- А дальше, - говорит Петька, - другой верблюд.
- А потом?
- А потом еще верблюд...
- Ну, а в чем суть-то?
- А, - обрадованно говорит Петька, - ссуть они прямо в песок!

P.S. Ну про "Червень" то понятно хоть?)))

Openyourmind
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Oct 2015 22:38:12 +0300
Chevaist писал:

Но пишу то я про то, что он сделал с "Дюной"wink Какое мне дело до "Твин Пикс" в данном конкретном случае)

Да это я на твою реплику про мастера арт-хауса ответил. А с тем, что Линч поиздевался над "Дюной" я согласен. Ох уж этот многострадальный Арракис. mrgreen

Openyourmind
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Oct 2015 22:39:02 +0300
Chevaist писал:

Сдает Петька экзамен по географии. Его спрашивают:
- Что такое пустыня?
- Пустыня - это когда идет верблюд...
- Дальше.
- А дальше, - говорит Петька, - другой верблюд.
- А потом?
- А потом еще верблюд...
- Ну, а в чем суть-то?
- А, - обрадованно говорит Петька, - ссуть они прямо в песок!

P.S. Ну про "Червень" то понятно хоть?)))

О, не знал. Про "Червень" понятно. mrgreen

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 14 Oct 2015 23:09:03 +0300

А мне про Червень не понятно )
ЗЫ: Ахахале наверняка понравится )) Он любит, когда разносят в пух и прах неугодное кино - без пощады и всякого милосердия, так сказать )) Еще, небось, будет нудеть, что мало, мало злобы и унижений Линча, еще надо! mrgreen

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Oct 2015 23:13:28 +0300

Не согласен вцелом с такой критикой и оценкой фильма. Поэтому ставлю минус.
______________________
Я смотрел сначала фильм, а потом прочитал книжку. Я абсолютно понимаю негодование фаната книги, которую "неправильно" экранизировали. Но мне фильм не просто понравился, он реально врезался в память. Фильм я смотрел один раз в далеких 90-х, но я досих помню оригинальные внутренние устройства космических кораблей, летающего толстяка, что пьют кровь из соска раба, синие глаза и агромадных червей. Потом прочитал книжку. Очень понравилась и я понимаю как блекло смотрится фильм на её фоне. Потом я прочитал дальше и ещё дальше, пока не устал и забросил. Френк Херберт создал именно в первом романе оригинальный мир, наполненный философией и своеобразной религией людей, что живут в экстремальных условиях (к которым он также причислил политику). Тема экологии больше раскрыта во втором романе, дальше снова политика...и он уже не создает ничего нового, а просто "паразитирует" на старом. "Паразитирует" в художественном плане неплохо, но чем дальше, тем больше он усложняет свой текст для восприятия пространственными рассуждениями, где каждое третье слово начинается с заглавной буквы. А реально, когда в этом начинаешь разбираться, то получается какая-то черно-белая наивность. Блага Западного (сытого) мира - это зло, а первобытный строй кочевых племен пустыни - рай небесный, поскольку там ценят все. Идеализация того, что в реальной жизни все-равно есть серым, простительно только фантасту и ... детям. А если к этом прибавить воспевание кастового устройства мира, то картинка совсем будет выглядеть непрезентабельной.
________
Пысы: вслед за автором пнул загнивающий Запад с геями и групповым сексом? Глупо и шаблонно.

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Oct 2015 23:14:53 +0300
Юми писал:

А мне про Червень не понятно )
ЗЫ: Ахахале наверняка понравится )) Он любит, когда разносят в пух и прах неугодное кино - без пощады и всякого милосердия, так сказать )) Еще, небось, будет нудеть, что мало, мало злобы и унижений Линча, еще надо! mrgreen

"Июнь" послышалось Линчу в разговоре с Лаурентис по телефону вместо "Дюна" (June=Dune), поэтому он вообще не понял, что он будет снимать сначала. "Июнь" по-украински "Червень". Дюна = песчаные черви smile Как то так)

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 14 Oct 2015 23:16:28 +0300
Chevaist писал:

"Июнь" послышалось Линчу в разговоре с Лаурентис по телефону вместо "Дюна" (June=Dune), поэтому он вообще не понял, что он будет снимать сначала. "Июнь" по-украински "Червень". Дюна = песчаные черви smile Как то так)

А, ну я просто не в курсе была, как по-украински "июнь" ) Запомним )

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Oct 2015 23:16:46 +0300
NIKI писал:

Не согласен вцелом с такой критикой и оценкой фильма. Поэтому ставлю минус.
______________________
Я смотрел сначала фильм, а потом прочитал книжку. Я абсолютно понимаю негодование фаната книги, которую "неправильно" экранизировали. Но мне фильм не просто понравился, он реально врезался в память. Фильм я смотрел один раз в далеких 90-х, но я досих помню оригинальные внутренние устройства космических кораблей, летающего толстяка, что пьют кровь из соска раба, синие глаза и агромадных червей. Потом прочитал книжку. Очень понравилась и я понимаю как блекло смотрится фильм на её фоне. Потом я прочитал дальше и ещё дальше, пока не устал и забросил. Френк Херберт создал именно в первом романе оригинальный мир, наполненный философией и своеобразной религией людей, что живут в экстремальных условиях (к которым он также причислил политику). Тема экологии больше раскрыта во втором романе, дальше снова политика...и он уже не создает ничего нового, а просто "паразитирует" на старом. "Паразитирует" в художественном плане неплохо, но чем дальше, тем больше он усложняет свой текст для восприятия пространственными рассуждениями, где каждое третье слово начинается с заглавной буквы. А реально, когда в этом начинаешь разбираться, то получается какая-то черно-белая наивность. Блага Западного (сытого) мира - это зло, а первобытный строй кочевых племен пустыни - рай небесный, поскольку там ценят все. Идеализация того, что в реальной жизни все-равно есть серым, простительно только фантасту и ... детям. А если к этом прибавить воспевание кастового устройства мира, то картинка совсем будет выглядеть непрезентабельной.
________
Пысы: вслед за автором пнул загнивающий Запад с геями и групповым сексом? Глупо и шаблонно.

Ну я и сказал - если кто хочет судить не по тексту, а по претензиям к критике - не мои проблемы, так что возражать не стану)

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Oct 2015 23:19:31 +0300
Chevaist писал:

Ну я и сказал - если кто хочет судить не по тексту, а по претензиям к критике - не мои проблемы, так что возражать не стану)

Текст выглядит однобоко. Фильм есть за что похвалить...

Добавить комментарий