Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
10/10

«Кто ты такой, чтобы мне говорить, кто я такой?»

Рецензия на фильм «Молчание»

30481 thumb

«Травился звуком, давился дождём»*

К «Молчанию» Мартин Скорсезе шёл долго. И дело не в том, что «Молчание» - предельно религиозный фильм, а Скорсезе, как рефлексирующий католик, понимал, что вопросы религии требуют соответствующей предельной осмысленности и взвешенности.

Аpriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл, выдумывая разного рода ценности.  У каждого из нас есть своё отчаяние, следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим. Настоящая человеческая жизнь начинается только по ту сторону отчаяния**.

В основе картины Скорсезе - роман католика Сюсаку Эндо, христианина из буддийско-синтоистской Японии. Роман, в котором присутствуют сомнения японского Грэма Грина по поводу христианской веры и её уместности в духовном контексте Страны восходящего солнца.

XVIIвек. Период Эдо. Объявлена война «какурэ-кириситан»***. Два молодых португальских священника – Себастьян Родригес (Эндрю Гарфилд) и Франсиско Гарупе (Адам Драйвер) -  отправляются в Страну восходящего солнца на поиски своего наставника, посланца португальского ордена иезуитов Кристована Феррейру (Лиам Нисон), который, по слухам, отрекся от веры после пытки «ямой» в Нагасаки, предал христианство и принял буддизм. Но чем ближе они приближаются к правде, тем дальше они уходят во тьму. Тьму сомнения и страдания. Увязая в Молчании. В том самом классическом - «Почему Он молчит? Если Бог любит нас, почему он позволяет зло? Почему Он молчит?!»…

Скорсезе, который  когда-то хотел стать священником, начиная работу над «Молчанием», понимал – задавать вопросы о Молчании нужно без ответов. Чтобы не соскользнуть в плакатность и не застрять в колесе Сансары с пропуском в христианский рай…  

Нет смысла искать опору в Боге или в других людях,  насилуя разного рода социумные взаимосвязи. История любой человеческой жизни есть история поражения. Нет смысла искать опору в нравственности и морали. Объективной морали не существует. У каждого из нас в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может. Мы единственные, в ком наше прошлое существует в этом мире. Отвращение к вынужденному бытию вместе с другими, тревога и заброшенность, отчуждение и страх - вот что пронизывает хрупкое человеческое существование **.

«Молчание» - это история католиков-иезуитов. И история в первую очередь для католиков. Ибо всю тяжесть бремени героев «Молчания» смогут понять только люди со схожими понятиями.  

Мартин Скорсезе: «Я вырос в семье ревностных католиков, поэтому религия играла в моём воспитании далеко не последнюю роль. Восприятие теологических догм римско-католической церкви глубоко въелось в детское подсознание и сформировало основы того, что мы называем верой… Сейчас я нахожусь в том возрасте, когда невольно начинаешь задумываться о противостоянии веры и сомнения, о человеческих пороках, о бренности человеческого тела и бессмертии души...»

 «Молчание» - не просто история. Картина Скорсезе скорее притча. Притча не только об отступничестве. Притча сдержанная, тихая и пронзительная. «Молчание» - не фильм праведника,  обретшего абсолютную истину. В нём есть вопросы, но нет готовых ответов. В нём есть ощущения и переживания.

Парадокс в том, что для того, чтобы получить какую либо истину о себе, мы должны пройти через других. Мы всегда среди других. Таких же смертных, как и мы сами. Обобщает людей не мифическая «человеческая природа». Людей обобщают две вещи - общие условия существования и  необратимость смерти**.

У «Молчания» есть своя пластика, свой ритм. Зыбкие изображения, скользящая смена кадров. У «Молчания» есть сила. Сила тонкости и тишины…

Родриго Прието, оператор «Молчания», под шум волн приближает небо Японии так близко, что больно глазам. И громко бьют местные цикады в барабаны противоречий. И с шипением змеи фехтует «инквизитор» Инуэ (Иссэй Огата) языком, как катаной…«Япония – это болото, тут не растет ничего путного. И все корни в нём загнивают.  Вот и христианство не проросло»… И громко, до боли в ушах, перекатываются песчинки под фуми-э****…

Нет смысла доказывать то, что Бога не существует. Даже если бы Бог существовал, это ничего бы не изменило. Ничто не может спасти человека от самого себя – ни его погружение в самого себя, ни  его поиски цели вовне. В любом случае человек всегда остаётся ответственным за своё существование. Нам постоянно приходится выбирать**...

Так о чём «Молчание»? О миссии? Или о вторжении? Об отрубленных головах и пытках кислотой?  Или о вере, как односторонней связи? Или о компромиссе как высшей степени жертвенности? Может, «Молчание» это отречение? Отречение как мучительный акт любви? Или Скорсезе своей картиной иллюстрирует знаменитую формулу Тертуллиана «Кровь мучеников есть семя Церкви»?  Или просто режиссёр рисует непримечательный портрет духовности на фоне портрета Христа кисти Эль Греко? Эх, убитое моё тело, все родимые мои пятна…

Но хранит молчание Мартин Скорсезе. Хранит подчёркнуто. Хранит, сохраняя нейтралитет. Не предлагая никаких однозначных интерпретаций.

Кто говорит с Родригесом голосом отца Валиньяно? Бог? Или это воспалённое воображение, придумавшее долгожданный ответ Господа?..

Жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл, выдумывая разного рода ценности.  У каждого из нас есть своё отчаяние. Ничто не может спасти человека от самого себя – ни его погружение в самого себя, ни  его поиски цели вовне. Но в любом случае человек всегда остаётся ответственным за своё существование**…

Кто поставит крест на могилы нам? Инок да шаман. Небо красное – будет ясно.

P. S.

«Круглое небо... Кто накажет круглое небо? Задуши послушными руками своего непослушного Христа...»* 

________________________________________________ 

* - Егор Летов.

** - из лекций Жан-Поля о Жан-Поле С.

*** - скрывающиеся христиане.

**** - яп., фуми «наступать» + э «изображение» - изображения Иисуса Христа и Девы Марии, использовавшиеся религиозными властями сёгуната Токугава для выявления тайных христиан. Подозреваемому предлагалось наступить на такое изображение, чтобы доказать, что он не является христианином. 

@ Mon, 22 May 2017 16:12:39 +0300

Комментарии к рецензии (65)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 13 Jun 2017 11:46:23 +0300
NIKI писал:

Если Бог хочет наказать человека, он забирает у него ум. В данном случае я про тебя, Мирони.
________________________
Вот ссылка, как учились в 70-е годы в советское время http://csr2008.ru/metod09/material/uplan-66-74.html (38,4 % на естественно-математические предметы, 42,4 % на гуманитарные предметы, остальное - физкультура и иже с ними).
Взял дневник своей дочки за 7 класс (2016-2017 учеб. год). В неделю у неё было 33 урока. Из них на естественно-математические уходило 14 уроков. Это 42,4%, причем из них 2 раза в неделю была биология, химия, физика, алгебра, геометрия. И это не считая доп. занятий по биологии и химии. Тоже 2 раза в неделю. Но даже если отбросить доп. занятия, видно, что в процентном соотношении современная обычна школа без всяких уклонских движений (по крайней мере у нас) дает больше времени на изучение естественно-математических предметов, чем советская. Отсюда спрашивается, к чему все эти вопли "теперьнетакучаткакраньше". Вообще-то, теперь возможности круче "чем раньше". Во-первых, нам доступен зарубежный опыт (про отставание только ленивый ещё не сказал). Во-вторых, информации в огромном количестве можно получить за считанные секунды (прощай некрасивые библиотекарши и запах старых книг, да здравствует Интернет и симпатичные девчата). В-третьих, и это главное, на мой взгляд, учишь предметы не односторонне, вспоминая о руководящей роли партии, а под различными углами (хотя это больше имеет отношение к гуманитарным наукам).
_________________
Кто хочет учиться, будет, а кто не хочет - не будет и в советское время.

В советское время учились: "техникум - институт" чтобы получить "чистую" и "умственную" работу. Разговор не шел о больших деньгах. Человек мог расти по карьерной лестнице, получая небольшие надбавки и премии с ростом в должности. В советское время в энергетике инженер второй категории получал в 1985 году 150 советских рублей, электромонтер или электрослесарь второго разряда получал 135 рублей, электромонтер пятого разряда - 170-180 рублей. Старший инженер - 165 рублей. Мастер - 200-210 рублей. Заместитель директора с премией и надбавками - около 500 рублей. В принципе если на электростанции работали двое: муж и жена - денег на семью из четырех человек хватало. Летом профсоюзные путевки на Черное море. Оплачивали только 20%. Море было чистым, продукты и фрукты дешевые. Помидоры - 3...5 копеек за килограмм. Стакан сухого вина у грузина за 100 метров до моря 10 копеек. Шарнул и под морскую волну. Квартира и билеты - дешевые. Был дефицит товаров - не скрою. Но в конце-концов самое необходимое было у семьи. Если хочешь машину, пожалуйста езжай на два года от электростанции в Ирак, Пакистан, Египет, Шпицберген - будет и машина и даже больше. Сколько мы платили за обучение в университете - только за общагу на пол-года вперед. Мне моей стипендии хватало на месяц, даже на пиво и ликер и послушать Челентано в баре. Правда не каждый день. Не было бизнеса.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 13 Jun 2017 11:46:38 +0300
NIKI писал:

Если Бог хочет наказать человека, он забирает у него ум. В данном случае я про тебя, Мирони.
________________________
Вот ссылка, как учились в 70-е годы в советское время http://csr2008.ru/metod09/material/uplan-66-74.html (38,4 % на естественно-математические предметы, 42,4 % на гуманитарные предметы, остальное - физкультура и иже с ними).
Взял дневник своей дочки за 7 класс (2016-2017 учеб. год). В неделю у неё было 33 урока. Из них на естественно-математические уходило 14 уроков. Это 42,4%, причем из них 2 раза в неделю была биология, химия, физика, алгебра, геометрия. И это не считая доп. занятий по биологии и химии. Тоже 2 раза в неделю. Но даже если отбросить доп. занятия, видно, что в процентном соотношении современная обычна школа без всяких уклонских движений (по крайней мере у нас) дает больше времени на изучение естественно-математических предметов, чем советская. Отсюда спрашивается, к чему все эти вопли "теперьнетакучаткакраньше". Вообще-то, теперь возможности круче "чем раньше". Во-первых, нам доступен зарубежный опыт (про отставание только ленивый ещё не сказал). Во-вторых, информации в огромном количестве можно получить за считанные секунды (прощай некрасивые библиотекарши и запах старых книг, да здравствует Интернет и симпатичные девчата). В-третьих, и это главное, на мой взгляд, учишь предметы не односторонне, вспоминая о руководящей роли партии, а под различными углами (хотя это больше имеет отношение к гуманитарным наукам).
_________________
Кто хочет учиться, будет, а кто не хочет - не будет и в советское время.

А сейчас все по-другому. Теперь надо думать куда поступать. На ту профессию, которая даст хороших денег. Вот у меня сын закончил 9 классов. 100%, что он пойдет в IT-технологии. Сын уже с 6 класса помогал в школе учительнице по информатике. Теперь на электростанции инженер второй категории получает 5000 - 6000 гривен. Это уже далеко не те деньги - 150 советских рублей, которые он получал в 1985 году. Сейчас важно знание психологии людей. Знание в любой отрасли. Независимо IT-технологии, юриспруденция или горное дело. Образование образованием, но надо быть эрудитом. Тогда как человек ты будешь интересен людям. А современной молодежи я посоветовал бы поменьше тискаться по ночным барам и дискотекам. Лес, рыбалка, поле. Побыть наедине с собой, не копаться в себе, а подумать о своих родных и близких, о людях, с которыми ты работаешь и дружишь. Открыть себя для других с хорошей стороны. К образованию надо добавить еще самовоспитание. И деньги появятся и мир откроется.

rozadavletova
NIKI писал:

Если Бог хочет наказать человека, он забирает у него ум. В данном случае я про тебя, Мирони.
________________________
Вот ссылка, как учились в 70-е годы в советское время http://csr2008.ru/metod09/material/uplan-66-74.html (38,4 % на естественно-математические предметы, 42,4 % на гуманитарные предметы, остальное - физкультура и иже с ними).
Взял дневник своей дочки за 7 класс (2016-2017 учеб. год). В неделю у неё было 33 урока. Из них на естественно-математические уходило 14 уроков. Это 42,4%, причем из них 2 раза в неделю была биология, химия, физика, алгебра, геометрия. И это не считая доп. занятий по биологии и химии. Тоже 2 раза в неделю. Но даже если отбросить доп. занятия, видно, что в процентном соотношении современная обычна школа без всяких уклонских движений (по крайней мере у нас) дает больше времени на изучение естественно-математических предметов, чем советская. Отсюда спрашивается, к чему все эти вопли "теперьнетакучаткакраньше". Вообще-то, теперь возможности круче "чем раньше". Во-первых, нам доступен зарубежный опыт (про отставание только ленивый ещё не сказал). Во-вторых, информации в огромном количестве можно получить за считанные секунды (прощай некрасивые библиотекарши и запах старых книг, да здравствует Интернет и симпатичные девчата). В-третьих, и это главное, на мой взгляд, учишь предметы не односторонне, вспоминая о руководящей роли партии, а под различными углами (хотя это больше имеет отношение к гуманитарным наукам).
_________________
Кто хочет учиться, будет, а кто не хочет - не будет и в советское время.

Да я тя умоляю! Хороший учебник много больше даст, чем в сети можно накопать. Есть такое - верификация. А с последним согласна на все 100.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jun 2017 14:09:45 +0300
mironistars писал:

http://bse.sci-lib.com/article124082.html
Ссылка на настоящий источник БСЭ.
Неверующий Вы человек, NIKI. Не верите в искренность и справедливость Советских законов, но и узнать правду о них тоже не желаете.
Вот и получается, что только верите самому себе, основывая свою веру на своих же собственных домыслах.
Сколько томов в Математической энциклопедии СССР?

Математическая энциклопедия — советское энциклопедическое издание в пяти томах, посвящённое математической тематике. Выпущена в 1977—1985 годах издательством «Советская энциклопедия». Главный редактор — академик Иван Матвеевич Виноградов (1891—1983).
Вы, NIKI, посмотрите, что Европа просто ТУПО копировала научные достижения СССР.

Я челу про процентное количество изучения естественно-математических предметов в советской и современной школе, а он мне про то, "как птицы какают стаями" (это я утрирую, если кто непонел). Я челу даю ссылку на советский источник (поскольку тока такие он принимает), а он мне мне про официальный источник БСЭ... И? Как-то содержание тех страниц БСЭ из ресурса, что указал я, не соответствует страницам БСЭ из официального ресурса?
____________________
Причем здесь тома Математической энциклопедии, если мы говорим о школе, а не университете? Европа копировала? Разве не СССР воровал импортные интегральные микросхемы для телеков? Летайте дальше стаями, товарищ Мирони.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jun 2017 14:25:22 +0300
РозАЛекС писал:

Да я тя умоляю! Хороший учебник много больше даст, чем в сети можно накопать. Есть такое - верификация. А с последним согласна на все 100.

Почему все думают, что Интернет это тока рафинированная (кем-то) база знаний. А то что Интернет может быть средством получения доступа к УЧЕБНИКАМ в pdf-формате? Я таким образом выкачиваю много учебников наших, российских, советских, заграничных, дореволюционных (у меня есть несколько учебников по истории первой половины 19 века, а есть ещё второй половины 18 века; читаются легко). Именно это я и говорил, когда писал, что Интернет дают доступ к неограниченной информации. Садись и бери.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jun 2017 14:27:34 +0300
TEKTONIC писал:

В советское время учились: "техникум - институт" чтобы получить "чистую" и "умственную" работу. Разговор не шел о больших деньгах. Человек мог расти по карьерной лестнице, получая небольшие надбавки и премии с ростом в должности. В советское время в энергетике инженер второй категории получал в 1985 году 150 советских рублей, электромонтер или электрослесарь второго разряда получал 135 рублей, электромонтер пятого разряда - 170-180 рублей. Старший инженер - 165 рублей. Мастер - 200-210 рублей. Заместитель директора с премией и надбавками - около 500 рублей. В принципе если на электростанции работали двое: муж и жена - денег на семью из четырех человек хватало. Летом профсоюзные путевки на Черное море. Оплачивали только 20%. Море было чистым, продукты и фрукты дешевые. Помидоры - 3...5 копеек за килограмм. Стакан сухого вина у грузина за 100 метров до моря 10 копеек. Шарнул и под морскую волну. Квартира и билеты - дешевые. Был дефицит товаров - не скрою. Но в конце-концов самое необходимое было у семьи. Если хочешь машину, пожалуйста езжай на два года от электростанции в Ирак, Пакистан, Египет, Шпицберген - будет и машина и даже больше. Сколько мы платили за обучение в университете - только за общагу на пол-года вперед. Мне моей стипендии хватало на месяц, даже на пиво и ликер и послушать Челентано в баре. Правда не каждый день. Не было бизнеса.

Честно говоря, Тектоник, даже не знаю, как это связанно с моим комментарием.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 13 Jun 2017 14:29:48 +0300
NIKI писал:

Честно говоря, Тектоник, даже не знаю, как это связанно с моим комментарием.

% по образованию

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jun 2017 14:47:10 +0300
TEKTONIC писал:

В советское время учились: "техникум - институт" чтобы получить "чистую" и "умственную" работу. Разговор не шел о больших деньгах. Человек мог расти по карьерной лестнице, получая небольшие надбавки и премии с ростом в должности. В советское время в энергетике инженер второй категории получал в 1985 году 150 советских рублей, электромонтер или электрослесарь второго разряда получал 135 рублей, электромонтер пятого разряда - 170-180 рублей. Старший инженер - 165 рублей. Мастер - 200-210 рублей. Заместитель директора с премией и надбавками - около 500 рублей. В принципе если на электростанции работали двое: муж и жена - денег на семью из четырех человек хватало. Летом профсоюзные путевки на Черное море. Оплачивали только 20%. Море было чистым, продукты и фрукты дешевые. Помидоры - 3...5 копеек за килограмм. Стакан сухого вина у грузина за 100 метров до моря 10 копеек. Шарнул и под морскую волну. Квартира и билеты - дешевые. Был дефицит товаров - не скрою. Но в конце-концов самое необходимое было у семьи. Если хочешь машину, пожалуйста езжай на два года от электростанции в Ирак, Пакистан, Египет, Шпицберген - будет и машина и даже больше. Сколько мы платили за обучение в университете - только за общагу на пол-года вперед. Мне моей стипендии хватало на месяц, даже на пиво и ликер и послушать Челентано в баре. Правда не каждый день. Не было бизнеса.

Общую эрудицию тебе дает школа. Мне очень нравится западная система образования, состоящая из школы, колледжа и университета (института). Школа занималась общей эрудицией, колледж готовил к поступлению в вуз, ну и базовое высшее образование, что тебе давал ин-т или ун-т. У нас в советские времена было плохо тем, что на последних годах учебы в школе надо было идти к репетиторам, чтобы готовиться поступать в вуз. На тот факультет, что поступал я, школа мне совсем не помогала. Требуемый предмет изучался один раз в неделю и тока в 10 классе (в 11-том его уже не было). И проходили мы этот предмет с учительницей, которая не имела специальность по данному предмету (наша классная). Так что и в советские времена плохо учили, не тока сейчас. Вспоминаю как у нас был физик: тока облизывался на наших девчонок и выставлял всем высокие оценки (его интересовали тока показатели). Лабораторные по физике проходили очень легко: за урок до лабораторной, мы проходили все задачи с неё, но с другими данными. А потом на лабораторной все сдавали на отлично. А вы говорите, советская школа. Были у нас очень толковые учителя (занимали первое место на всесоюзной олимпиаде по физике; к сожалению я к этому учителю по физике не попал, но попал к нему на "Астрономию" ), а были глупы как пробки, были "больны" комуняцкой идеологией (мне историчка так и не смогла объяснить как это города-государства возникали НЕ вследствие классовой борьбы; нам же всем преподносили как аксиому, что государство возникает исключительно как орудие подавления богатыми бедных; а на примере городов-государств эта теория совсем не работала). Я к тому, что учителя в советской школе были такие как и сейчас: и хорошие, и плохие.

mironistars
  • Зритель
  • Tue, 13 Jun 2017 16:58:35 +0300
NIKI писал:

Общую эрудицию тебе дает школа. Мне очень нравится западная система образования, состоящая из школы, колледжа и университета (института). Школа занималась общей эрудицией, колледж готовил к поступлению в вуз, ну и базовое высшее образование, что тебе давал ин-т или ун-т. У нас в советские времена было плохо тем, что на последних годах учебы в школе надо было идти к репетиторам, чтобы готовиться поступать в вуз. На тот факультет, что поступал я, школа мне совсем не помогала. Требуемый предмет изучался один раз в неделю и тока в 10 классе (в 11-том его уже не было). И проходили мы этот предмет с учительницей, которая не имела специальность по данному предмету (наша классная). Так что и в советские времена плохо учили, не тока сейчас. Вспоминаю как у нас был физик: тока облизывался на наших девчонок и выставлял всем высокие оценки (его интересовали тока показатели). Лабораторные по физике проходили очень легко: за урок до лабораторной, мы проходили все задачи с неё, но с другими данными. А потом на лабораторной все сдавали на отлично. А вы говорите, советская школа. Были у нас очень толковые учителя (занимали первое место на всесоюзной олимпиаде по физике; к сожалению я к этому учителю по физике не попал, но попал к нему на "Астрономию" ), а были глупы как пробки, были "больны" комуняцкой идеологией (мне историчка так и не смогла объяснить как это города-государства возникали НЕ вследствие классовой борьбы; нам же всем преподносили как аксиому, что государство возникает исключительно как орудие подавления богатыми бедных; а на примере городов-государств эта теория совсем не работала). Я к тому, что учителя в советской школе были такие как и сейчас: и хорошие, и плохие.

Страна без общих для всех законов - просто страна, не государство.
В лучшем случае - феодализм, когда каждый семейный клан живёт по своим индивидуальным законам.
Государственный строй появляется только с введением в стране общих для всех кланов законов -Конституции.
Законы Конституции и есть государство образующая концепция.
Поэтому, государством называются принятые народом или установленные независимо от воли народа общие законы для всей страны - Конституция.
Советское государство - законодательная машина, самая прогрессивная и могущественная. Её нужно просто завести на исполнительном уровне и под её стальные колёса автоматически попадут либералы, западники, монархисты, и , самое главное, будут тут же раздавлены частные посредники-спекулянты, которые сегодня заполонили своей преступной деятельностью всю Россию от заседающих в Кремле до последнего частного челночника.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jun 2017 17:14:11 +0300
mironistars писал:

Страна без общих для всех законов - просто страна, не государство.
В лучшем случае - феодализм, когда каждый семейный клан живёт по своим индивидуальным законам.
Государственный строй появляется только с введением в стране общих для всех кланов законов -Конституции.
Законы Конституции и есть государство образующая концепция.
Поэтому, государством называются принятые народом или установленные независимо от воли народа общие законы для всей страны - Конституция.
Советское государство - законодательная машина, самая прогрессивная и могущественная. Её нужно просто завести на исполнительном уровне и под её стальные колёса автоматически попадут либералы, западники, монархисты, и , самое главное, будут тут же раздавлены частные посредники-спекулянты, которые сегодня заполонили своей преступной деятельностью всю Россию от заседающих в Кремле до последнего частного челночника.

Ааай, иди-иди, учи какую-нибудь глухую бабушку в подъезде. Великобритания досих пор обходится без Конституции, исходя из принципу парламентаризма, что возник в государстве задолго до Московской державы, и плевала она на коммунистов с их законами с большой колокольни.

Добавить комментарий