Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
10/10

Черно-белая лента

Рецензия на фильм «Белая лента»

4052 thumb

До просмотра последнего фильма Михаэля Ханеке много чего было услышано и прочитано, и я приготовился смотреть, как прорастали в первые десятилетия ХХ века ростки национал-социализма во второй германской империи. Сказать, что я их там обнаружил - не могу. Тщательно воссозданная фактура и атмосфера в немецкой сельской местности позволяет ощутить черты надвигающегося кризиса, присущего всей тогдашней Европе. Подобную историю могли бы снять о своих деревнях кинематографисты Франции, Испании, Италии, Британии, Швеции, Польши, Грузии и даже России.

Экранизировали бы, например, деревенские рассказы и повести Ивана Бунина. Но для этого надо обладать талантом и мудростью художника такого масштаба, как Михаэль Ханеке.

Неторопливый и монотонный темп повествования, четкая и подробная графика кадра незаметно погружают в размеренное течение провинциальной жизни 1913-1914 годов ХХ века. Здесь, в этой безымянной саксонской деревне, есть и своя аристократия – семья барона, крупного землевладельца. Своя бюрократия – управляющий поместьем. Центр духовности, церковь и ее пастор, и интеллигенция – врач и школьный учитель. Само собой, есть и крестьяне, которые арендуют земли у барона. У всех, кроме учителя (пока еще не женатого), большие семьи, много детей. Дети не предоставлены сами себе: участвуют посильно в трудовых процессах, обучаются в школе, поют в церковном хоре и подвергаются усиленному домашнему воспитанию. Казалось бы, идеальная ретро картина пасторального бытия, но почему же некая жуть пронизывает каждый эпизод, каждый кадр?! Взрослые уверены в своей правоте и незыблемости устоев. «Мир не взорвется на куски» - не раз говорят они в течение фильма.



Элементы детектива, череда необъяснимых преступных происшествий, проходят через всю картину. Раз за разом происходят необъяснимые проявления злонамеренной жестокости. Единственный человек, кого мы знаем как убийцу (убийцу попугайчика), любимца строгого пастора – его старшая дочь Клара и можем догадываться, что именно она верховодит командой местных «тимуровцев».Сельский учитель, пожалуй, самый светлый и симпатичный человек, он же рассказчик всей этой истории, близок к раскрытию цепочки подлых и ужасных поступков. В кадре это мягкий близорукий человек тридцати лет, за кадром мы слышим его комментарии-мемуары из годов шестидесятых, судя по старческому голосу. Именно с его слов до нас доводится нехитрая мысль – вот, мол, «как закалялась сталь!»



Однако, не так все просто. Ханеке неспроста демонстрирует нам эти детские ватаги, группирующиеся вокруг волевого лидера. Такова была демографическая обстановка не только в Германии в начале ХХ века, но и по всей Европе. И в более давние века складывались периоды повышения рождаемости, когда в населении стран преобладала молодежь, и в результате – набеги викингов, крестовые походы, освоение Нового света. А откуда исходит опасность и угроза в наши дни? Правильно – из стран, где детей так много, что и ценность жизни порой не ставится ни в грош. Горько сознавать, что порой зло может исходить от, казалось бы, столь невинного поколения, носящего белые ленточки, но автор настаивает на этом. Дети - единственные, кто в титрах назван по именам: Клара, Мартин, Анни, Зиги, Петер и далее по списку. Взрослые обозначены, как социальные функции: врач, акушерка, пастор, барон, фермер и т.д.



Огромное уважение хочется высказать всем участникам этой неописуемо прекрасной черно-белой киноленты. Прежде всего, самому автору и режиссеру Михаэлю Ханеке. Кинооператору Кристиану Бергеру, который создал поразительно светоносные и до каждого кирпичика, до каждого колоска проработанные кинокадры. Художникам, сумевшим через мебель, вещи и костюмы воссоздать достоверную атмосферу эпохи. Чуть было не поблагодарил композитора, но вспомнил, что саундтрека, как такового, нет. Жители деревни временами музицируют. Баронесса играет с домашним учителем дуэт из Шуберта, школьный учитель на фисгармонии наигрывает Сицилиану Баха. Так себе играют, по-любительски, мимо нот. Детский церковный хор поет, когда требуется по сценарию. Фоновой музыки нет вообще.

И огромная благодарность, конечно же, всем занятым в фильме артистам. И взрослым, и, особенно, детям. Их даже трудно назвать актерами, и вряд ли мы запомним их имена. Они просто заглянули к нам в начало двадцать первого века из прошлого столетия немецкой истории. Кстати, в оригинальном названии фильма так прямо и заявлено «Das weisse Band. Eine deutsche Kindergeschichte» - «Белая лента. Немецкая детская история».

@ Tue, 13 Apr 2010 11:25:34 +0400

Комментарии к рецензии (21)

A0903
  • Р.Модератор
  • Tue, 13 Apr 2010 12:03:11 +0400

Про тему детей можно было развить дальше, ведь именно этим детям потом пришлось маршем пройтись по всей Европе и России. А начиналось ведь всё так пасторально))))

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Apr 2010 15:00:55 +0400

фильм не смотрела... хотя и хотела давно. Барс, есть определенная монолитная тональность, но работа все-таки слабая(без обид). Первые два абзаца - литературно оформленная аннотация с микроскопическими вкраплениями анализа, потом - историческая справка, а затем - благодарности съемочной группе. поторопился что ли?)) мало прочувствованности. даже я, фильм не смотревшая, могла бы отписаться подобными благодарностями какому-либо творению.
с запятыми было бы неплохо поработать - "казалось бы", "как такового" и т.д.
простите, Барс, но удовольствия от прочтения не получила. "-" надеюсь хотя бы получить удовольствие от просмотра...

Vikkio
  • Новичок
  • Tue, 13 Apr 2010 16:57:39 +0400

слишком тягомотно и неторопливо,как кота за хвост...ему бы чуток динамичности, а то все эти длиннющие проходы,общие планы и каменные выражения лиц вызывают желание прокрутить вперед побыстрее...
хотя говорят шедевр,значит так надо! cry

Grace2010
  • Новичок
  • Tue, 13 Apr 2010 21:50:16 +0400
Surrelia писал:

фильм не смотрела... хотя и хотела давно. Барс, есть определенная монолитная тональность, но работа все-таки слабая(без обид). Первые два абзаца - литературно оформленная аннотация с микроскопическими вкраплениями анализа, потом - историческая справка, а затем - благодарности съемочной группе. поторопился что ли?)) мало прочувствованности. даже я, фильм не смотревшая, могла бы отписаться подобными благодарностями какому-либо творению.
с запятыми было бы неплохо поработать - "казалось бы", "как такового" и т.д.
простите, Барс, но удовольствия от прочтения не получила. "-" надеюсь хотя бы получить удовольствие от просмотра...

Вы правы в одном - рецензия суховата, не помешало бы добавить красок. Но, я думаю, автор еще поработает над текстом. Что касается претензий к синтаксису, то это некорректное замечание. В Ваших комментах таких ошибок и опечаток тоже предостаточно.

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Apr 2010 21:51:54 +0400
Grace2010 писал:

Вы правы в одном - рецензия суховата, не помешало бы добавить красок. Но, я думаю, автор еще поработает над текстом. Что касается претензий к синтаксису, то это некорректное замечание. В Ваших комментах таких ошибок и опечаток тоже предостаточно.

Барс, я смотрю, вы даже скрывать не пытаетесь, что это ваш новый аккаунт)) увольте, киса мне нравилась больше razz
некорректно? а какое отношение к моим комментариям имеют ваши ошибки в тексте? twisted

P.S. ей богу, так забавно читать, как вы комментируете свои рецензии вторым аккаунтом тем не менее, вам бы я предложила выбрать одну из своих голов))

Grace2010
  • Новичок
  • Tue, 13 Apr 2010 22:04:12 +0400
Surrelia писал:

Барс, я смотрю, вы даже скрывать не пытаетесь, что это ваш новый аккаунт)) увольте, киса мне нравилась больше razz
некорректно? а какое отношение к моим комментариям имеют ваши ошибки в тексте? twisted

P.S. ей богу, так забавно читать, как вы комментируете свои рецензии вторым аккаунтом тем не менее, вам бы я предложила выбрать одну из своих голов))

Не заблуждайтесь. Bars - это Bars, а я - это я. Это можно определить по моим грамотным фразам и отсутствию ошибок. И закончим на этом. Давайте обсуждать фильмы и впечатления, а не выставлять оценки за грамотность. С уважением к Вам..........

SoNiC
  • Киновед
  • Tue, 13 Apr 2010 22:06:49 +0400
Grace2010 писал:

Не заблуждайтесь. Bars - это Bars, а я - это я. Это можно определить по моим грамотным фразам и отсутствию ошибок. И закончим на этом. Давайте обсуждать фильмы и впечатления, а не выставлять оценки за грамотность. С уважением к Вам..........

а от чего же это вы за 16 дней фильмов не скачали? Видите ли, на этом ресурсе регистрируются для того, чтобы качать, качать и сто раз качать!

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Apr 2010 22:10:15 +0400
Grace2010 писал:

Не заблуждайтесь. Bars - это Bars, а я - это я. Это можно определить по моим грамотным фразам и отсутствию ошибок. И закончим на этом. Давайте обсуждать фильмы и впечатления, а не выставлять оценки за грамотность. С уважением к Вам..........

ну хорошо.... давайте разберемся.
вы прокомментировали рецензии Барса более всех остальных.
вы пишите Вам с большой буквы, как и он.
вы защищаете его работу, в конце концов mrgreen
Барс также постоянно делает замечания про чужую каллиграфию.
а что противопоставляете вы? отсуствие ошибок?)) у него их тоже не было.
даже ник у вас - Grace2010, а у Барса какой? то-то же.
и так можно бесконечно. и ваш стиль... привожу в свидетели анатолию, которая раскусила вас, многоуважаемый Барс, еще неделю назад)) biggrin
а еще вы так неумело пытаетесь перевести разговор в другое русло...
давайте обсудим кино. но только если вы соблаговолите поговорить со мной с вашего исконного аккаунта))

Grace2010
  • Новичок
  • Tue, 13 Apr 2010 22:35:38 +0400
Surrelia писал:

ну хорошо.... давайте разберемся.
вы прокомментировали рецензии Барса более всех остальных.
вы пишите Вам с большой буквы, как и он.
вы защищаете его работу, в конце концов mrgreen
Барс также постоянно делает замечания про чужую каллиграфию.
а что противопоставляете вы? отсуствие ошибок?)) у него их тоже не было.
даже ник у вас - Grace2010, а у Барса какой? то-то же.
и так можно бесконечно. и ваш стиль... привожу в свидетели анатолию, которая раскусила вас, многоуважаемый Барс, еще неделю назад)) biggrin
а еще вы так неумело пытаетесь перевести разговор в другое русло...
давайте обсудим кино. но только если вы соблаговолите поговорить со мной с вашего исконного аккаунта))

На КК я пребываю ОЧЕНЬ недавно. 2010 - потому, что ник был занят и пришлось прибавить "год вступления". Кошачьих я люблю, это правда (ник - часть имени моего кота), а самое смешное, аватара - мой портрет. Хотите не верить - пожалуйста, помешать не могу. Спорить по этому поводу мне неинтересно.

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Apr 2010 22:39:23 +0400
Grace2010 писал:

На КК я пребываю ОЧЕНЬ недавно. 2010 - потому, что ник был занят и пришлось прибавить "год вступления". Кошачьих я люблю, это правда (ник - часть имени моего кота), а самое смешное, аватара - мой портрет. Хотите не верить - пожалуйста, помешать не могу. Спорить по этому поводу мне неинтересно.

thumbsup
долго вы думали над разгромным комментарием однако ж mrgreen
боюсь, бездоказательно. с вашим котом я не знакома, а если это ваш портрет - то я, признаться, думала, что вы - мужчина)) простите, я так неуклюжа в поспешных выводах.
хорошо, вы - независимое лицо. после вашей поддержки этой демогогии и извиливания от диалога при осознании, как далеко вы зашли, ваши аргументы звучат немного неубедительно)biggrin простите, но "я так вижу"(с)саша mrgreen

P.S. только вот давайте сразу условимся - было бы неинтересно - не отвечали бы. довольно-таки примитивный способ увернуться от продоставлений smile wink

Добавить комментарий