Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
10/10

Черно-белая лента

Рецензия на фильм «Белая лента»

4052 thumb

До просмотра последнего фильма Михаэля Ханеке много чего было услышано и прочитано, и я приготовился смотреть, как прорастали в первые десятилетия ХХ века ростки национал-социализма во второй германской империи. Сказать, что я их там обнаружил - не могу. Тщательно воссозданная фактура и атмосфера в немецкой сельской местности позволяет ощутить черты надвигающегося кризиса, присущего всей тогдашней Европе. Подобную историю могли бы снять о своих деревнях кинематографисты Франции, Испании, Италии, Британии, Швеции, Польши, Грузии и даже России.

Экранизировали бы, например, деревенские рассказы и повести Ивана Бунина. Но для этого надо обладать талантом и мудростью художника такого масштаба, как Михаэль Ханеке.

Неторопливый и монотонный темп повествования, четкая и подробная графика кадра незаметно погружают в размеренное течение провинциальной жизни 1913-1914 годов ХХ века. Здесь, в этой безымянной саксонской деревне, есть и своя аристократия – семья барона, крупного землевладельца. Своя бюрократия – управляющий поместьем. Центр духовности, церковь и ее пастор, и интеллигенция – врач и школьный учитель. Само собой, есть и крестьяне, которые арендуют земли у барона. У всех, кроме учителя (пока еще не женатого), большие семьи, много детей. Дети не предоставлены сами себе: участвуют посильно в трудовых процессах, обучаются в школе, поют в церковном хоре и подвергаются усиленному домашнему воспитанию. Казалось бы, идеальная ретро картина пасторального бытия, но почему же некая жуть пронизывает каждый эпизод, каждый кадр?! Взрослые уверены в своей правоте и незыблемости устоев. «Мир не взорвется на куски» - не раз говорят они в течение фильма.



Элементы детектива, череда необъяснимых преступных происшествий, проходят через всю картину. Раз за разом происходят необъяснимые проявления злонамеренной жестокости. Единственный человек, кого мы знаем как убийцу (убийцу попугайчика), любимца строгого пастора – его старшая дочь Клара и можем догадываться, что именно она верховодит командой местных «тимуровцев».Сельский учитель, пожалуй, самый светлый и симпатичный человек, он же рассказчик всей этой истории, близок к раскрытию цепочки подлых и ужасных поступков. В кадре это мягкий близорукий человек тридцати лет, за кадром мы слышим его комментарии-мемуары из годов шестидесятых, судя по старческому голосу. Именно с его слов до нас доводится нехитрая мысль – вот, мол, «как закалялась сталь!»



Однако, не так все просто. Ханеке неспроста демонстрирует нам эти детские ватаги, группирующиеся вокруг волевого лидера. Такова была демографическая обстановка не только в Германии в начале ХХ века, но и по всей Европе. И в более давние века складывались периоды повышения рождаемости, когда в населении стран преобладала молодежь, и в результате – набеги викингов, крестовые походы, освоение Нового света. А откуда исходит опасность и угроза в наши дни? Правильно – из стран, где детей так много, что и ценность жизни порой не ставится ни в грош. Горько сознавать, что порой зло может исходить от, казалось бы, столь невинного поколения, носящего белые ленточки, но автор настаивает на этом. Дети - единственные, кто в титрах назван по именам: Клара, Мартин, Анни, Зиги, Петер и далее по списку. Взрослые обозначены, как социальные функции: врач, акушерка, пастор, барон, фермер и т.д.



Огромное уважение хочется высказать всем участникам этой неописуемо прекрасной черно-белой киноленты. Прежде всего, самому автору и режиссеру Михаэлю Ханеке. Кинооператору Кристиану Бергеру, который создал поразительно светоносные и до каждого кирпичика, до каждого колоска проработанные кинокадры. Художникам, сумевшим через мебель, вещи и костюмы воссоздать достоверную атмосферу эпохи. Чуть было не поблагодарил композитора, но вспомнил, что саундтрека, как такового, нет. Жители деревни временами музицируют. Баронесса играет с домашним учителем дуэт из Шуберта, школьный учитель на фисгармонии наигрывает Сицилиану Баха. Так себе играют, по-любительски, мимо нот. Детский церковный хор поет, когда требуется по сценарию. Фоновой музыки нет вообще.

И огромная благодарность, конечно же, всем занятым в фильме артистам. И взрослым, и, особенно, детям. Их даже трудно назвать актерами, и вряд ли мы запомним их имена. Они просто заглянули к нам в начало двадцать первого века из прошлого столетия немецкой истории. Кстати, в оригинальном названии фильма так прямо и заявлено «Das weisse Band. Eine deutsche Kindergeschichte» - «Белая лента. Немецкая детская история».

@ Tue, 13 Apr 2010 11:25:34 +0400

Комментарии к рецензии (21)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 13 Apr 2010 22:53:36 +0400
Surrelia писал:

фильм не смотрела... хотя и хотела давно. Барс, есть определенная монолитная тональность, но работа все-таки слабая(без обид). Первые два абзаца - литературно оформленная аннотация с микроскопическими вкраплениями анализа, потом - историческая справка, а затем - благодарности съемочной группе. поторопился что ли?)) мало прочувствованности. даже я, фильм не смотревшая, могла бы отписаться подобными благодарностями какому-либо творению.
с запятыми было бы неплохо поработать - "казалось бы", "как такового" и т.д.
простите, Барс, но удовольствия от прочтения не получила. "-" надеюсь хотя бы получить удовольствие от просмотра...

Хорошо хоть честно: "Фильм не смотрела, но..." Посмотрите - тогда поговорим. А пересказывать этот фильм в развернутых сложносочиненных и перекрученных фразах, я смысла не вижу. Что хотел, то и сказал!

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Apr 2010 23:01:51 +0400
Bars2009 писал:

Хорошо хоть честно: "Фильм не смотрела, но..." Посмотрите - тогда поговорим. А пересказывать этот фильм в развернутых сложносочиненных и перекрученных фразах, я смысла не вижу. Что хотел, то и сказал!

Барс, ура, наконец-то)) а то тут на меня нападают ваши клоны cry правда, другого пола question2 twisted
я хотела найти мотивацию к просмотру в вашей статье. но нашла кое-что другое.
ваша статья - ДЕМОТИВАТОР. и точка. потому что суха и скучна... и не надо обижаться и притворятся одиноким художником в уголке - если вывешиваете свои труды сюда, то извольте не критиковать людей за то, что у них негативное мнение о ваших трудах.

P.S. об сложносочиненных вкраплениях - остроумное замечание. но, к сожалению, мимо - просто потому, что не совсем к месту smile

A0903
  • Р.Модератор
  • Tue, 13 Apr 2010 23:47:34 +0400

Жесть на КК атака клонов. Да простит меня Мирон

maleevnikita

Помнится, и меня считали клоном Барса. Хотя, может, и до сих пор считают, хрен их знает.
Меня удивляет, что Grace2010 так похожа на Барса и аватаром, и происхождением ника, и стилистикой предложений. Если бы я хотел сделать клон, я бы создал нечто совершенно инаковое, не напоминающее меня ничем. Так что, либо у Барса совсем нет фантазии, либо это не клон. Может кто из родственников smile
По поводу рецензии скажу, что ничего нового она мне не открыла, сухости не увидел вовсе, представлен вполне обычный для Барса стиль: простое, выдержанное, литературное и художественно оформленное мнение о фильме, слова подобраны точно и корректно. Настроение - доброе и отзывчивое - человек поделился впечатлением, еще и угодить вам постарался, как мне показалось.
Я отстаивал и буду отстаивать, что нечего клясть самобытность автора, пусть каждый пишет как хочет - пользователи сайта сами оценят. В конце концов, если все начнут писать по шаблону, то станет неинтересно. Пусть уж Surrelia остается Surrelia, мервинец - мервинцем, sanek - sanek, Syrdon - Syrdon, а Bars2009 - Bars2009. Не нравиться вам как человек пишет - ну, и не читайте, вас же никто не заставляет. Я те или иные рецензии читаю по настроению - когда настроен серьезно, Bars2009 мне нравится как автор, когда мне хочется самодурства, к примеру, - я читаю кого-нибудь другого или пишу сам. Провожу время так сказать. smile
Барс, от меня вам несомненный плюс.

P.S. адвокат Мурзик wink

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Apr 2010 06:18:26 +0400
Быстрый Джо писал:

Помнится, и меня считали клоном Барса. Хотя, может, и до сих пор считают, хрен их знает.
Меня удивляет, что Grace2010 так похожа на Барса и аватаром, и происхождением ника, и стилистикой предложений. Если бы я хотел сделать клон, я бы создал нечто совершенно инаковое, не напоминающее меня ничем. Так что, либо у Барса совсем нет фантазии, либо это не клон. Может кто из родственников smile
По поводу рецензии скажу, что ничего нового она мне не открыла, сухости не увидел вовсе, представлен вполне обычный для Барса стиль: простое, выдержанное, литературное и художественно оформленное мнение о фильме, слова подобраны точно и корректно. Настроение - доброе и отзывчивое - человек поделился впечатлением, еще и угодить вам постарался, как мне показалось.
Я отстаивал и буду отстаивать, что нечего клясть самобытность автора, пусть каждый пишет как хочет - пользователи сайта сами оценят. В конце концов, если все начнут писать по шаблону, то станет неинтересно. Пусть уж Surrelia остается Surrelia, мервинец - мервинцем, sanek - sanek, Syrdon - Syrdon, а Bars2009 - Bars2009. Не нравиться вам как человек пишет - ну, и не читайте, вас же никто не заставляет. Я те или иные рецензии читаю по настроению - когда настроен серьезно, Bars2009 мне нравится как автор, когда мне хочется самодурства, к примеру, - я читаю кого-нибудь другого или пишу сам. Провожу время так сказать. smile
Барс, от меня вам несомненный плюс.

P.S. адвокат Мурзик wink

Мерси боку, месье! Если Вы видели "Белую ленту", то там именно про таких, как Surrelia или Аnatolia, заводил и пионЭрвожатых. Но, увы, форма изложения этого шедевра Михаэля Ханеке для многих здесь не доступна. Вы ведь тоже не жалуете арт-хаус?

maleevnikita
Bars2009 писал:

Мерси боку, месье! Если Вы видели "Белую ленту", то там именно про таких, как Surrelia или Аnatolia, заводил и пионЭрвожатых. Но, увы, форма изложения этого шедевра Михаэля Ханеке для многих здесь не доступна. Вы ведь тоже не жалуете арт-хаус?

Да, не жалую. Но смотря какой - "Малхолланд Драйв" не переношу, к примеру. Правда, он как артхаус здесь не числится, но поверьте - ОЧЕНЬ своеобразный фильм.smile
А вот "Заводной апельсин" люблю. И "белую ленту" посмотрю обязательно. Я смотрел награждение этой картины не так давно. К тому же, я не думаю , что это очень замудренный фильм. В общем, гляну непременно. wink

P.S. Bars2009, скажите, а вы не видели новую "Алису в стране чудес"? Как она вам? На моем профиле есть сносочка на онлайн просмотр, если что. smile

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Apr 2010 06:41:38 +0400
Surrelia писал:

thumbsup
долго вы думали над разгромным комментарием однако ж mrgreen
боюсь, бездоказательно. с вашим котом я не знакома, а если это ваш портрет - то я, признаться, думала, что вы - мужчина)) простите, я так неуклюжа в поспешных выводах.
хорошо, вы - независимое лицо. после вашей поддержки этой демогогии и извиливания от диалога при осознании, как далеко вы зашли, ваши аргументы звучат немного неубедительно)biggrin простите, но "я так вижу"(с)саша mrgreen

P.S. только вот давайте сразу условимся - было бы неинтересно - не отвечали бы. довольно-таки примитивный способ увернуться от продоставлений smile wink

Surrelia, без обид, исправьте за собой ошибочки: демОгогии и Извиливании от диалога, не уворачивайтесь от предОставлений, и снова Всевдонаучно (в другом месте) Если исправите , я потом это уберу.
С почтением, Ваша Окаменелость.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Apr 2010 06:49:56 +0400
Быстрый Джо писал:

Да, не жалую. Но смотря какой - "Малхолланд Драйв" не переношу, к примеру. Правда, он как артхаус здесь не числится, но поверьте - ОЧЕНЬ своеобразный фильм.smile
А вот "Заводной апельсин" люблю. И "белую ленту" посмотрю обязательно. Я смотрел награждение этой картины не так давно. К тому же, я не думаю , что это очень замудренный фильм. В общем, гляну непременно. wink

P.S. Bars2009, скажите, а вы не видели новую "Алису в стране чудес"? Как она вам? На моем профиле есть сносочка на онлайн просмотр, если что. smile

Насчет Тима Бертона, боюсь, с Вами разойдемся. Ну, не нравится мне его эстетика (как, впрочем,и Гильермо дель Торо), и я опасаюсь, что он испортит своим вмешательством роман Оруэлла "1984". А "Белая лента" очень даже простой и ясный, и очень красиво сделанный фильм. Кстати, после Вашей лихой рецензии на "Холмса" Гая Ричи посмотрел и тоже весь сеанс проулыбался smile

maleevnikita
Bars2009 писал:

Насчет Тима Бертона, боюсь, с Вами разойдемся. Ну, не нравится мне его эстетика (как, впрочем,и Гильермо дель Торо), и я опасаюсь, что он испортит своим вмешательством роман Оруэлла "1984". А "Белая лента" очень даже простой и ясный, и очень красиво сделанный фильм. Кстати, после Вашей лихой рецензии на "Холмса" Гая Ричи посмотрел и тоже весь сеанс проулыбался smile

Ну, если принять во внимание, что сюжет фильма "Алиса..." вообще не совпадает с произведением Льюиса, то где-то вы правы. Мне образы понравились - шляпника, чеширского кота smile
Я рад - Гая Ричи нужно смотреть легко - он не претендует на особую документальность и верность сюжету книги, его работы именно для развлечения и улыбки. Даже "Револьвер" - серьезный и философский фильм, не обошелся у него без забавных моментов. smile
А по поводу экранизации Бертоном романа Оруэлла "1984" - откровенно не знаю, я ведь и книги то этой не читал. cry

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Apr 2010 07:02:01 +0400
Быстрый Джо писал:

Ну, если принять во внимание, что сюжет фильма "Алиса..." вообще не совпадает с произведением Льюиса, то где-то вы правы. Мне образы понравились - шляпника, чеширского кота smile
Я рад - Гая Ричи нужно смотреть легко - он не претендует на особую документальность и верность сюжету книги, его работы именно для развлечения и улыбки. Даже "Револьвер" - серьезный и философский фильм, не обошелся у него без забавных моментов. smile
А по поводу экранизации Бертоном романа Оруэлла "1984" - откровенно не знаю, я ведь и книги то этой не читал. cry

Завидую Вам - у Вас все впереди! В наше время за это могли и посадить.

Добавить комментарий