Мне бы хотелось начать издалека. Со школьного курса литературы.
Современный читатель и зритель разучился понимать метафоры. Ему, к сожалению, доступен только верхний слой восприятия: кто куда побежал, кто кого полюбил. С трудом, скрипя извилинами, читатель и зритель способен провести параллели: вот этот инопланетянин ведет себя как землянин, значит, мы вот такие гады. А на строки Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни // На краешке окна и духота кругом" читатель откликнется: "Луна не может лежать! Муахаха! Луна -
спутник!"
Может, за прошедшие годы что-то изменилось, и люди не видят иносказания. Для них "Химера" - ужастик про двоих ученых, инцест и игры с генной инженерией. Даже слово "зоофилия" зрители выучили, чтобы ругать фильм.
Расширение словарного запаса - похвально. Однако, может, стоит заглянуть глубже?
На многослойность фильма нас наводят и параллели с детством героини-ученой, и поведение Химеры и множество деталей, которые нельзя обойти вниманием, но нельзя и отражать в рецензии, дабы не "спойлерить".
Верхний слой: двое ученых ставят аморальный эксперимент по скрещиванию человека с другими видами. Эксперимент дает плоды, столь страшные, что ученые не могут ни осознать их, ни справиться с ними. Уууу! Ужастик.
Вариация первого слоя: да это же про любовный треугольник! Да там же трахаются!
Слой второй: Богу - богово. Нельзя, плохо и отвратительно, брать на себя миссию Бога. Не нам решать, кому жить. Мы не должны играть в создателя, такие игры плохо заканчиваются.
Оба верхних слоя - декорации фильма. Зрителю бы сделать еще шажок, оглянуться, осмотреться, вспомнить что-нибудь. И смотреть надо не в сторону "Собачьего сердца", а в сторону Фрейда и его психоанализа. Все наши беды родом из детства.
Подчеркнутая чужеродность Химеры лишь намекает на восприятие детей взрослыми. Ребенок в сознании его родителя - не человек, но собственность. Ребенок может "получиться" и "не получиться". Идем дальше? Есть ступени развития личности, и все они показаны в "Химере". Мать боится малыша, воспринимает его как "чужого", малыш проходит оральную стадию развития. Далее малыш растет, осознает себя и получает имя (т.н. "кризис двух лет"). Далее - эдипов комплекс (определение своего пола, определение гендерных отношений на примере родителей). И, наконец, его величество пубертат.
Вот о чем фильм, товарищи! О взрослении! О ненависти к своему детству, перенесенном на своего же ребенка! О непонимании, наконец.
Взрослом не понять дитя (хотя все мы были детьми), человеку - не понять химеру, им же созданную. Призраки прошлого уродуют родителей, и родители уродуют своих детей.
На эту идею работает все: и сюжет, и видео, и звук. "Химера" - не ужастик, а глубокий, психологический фильм о взаимоотношениях родителей и детей. Какие мы, такое и искусство. Времена "Отцов и детей" прошли, наши проблемы стали страшнее.
Может быть после просмотра кто-нибудь из родителей увидит призрачные крылья за спиной своего подросшего ребенка.
@ Tue, 03 Aug 2010 16:09:30 +0400
Анализ интересный. Относительно других свежий. Вы молодец! Но, согласитесь, что нужно доходить до 5 слоя сумрака))). (+)
Анализ интересный. Относительно других свежий. Вы молодец! Но, согласитесь, что нужно доходить до 5 слоя сумрака))). (+)
До пятого слоя Сумрака? А их разве не семь было?!? Черт, давно не перечитывала )
Спасибо.
интересно и со смыслом написано.
Относительно других - тут соглашусь, Ваша рецензия гораздо интереснее...
(+)...
До пятого слоя Сумрака? А их разве не семь было?!? Черт, давно не перечитывала )
Спасибо.
Да... Вы правы. Запамятовал - с каждой книгой о дозорах их было всё больше) В последним их было почти до конца - 7) (ну, типа, что 7 - это наш мир)
иногда сигара - это просто сигара.
Рецензия сильная не только текстом (смыслом), но и названием. Когда я открыл страницу с рецензиями, название мне просто бросилась в глаза. С одной стороны не могу не согласиться, а с другой - нашу атрофировавшуюся чувствительность всегда больше будет трогать то, что касается наших детей. Всегда будет трудно тем, кто не такой как основная серая масса. Всегда будет на одного гения приходиться тысяча обычных людей. Таких фильмов как этот много, но только взросление в большинстве из них осталось за кадром.
З.Ы. А Эдриана Броуди видно просто тянет на роли с подтекстом в фильмах изобилующих символами и образами. Один из таких этот, другой "Пиджак"... Спешите видеть)
Надоело искать потаенный смысл в фильмах или додумывать его скрипя своими извилинами
Следуя вашей логике, уважаемый автор, получается, что современное человечество, отягощенное пороками и комплексами, порождает монстров, уничтожающих и давящих своих родителей. Родителям пора остановиться и задуматься над фильмом Зачем ТАКИМ образом учить нас воспитанию детей? Такой фильм не даст ничего в смысле морали. Очередная злобная гримаса...
Следуя вашей логике, уважаемый автор, получается, что современное человечество, отягощенное пороками и комплексами, порождает монстров, уничтожающих и давящих своих родителей. Родителям пора остановиться и задуматься над фильмом Зачем ТАКИМ образом учить нас воспитанию детей? Такой фильм не даст ничего в смысле морали. Очередная злобная гримаса...
Говорилось не об этом. Это лишь верхушка айсберга.