Только что пересмотрела после очень долгого перерыва "Трамвай Желание" (1951) Элиа Казана с Вивьен Ли и Марлоном Брандо. Бывают же такие события в кино. Ведь как трудно экранизировать пьесу из-за её специфики - говорливая клаустрофобия это её основа, два кита, на которых она стоит. Вырваться за пределы ограниченного пространства, не покидая его, поразительно играть светом и тенью, чтобы подчеркнуть хрупкость, увядание главной героини и стремление скрыться от них в спасительной и обманчивой сумеречной приглушённости -
настоящее искусство режиссёра. А ещё сценарий, максимально приближенный к горькой и ироничной, сексуально заряженной до такой степени, что дышать тяжело, пьесе Теннесси Уильямса, одного из лучших драматургов 20-го века. Получивший Пулитцеровскую премию за Трамвай Желание, Уильямс, сказал о её героине: "Бланш - это я". Известный российский искусствовед, знаток театра, кино и литературы Виталий Вульф назвал Уильямса "Поэтом побеждённых, который никогда не любил победителей" Он знал и любил Бланш и скорбел о её судьбе. Бланш - жертва жестокости, грубой и безжалостной, а жестокость по Уильямсу - это единственный истинный грех.
Интересно вспомнить, что ровно через десять лет после "Трамвая Желание" Вивьен Ли сыграет в другой экранизации Теннесси Уильямса, по его повести "Римская Весна Миссис Стоун". В 1961 Вивиен Ли, переживала в жизни драму весьма напоминавшую то, что она сыграла на экране. Ли было 48, когда она сыграла стареющую актрису, Карен Стоун, оставившую сцену после провала в Шекспировской пьесе и потерявшую мужа, умершего во время перелёта пары в Рим. Время съёмок фильма совпало с процедурой развода самой красивой семейной кинопары. Сэр Ларри (Лоуренс Оливье) оставил Леди Вивиан,чтобы жениться на более молодой Джоан Плоурайт. Может быть, из-за - этих грустных обстоятельств Вивиен Ли создала образ хрупкий, утончённый и жалкий. Казалось бы, ну и что, что молодость ушла? 50 - ещё не вечер. Есть здоровье, много, очень много денег. Можно найти цель в жизни, быть благодарной за каждый прожитый день. Но нет. Карен Стоун привыкла к поклонению и восхищённым взглядам, и без них - жизнь для неё не имеет смысла. В чём-то главном, Карен Стоун и Бланш Дюбуа очень близки -им необходимо быть и чувствовать себя любимыми, желанными и молодыми. Это чувство для них как солнце или вода. Без него они увядают, выцветают и их существование теряет всякий смысл.
Теперь обратно во времени, в 1951 к "Трамваю Желание". В фильме - прекрасный актёрский состав, где актёры в главных ролях повторили свои роли в Бродвейской (Брандо, Молден, Хантер) и Лондонских (Ли) постановках замечательной и шокирующей по тем временам (начало 50х ) пьесы. Все четверо были номинированы на Оскара за актёрские достижения и трое получили статуэтку. Кроме Марлона Брандо, хотя именно его исполнение роли грубого, вспыльчивого, жестокого, лишённого малейшего намёка на джентльменство и плюющего на это немыслимо сексуального зверя Стэнли Ковальски вошло в историю кино, как разрушившее все сложившееся каноны и открывшее дорогу страстной, обнажающей каждое потаённое чувство, манере игры, которую у Брандо переняли и Джеймс Дин, и Джек Николсон, и Роберт де Ниро, и Шон Пенн.
Нужно отметить, что при всей близости к тексту пьесы, фильм имеет более оптимистичный финал. Не для Бланш. Для Стеллы. Последняя немая сцена пьесы - эта полная капитуляция отжившего уходящего в Лету мира нежности, деликатности, мира двух девочек, сестёр Стеллы -звёздочки и светлой Бланш. На смену ему неторопливо по хозяйски вступил и смотрит исподлобья тяжёлым зовущим обжигающим взглядом мир агрессивной, удушающей, втягивающей чувственности. "Но есть у мужчины с женщиной свои тайны, тайны двоих в темноте, и после всё остальное не столь уж важно." Трамвай "Желание..."
Перефразируя Оскара Уайльда, который сказал "Не бывает моральных или аморальных книг. Бывают книги хорошо или плохо написанные", фильмы бывают хорошие и плохие. Я предпочту хороший "бабский" фильм невразумительному и неубедительному размужскому (что бы это не значило.)
Перефразируя Оскара Уайльда, который сказал "Не бывает моральных или аморальных книг. Бывают книги хорошо или плохо написанные", фильмы бывают хорошие и плохие. Я предпочту хороший "бабский" фильм невразумительному и неубедительному размужскому (что бы это не значило.)
Как я уже писала в комментарии к рецезиии Зодиака, он - пресный и вторичный. "Даже Майк Никольс не может войти дважды в одну и ту же реку. Камерная история, четыре персонажа, но никто больше не боится Вирджинии Вульф". Снято, конечно красиво и уместно холодно. Понравился и запомнился Клайв Оуэнс. Остальное - благополучно забыла.
Как я уже писала в комментарии к рецезиии Зодиака, он - пресный и вторичный. "Даже Майк Никольс не может войти дважды в одну и ту же реку. Камерная история, четыре персонажа, но никто больше не боится Вирджинии Вульф". Снято, конечно красиво и уместно холодно. Понравился и запомнился Клайв Оуэнс. Остальное - благополучно забыла.
...а "Под подозрением"? (усложняем задачу)
(детективная часть - не в счет!)
...а "Под подозрением"? (усложняем задачу)
(детективная часть - не в счет!)
"Под подозрением" -хороший, недооценённый критиками и к сожалению, затерявшийся для зрителей. Джин Хэкман - что ещё я должна сказать? И, кстати, как детектив - он скорее всего разочарует. Это не детектив, и об этом я уже тоже писала в своей рецензии. А Вы тогда на меня набросились и отчитывали, как девочку глупую и неразумную. "Как чистый детектив, классический "whodunit", фильм может разочаровать своим финалом, но как держущее в неослабевающем напряжении психологическое исследование самых затаённых уголков человеческого воображения, тёмных и подавляемых желаний и фантазий, в которых предпочитают не признаваться даже самим себе, фильм работает замечательно." Ну и о предательстве, которое забыть точно нельзя и пережить, возможно тоже не выйдет. Но это уже за финальным кадром.
"Под подозрением" -хороший, недооценённый критиками и к сожалению, затерявшийся для зрителей. Джин Хэкман - что ещё я должна сказать? И, кстати, как детектив - он скорее всего разочарует. Это не детектив, и об этом я уже тоже писала в своей рецензии. А Вы тогда на меня набросились и отчитывали, как девочку глупую и неразумную. "Как чистый детектив, классический "whodunit", фильм может разочаровать своим финалом, но как держущее в неослабевающем напряжении психологическое исследование самых затаённых уголков человеческого воображения, тёмных и подавляемых желаний и фантазий, в которых предпочитают не признаваться даже самим себе, фильм работает замечательно." Ну и о предательстве, которое забыть точно нельзя и пережить, возможно тоже не выйдет. Но это уже за финальным кадром.
...плюс за хорошую память!
...отвял! ...а "Под..." - редкий фильм! и главная тема, абсолютно верно, предательство!
...из фильмов (недооцененных), еще "Постовой на перекрестке", там Николсон и дочь Хьюстона - ваще сдохнуть можно! высший класс!!!
На трамвае давно не ездил. Хотя дело тут не совсем в трамвае. +
Если давно не ездили на ЭТОМ трамвае, очень рекомендую. Не только потому, что и пьеса хороша и экранизация ей подстать, но потому что у нас на глазах настоящая звезда рождается. Вторая уже была знаменитостью, а вот Брандо трамвай "Желание" привёз прямо на вершину славы.
Плюс поставил, но фильм все равно "бабский"...
Плюс поставил, но фильм все равно "бабский"...
Перефразируя Оскара Уайльда, который сказал "Не бывает моральных или аморальных книг. Бывают книги хорошо или плохо написанные", фильмы бывают хорошие и плохие. Я предпочту хороший "бабский" фильм невразумительному и неубедительному размужскому (что бы это не значило.)
Перефразируя Оскара Уайльда, который сказал "Не бывает моральных или аморальных книг. Бывают книги хорошо или плохо написанные", фильмы бывают хорошие и плохие. Я предпочту хороший "бабский" фильм невразумительному и неубедительному размужскому (что бы это не значило.)
...а вот "Близость", он какой? Бабский? Или?
...а вот "Близость", он какой? Бабский? Или?
Как я уже писала в комментарии к рецезиии Зодиака, он - пресный и вторичный. "Даже Майк Никольс не может войти дважды в одну и ту же реку. Камерная история, четыре персонажа, но никто больше не боится Вирджинии Вульф". Снято, конечно красиво и уместно холодно. Понравился и запомнился Клайв Оуэнс. Остальное - благополучно забыла.
Как я уже писала в комментарии к рецезиии Зодиака, он - пресный и вторичный. "Даже Майк Никольс не может войти дважды в одну и ту же реку. Камерная история, четыре персонажа, но никто больше не боится Вирджинии Вульф". Снято, конечно красиво и уместно холодно. Понравился и запомнился Клайв Оуэнс. Остальное - благополучно забыла.
...а "Под подозрением"? (усложняем задачу)
(детективная часть - не в счет!)
...а "Под подозрением"? (усложняем задачу)
(детективная часть - не в счет!)
"Под подозрением" -хороший, недооценённый критиками и к сожалению, затерявшийся для зрителей. Джин Хэкман - что ещё я должна сказать? И, кстати, как детектив - он скорее всего разочарует. Это не детектив, и об этом я уже тоже писала в своей рецензии. А Вы тогда на меня набросились и отчитывали, как девочку глупую и неразумную. "Как чистый детектив, классический "whodunit", фильм может разочаровать своим финалом, но как держущее в неослабевающем напряжении психологическое исследование самых затаённых уголков человеческого воображения, тёмных и подавляемых желаний и фантазий, в которых предпочитают не признаваться даже самим себе, фильм работает замечательно." Ну и о предательстве, которое забыть точно нельзя и пережить, возможно тоже не выйдет. Но это уже за финальным кадром.
"Под подозрением" -хороший, недооценённый критиками и к сожалению, затерявшийся для зрителей. Джин Хэкман - что ещё я должна сказать? И, кстати, как детектив - он скорее всего разочарует. Это не детектив, и об этом я уже тоже писала в своей рецензии. А Вы тогда на меня набросились и отчитывали, как девочку глупую и неразумную. "Как чистый детектив, классический "whodunit", фильм может разочаровать своим финалом, но как держущее в неослабевающем напряжении психологическое исследование самых затаённых уголков человеческого воображения, тёмных и подавляемых желаний и фантазий, в которых предпочитают не признаваться даже самим себе, фильм работает замечательно." Ну и о предательстве, которое забыть точно нельзя и пережить, возможно тоже не выйдет. Но это уже за финальным кадром.
...плюс за хорошую память!
...отвял! ...а "Под..." - редкий фильм! и главная тема, абсолютно верно, предательство!
...из фильмов (недооцененных), еще "Постовой на перекрестке", там Николсон и дочь Хьюстона - ваще сдохнуть можно! высший класс!!!
На трамвае давно не ездил. Хотя дело тут не совсем в трамвае. +
ух ты скоко я пропустила!!!!
плюс.
На трамвае давно не ездил. Хотя дело тут не совсем в трамвае. +
Если давно не ездили на ЭТОМ трамвае, очень рекомендую. Не только потому, что и пьеса хороша и экранизация ей подстать, но потому что у нас на глазах настоящая звезда рождается. Вторая уже была знаменитостью, а вот Брандо трамвай "Желание" привёз прямо на вершину славы.